Опера кыз жибек краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

История любви Толегена/Жагалбайлы/ — храброго воина и красавицы Жибек из рода Шекты /Алимулы/ (Мл.Жуз) заканчивается трагически из-за межплеменных распрей. Толеген, боровшийся за руку и сердце Жибек, был предательски убит Бекежаном (батыр, соперник из рода Жибек). Жибек вышла замуж за младшего брата Толегена - Сансызбая через 9 лет после смерти Толегена.

2. История создания

Романтический эпос сложился в начале XVI века, когда впервые из многих степных родов и племен образовывалось Казахское ханство, записан в XIX веке. Впервые издан в 1894 году в Казани. Сегодня известно шестнадцать оригинальных версий эпоса.

3. Мировое значение

В 1970-ом году казахский режиссер Султан-Ахмет Ходжиков снял на Казахфильме одноимённую двухсерийную ленту, роли в фильме исполнили Меруерт Утекешева (Кыз Жибек), Куман Тастанбеков (Толеген), Асанали Ашимов (Бекежан), Кененбай Кожабеков, Мухтар Бахтыгереев, Ануар Молдабеков, Фарида Шарипова, Гульфайрус Исмаилова. Фильм удостоен Государственной премии Казахской ССР за 1972 год.

Опера в 4 действиях. Либретто на основе одноименной казахской народной поэмы написано Г. Мусреповым.
Первое представление состоялось 7 ноября 1934 года в Алма-Ате.

Действующие лица:

  • Жибек, сопрано
  • Тулеген, жених Жибек, тенор
  • Бекежан, соперник Тулегена, баритон
  • Шеге, певец-акын, тенор
  • Карлыгаш, сестра Тулегена, меццо-сопрано
  • Камка, мать Тулегена, меццо-сопрано
  • Сансызбай, брат Тулегена, баритон
  • Базарбай-хан, отец Тулегена, бас
  • Дурия, подруга Жибек, сопрано
  • Батсай, невестка Жибек, сопрано
  • Атыбас, жигит Бекежана, тенор
  • Аткальтр, жигит, баритон

Ниже приводится вариант либретто, существовавший до 1953 года.

Первое действие

Далеко-далеко по казахской степи разнеслась молва о невиданной красоте, о неслыханном уме девушки Кыз-Жибек. Из самых дальних селений приезжают женихи свататься за красавицу, но возвращаются домой ни с чем. Жибек твердо решила выйти замуж только за того, кого полюбит. До сих пор ни один из юношей не пришелся девушке по сердцу. Юный Бекежан давно хочет взять в жены красавицу-Жибек, но она и к нему равнодушна.

Как зачарованная внимает Жибек песне акына Шеге, а он вдохновенно воспевает ослепительную красоту девушки. Вслед за акыном поет Тулеген, восторженно восхваляя солнечную красоту Жибек, ее ясный ум, кротость, обаяние. Исполняя повеление Тулегена, акын Шеге рассказывает девушке о своем друге. Тулеген богат, знатен, отважен и великодушен. Слава о его подвигах гремит повсюду. Глубоко запали в душу Жибек слова акына. Полюбился ей статный, красивый юноша, согласилась она стать его женой. И снова громко запел акын, желая молодым радости и счастья.

Нежно распрощался Тулеген со своей невестой и опять отправился в дальний путь, домой, испрашивать согласие родителей на брак и готовиться к свадьбе.

Подруга Жибек — Дурия горячо одобряет решение девушки. Права была раньше Жибек, смело отвергая нелюбимых, права она и сейчас, избрав любимого. В юрту врывается Бекежан. Он узнал в происшедшем и требует от Жибек разрыва с Тулегеном. Но Жибек непоколебима в своем решении. Разгневанный Бекежан клянется силой взять ее в жены, а Тулегена убить.

Второе действие

Третье действие

Бекежан согласился на поединок, а сам задумал недоброе и бесчестное дело. Он решил подстеречь в дороге Тулегена, исподтишка напасть на него со своими жигитами и предательски убить.

Неподалеку от озера раскинулся стан Бекежана. На высоком утесе дозорный жигит зорко всматривается вдаль, подкарауливая путника. Дозорный спешит сообщить о приближении Тулегена. Бекежан и его сообщники мгновенно прячутся в засаде.

Четвертое действие

Первая картина. Поздний вечер. Тихо плещутся волны озера о прибрежные скалы. Жибек одна в своей юрте. Под мерный плеск волн она незаметно для себя засыпает. И снится девушке сон, будто она, окруженная толпой подруг, входит в роскошный дворец. Любимый Тулеген и его друзья радостно встречают девушку. Счастливая Жибек бросается к своему жениху, которого так долго не видала, и вдруг с ужасом замечает, что перед нею пустота. Как безумная мечется Жибек в поисках Тулегена, но его нигде нет. Внезапно из темноты возникает Бекежан. Приблизившись к Жибек, он вонзает ей в грудь нож. Девушка вскрикивает, падает и просыпается.

Вторая картина. В юрту Жибек входит ее невестка Батсай. Услышав взволнованный рассказ девушки о ее сне, она пытается успокоить Жибек. Как бы ни был страшен сон, он предвещает доброе. Жибек ожидает впереди счастливая и радостная жизнь с любимым. Утешения Батсай прерывает приход Бекежана. Он заявляет, что убил Тулегена. Вне себя от горя Жибек. Горько сетуя на свою судьбу, она призывает братьев отомстить за смерть любимого. Шестеро братьев Жибек окружают убийцу, отнимают у него оружие, связывают и уводят прочь.

Жибек остается одна, но не надолго. Вбегает Батсай, а за нею подруги Жибек. Они принесли недобрые вести. На селение напали войска хана Корена. Шестеро братьев Жибек убиты, а хан намерен взять ее себе в жены.

Жизнь без любимого Тулегена, с немилым сердцу ханом не имеет для Жибек никакой цены — лучше смерть. Медленно приближается девушка к высокому утесу, нависшему над озером, прощается с подругами, родиной и бросается в воду.


Первое впечатление изумленного оперного меломана меня , – это озарение, что опера – это на самом деле исконный казахский жанр искусства, по стечению обстоятельств и случайностей, как-то: уклад жизни, отсутствие оседлости, больших городов, каменных театров, не появившийся в седой древности, а искусственно созданный в 30х годах 20 века. Потому что музыка и слова народные .


Режиссер Гафиз Есимов, известный баритон, солист ГАТОБа, сейчас профессор в консерватории. У Алоиса Назарова нашла отрывок интервью режиссера:

«С позиций казахской музыкальной эстетики сильный и яркий голос ценится, конечно, очень высоко, но все же это не главное. Самое ценное - это национальная манера пения. Певец с больными связками, поющий хриплым голосом, но в характерной казахской манере звукоизвлечения, может иметь значительно больший успех, чем студент-вокалист из консерватории с профессионально поставленным голосом. Казахская народная песня, исполненная профессионалом певцом, наполовину лишается национальной красоты и характера".

Это вряд ли. Сопрано с кукольно-высокими голосами очень друг на друга похожи, один антропологический тип, Мадо Робен, Аделина Патти, Куляш Байсеитова, малый рост и круглое лицо, имеют кукольные, очень короткие и тонкие голосовые связки. Не думаю, что месторождение меди влияет, скорее гормональный статус влияет.

Извините, я люблю бельканто, и не очень люблю народное пение. Слушала арию из Кыз Жибек в исполнении Куляш, это архаика конечно, и главное, впечатление остается, что Кыз Жибек немолода. Музей!

Советский союз был за железным занавесом, гастролей не было, пластинки с оперными записями корифеев мировой оперы были редкостью даже для профессионалов. И советские певцы горлили, пели резкими голосами. В том числе солисты Большого. В моем детстве по радио и по телевизору классический репертуар крутили регулярно, вызывая адскую скуку и отторжение обычного зрителя. Я, будучи ребенком незамутнённым, просто поражалась, как этот скрип можно слушать. Задавала риторические вопросы, всем говорила, что терпеть не могу оперу. Подростком посмотрела какой-то фильм иностранный, и там я услышала настоящее оперное пение, была поражена. Оказывается, вот как надо петь! Недавно купила диски со старыми, 30-40х годов записями русских опер в исполнении Большого театра, это слушать невозможно! В Италии надо учиться. Это было лирическое отступление от темы казахской оперы.

И вот в очередной раз ГАТОБ портит сам себе. Слабое место – исполнители главных ролей, двух влюбленных, Торгын Смаилова и тенорок Мурат Шалабаев. Сколько ни наблюдала Торгын Смаилову – это не примадонна, это вторая сопрано. Должны расти все цветы, кто партию горничной Аннины будет исполнять? Я не скажу, что она испортила постановку, она даже шевелилась на сцене, что вызвало у меня удивление, потому как основное ее театральное амплуа – это умирающая от чахотки девушка, даже если она партию Розины исполняет. Собственно, Кыз Жибек томная такая страдалица, так что из амплуа не вышла, но боль в горле от ее исполнения я заработала. Я живой барометр дурной техники, форсирования и пороков голоса, поэтому кровно, своим здоровьем, заинтересована слушать только хороший вокал. Не повезло мне.

Остальные исполнители были на уровне, хор был прекрасен. Более яркими были женские исполнительницы, очень удачно выступили все: Рыскен Меденова, Рымкеш Жумадилова, Рузия Рамазанова. Партию матери Толегена, Камки, исполнила Ляззат Бримгазина. Это было очень проникновенное пение.

В заключении скажу, самая первая казахская опера очень удачная. Новая постановка прекрасна. Музыка народная, вы ее все слышали, она подана в очень красиво оркестровке. Всем советую хоть раз посмотреть. Есть куда пригласить иностранных гостей. Особенно будет хорошо, если состав будет нормальный. Ну, это со всеми операми работает.


Далеко-далеко по степи разнеслась молва о невиданной красоте, о неслыханном уме Кыз-Жибек. Из самых дальних краев приезжают женихи сватать красавицу, но возвращаются ни с чем. Жибек твердо решила выйти замуж только за того, кого полюбит. До сих пор никто не пришелся ей по сердцу. В Кыз-Жибек давно влюблен Бекежан. Хвастовством и необузданным удальством он старается добиться благосклонности красавицы. Но, тщетно! Долгий путь проделал юноша Тулеген, чтобы увидеть ту, чья красота стала легендой. Акын Шеге воспевает несравненные достоинства Кыз-Жибек. Встреча с Тулегеном зажгла в ее сердце радостное чувство первой любви. Ослепленный ревностью Бекежан клянется жестоко отомстить сопернику.

Богатое поместье Базарбая. Издалека доносится песня Тулегена. Он встретил свою любовь, и теперь он счастлив. Сестра Карлыгаш от души рада, что Тулеген встретил свою мечту. Аул празднует его приезд. Появляется Базарбай — это своенравный и властолюбивый правитель отвергает весть поэта Шеге о любви Тулегена и Жибек.

Услышав о приезде сына, входит радостная мать Камка. Но Базарбай против этого брака, и тогда мать Камка вопреки ему благословляет сына и дает ему напутствие и пожелание счастливому браку Тулегена и Жибек.

Базарбай неотступен. «Никто не поедет с тобой, — поедешь ты один. Один." Несмотря на угрозы отца, Тулеген верен своему долгу. Карлыгаш и все аульчане провожают Тулегена.

В горах затаились джигиты Бекежана. Они затеяли недоброе дело. Появляется уставший Тулеген. Джигиты и Бекежан встречают Тулегена как доброго гостя, веселят его. Но вдруг Бекежан обронил недоброе слово о Кыз-Жибек и Тулеген в порыве гнева бросается на Бекежана. Начинается схватка. И в этой битве Бекежан при помощи своих джигитов предательски убивает Тулегена. Прилетают белые лебеди. Они в отчаянии уносят посмертное послание Тулегена к любимой Жибек.|

Кыз-Жибек одна в своей юрте. Ей снится сон, будто она окруженная подругами идет навстречу Тулегену. Они счастливы. Жибек в объятиях Тулегена. И вдруг с ужасом замечает, что перед нею пустота. Ее охватывает тревога.

Проснувшись в волнении, Кыз-Жибек рассказывает о сне своей подруге Дурие. Та старается успокоить девушку, как бы ни был страшен сон, он предвещает доброе. Появляется Бекежан. Он принес страшную весть: Тулеген в пое

История

Уже многие десятилетия опера не сходит со сцены. Были созданы множества редакций и прочтений. Но неизменным остается красота и душевность каждого музыкального номера этой оперы, каждого оркестрового фрагмента.

Алматы весной

Евгений Брусиловский

Творческий союз Брусиловского и Мусрепова
Евгений Брусиловский

Время поставило задачу – приобщить народ к жанрам профессиональной музыки, в данном случае, к опере. Брусиловский мог бы создать оперу на любую тему, но у казахского народа не было возможности сразу воспринять этот жанр и необходимо было приучить людей к опере через привычную музыку – песни (из воспоминаний композитора Еркегали Рахмадиева).

Габит Мусрепов

Габит Мусрепов

Куляш Байсеитова

Прогноз не сбылся
Куляш Байсеитова в роли Кыз-Жибек
Портрет работы Гульфайрус Исмаиловой

Еще не разбираясь в тонкостях актерской игры, я была заворожена темпераментом, искрометностью, легкостью молодых героев спектакля. С волнением следила за всем происходящим. Ненавидела интригана Бекежана, отдавая симпатии Жибек и Тулегену. До сих пор звучит в ушах, заставляя учащенно биться сердце, финальная песня Жибек. Голос актрисы напоминал перезвон серебристого колокольчика.

Спектакль вышел неплохой, но, на мой взгляд, успеха у широкой публики не имеет. Причина мне пока непонятна. Никаких нагромождений и разных интеллигентностей в нем нет. По форме он мало отличается от прежних постановок, и, вероятно, качество здесь играет отрицательную роль. Поглядим, что будет дальше.

Брусиловский доказывал, что мелодии народных песен носят отпечатки многих вариантов разных исполнителей, мелодии народных песен не поются в опере в традиционном одноголосом виде, а исполняются в обогащении гармонией, полифонией, в окружении звучания многоголосой оркестровой партитуры.

Нуржамал Усенбаева

Кыз-Жыбек – Нуржамал Усенбаева (январь 2006 г.)

Читайте также: