Сухмантий былина краткое содержание

Обновлено: 12.07.2024

Как у ласкова князь Владимира
Пированье шло, шел почестен пир
На бояр, князей, добрых молодцев.
На пиру-то все порасхвастались:
Один хвастает золотой казной,
Другой хвастает что добрым конем,
Сильный хвастает своей силою,
Глупый хвастает молодой женой,
Умный хвастает старой матерью.
За столом сидит, призадумавшись,
Богатырь Сухман Одихмантьевич,
И ничем Сухман он не хвастает.
Тут Владимир-князь, красно солнышко,
Сам по горенке он похажива(е)т,
Желтыми кудрями он потряхива(е)т,
Одихмантьичу выговарива(е)т:
«Что, Сухмантьюшка, ты задумался?

Начинается былина пиром у князя Владимира, где богатырь Сухман Одихмантьевич (Дамантович) обещает князю поймать руками лебедя. Отправляясь к морю синему и Непре-реке исполнить обещанную трудную службу, Сухман замечает татар, перебродивших Днепр, и неожиданно подступивших к Киеву. Сухман безоружным решает вступить с ними в бой. Вместо боевого оружия Сухман использует дуб, вырванный им с корнем из земли. Этим дубом он обращает вражеское войско в бегство. В конце боя богатыря настигают все же три стрелы, пущенные татарами из засады. Сухман затыкает кровоточащие раны маковыми листочками возвращается в Киев.

Сухман вынимает из ран листочки маковы и истекает кровью, кровь текущая из ран становится рекой Сухманом.

Имя и отчество

Литовские прозвища героя вместе с обстоятельствами его кончины указывают на конкретное имя и историческое событие XIV века.

Историческая основа былины о Сухмане – судьба несчастного литовского князя Остея и москвичей, погибших безоружным у стен Москвы во время Тохтамышева разорения. То есть воспоминание о богатыре и его помощниках, о которых, говоря поэтическим языком, князь Дмитрий, позорно бежавший в Кострому, не знал и не верил, что они бьются с татарами. А когда узнал и пришел и поверил, то все уже были мертвы и не нуждались в его похвале.

Общие места (былина и Сказание о Демьяне // Сказание о Тохтамышевом разорении):

1. Неожиданность нападения Азбяка в былине, Сухман узнает о татарском нашествии случайно – по замутнению воды в Непре-реке, которую переходит татарское войско

// Тохтамыш нападает на Москву неожиданно, когда становится известно о переходе его войск через Оку по бродам, указанным Олегом.

2. Сухман один без князя и богатырей успешно отбивает натиск татар и отгоняет татарское войско. Демьян практически один, со слугой Тарасом с оружием в руках успешно отражает первое нападение половцев и Глеба на Переяславль

//Остей оказывается единственным воеводой, оставшимся в Москве в момент нападения и всеобщей замятни, бегства князя и бояр и в одиночку организует оборону и отбивает первое нападение татар.

//Остей с москвичами выходят из города безоружными. Татары подло убивают Остея и москвичей.

5. Сухман и Демьян отказываются от княжеской награды, так как считают себя мертвецами (так по словам Демьяна, Сухман убивает себя).

//Подвиг Остея остался без княжеской похвалы и награды, он безвестно погиб под Москвой.

6. Отчество Сухмана, как мы полагаем литовское = Гедеминович, Довмонтович.

Суммируя параллели былины и сказания о Демьяне Куденевиче с повестью о Тохтамышевом разорении:

В былине богатырь (по отчеству литовский) защищает город в момент неожиданного (врасплох) нападения татар. Князя и богатырей нет поблизости - никому неизвестно о подвиге героя. Первый этап битвы завершается победой богатыря. На втором этапе его смертельно ранят. Между двумя этапами по Сказанию ведутся переговоры: враги уверяют что пришли с миром. В былине герой безоружен в течении всего боя. В Сказании - только при повторном выходе к татарам ("бездоспешен"), что становится причиной его гибели. Князь узнает о битве, когда уже поздно - герои смертельно ранены и готовятся к смерти.


Тогда Сухман сказал, что он сейчас поедет и привезет живого лебедя. Сел богатырь на коня и отправился на поиски. Но ни в одной заводи он лебедей не нашел. Стал тогда Сухман думать, что нельзя к князю Владимиру с пустыми руками возвращаться и поехал он к реке Непре.

Возле реки он заметил, что вода в ней необычайно мутная, и русло ее изменилось. Стал он спрашивать реку про это, и та ответила, что большое татарское войско наводит мост через нее, а она этот мост за ночь размывает, но уже совсем выбилась из сил.

Тогда Сухман перепрыгнул на коне через Непру, вывернул с корнем огромный дуб и поехал бить татарское войско. Он побил сорок тысяч татар, используя дуб, как дубинку. Но трое татар уцелели, и они выстрелили в него из луков, ранив богатыря. Сухман выдернул стрелы из ран и закрыл их маковыми листьями.

Вернулся богатырь к князю Владимиру и рассказал все, как было. Но князь ему не поверил и посадил в погреб. А сам отправил богатыря Добрыню проверять слова Сухмана. Добрыня поехал и убедился, что Сухман говорил правду. Он вернулся и привез с собой вывернутый Сухманом дуб, весь разбитый на щепки.

Князь Владимир велел освободить Сухмана и стал его жаловать дорогими подарками. Но Сухман ответил князю Владимиру, что если тот не сумел его вовремя помиловать, то больше он его и не увидит. Оторвал Сухман листья от своих ран, и полилась из них кровь. И пожелал богатырь Сухман, чтобы от этой крови зародилась и потекла Сухман-река.

Таково краткое содержание сказки.

Сказка учит доверять словам людей с хорошей репутацией. Сухман сказал князю Владимиру правду о сражении с татарами, а тот ему не поверил и посадил богатыря в погреб.

В сказке мне понравился главный герой, богатырь Сухман Одихмантьевич. Ему не свойственны такие отрицательные черты, как бахвальство и хвастовство. Богатырь Сухман – человек дела. Встретив врага, он тут же вступил с ним в бой.

Хвастать – не косить, спина не болит.
Не множество, а храбрость побеждает.
Недостаток доверия вредит дружбе.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Легенды птицы Гамаюн

Легенды птицы Гамаюн

Легенды птицы Гамаюн запись закреплена

БОГАТЫРИ (Сухман Одихмантьевич)

Сухмантий Одихмантьевич (Сухман, Сухан) — древнерусский богатырь, герой киевского былинного цикла.

Начинается былина пиром у князя Владимира, где богатырь Сухман Одихмантьевич (Дамантович) обещает князю поймать руками лебедя. Отправляясь к морю синему и Непре-реке исполнить обещанную трудную службу, Сухман замечает татар, перебродивших Днепр, и неожиданно подступивших к Киеву. Сухман безоружным решает вступить с ними в бой. Вместо боевого оружия Сухман использует дуб, вырванный им с корнем из земли. Этим дубом он обращает вражеское войско в бегство. В конце боя богатыря настигают все же три стрелы, пущенные татарами из засады. Сухман затыкает кровоточащие раны маковыми листочками возвращается в Киев.

Сухман вынимает из ран листочки маковы и истекает кровью, кровь текущая из ран становится рекой Сухманом.

Повторяется та же развязка, что в былине о Дунае, но какая разительная перемена! В поступке Сухмана есть что-то возвышенное, благородное и чистое: он не в силах смириться с неправдой, особенно когда она исходит от князя, и принимает единственное решение. А величие его смерти утверждается мифом: кровь богатыря становится рекой.

Редкий в древней русской литературе случай — сюжет былины о Сухмане отозвался в воинской повести о Сухане (XVII век). Есть много совпадений, есть и отличия. Особенно близок текст повести к так называемой алтайской версии былины. Ни там ни там нет конфликта богатыря с князем. Во время охоты Сухан узнает, что через быстрый Непр переправляется царь Азбук Товруевич с семьюдесятью царевичами, а у каждого царевича по семьдесят две тысячи.

Есть предположение, что историческая основа былины о Сухмане – судьба несчастного литовского князя Остея и москвичей, погибших безоружными у стен Москвы во время Тохтамышева разорения. То есть воспоминание о богатыре и его помощниках, о которых, говоря поэтическим языком, князь Дмитрий, позорно бежавший в Кострому, не знал и не верил, что они бьются с татарами. А когда узнал и пришел и поверил, то все уже были мертвы и не нуждались в его похвале.

Читайте также: