Опасные и вредные факторы воздействующие на работников пищеблока детского сада

Обновлено: 30.06.2024

статья по ОБЖ . опасности и риски профессии воспитатель.

ВложениеРазмер
статья опасности и риски профессии воспитатель 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

II квалификационной категории

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

1 . ОПАСНОСТИ И РИСКИ ПРОФЕССИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Я работаю воспитателем в государственном общеобразовательном учреждении детском саду компенсирующего типа (логопедия).

Воспитатель, в широком смысле — человек, осуществляющий воспитание , в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде.

Работу свою считаю очень интересной, творческой. Плюсы профессии: работа с детьми, социальная значимость, постоянное развитие. Но в то же время существуют минусы в профессии, которые волнуют меня. Это постоянные стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, нагрузка на глаза, на уши. Воспитатели подвержены риску инфекции. Нервные заболевания.

По моему мнению, опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние : Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду), агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: такие как пожароопасная безопасность, терроризм например и т.п.

При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.

Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.

Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.

Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий,— отличительная черта деятельности ряда специалистов.

Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении. Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми), проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.

Воспитателям постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми речевой аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

Педагогам приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль), степень относительной влажности, сохранение должной тишины в группах, акустические свойства помещения, где проходят занятия. Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. Можно отметить наиболее частые заболевания голоса. Воспитатели часто страдают от ларингита, потери голоса. Этим заболеваниям способствуют речевые и нервно-психические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. Общее утомление, речевое перенапряжение, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания.

Агрессия со стороны родителей не так часто встречалась в моей практике, а я работаю воспитателем 10 лет. Но все же, имеет место быть. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя , на деструктивное поведение сынишки или дочери ! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахомят!

Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая, ничего не разрешают включать в сеть.

Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающих все более угрожающие масштабы. Террористические акты сеют чувство страха, взаимной вражды, подозрительности. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Как яркий пример можно привести террористи́ческий акт в Бесла́не.

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Из всего выше сказанного можно заключить, что профессия воспитателя не такая уж необычная и романтическая профессия. Требует от человека, я бы сказала, порой героических поступков. И все же прекрасно и почетно воспитывать детей. Я свою профессию очень люблю!

Хотелось бы, чтобы государство больше уделяло внимания проблемам безопасности жизнедеятельности работников дошкольных учреждений. Хотелось бы, чтобы руководство сада не нарушало права воспитателей.

Каждый воспитатель, наверное, мечтает о сокращении нагрузок физических, а самое главное эмоциональных на рабочем месте. Должное внимание работникам образовательных учреждений со стороны профсоюза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Современный справочник воспитателя детского сада. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.

Требования охраны труда
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; для чего ему необходимо соблюдать целый ряд обязательных требований.
Так, для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний все работники организаций пищевой отрасли должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Так же все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Допуск к работе работников, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших в установленном порядке обучения по охране труда, инструктирования и проверки знаний требований охраны труда запрещается.
Работники, непосредственно соприкасающиеся с пищевой продукцией, сырьем для ее изготовления, а также полуфабрикатами, во время работы должны быть в санитарной одежде, обуви и иметь необходимые принадлежности личной гигиены.
Средства индивидуальной защиты, применяемые работниками, должны обеспечивать безопасность труда и отвечать требованиям соответствующих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
Средства коллективной защиты работающих должны быть соединены с производственным оборудованием в соответствии с его конструкцией и расположены на оборудовании или на рабочем месте таким образом, чтобы постоянно обеспечивалась возможность контроля его работы, а также безопасного ухода и ремонта.
Производственные процессы должны осуществляться в соответствии с технологическими картами, технологическими инструкциями, а также правилами, нормами, инструкциями по охране труда и нормативно-техническими документами, содержащими требования безопасности при производстве работ и утвержденными в установленном порядке.
Организация производственных процессов должна обеспечивать их безопасность и быть направлена на предупреждение аварий на производственных объектах и обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации их последствий.
Все основные требования изложены в Правилах по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.08.2015 г. № 550н. Правилами определены государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных процессов и работ, связанных с производством: хлебобулочных и макаронных изделий; хлебопекарных дрожжей; сахара; патоки; кондитерских изделий; пищевых концентратов, крахмала, плодово-овощной продукции; соков; алкогольной продукции; пива и безалкогольных напитков. Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами при организации и осуществлении ими производства пищевой продукции. В соответствии с указанными правилами и требованиями технической документации организации-изготовителя технологического оборудования, используемого при производстве пищевой продукции, работодатель обязан разработать инструкции по охране труда для профессий или видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).


Основные нарушения и ответственность
Конституцией Российской Федерации установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В целях защиты конституционных прав граждан Государственной инспекцией труда в Самарской области в соответствии со своими полномочиями осуществляется государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, ведется работа, направленная на снижение уровня производственного травматизма, принимаются меры по предупреждению и пресечению угрожающих здоровью работников правонарушений.
Как показывает практика, причинами возникновения нарушений трудового законодательства в хозяйствующих субъектах Самарской области являются:
- неисполнение работодателем и его должностными лицами своих трудовых обязанностей — 44 % от общего количества выявляемых нарушений;
- непринятие работодателем достаточных мер по организации трудового процесса — 25 %;
- не информированность работодателя и работников по вопросам трудового законодательства и иным нормативным документам, содержащим нормы трудового права — 12 %;
- не принятие работодателем локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в пределах своей компетенции — 10%;
- финансово–экономические при-
чины, вызванные воздействием внешних факторов — 5 %;
- другие причины — 4 %.
В 2017 г. наибольшее количество нарушений было выявлено в организациях обрабатывающих производств, к которым относятся и предприятия пищевой отрасли —18 % от общего количества выявленных правонарушений, строительства — 15 %, транспорта и связи — 12 %, оптовой и розничной торговли — 10%.
В общем количестве нарушений законодательства о труде наибольший удельный вес составляют нарушения по вопросам оформления трудового договора и оплаты труда (примерно третья часть всех нарушений). По охране труда больше всего выявляется нарушений по вопросам обучения и инструктирования работников. На втором месте — нарушения по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, далее — проведения медицинских осмотров, нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
За нарушения в области охраны труда в зависимости от характера нарушений и последствий, вызванных этими нарушениями, предусмотрены следующие формы ответственности:
- дисциплинарная ответственность – замечание, выговор, увольнение. Данные наказания предусмотрены в ст.192 ТК РФ;
- административная ответственность в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающая административное наказание в виде предупреждения или штрафа до 150 тыс. руб.;
- уголовная ответственность. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового. То же самое деяние, предусмотренное повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Охрана труда в ДОУ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Работа личного состава ДОУ строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Все работники ДОУ проходят инструктаж, обучение с проверкой знаний требований охраны труда в соответствии с графиком.

В целях обеспечения контроля по соблюдению требований законодательства по охране труда в ДОУ организована 3-х ступенчатая система административно-общественного контроля.

Права и обязанности работника в области охраны труда

Проведение инструктажей по охране труда
Виды инструктажей по охране труда на рабочем месте:
вводный;
первичный на рабочем месте;
повторный;
внеплановый;
целевой

Все виды инструктажей проводятся с работниками по инструкциям по охране труда, утверждёнными работодателем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом
1 раз в 6 месяцев проводится с работниками инструктаж по противопожарной безопасности с последующей регистрацией в журнале противопожарного инструктажа установленной формы
Инструкции по охране труда для работников разрабатываются:
по должностям и профессиям;
по видам выполняемых работ
Инструкции по охране труда содержат 5 разделов:
Общие требования охраны труда;
Требования охраны труда перед началом работы;
Требования охраны труда во время работы;
Требования охраны труда в аварийных ситуациях;
Требования охраны труда по окончании работы.

Обучение и проверка знаний по охране труда
Все педагогические работники 1 раз в три года обязаны проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Обучение работников образовательного учреждения по охране труда осуществляется согласно учебной программе и учебного плана.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда несёт заведующий ДОУ.

Работники по окончании специального обучения по охране труда проходят проверку знаний требований охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится не реже 1 раза в пять лет. Аттестации подлежат все рабочие места в организации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает:
проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов;
осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестацию рабочих мест проводит аттестационная комиссия.

Аттестационная комиссия создаётся организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

В состав аттестационной комиссии входят:
представители администрации образовательного учреждения;
специалисты по охране труда;
представители профкома;
члены комиссии по охране труда;
уполномоченные лица по охране труда от профкома;
представители аттестующей организации.

По заключению аттестационной комиссии рабочее место аттестуется:
по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
по травмобезопасности;
по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

Классификация вредных и опасных производственных факторов:

1 класс – оптимальные условия труда (сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности);

2 класс - допустимые условия труда (уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения состояния организма восстанавливаются во время регламентируемого отдыха);

3 класс - вредные условия труда (наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и приводят к развитию профессиональных заболеваний, росту хронической патологии);

4 класс - опасные условия труда (воздействие производственных факторов на человека в течение рабочей смены и создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжёлых форм)

Результаты аттестации рабочих мест отражаются в картах аттестации на каждое рабочее место.

С результатами аттестации рабочих мест работника знакомят под роспись.

По результатам аттестации рабочих мест за вредные условия труда работнику работодатель осуществляет дополнительные доплаты (от 4 до 12%) или дополнительный оплачиваемый отпуск (до 7 дней).

Размер доплат устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по согласованию с профсоюзным комитетом.

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.98 г. № 125-ФЗ.

Медицинские осмотры и вакцинация

Работодатель обязан проводить за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников. А также обеспечить проведение бесплатных для работников вакцинаций.

Во время прохождения указанных медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

Служба охраны труда в образовательном учреждении, комитет (комиссия) по охране труда

В каждой организации с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда.

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

Члены комиссии по охране труда входят в состав комиссии по аттестации рабочих мест.

Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюзного комитета

Выборы уполномоченного по охране труда осуществляется на профсоюзном Собрании на срок не менее двух лет.

Уполномоченный по охране труда входит в состав комиссии по ОТ образовательного учреждения.

Уполномоченный по охране труда обязан защищать права работников образовательного учреждения на охрану труда.

Уполномоченный по охране труда имеет право беспрепятственно проверять в организации соблюдение требований охраны труда и вносить для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Административно-общественный контроль за охраной труда в образовательном учреждении

Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, профсоюзного комитета образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда.

Трёхступенчатая система административно – общественного контроля:

I ступень - осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций;

II ступень - осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченный по ОТ;

III ступень – осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа

Несчастные случаи на производстве

Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию и учёту подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя.

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создаёт комиссию в составе не менее трёх человек.

В состав комиссии включаются:
специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом работодателя;
представители работодателя;
представители профсоюзного органа;
уполномоченный по охране труда профсоюза.

Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошёл несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжёлых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжёлого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1


Профессиональные вредности работников общественного питания и их профилактика

Система общепита существует давно и востребована всегда, поскольку голодным быть не хочет ни один человек. Основные представители персонала общественных заведений питания – это повара и официанты.

Для официантов вредными для здоровья факторами являются:

-работа в ночную смену;

-нагрузка на нервную систему, постоянные стрессы;

-шум в зале ресторана, кафе, бара и т.д.;

-нагрузка на опорно-двигательный аппарат;

-загрязнённость табачным дымом при обслуживании клиентов в зоне для курящих посетителей.

Для поваров вредными для здоровья факторами становятся:

-работа в условиях высоких температур;

-нагрузка на опорно-двигательный аппарат, в том числе длительная вынужденная рабочая поза;

-загрязнение воздуха продуктами, образующимися при приготовлении пищи; -контакт с аллергенами, раздражающими веществами;

-работа в ночную смену;

-поднятие и перемещение тяжестей.

Следствием постоянного влияния профессиональных вредностей являются нарушения сна, гипертоническая болезнь, неврозы, нарушения суточного ритма, эндокринные заболевания, вторичная иммунная недостаточность и даже онкологические заболевания. Формируется синдром профессионального выгорания, варикозное расширение вен нижних конечностей, снижается слух, появляются заболевания позвоночника, плоскостопие, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь лёгких, различные формы аллергий. Работа в условиях повышенных температур провоцирует сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт миокарда, инсульт), кожные заболевания (розацеа). У кондитеров профессиональным заболеванием являются грибковые инфекции. Обязательными условиями профилактики профессиональных заболеваний являются регулярные медосмотры, оборудование рабочих мест согласно санитарным нормам и правилам, соблюдение техники безопасности и трудовой дисциплины на рабочем месте. Кроме того, необходимо прилагать личные усилия по ведению здорового образа жизни и снижению влияния профессиональных вредностей:

1. Для предотвращения проблем с опорно-двигательным аппаратом ежедневно надо делать утреннюю гимнастику и физкультпаузы на рабочем месте, а также давать себе дополнительные физические нагрузки. Другими словами, обеспечить себе полноценный двигательный режим. Носить удобную лёгкую обувь на низком каблуке, при необходимости использовать ортопедические стельки или специальную ортопедическую обувь. Научиться поднимать и перемещать тяжести, пользоваться тележками и укреплять мышцы спины с помощью специальных упражнений.

2. Для профилактики заболеваний дыхательной системы как минимум 30-60 минут находиться на свежем воздухе, а в течение дня проветривать помещение.

3. Чтобы не было заболеваний желудочно-кишечного тракта, нужно придерживаться сбалансированного рационального питания. Если заболевания уже есть, то соблюдать рекомендации врача и придерживаться специальной диеты.

4. Для профилактики синдрома профессионального выгорания и нервно-психического перенапряжения следует освоить техники аутотренинга и быстрого успокоения. Например: несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, не спеша сосчитать про себя до десяти.

6. Для профилактики варикозного расширения вен периодически менять статическую нагрузку на динамическую, носить компрессионные чулки, носки, гольфы, колготки (по рекомендации врача). В перерывах снимать обувь и давать отдых ногам, проглаживать ноги обхватывающим движением рук от пальцев к бёдрам для улучшения кровотока. В домашних условиях можно делать контрастный душ для ног, на 5-10 минут поднимать ноги выше головы в положении лёжа.

7. Если профессиональное заболевание обостряется или наиболее ярко проявляется на работе (аллергия, бронхиальная астма и другие), то лучше сменить вид деятельности и освоить другую профессию.

Читайте также: