Сухмантий былина краткое содержание
Обновлено: 12.07.2024
Как у ласкова князь Владимира
Пированье шло, шел почестен пир
На бояр, князей, добрых молодцев.
На пиру-то все порасхвастались:
Один хвастает золотой казной,
Другой хвастает что добрым конем,
Сильный хвастает своей силою,
Глупый хвастает молодой женой,
Умный хвастает старой матерью.
За столом сидит, призадумавшись,
Богатырь Сухман Одихмантьевич,
И ничем Сухман он не хвастает.
Тут Владимир-князь, красно солнышко,
Сам по горенке он похажива(е)т,
Желтыми кудрями он потряхива(е)т,
Одихмантьичу выговарива(е)т:
«Что, Сухмантьюшка, ты задумался?
Начинается былина пиром у князя Владимира, где богатырь Сухман Одихмантьевич (Дамантович) обещает князю поймать руками лебедя. Отправляясь к морю синему и Непре-реке исполнить обещанную трудную службу, Сухман замечает татар, перебродивших Днепр, и неожиданно подступивших к Киеву. Сухман безоружным решает вступить с ними в бой. Вместо боевого оружия Сухман использует дуб, вырванный им с корнем из земли. Этим дубом он обращает вражеское войско в бегство. В конце боя богатыря настигают все же три стрелы, пущенные татарами из засады. Сухман затыкает кровоточащие раны маковыми листочками возвращается в Киев.
Сухман вынимает из ран листочки маковы и истекает кровью, кровь текущая из ран становится рекой Сухманом.
Имя и отчество
Литовские прозвища героя вместе с обстоятельствами его кончины указывают на конкретное имя и историческое событие XIV века.
Историческая основа былины о Сухмане – судьба несчастного литовского князя Остея и москвичей, погибших безоружным у стен Москвы во время Тохтамышева разорения. То есть воспоминание о богатыре и его помощниках, о которых, говоря поэтическим языком, князь Дмитрий, позорно бежавший в Кострому, не знал и не верил, что они бьются с татарами. А когда узнал и пришел и поверил, то все уже были мертвы и не нуждались в его похвале.
Общие места (былина и Сказание о Демьяне // Сказание о Тохтамышевом разорении):
1. Неожиданность нападения Азбяка в былине, Сухман узнает о татарском нашествии случайно – по замутнению воды в Непре-реке, которую переходит татарское войско
// Тохтамыш нападает на Москву неожиданно, когда становится известно о переходе его войск через Оку по бродам, указанным Олегом.
2. Сухман один без князя и богатырей успешно отбивает натиск татар и отгоняет татарское войско. Демьян практически один, со слугой Тарасом с оружием в руках успешно отражает первое нападение половцев и Глеба на Переяславль
//Остей оказывается единственным воеводой, оставшимся в Москве в момент нападения и всеобщей замятни, бегства князя и бояр и в одиночку организует оборону и отбивает первое нападение татар.
//Остей с москвичами выходят из города безоружными. Татары подло убивают Остея и москвичей.
5. Сухман и Демьян отказываются от княжеской награды, так как считают себя мертвецами (так по словам Демьяна, Сухман убивает себя).
//Подвиг Остея остался без княжеской похвалы и награды, он безвестно погиб под Москвой.
6. Отчество Сухмана, как мы полагаем литовское = Гедеминович, Довмонтович.
Суммируя параллели былины и сказания о Демьяне Куденевиче с повестью о Тохтамышевом разорении:
В былине богатырь (по отчеству литовский) защищает город в момент неожиданного (врасплох) нападения татар. Князя и богатырей нет поблизости - никому неизвестно о подвиге героя. Первый этап битвы завершается победой богатыря. На втором этапе его смертельно ранят. Между двумя этапами по Сказанию ведутся переговоры: враги уверяют что пришли с миром. В былине герой безоружен в течении всего боя. В Сказании - только при повторном выходе к татарам ("бездоспешен"), что становится причиной его гибели. Князь узнает о битве, когда уже поздно - герои смертельно ранены и готовятся к смерти.
Тогда Сухман сказал, что он сейчас поедет и привезет живого лебедя. Сел богатырь на коня и отправился на поиски. Но ни в одной заводи он лебедей не нашел. Стал тогда Сухман думать, что нельзя к князю Владимиру с пустыми руками возвращаться и поехал он к реке Непре.
Возле реки он заметил, что вода в ней необычайно мутная, и русло ее изменилось. Стал он спрашивать реку про это, и та ответила, что большое татарское войско наводит мост через нее, а она этот мост за ночь размывает, но уже совсем выбилась из сил.
Тогда Сухман перепрыгнул на коне через Непру, вывернул с корнем огромный дуб и поехал бить татарское войско. Он побил сорок тысяч татар, используя дуб, как дубинку. Но трое татар уцелели, и они выстрелили в него из луков, ранив богатыря. Сухман выдернул стрелы из ран и закрыл их маковыми листьями.
Вернулся богатырь к князю Владимиру и рассказал все, как было. Но князь ему не поверил и посадил в погреб. А сам отправил богатыря Добрыню проверять слова Сухмана. Добрыня поехал и убедился, что Сухман говорил правду. Он вернулся и привез с собой вывернутый Сухманом дуб, весь разбитый на щепки.
Князь Владимир велел освободить Сухмана и стал его жаловать дорогими подарками. Но Сухман ответил князю Владимиру, что если тот не сумел его вовремя помиловать, то больше он его и не увидит. Оторвал Сухман листья от своих ран, и полилась из них кровь. И пожелал богатырь Сухман, чтобы от этой крови зародилась и потекла Сухман-река.
Таково краткое содержание сказки.
Сказка учит доверять словам людей с хорошей репутацией. Сухман сказал князю Владимиру правду о сражении с татарами, а тот ему не поверил и посадил богатыря в погреб.
В сказке мне понравился главный герой, богатырь Сухман Одихмантьевич. Ему не свойственны такие отрицательные черты, как бахвальство и хвастовство. Богатырь Сухман – человек дела. Встретив врага, он тут же вступил с ним в бой.
Хвастать – не косить, спина не болит.
Не множество, а храбрость побеждает.
Недостаток доверия вредит дружбе.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Легенды птицы Гамаюн запись закреплена
БОГАТЫРИ (Сухман Одихмантьевич)
Сухмантий Одихмантьевич (Сухман, Сухан) — древнерусский богатырь, герой киевского былинного цикла.
Начинается былина пиром у князя Владимира, где богатырь Сухман Одихмантьевич (Дамантович) обещает князю поймать руками лебедя. Отправляясь к морю синему и Непре-реке исполнить обещанную трудную службу, Сухман замечает татар, перебродивших Днепр, и неожиданно подступивших к Киеву. Сухман безоружным решает вступить с ними в бой. Вместо боевого оружия Сухман использует дуб, вырванный им с корнем из земли. Этим дубом он обращает вражеское войско в бегство. В конце боя богатыря настигают все же три стрелы, пущенные татарами из засады. Сухман затыкает кровоточащие раны маковыми листочками возвращается в Киев.
Сухман вынимает из ран листочки маковы и истекает кровью, кровь текущая из ран становится рекой Сухманом.
Повторяется та же развязка, что в былине о Дунае, но какая разительная перемена! В поступке Сухмана есть что-то возвышенное, благородное и чистое: он не в силах смириться с неправдой, особенно когда она исходит от князя, и принимает единственное решение. А величие его смерти утверждается мифом: кровь богатыря становится рекой.
Редкий в древней русской литературе случай — сюжет былины о Сухмане отозвался в воинской повести о Сухане (XVII век). Есть много совпадений, есть и отличия. Особенно близок текст повести к так называемой алтайской версии былины. Ни там ни там нет конфликта богатыря с князем. Во время охоты Сухан узнает, что через быстрый Непр переправляется царь Азбук Товруевич с семьюдесятью царевичами, а у каждого царевича по семьдесят две тысячи.
Есть предположение, что историческая основа былины о Сухмане – судьба несчастного литовского князя Остея и москвичей, погибших безоружными у стен Москвы во время Тохтамышева разорения. То есть воспоминание о богатыре и его помощниках, о которых, говоря поэтическим языком, князь Дмитрий, позорно бежавший в Кострому, не знал и не верил, что они бьются с татарами. А когда узнал и пришел и поверил, то все уже были мертвы и не нуждались в его похвале.
Читайте также: