Опера отелло краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Либретто (по-итальянски): Арриго Бойто, основанное на трагедии У. Шекспира.

Первое исполнение: Милан, театр Ла Скала, 5 февраля 1887 года.

Действующие лица:

ОТЕЛЛО, мавр, полководец венецианской армии (тенор)
ДЕЗДЕМОНА, его супруга (сопрано)
ЯГО, мичман (баритон)
КАССИО, начальник эскадры (тенор)
ЭМИЛИЯ, жена Яго (меццо-сопрано)
РОДРИГО, венецианский патриций (тенор)
ЛОДОВИКО, посланник Венецианской Республики (бас)
МОНТАНО, предшественник Отелло в управлении островом Кипр (бас)
ГЕРОЛЬД (баритон)

Время действия: конец XV века.

Место действия: остров Кипр

ДЕЙСТВИЕ I

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

ДЕЙСТВИЕ IV

Оте́лло (итал. Otello ) — опера Джузеппе Верди в 4 действиях, на либретто Арриго Бойто, по мотивам одноименной пьесы Шекспира. Премьера состоялась 5 февраля 1887 г. в театре Ла Скала, при участии Ф. Таманьо (Отелло) и В. Мореля (Яго).

Содержание

Действующие лица

Содержание

Фабула в основном совпадает с исходной пьесой, за исключением того, что Бойто исключил шекспировский первый акт (сцены в Венеции). Следовательно, всё действие оперы происходит на Кипре, в конце 15 века.

I акт

Жители Кипра ожидают прибытия нового губернатора, попавшего в бурю. Им оказывается мавр Отелло, который сообщает о гибели турецкого флота. Мичман Яго переговаривается с дворянином Родриго, влюблённым в Дездемону, жену Отелло. Лейтенант Кассио получает повышение в чине, чем провоцирует зависть Яго. Яго подпаивает Кассио и вызывает его ссору с офицером Монтано. Отелло лишает Кассио почестей. Появляется Дездемона и исполняет с мужем дуэт Già nella notte densa s'estingue ogni clamor.

II акт

Яго советует Кассио обратиться за помощью к Дездемоне. После его ухода он поёт арию Credo in un Dio crudel и намекает пришедшему Отелло на неверность Дездемоны. Хор, чествующий молодую губернаторшу, успокаивает мавра, но вскоре он ссорится с женой и бросает наземь её платок, который поднимает супруга Яго Эмилия. Яго говорит, что видел платок у Кассио.

III акт

Яго просит Отелло подслушать его разговор с Кассио, будто бы подтверждающий виновность Дездемоны. Является она сама и ходатайствует за лейтенанта, вызывая ревность мужа. Он гонит её со сцены и поёт арию Dio! mi potevi scagliar tutti i mali della miseria. Яго на глазах у Отелло вызывает Кассио на разговор о любовнице последнего, представив дело так, будто речь идёт о Дездемоне. В конце диалога лейтенант демонстрирует платок губернаторши, подкинутый ему Яго.

На Кипр из Венеции прибывает посол Лодовико, читающий приказ о замене Отелло на Кассио. Мавр бьёт Дездемону, разгоняет хор и падает в обморок к радости Яго.

IV акт

Готовясь ко сну, Дездемона исполняет балладу Piangea cantando nell’erma landa и молитву Ave Maria. Отелло целует Дездемону и после диалога душит её. Являются Эмилия и другие персонажи оперы. Отелло узнаёт, что его жена не изменяла ему, и кончает с собой.

Записи

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Ссылки

Оберто (1839) • Король на час (1840) • Набукко (1842) • Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) • Эрнани (1844) • Двое Фоскари (1844)
Жанна д'Арк (1845) • Альзира (1845) • Аттила (1846) • Макбет (1847) • Разбойники (1847) • Иерусалим (1847) • Корсар (1848) • Битва при Леньяно (1849)
Луиза Миллер (1849) • Стифеллио (1850) • Риголетто (1851) • Трубадур (1853) • Травиата (1853) • Сицилийская вечерня (1855) • Джованна де Гусман (1855)
Симон Бокканегра (1857) • Арольдо (1857) • Бал-маскарад (1859) • Сила судьбы (1862) • Дон Карлос (1867) • Аида (1871) • Отелло (1887) • Фальстаф (1893)

Действие происходит в приморском городе на острове Кипр в конце XV века.

В августе 1879 года либреттист А. Бойто (1842-1918) познакомил Верди с эскизами своего либретто по трагедии Шекспира “Отелло” (1604). Композитор одобрительно отозвался о них, но согласия писать оперу не дал. Бойто, преклонявшийся перед гением Верди и мечтавший о сотрудничестве с ним, упорно настаивал и вскоре принес композитору законченное либретто. Лишь в начале 1881 года Верди принялся за сочинение, которое растянулось на долгий

Композитор стремился создать произведение, достойное своего литературного первоисточника. Шекспир был его самым любимым писателем. Еще в сороковые годы Верди написал оперу “Макбет”, к которой вновь вернулся спустя почти 20 лет; многие годы он работал над “Королем Лиром”, но, не удовлетворенный либретто, уничтожил, как предполагают, уже готовую оперу, частично использовав ее музыку в других произведениях; с Шекспиром связано и последнее творение Верди – комическая опера “Фальстаф” .

В создании либретто “Отелло” Верди принадлежала ведущая роль. По его указаниям Бойто несколько раз менял план, заново переписывал целые сцены. Шекспировский сюжет подвергся существенным изменениям.

Композитор сконцентрировал действие вокруг основного конфликта – столкновения Отелло и Яго, придав ему общечеловеческое звучание, освободив интригу от мелких бытовых подробностей.

Завершив сочинение в ноябре 1886 года, Верди принял непосредственное участие в его постановке. Премьера состоялась 5 февраля 1887 года в Милане и вылилась в подлинный триумф итальянского национального искусства. Вскоре эта опера была признана во всем мире лучшим, наиболее совершенным творением Верди.

“Отелло” – музыкальная трагедия, поражающая правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров. Необычайной рельефностью и драматической силой отмечены музыкальные портреты Отелло – героя и воина, страстного любящего супруга, человека доверчивого и одновременно неистового в своей ярости, кроткой и чистой Дездемоны, коварного Яго, попирающего все нравственные законы. Хоровые эпизоды дополняют образы главных персонажей, выражая отношение к ним народа.

Важную роль в опере играет оркестр, передающий эмоциональную, атмосферу событий, исключительное богатство психологических оттенков.

Первый акт открывается грандиозной вокально-симфонической картиной бури, которая сразу же вводит в гущу напряженной борьбы, острых столкновений. Вершина этой динамичной сцены – появление Отелло, сопровождаемое радостным хором. В сцене пирушки причудливый хор “Радости пламя” мелодией и живописным оркестровым сопровождением словно рисует разгорающиеся огни праздничных костров. Застольная песня Яго пронизана едким сарказмом.

Дуэт Отелло и Дездемоны “Темная ночь настала”, предваряемый проникновенным звучанием солирующих виолончелей, изобилует напевными мелодиями. В заключении дуэта в оркестре появляется страстная, экстатическая мелодия любви.

Во втором акте центральное место занимают характеристики Яго и Отелло. Образ Яго – сильного, не знающего колебаний, но душевно опустошенного человека – запечатлен в большом монологе “Верю в творца жестокого”; в твердых, решительных музыкальных фразах звучит скрытая издевка, усиливаемая оркестровым сопровождением (в заключение слышится взрыв язвительного хохота). Выразительный контраст создает кипрский хор “Ты посмотришь – все заблестит”, подчеркивающий чистоту и непорочность Дездемоны; просветленный характер музыки создается звучанием детских голосов, прозрачным аккомпанементом мандолин и гитар. В квартете (Дездемона, Эмилия, Отелло и Яго) широкие, полные спокойного благородства мелодии Дездемоны противостоят взволнованным, горестным фразам Отелло.

Ариозо Отелло “С вами прощаюсь навек, воспоминанья”, сопровождаемое воинственными фанфарами, близко героическому маршу; это краткий музыкальный портрет мужественного полководца. Контрастом ему служит рассказ Яго о Кассио “То было ночью”; его вкрадчивая, завораживающая мелодия, покачивающийся рисунок сопровождения напоминают колыбельную. Дуэт Отелло и Яго (клятва мести) по характеру музыки перекликается с ариозо Отелло.

Третий акт строится на резком противопоставлении торжественности массовых сцен, в которых народ приветствует Отелло, и его глубокого душевного смятения. Дуэт Отелло и Дездемоны открывается нежной мелодией “Здравствуй, супруг мой милый”. Постепенно фразы Отелло становятся все более тревожными и взволнованными; в конце дуэта начальная лирическая мелодия звучит иронически и обрывается гневным возгласом.

Разорванные, мрачные, словнозастывшие фразы монолога Отелло “Боже, ты мог дать мне позор” выражают подавленность и оцепенение: певучая мелодия второй части монолога пронизана сдержанной скорбью. Замечательный септет с хором – вершина драмы: ведущая роль принадлежит здесь Дездемоне, ее проникновенные мелодии полны горестных предчувствий.

В четвертом акте первенствует образ Дездемоны. Скорбное оркестровое вступление с солирующим английским рожком создает трагическую атмосферу обреченности, предрекая близкую развязку. Это настроение усиливается в простой, народной по характеру песне Дездемоны с повторяющимися тоскливыми восклицаниями “Ива! Ива!

Ива!”. Широким диапазоном чувств отличается краткое оркестровое интермеццо (появление Отелло), завершаемое страстной мелодией любви. Диалог Отелло и Дездемоны, построенный на кратких, нервных репликах, сопровождается тревожной пульсацией оркестра.

Последняя характеристика Отелло – небольшой монолог “Я не страшен, хоть и вооруженный”; короткие фразы передают лихорадочную смену мыслей. В конце оперы, оттеняя драматизм развязки, в оркестре вновь проходит мелодия любви.

Премьера в миланском театре Ла Скала 5 февраля 1887 года стала не только триумфом Верди-композитора, но и событием национального значения: Милан присвоил маэстро звание почетного гражданина города.

· ускорен ход событий, обострены конфликтные ситуации;

· отсутствуют второстепенные персонажи, побочные эпизоды. Исключено, например, всё I действие трагедии, связанное с предысторией любви героев и похищением Дездемены из дома ее отца. Нет знаменитого заключительного монолога Отелло над убитой Дездемоной;

Драматургический план

В I акте дана экспозиция двух антагонистических начал. На одном полюсе – духовное благородство и красота, символом которых является любовь Отелло и Дездемоны. На другом – зло, выступающее в беспощадном всеоружии мощной человеческой натуры, Яго. Умный, расчетливый, он умеет играть на человеческих слабостях.

Если сцена бури раскрывает образ Отелло с героической стороны, то заключающий I акт любовный дуэт Отелло и Дездемоны обогащает образ главного героя лирическими чертами. Здесь сконцентрирована самая суть их взаимоотношений.

Развитие III акта направлено, главным образом, на показ эволюции образа главного героя. Под влиянием Яго Отелло всё более утрачивает ореол благородства и доблести. Действие развивается на основе резкого противопоставления торжественных массовых сцен, в которых народ приветствует Отелло, и его глубокого душевного смятения. Узловыми моментами здесь являются:

· новый дуэт Отелло и Дездемоны (с каждой его фразой Отелло становится всё более язвительным, он обличает, оскорбляет Дездемону, которая пытается успокоить мужа нежностью и лаской);

· трио Яго, Кассио, Отелло – последний этап укрепления Отелло в мысли об измене Дездемоны[3];

· грандиозный синтезирующий финал, торжественная массовая сцена встречи венецианских кораблей. Верди в этой сцене выключает главного героя из внешней атмосферы действия. Всегда живший интересами республики, здесь он ничего не замечает, погруженный в свое одиночество и одержимый мыслью об измене.

Вся первая половина IV акта посвящена Дездемоне, утверждению ее нравственной чистоты (песня об иве и молитва). Далее все события стремительно устремляются к трагической развязке. Появляется Отелло для свершения страшного преступления, но это не жестокий мститель, а глубоко несчастный и любящий человек. Когда он целует спящую Дездемону, в оркестре звучит тема любви, единственный лейтмотив оперы.

После смерти Дездемоны Отелло не мыслит жизни, и в этом – сила его любви. Вера его в идеал возрождается, возрождается и прежний Отелло, о чем ясно говорят скорбно-сдержанные, благородные интонации его речи. Заключительные фразы звучат своеобразной трагической репризой лучезарного лиризма любовного дуэта первого дуэта.

[3] Яго заводит с Кассио разговор о его любовных отношениях с Бианкой, Отелло же уверен, что речь идет о Дездемоне.

Читайте также: