Олимпиада по экологии для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?

в) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.

4. Кто из перечисленных ниже животных считается с амым чистоплотным зверьком?

а) растительный опад - дождевые черви - лисицы - кроты;

б) дождевые черви - растительный опад - кроты - лисицы;

в) растительный опад - кроты - дождевые черви - лисицы;

г) растительный опад - дождевые черви - кроты – лисицы.

1. Назови 3 – х животных, в названии которых всего 2 буквы.

__________________________________________________________________

✓ Самая большая планета Солнечной системы?_______________

✓ Самый большой материк на планете Земля?_______________

✓ Самый большой океан на планете Земля?________ _______

3. Определи по клюву и запиши, чем питаются эти птицы?

4. Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное

ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =

5. Перечисли приспособления рыбы к жизни в водной среде (не менее 5)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

1. Реши экологическую задачу и запиши получившийся ответ.

Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз

дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько

лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?

_______________________________________________________________________

2. У сокола оперение жёсткое, перья упругие. У совы опере ние мягкое, рыхлое.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Подумай, о каком животном идет речь? Подчеркни те слова и сочетания слов,

«Эти существа можно встретить не только в лесу. Свой дом они строят сообща. У

них хорошо развита сигнализация, разделение труда, сущес твует определенный

распорядок жизни. Место для дома они выбирают сухое и теплое, с южной

стороны дерева или в почве. Они приносят большую пользу лесу и полю тем, что

уничтожают вредных насекомых. За день одна такая колония уничтожает

килограмм вредящих лесу насекомых. Они разносят семена растений, проделыва ют

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первая часть тестового задания. 1. Выберите правильный ответ. К живой природе.

Первая часть тестового задания. 1. Выберите правильный ответ. К живой природе относятся… а) берёза, гроза, стол, вода; б) дождь, камень, заяц, книга; в) стрекоза, осина, лисица, стриж; г) иней, школа, ромашка, почва. 2. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки? а) для защиты от врагов; б) для добывания корма; в) для борьбы с соперниками. 3. У какой группы растений семена созревают в шишках? а) у хвойных растений; б) у цветковых растений; в) у лиственных растений; г) у папоротников.

4. Как служат почве дождевые черви? а) уничтожают вредителей; б) перерабатыва.

4. Как служат почве дождевые черви? а) уничтожают вредителей; б) перерабатывают опавшие листья; в) роют подземные ходы. 5. Экология - это наука о: а) веществах и их превращениях; б) живых организмах; в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой. 6. Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны… а) для уничтожения следов деятельности человека; б) для сохранения экологических цепей питания; в) для украшения людьми своих жилищ; г) для питания домашних животных.

7. Поджигая сухую траву на лугах мы… а) даём расти молодым побегам; б) повыша.

7. Поджигая сухую траву на лугах мы… а) даём расти молодым побегам; б) повышаем плодородие почвы за счёт золы; в) наносим непоправимый вред всему сообществу. 8. Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм – и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода – все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука? а) этнология б) геология в) экология

Вторая часть тестового задания. 9. Исправь ошибку. На планете весной вырос зу.

13. Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? 1. Клён, рябина, ель, тюльпан. _______.

13. Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? 1. Клён, рябина, ель, тюльпан. _____________________________________________________________________________________________ 14. Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? Яблоня, смородина, малина, рябина. __________________________________________________________________________________________________________________ 15. Почему снегирю дали снежное имя? _____________________________________________________________________________________________

16. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй сво.

16. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор. Воскресенье в лесу Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу! ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) берёза, гроза, стол, вода;

б) дождь, камень, заяц, книга;

в) стрекоза, осина, лисица, стриж;

г) иней, школа, ромашка, почва.

Задание 2. Отметь знаком “+” верное высказывание.

У какой группы растений семена созревают в шишках?

а) у хвойных растений;

б) у цветковых растений;

в) у лиственных растений;

г) у папоротников.

Задание 3. Отметь знаком “+” верное высказывание.

У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

а) для защиты от врагов;

б) для добывания корма;

в) для борьбы с соперниками.

Задание 4. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

Задание 5. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Экология - это наука о:

а) веществах и их превращениях;

б) живых организмах;

в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.

Задания 6. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…

а) для уничтожения следов деятельности человека;

б) для сохранения экологических цепей питания;

в) для украшения людьми своих жилищ;

г) для питания домашних животных.

Задание 7. Отметь знаком “+” верное высказывание.

Поджигая сухую траву на лугах мы…

а) даём расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счёт золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

Задание 8. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?

Задание 9. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

Задание 10. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор.

Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.

Задание 11. Для чего весной любители природы выходят в берёзовые аллеи?

2 тур

Задание 1. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?

Задание 2. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?

Задание 3. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.

Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.

Задание 4. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.

Задание 5. Что послужило основанием для выражения “дрожит как осиновый лист”?

Задание 6. Обычно этим занимаются насекомые, а вот с цветками эвкалиптов это делают белки-летяги, с цветками баобабов и бананов (которые открываются ночью)- летучие мыши, с соцветиями кустарников дриада - кенгуру. Что они делают?

Задание 7. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.

Воскресенье в лесу

Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!

Задание 8. Ёж и крот относятся к одному разряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот не впадает. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

Задание 9. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?

Задание 10. Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.

Задание 11. Что могут сделать школьники для охраны природы?

Ответы

1 тур

Задание 1. в)

Задание 2. а)

Задание 3. б)

Задание 4. б)

Задание 5. в)

Задание 6. б)

Задание 7. в)

Задание 8. У птиц кончается корм, они боятся голода.

Задание 9. Потому, что звери и птицы в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

Задание 10. 4 ошибки.

1. Ковыль - это не первоцвет.

2. Лапчатка - это не первоцвет.

3. Пауки над цветами не кружатся.

4. Сайгак - это не грызун.

Задание 11. Для того, чтобы проверить: нет ли у берёз опасных ран, оставленных нерадивыми любителями сока. Замеченные ранки закрывают садовым варом.

Задание 1. В природе для насекомых появилась пища - сок и нектар. У зимующих птиц появилась дополнительная пища - насекомые, отпала угроза голода.

Задание 2. Они погибнут, так как не могут самостоятельно добывать пищу, не умеют самостоятельно защищаться от врагов, не смогут выжить в природных условиях данной местности.

Возможные варианты группировки животных:

1. растительноядные, насекомоядные, хищники;

2. млекопитающие и птицы;

3. домашние и дикие;

4. домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные птицы ,хищные млекопитающие.

Задание 4. Сокол и ястреб - дневные хищники, им нужна скорость при охоте, поэтому перья на крыльях у них жёсткие. Сова- ночной хищник, ей нужно бесшумно, медленно летать и обнаруживать добычу, поэтому перья на крыльях у неё мягкие.

Задание 5. Листья осины имеют очень длинные черешки и легко дрожат от малейшего ветерка.

Задание 6. Они их опыляют.

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.

3. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.

4. Лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Задание 8. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.

Задание 9. Орешник опыляется ветром, а липа - пчёлами.

Задание 10. Оценивается по количеству предложенных учениками зависимостей.

Задание 11. Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен материал, который может быть использован для проведения олимпиады, а также как дополнительный материал на уроках окружающего мира. Задания основаны как на программном материале, так и на личном опыте учащихся. Включены задания творческого характера

Задания районного тура по экологической олимпиаде

для младших школьников

ФИ участника _______________________________________________________

ФИО учителя _______________________________________________________

1. Наука экология изучает…

А) взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой

В) методы защиты природы

2. Найди причину и следствие. Соедини стрелками части таблицы.

Посадка деревьев по краям оврагов

Защита почвы от разрушения

Обильный рост травы

Закрась части таблицы, в которых указаны негативные последствия для лесных жителей.

3. Рассмотри цепи питания. Найди ошибку. Объясни свой ответ.


________________________________________________________________________________________________________________________

4.Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовит.

Что это за растение? _________________

5.Подчеркни название тех бытовых отходов, которые имеют самое большое время разложения.


Что могут делать люди, чтобы уберечь природу от загрязнения бытовыми отходами? Запиши свои предложения.

6.Отгадай ребусы. Запиши отгадки.


_________________ _____________ ______________

7.Запиши правила сбора грибов, которые начинаются с НЕ

8.Оказывается, беречь природу можно, не выходя из дома. Напиши правила, выполняя которые, человек может сберечь природные ресурсы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

9. Возраст этого неиссякаемого источника энергии составляет 4,6 миллиарда лет, а воды на нем больше, чем на Земле. О чём идёт речь?________________________________

Читайте также: