Олимпиада по экологии для начальной школы
Обновлено: 05.07.2024
3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?
в) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.
4. Кто из перечисленных ниже животных считается с амым чистоплотным зверьком?
а) растительный опад - дождевые черви - лисицы - кроты;
б) дождевые черви - растительный опад - кроты - лисицы;
в) растительный опад - кроты - дождевые черви - лисицы;
г) растительный опад - дождевые черви - кроты – лисицы.
1. Назови 3 – х животных, в названии которых всего 2 буквы.
__________________________________________________________________
✓ Самая большая планета Солнечной системы?_______________
✓ Самый большой материк на планете Земля?_______________
✓ Самый большой океан на планете Земля?________ _______
3. Определи по клюву и запиши, чем питаются эти птицы?
4. Допиши недостающее слово в формуле и укажи в скобках его главное
ПЕСОК + ГЛИНА + ВОДА + ВОЗДУХ + ПЕРЕГНОЙ + СОЛИ + МИКРОБЫ =
5. Перечисли приспособления рыбы к жизни в водной среде (не менее 5)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
1. Реши экологическую задачу и запиши получившийся ответ.
Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз
дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько
лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?
_______________________________________________________________________
2. У сокола оперение жёсткое, перья упругие. У совы опере ние мягкое, рыхлое.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Подумай, о каком животном идет речь? Подчеркни те слова и сочетания слов,
«Эти существа можно встретить не только в лесу. Свой дом они строят сообща. У
них хорошо развита сигнализация, разделение труда, сущес твует определенный
распорядок жизни. Место для дома они выбирают сухое и теплое, с южной
стороны дерева или в почве. Они приносят большую пользу лесу и полю тем, что
уничтожают вредных насекомых. За день одна такая колония уничтожает
килограмм вредящих лесу насекомых. Они разносят семена растений, проделыва ют
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Первая часть тестового задания. 1. Выберите правильный ответ. К живой природе относятся… а) берёза, гроза, стол, вода; б) дождь, камень, заяц, книга; в) стрекоза, осина, лисица, стриж; г) иней, школа, ромашка, почва. 2. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки? а) для защиты от врагов; б) для добывания корма; в) для борьбы с соперниками. 3. У какой группы растений семена созревают в шишках? а) у хвойных растений; б) у цветковых растений; в) у лиственных растений; г) у папоротников.
4. Как служат почве дождевые черви? а) уничтожают вредителей; б) перерабатывают опавшие листья; в) роют подземные ходы. 5. Экология - это наука о: а) веществах и их превращениях; б) живых организмах; в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой. 6. Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны… а) для уничтожения следов деятельности человека; б) для сохранения экологических цепей питания; в) для украшения людьми своих жилищ; г) для питания домашних животных.
7. Поджигая сухую траву на лугах мы… а) даём расти молодым побегам; б) повышаем плодородие почвы за счёт золы; в) наносим непоправимый вред всему сообществу. 8. Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм – и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода – все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука? а) этнология б) геология в) экология
13. Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? 1. Клён, рябина, ель, тюльпан. _____________________________________________________________________________________________ 14. Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? Яблоня, смородина, малина, рябина. __________________________________________________________________________________________________________________ 15. Почему снегирю дали снежное имя? _____________________________________________________________________________________________
16. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор. Воскресенье в лесу Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу! ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) берёза, гроза, стол, вода;
б) дождь, камень, заяц, книга;
в) стрекоза, осина, лисица, стриж;
г) иней, школа, ромашка, почва.
Задание 2. Отметь знаком “+” верное высказывание.
У какой группы растений семена созревают в шишках?
а) у хвойных растений;
б) у цветковых растений;
в) у лиственных растений;
г) у папоротников.
Задание 3. Отметь знаком “+” верное высказывание.
У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
а) для защиты от врагов;
б) для добывания корма;
в) для борьбы с соперниками.
Задание 4. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Как служат почве дождевые черви?
а) уничтожают вредителей;
б) перерабатывают опавшие листья;
в) роют подземные ходы.
Задание 5. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Экология - это наука о:
а) веществах и их превращениях;
б) живых организмах;
в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.
Задания 6. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…
а) для уничтожения следов деятельности человека;
б) для сохранения экологических цепей питания;
в) для украшения людьми своих жилищ;
г) для питания домашних животных.
Задание 7. Отметь знаком “+” верное высказывание.
Поджигая сухую траву на лугах мы…
а) даём расти молодым побегам;
б) повышаем плодородие почвы за счёт золы;
в) наносим непоправимый вред всему сообществу.
Задание 8. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?
Задание 9. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
Задание 10. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор.
Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.
Задание 11. Для чего весной любители природы выходят в берёзовые аллеи?
2 тур
Задание 1. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?
Задание 2. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?
Задание 3. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.
Тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, ёж, овца, собака, курица.
Задание 4. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.
Задание 5. Что послужило основанием для выражения “дрожит как осиновый лист”?
Задание 6. Обычно этим занимаются насекомые, а вот с цветками эвкалиптов это делают белки-летяги, с цветками баобабов и бананов (которые открываются ночью)- летучие мыши, с соцветиями кустарников дриада - кенгуру. Что они делают?
Задание 7. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.
Воскресенье в лесу
Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!
Задание 8. Ёж и крот относятся к одному разряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот не впадает. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
Задание 9. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?
Задание 10. Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.
Задание 11. Что могут сделать школьники для охраны природы?
Ответы
1 тур
Задание 1. в)
Задание 2. а)
Задание 3. б)
Задание 4. б)
Задание 5. в)
Задание 6. б)
Задание 7. в)
Задание 8. У птиц кончается корм, они боятся голода.
Задание 9. Потому, что звери и птицы в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.
Задание 10. 4 ошибки.
1. Ковыль - это не первоцвет.
2. Лапчатка - это не первоцвет.
3. Пауки над цветами не кружатся.
4. Сайгак - это не грызун.
Задание 11. Для того, чтобы проверить: нет ли у берёз опасных ран, оставленных нерадивыми любителями сока. Замеченные ранки закрывают садовым варом.
Задание 1. В природе для насекомых появилась пища - сок и нектар. У зимующих птиц появилась дополнительная пища - насекомые, отпала угроза голода.
Задание 2. Они погибнут, так как не могут самостоятельно добывать пищу, не умеют самостоятельно защищаться от врагов, не смогут выжить в природных условиях данной местности.
Возможные варианты группировки животных:
1. растительноядные, насекомоядные, хищники;
2. млекопитающие и птицы;
3. домашние и дикие;
4. домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные птицы ,хищные млекопитающие.
Задание 4. Сокол и ястреб - дневные хищники, им нужна скорость при охоте, поэтому перья на крыльях у них жёсткие. Сова- ночной хищник, ей нужно бесшумно, медленно летать и обнаруживать добычу, поэтому перья на крыльях у неё мягкие.
Задание 5. Листья осины имеют очень длинные черешки и легко дрожат от малейшего ветерка.
Задание 6. Они их опыляют.
1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.
3. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.
4. Лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Задание 8. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.
Задание 9. Орешник опыляется ветром, а липа - пчёлами.
Задание 10. Оценивается по количеству предложенных учениками зависимостей.
Задание 11. Сажать деревья и кустарники, выращивать цветы, охранять зелёные насаждения. Строить домики для птиц весной, а зимой - кормушки и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу.
В разработке представлен материал, который может быть использован для проведения олимпиады, а также как дополнительный материал на уроках окружающего мира. Задания основаны как на программном материале, так и на личном опыте учащихся. Включены задания творческого характера
Задания районного тура по экологической олимпиаде
для младших школьников
ФИ участника _______________________________________________________
ФИО учителя _______________________________________________________
1. Наука экология изучает…
А) взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой
В) методы защиты природы
2. Найди причину и следствие. Соедини стрелками части таблицы.
Посадка деревьев по краям оврагов
Защита почвы от разрушения
Обильный рост травы
Закрась части таблицы, в которых указаны негативные последствия для лесных жителей.
3. Рассмотри цепи питания. Найди ошибку. Объясни свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________
4.Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовит.
Что это за растение? _________________
5.Подчеркни название тех бытовых отходов, которые имеют самое большое время разложения.
Что могут делать люди, чтобы уберечь природу от загрязнения бытовыми отходами? Запиши свои предложения.
6.Отгадай ребусы. Запиши отгадки.
_________________ _____________ ______________
7.Запиши правила сбора грибов, которые начинаются с НЕ
8.Оказывается, беречь природу можно, не выходя из дома. Напиши правила, выполняя которые, человек может сберечь природные ресурсы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
9. Возраст этого неиссякаемого источника энергии составляет 4,6 миллиарда лет, а воды на нем больше, чем на Земле. О чём идёт речь?________________________________
Читайте также: