Опера каменный гость даргомыжского краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Одним из главных героев является Дон Жуан, который в свое время был изгнан из Мадрида за ликвидацию собственных соперников. Однако через некоторое время беглец решил вернуться в город.

За минуту

Один из главных героев произведения – Дон Жуан. Последний когда-то был изгнан из столицы Испании за уничтожение своих конкурентов. Но спустя некоторое время беглец принял решение о возвращении на территорию Мадрида. Дон Жуан, взявший с собой собственного верного слугу Лепорелло, прячется в городском монастыре.

Главный герой вспоминает события прошлых лет, от чего его снова тянет на приключения. От одного из монахов он узнает, что монастырское кладбище посещает Анна, которая была вдовой командора де Сальва. Последний был убит во время дуэли Дон Жуаном. Главный герой, увидев женщину, захотел познакомиться с ней с целью ее дальнейшего соблазнения.

Тем временем в доме актрисы по имени Лаура собрались гости. Девушка исполняла песню, чем вызвала похвалу со стороны пришедших людей. Однако вскоре один из присутствующих – Дон Карлос – узнал, что автор слов песни – Дон Жуан – убил его родного брата. Это привело Дона Карлоса в бешенство. Вскоре Дон Жуан на дуэли убил Дона Карлоса.


Содержание

История написания

Значение произведения



Это было время нового веяния в искусстве Европы, время ухода от напыщенности классицизма и наигранности романтизма и становления новых принципов реализма. Молодые русские музыканты, группировавшиеся вокруг Балакирева — Римский-Корсаков, Кюи, Мусоргский, Даргомыжский стали провозвестниками этих новых музыкальных форм в России. Они создали новый исторически-психологический тип русской оперы, направив ее на новый путь, основанный на национальной идентичности, уйдя от сложившейся европейской итальянской благозвучной легкости.

  • Ст. А. С. Даргомыжский "Каменный гость" (По книге:Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007):

Сюжет

Сюжет оперы полностью соответствует тексту самого Пушкина. И в этом тоже проявилось новаторство оперы.

Действующие лица

  • Дон-Гуан (тенор)
  • Лепорелло (бас)
  • Донна Анна (сопрано)
  • Дон Карлос (баритон)
  • Лаура (меццо-сопрано)
  • Монах (бас)
  • 1-й гость (тенор)
  • 2-й гость (бас)
  • Статуя командора (бас)

1 акт

Дон Жуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Жуан узнает, что это кладбище каждый день посещает Донна Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Увидев ее, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.

В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполненной песни сочинены ее прежнем возлюбленным Дон Жуаном, приходит в бешенство — этот негодяй убил его родного брата! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их и после новой песни расходятся. А Лаура решает оставить у себя вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их беседу нарушает появление Дон Жуана. Лаура радостно бросается к нему. Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно. Соперники бьются, и Дон Жуан убивает Дона Карлоса.

2 акт

Убив Дон Карлоса, Дон Жуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Донна Анна. Дон Жуан знакомится с ней, называясь Доном Диего. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. И уступает. Донна Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон-Жуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.

3 акт

Комната в доме Донны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой женщины. Но вот Дон Жуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Донной Анной. Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Донна Анна его возненавидит! Но она настаивает, и Дон Жуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает свое имя. Он не раскаивается в том, что убил командора, и готов умереть от ее руки. Но в сердце Донны Анны нет ненависти, она осознает свою ответную любовь к сопернику, убившему ее мужа. Дон Жуан торжествует, но в этот момент слышатся тяжелые шаги, и вот появляется статуя командора. Донна Анна падает без чувств, а командор протягивает руку Дону Жуану, и тот, полный неукротимого азарта и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи, протягивая ему руку. И тут же оба проваливаются в преисподнюю.

Постановки

  • Премьера состоялась 16 февраля1872 года в Мариинском театре (дирижер Направник; Дон Жуан — Комиссаржевский, донна Анна — Платонова, Лаура — Ильина, дон Карлос — Мельников, Лепорелло — О. Петров).
  • В 1887 году осуществлена постановка на сцене частного оперного театра Солодовникова в Москве на Кузнецком мосту.
  • В новой оркестровой редакции Римского-Корсакова постановка 19 декабря1906, Большой театр (дирижер Сук, режиссер Михайлов; Дон Жуан — Боначич, донна Анна — Хренникова, Лаура — Азерская, дон Карлос — Грызунов, Лепорелло — Лосский).
  • В 1915 году опера была поставлена в Петрограде, в театре Музыкальной драмы под руководством М. Бихтера.
  • 27 января 1917 — новая постановка в Мариинском театре (дирижер Малько, режиссер Мейерхольд, художник Головин; Дон Жуан — Алчевский, донна Анна — Черкасская, Лаура — Павлинова, дон Карлос — Тартаков, Лепорелло — Шаронов).
  • В 1925 постановка в Оперной студии Ленинградской консерватории.
  • В 1936 — в концертном исполнении, запись Всесоюзного радио.
  • В 1959 — в концертном исполнении. Москва (дирижер Хайкин; Дон Жуан — Масленников, донна Анна — Вишневская, Лаура — Архипова, Лепорелло — Абрамов, дон Карлос — Киселев).

Расскажем о содержании оперы по действиям.

I действие разделено на две картины.

Сейчас Дон-Жуан дожидается ночи для того, чтобы пройти в Мадрид. Затем входит монах, который заметил Дон-Жуана с Лепорелло. Монах интересуется тем, что не они ли люди от донны Анны. Они опровергают это. Разговаривая, они узнают, что на кладбище приедет донна Анна. Монах говорит, что мужа-командора донны Анны убил безбожный Дон-Жуан, которого здесь нет, так как его выслали. Их беседа прерывается приходом донны Анны. Дон-Жуан пытается рассмотреть Анну, но ему видна лишь её пятка. Лепорелло говорит, что ему хватит и этого, ведь у Дон-Жуана очень богатая фантазия.

Стуком в дверь прерывается их беседа. Это Дон-Жуан, требующий, чтобы Лаура открыла ему дверь. Она открывает ему дверь, и Дон-Жуан её целует. Дон Карлос негодует и вызывает Дон-Жуана на поединок. Дон-Жуан убивает бедного Дона Карлоса. Дон-Жуан рассказывает Лауре, что скрывается и явился к ней. Она хочет ответить на его поцелуй, но не готова это делать при мёртвом. Однако Дон-Жуан говорит о том, что не надо обращать на это внимание, ведь он сможет вынести тело покойника перед рассветом, положив его на перекрёстке. Дон-Жуан ревнует Лауру к Дону Карлосу, допытывая ее о количестве измен. Однако она тоже задаёт ему такой же вопрос. Дон-Жуан уходит от ответа и увлекает Лауру в боковую дверь.

Радостный Дон-Жуан рассказывает Лепорелло о том, что победил над вдовой. Дон-Жуан уверен в тои, что командор присмирел после смерти. Лепорелло думает, что статуя сердится на его хозяина. Дон-Жуан хочет позвать эту статую в гости и поручает слуге передать приглашение. Когда Лепорелло приглашает статую, то она соглашается, кивая головой. Слуга кричит от ужаса. Дон-Жуан сначала не верит, но потом сам подходит и тоже приходит в ужас. Они уходят.

Опера в трех действиях Александра Сергеевича Даргомыжского на либретто композитора по одноименной драматической поэме А. С. Пушкина.

Действующие лица:

ДОН-ЖУАН (тенор)
ЛЕПОРЕЛЛО (бас)
ДОННА АННА (сопрано)
дон КАРЛОС (баритон)
ЛАУРА (меццо-сопрано)
МОНАХ (бас)
1-й гость тенор
2-Й ГОСТЬ (бас)
СТАТУЯ КОМАНДОРА (бас)
ГОСТИ ЛАУРЫ

Время действия: начало XVII века.
Место действия: Испания.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16 (28) февраля 1872 года.

ДЕЙСТВИЕ I

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

История создания

Константин Егорович Маковский. Портрет композитора Даргомыжского

Первое исполнение оперы состоялось 4 (16) февраля 1872 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Музыка

Первому акту предшествует краткая оркестровая прелюдия. Нетерпеливым, энергичным фразам Дон-Жуана отвечают ворчливые реплики Лепорелло. При воспоминании Дон-Жуана о погибшей возлюбленной Инезе музыка окрашивается в нежно-светлые акварельные тона, в оркестре слышна гибкая томная мелодия. Состоянием сладостной грусти проникнуто ариозо Дон-Жуана. .Появление монаха сопровождают сосредоточенные хоральные созвучия; речь благочестивого старца степенна и строга. Кристально прозрачные аккорды деревянных духовых инструментов характеризуют Донну Анну.

Начало третьего акта выдержано в тонах спокойной беседы. Первый драматический взлет возникает, когда Дон-Жуан открывает свое имя. Далее музыка принимает лирический оттенок, раскрывая нежный обаятельный образ Донны Анны. Постепенно в музыку проникает тревога: мрачной тенью, как предвестник катастрофы, проходит в басах лейтмотив командора. Ощущение ужаса непрерывно нарастает, и в тот миг, когда командор увлекает Дон-Жуана, на слушателя обрушивается лавина зловещих звучаний. Заканчивается опера тихо и просветленно.

В этой новаторской опере, построенной на мелодекламации, композитор впервые осуществил принцип точного следования авторскому литературному тексту. Сочинение осталось незаконченным. Друзья композитора Кюи и Римский-Корсаков завершили ее. Опера была воспринята публикой и критикой неоднозначно в силу определенных трудностей для восприятия. Принципы, заложенные композитором в этом сочинении, в дальнейшем нашли свое продолжение в ряде произведений русских композиторов ("Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, "Скупой рыцарь" Рахманинова). Одной из самых выдающихся постановок стала работа режиссера Мейерхольда в Мариинском театре (1917, дир. Малько, в партии Дон Жуана Алчевский). В 1928 на Зальцбургском фестивале была показана постановка оперной студии Ленинградской консерватории. В 1952 опера шла на фестивале "Флорентийский музыкальный май".

Дискография: Грампластинка — Мелодия. Дир. Хайкин, Дон Жуан (Масленников), Лепорелло (Панков), Донна Анна (Вишневская), Лаура (Архипова) — CDM Дир. Эрмлер, Дон Жуан (Атлантов), Лепорелло (Ведерников), Донна Анна (Милашкина), Лаура (Синявская).

Первое исполнение оперы состоялось 4 (16) февраля 1872 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Первому акту предшествует краткая оркестровая прелюдия. Нетерпеливым, энергичным фразам Дон-Жуана отвечают ворчливые реплики Лепорелло. При воспоминании Дон-Жуана о погибшей возлюбленной Инезе музыка окрашивается в нежно-светлые акварельные тона, в оркестре слышна гибкая томная мелодия. Состоянием сладостной грусти проникнуто ариозо Дон-Жуана. .Появление монаха сопровождают сосредоточенные хоральные созвучия; речь благочестивого старца степенна и строга. Кристально прозрачные аккорды деревянных духовых инструментов характеризуют Донну Анну.

Начало третьего акта выдержано в тонах спокойной беседы. Первый драматический взлет возникает, когда Дон-Жуан открывает свое имя. Далее музыка принимает лирический оттенок, раскрывая нежный обаятельный образ Донны Анны. Постепенно в музыку проникает тревога: мрачной тенью, как предвестник катастрофы, проходит в басах лейтмотив командора. Ощущение ужаса непрерывно нарастает, и в тот миг, когда командор увлекает Дон-Жуана, на слушателя обрушивается лавина зловещих звучаний. Заканчивается опера тихо и просветленно.

Читайте также: