Опера массне сид краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Сид (фр. Le Cid ) – опера в четырёх актах французского композитора Жюля Массне. Французское либретто Луи Галле, Альфреда Эдуара Бло и Адольфа д’Эннери основано на одноимённой трагикомедии французского драматурга XVII века Пьера Корнеля.

Премьера состоялась 30 ноября 1885 года в Париже в театре Парижской оперы (Гранд-Опера) [1] [2] . После блистательной премьеры со звёздным составом опера постепенно выпала из репертуара. Популярностью пользуется балетная сюита (включая знаменитый арагонский танец), а также отдельные арии и дуэты.

Содержание

Действующие лица

Дон Родриго (Сид) тенор
Химена сопрано
Дон Диего баритон
Король бас
Граф Гормас бас
Инфанта сопрано
Святой Иаков баритон
Посол мавров бас
Дон Арайя тенор
Дон Алонсо бас
Рыцари, дамы, воины, монахи, мавры, народ

Либретто


Акт первый

Картина первая. Бургос. Зал во дворце графа Гормаса

Собравшееся общество обсуждает победу одержанную военачальником Родриго над маврами. Граф Гормас, дон Арайя и дон Алонсо превозносят Родриго. Инфанта, дочь короля, и Химена, дочь графа Гормаса, обе влюблены в Родриго и между ними возникает спор, в котором выясняется, что инфанте не на что надеяться, поскольку она может стать женой только рыцаря королевской крови.

Картина вторая. Бургос. Галерея, выходящая на Соборную площадь

Король при народе объявляет о победе над маврами и чествует победителя – Родриго. Родриго посвящён в рыцари, а его отец Дон Диего получит пост губернатора Бургоса. Находящиеся здесь же инфанта и Химена продолжают восхищаться Родриго. Но Родриго отвечает взаимностью только Химене. В то же время у графа Гормаса известие о назначении Дона Диего губернатором вызывает недовольство – он сам рассчитывал на эту должность. Король, Родриго и дамы уходят. Граф Гормас со своими людьми окружает Дона Диего и оскорбляет его. Диего слишком стар, чтобы вызвать графа на поединок. Он зовет сына. Когда прибегает Родриго, Дон Диего связывает его клятвой покарать обидчика, но имени его не называет. Родриго даёт клятву. Тогда отец называет графа. Родриго в ужасе – ведь граф отец его возлюбленной Химены.

Акт второй

Картина первая. Улица Бургоса

Родриго в тяжёлом положении – он должен защитить честь семьи, но убив отца возлюбленной, он станет её смертельным врагом. Приходит граф. Они объясняются и приступают к поединку. Родриго убивает графа. На улицу выбегают родственники. Дон Диего счастлив – фамильная честь восстановлена. Химена рыдает – она потеряла и отца, и жениха.

Картина вторая. Площадь в Бургосе

В присутствии короля и инфанты происходит народный праздник. Исполняются семь танцев. В разгар праздника появляется Химена. Она требует, чтобы король наказал Родриго – убийцу её отца. Появляется Дон Диего и Родриго. Они объясняют, что Родриго вступился за честь отца. Инфанта также выступает в поддержку Родриго. В это время посол мавров сообщает, что мавры начинают новую кампанию против христиан. Чтобы разрядить обстановку, король назначает Родриго командующим христианскими силами, а разбирательство дела о смерти графа предлагает отложить на потом. Все вынуждены согласиться.

Акт третий

Картина первая. Комната Химены

Химена плачет. Она разрывается между чувством мести за смерть отца и любовью к Родриго. Приходит Родриго. Он пытается объясниться, говорит, что хочет попрощаться перед смертельно опасным походом на мавров. Химена сначала отталкивает его, но затем, будучи не в силах бороться со своим чувством, благословляет и желает победы.

Картина вторая. Военный лагерь Родриго

Идет подготовка к сражению. Родриго отдает последние указания. Начинается битва. Военачальники приносят неутешительные сведения. Христианские войска терпят поражение.

Картина третья. Палатка Родриго

Родриго начинает молиться. Явившийся Святой Иаков благословляет Родриго и дарует ему победу.

Картина четвёртая. Военный лагерь Родриго

Битва продолжается, но ход её изменился. К Родриго прибегают радостные военачальники солдаты – мавры разгромлены, христиане победили.

Акт четвертый

Картина первая. Гранада. Зал в королевском дворце

Дон Диего получил известие о том, что христианская армия разбита и его сын погиб. Услышав известие о гибели Родриго, Химена приходит в отчаяние. За реакцией Химены наблюдают король и инфанта.

Картина вторая. Большой зал в королевском дворце

Первое известие о поражении оказалось ложным. Родриго победил и привёз много трофеев и пленных мавров. Мавры и мавританки танцуют. Король приветствует Родриго. Затем он обращается к Химене, требует ли она ещё наказания для Родриго. Повинуясь требованиям семейной чести, Химена подтверждает своё требование. Тогда король просит её саму произнести смертный приговор Родриго. Химена молчит. Родриго достает кинжал и приставляет к своей груди. Если Химена не простит его и не согласится стать его женой, он покончит самоубийством. Химена соглашается и прощает Родриго. Король, инфанта, Дон Диего и все присутствующие радуются благополучному завершению этой истории.

Дискография

  • Массне. Сид. П.Доминго, Г.Бамбри, П.Плишка. Дирижёр Ив Квелер. CBS 1976
  • Массне. Сид. П.Доминго, М.Зампьери, С.Газарян, Р.Варгас, Дж.Таддеи, П.Гаванелли, С.Копчак, И.Урбаш. Дирижёр Луис Антонио Гарсиа Наварро. Вена Konzerthaus 26.4.1987

Напишите отзыв о статье "Сид (опера)"

Примечания

Ссылки


Кубок фульского короля (1867) • Двоюродная бабушка (1867) • Медуза (1870) • Дон Сезар де Базан (1872) • Тамплиеры (1875) • Король Лахорский (1877) • Роберт Французский (1880) • Жирондисты (1881) • Иродиада (1881) • Манон (1884) • Сид (1885) • Эсклармонда (1889) • Маг (1891) • Вертер (1892) • Таис (1892) • Портрет Манон [en] (1894) • Наваррка (1894)• Сафо (1897) • Золушка (1899) • Гризельда (1901) • Жонглёр Богоматери (1902)• Керубино (1905) • Ариадна (1906) • Тереза (1907) • Вакх (1909) • Дон Кихот (1910) • Рим (1912) • Панург (1913) • Клеопатра (1914) • Амадис (1922)

Отрывок, характеризующий Сид (опера)

– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Действующие лица:

  • Родриго (тенор)
  • Дон Диего, его отец (бас)
  • Xимена (драматическое сопрано)
  • Граф Гормас, ее отец (лирический бас или баритон)
  • Инфанта (сопрано)
  • Король, ее отец (баритон или лирический бас)
  • Святой Иаков (баритон)
  • Гонец мавров (лирический бас или баритон)
  • Друзья графа Гормаса: Дон Ариас (тенор), Дон Алонсо (бас)
  • Придворные, епископы, священники, монахи, воины, народ

Действие происходит в Испании в конце XV века.

История создания

Сюжет

Дворец графа Гормаса в Бургосе. Город украшен флагами, звучат праздничные фанфары: король возводит в рыцари отличившегося в битвах юного Родриго, сына славного старого воина дона Диего. Друзья графа Гормаса уверены, что и его коснется королевская милость, и он станет воспитателем инфанта. Химена мечтает о близком счастье: отец благословил ее любовь к Родриго. Появившаяся инфанта печальна. Она тоже любит юношу, но душа героя живет в простом рыцаре, и она сумеет задушить свое чувство: Родриго должен стать мужем Химены.

Галерея, ведущая от королевского дворца к кафедральному собору. Торжественная служба. Священники, народ, придворные и сам король славят святого Иакова, покровителя Испании, который помог дону Родриго одержать победу над маврами. Обряд посвящения в рыцари завершается клятвой Родриго на мече, которую подхватывают все присутствующие. Свою честь он вверяет Иакову Компостельскому, а любовь — Химене. Дон Диего благодарит короля за милости, оказанные его сыну, но у короля есть милость и для него: дон Диего станет воспитателем инфанта. Граф Гормас разгневан несправедливостью, дон Диего дружески предлагает ему объединить их дома браком детей, но граф иронизирует над его старостью, провоцирует ссору и дает пощечину. Дон Диего выхватывает шпагу, но Гормас выбивает ее из рук старика и, смеясь, удаляется. Дон Диего проклинает свою старость и бессилие. Возвратившийся Родриго требует назвать имя оскорбителя, чтобы отомстить за позор отца. Услышав его, он прощается с надеждой на счастье, бросая последний взгляд на выходящую из собора Химену.Улица Буршса. Темная ночь. Родриго размышляет о трагическом повороте судьбы: быть так близко к счастью с Хименой, а теперь стать предметом ее ненависти, если отомстит, и предметом презрения, если мстить не станет. Граф Гормас не может поверить, что юнец не страшится его, прославленного воителя, и гонит Родриго прочь. Но тот выхватывает шпагу и в коротком поединке сражает графа. Сбегаются друзья Гормаса и народ. Химена клянется, что своей рукой поразит убийцу отца. Она переходит от одного к другому, пытаясь найги виновного, и, видя бледного, потрясенного Родриго, падает без чувств. Из дома доносятся звуки реквиема.

Главная площадь Бургоса перед королевским дворцом заполнена веселящейся толпой. Солнечный весенний день. Инфанта в сопровождении монахов и юных дев раздает деньги старикам и детям, благословляет новобрачных. Начинаются танцы. Народ приветствует короля и инфанту. Веселье нарушает появление Химены, бросающейся к ногам короля с требованием покарать убийцу отца. Дон Диего объясняет, что Родриго мстил за него. Сторонники графа Гормаса взывают к правосудию, сторонники дона Диеш — к милосердию. Дон Диего просит короля казнить его, чтобы удовлетворить Химену. Инфанта надеется на счастье: ведь теперь кровь разделила ее соперницу с Родриго. Под звуки труб появляется посол мавританского короля. Он возвещает о новой войне. Король принимает вызов и обращается с упреком к Родриго, который лишил испанцев самого храброго воителя, графа Гормаса. Дон Диего утверждает, что именно Родриго сможет заменить его, стать во главе войска и спасти страну. Родриго умоляет короля даровать ему один день жизни, чтобы он мог совершить этот подвиг. Король соглашается, несмотря на протесты Химены и друзей графа Гормаса.

Комната Химены. Ночь. Химена оплакивает свою судьбу, свою любовь и надеется на близкую смерть. Появляется Родриго. Перед вечной разлукой влюбленные вспоминают прежние счастливые дни. Химена, забыв о ненависти, воодушевляет Родриго на борьбу; она будет ждать его возвращения со славой. Счастливый, он готов сразиться с целым миром.

Лагерь Родриго. Вечер. Солдаты пьют и распевают песни, затем заставляют плясать мавританских пленников. Родриго прерывает общее веселье: время готовиться к смерти, их окружает огромное мавританское войско. Между солдатами возникают раздоры: одни готовы бежать, другие — умереть со славой. Спускается ночь.

Палатка Родриго. Он в глубоком отчаянии: его мечты о славе, о счастье рассеялись. С мольбой обращается он к Творцу и слышит небесные голоса и звуки невидимого оркестра. Чудесный свет озаряет палатку — вырисовывается образ святого Иакова, который обещает победу. Видение исчезает, сверкает молния, гремит гром.

Поле битвы. Занимается день. Солдаты готовятся к бою, полные решимости сражаться до конца. Родриго возвещает им волю Бога, который говорил с ним: их ждет не смерть, а триумф. Все клянутся биться за честь, Испанию и свободу.

Зал в королевском дворце в Гренаде. Дона Диего окружают беглецы из войска Родриго и рассказывают, что тот погиб, бросившись безрассудно в битву с несметными полчищами. Отец горд, что Родриго пал со славой. Он гонит дезертиров и в одиночестве оплакивает сына. Это слышат появившиеся инфанта и Химена. Инфанта утешает старика, Химена в отчаянии. Она признается в любви к Родриго. Издалека звучат фанфары. На пороге — король, удивленный царящей печалью: вся Гренада ликует, Родриго разгромил мавров.

Двор перед королевским дворцом в Гренаде, заполненный придворными, солдатами, священниками, народом. Все славят победителя, которого мавританские короли признали своим господином, Сидом; пусть это навеки станет его именем. Проходят мавританские пленники. Шествие духовенства и солдат сменяется танцами. Появляется приветствуемый народом Родриго. Король называет его Сидом и предлагает любую награду. Но награда Родриго — не в руках короля. Все обращаются к Химене. Она в смятении: Родриго придал новый блеск короне короля, славу церкви, сокровища сеньорам, спасение народу, а награду ему должна вручить она, которой он принес только горе. Химена выполнит свой долг и покарает убийцу отца. Родриго кладет руку на шпагу: он сам свершит правосудие и умрет спокойно, ибо Химена оплачет его. Все ждут в волнении. Химена колеблется, обращается к тени отца и, наконец, склонившись перед королем, произносит слова любви. Влюбленные дают обет верности, все славят Сида.

Музыка

Сид (фр. Le Cid) – опера в четырёх актах французского композитора Жюля Массне. Французское либретто Луи Галле, Альфреда Эдуара Бло и Адольфа д’Эннери основано на одноимённой трагикомедии французского драматурга XVII века Пьера Корнеля.

Премьера состоялась 30 ноября 1885 года в Париже в театре Парижской оперы (Гранд-Опера). После блистательной премьеры со звёздным составом опера постепенно выпала из репертуара. Популярностью пользуется балетная сюита (включая знаменитый арагонский танец), а также отдельные арии и дуэты.

Действующие лица

Либретто

Акт первый

Картина первая. Бургос. Зал во дворце графа Гормаса

Собравшееся общество обсуждает победу одержанную военачальником Родриго над маврами. Граф Гормас, дон Арайя и дон Алонсо превозносят Родриго. Инфанта, дочь короля, и Химена, дочь графа Гормаса, обе влюблены в Родриго и между ними возникает спор, в котором выясняется, что инфанте не на что надеяться, поскольку она может стать женой только рыцаря королевской крови.

Картина вторая. Бургос. Галерея, выходящая на Соборную площадь

Король при народе объявляет о победе над маврами и чествует победителя – Родриго. Родриго посвящён в рыцари, а его отец Дон Диего получит пост губернатора Бургоса. Находящиеся здесь же инфанта и Химена продолжают восхищаться Родриго. Но Родриго отвечает взаимностью только Химене. В то же время у графа Гормаса известие о назначении Дона Диего губернатором вызывает недовольство – он сам рассчитывал на эту должность. Король, Родриго и дамы уходят. Граф Гормас со своими людьми окружает Дона Диего и оскорбляет его. Диего слишком стар, чтобы вызвать графа на поединок. Он зовет сына. Когда прибегает Родриго, Дон Диего связывает его клятвой покарать обидчика, но имени его не называет. Родриго даёт клятву. Тогда отец называет графа. Родриго в ужасе – ведь граф отец его возлюбленной Химены.

Акт второй

Картина первая. Улица Бургоса

Родриго в тяжёлом положении – он должен защитить честь семьи, но убив отца возлюбленной, он станет её смертельным врагом. Приходит граф. Они объясняются и приступают к поединку. Родриго убивает графа. На улицу выбегают родственники. Дон Диего счастлив – фамильная честь восстановлена. Химена рыдает – она потеряла и отца, и жениха.

Картина вторая. Площадь в Бургосе

В присутствии короля и инфанты происходит народный праздник. Исполняются семь танцев. В разгар праздника появляется Химена. Она требует, чтобы король наказал Родриго – убийцу её отца. Появляется Дон Диего и Родриго. Они объясняют, что Родриго вступился за честь отца. Инфанта также выступает в поддержку Родриго. В это время посол мавров сообщает, что мавры начинают новую кампанию против христиан. Чтобы разрядить обстановку, король назначает Родриго командующим христианскими силами, а разбирательство дела о смерти графа предлагает отложить на потом. Все вынуждены согласиться.

Акт третий

Картина первая. Комната Химены

Химена плачет. Она разрывается между чувством мести за смерть отца и любовью к Родриго. Приходит Родриго. Он пытается объясниться, говорит, что хочет попрощаться перед смертельно опасным походом на мавров. Химена сначала отталкивает его, но затем, будучи не в силах бороться со своим чувством, благословляет и желает победы.

Картина вторая. Военный лагерь Родриго

Идет подготовка к сражению. Родриго отдает последние указания. Начинается битва. Военачальники приносят неутешительные сведения. Христианские войска терпят поражение.

Картина третья. Палатка Родриго

Родриго начинает молиться. Явившийся Святой Иаков благословляет Родриго и дарует ему победу.

Картина четвёртая. Военный лагерь Родриго

Битва продолжается, но ход её изменился. К Родриго прибегают радостные военачальники солдаты – мавры разгромлены, христиане победили.

Акт четвертый

Картина первая. Гранада. Зал в королевском дворце

Дон Диего получил известие о том, что христианская армия разбита и его сын погиб. Услышав известие о гибели Родриго, Химена приходит в отчаяние. За реакцией Химены наблюдают король и инфанта.

Картина вторая. Большой зал в королевском дворце

Первое известие о поражении оказалось ложным. Родриго победил и привёз много трофеев и пленных мавров. Мавры и мавританки танцуют. Король приветствует Родриго. Затем он обращается к Химене, требует ли она ещё наказания для Родриго. Повинуясь требованиям семейной чести, Химена подтверждает своё требование. Тогда король просит её саму произнести смертный приговор Родриго. Химена молчит. Родриго достает кинжал и приставляет к своей груди. Если Химена не простит его и не согласится стать его женой, он покончит самоубийством. Химена соглашается и прощает Родриго. Король, инфанта, Дон Диего и все присутствующие радуются благополучному завершению этой истории.

Храбрый воин Родриго, прозванный Сидом (Непобедимым), любит Химену, дочь графа де Гормаса. Ничто не мешает счастью влюбленных, пока отец Химены не наносит оскорбления дону Диего, отцу Родриго. Дон Диего уже стар и не может отомстить, это вынужден сделать Родриго. На поединке он убивает отца Химены. Девушка в отчаянии: она потеряла отца и не может стать женой его убийцы. Химена требует, чтобы король покарал Родриго. Но Родриго — оплот Испании в час опасности. Мавры напали на страну, и только храбрый Сид может их разбить. И Родриго наносит поражение врагу, берет в плен мавританского царя и приводит его в оковах в Гренаду. Все склоняются перед победителем. Химена соглашается соединить с ним свою судьбу.

Читайте также: