Олицетворение средство художественной выразительности 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока составлена для 3 класса по теме олицетворение.

Тема: Средства художественной выразительности речи. Олицетворение.

“ Приятная для слуха речь –

своего рода музыка”.

Ход занятия.

Организационный момент.

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)

Сегодня мы вновь будем учиться употреблять в своей речи слова и словосочетания, которые делают её красивой и выразительной.

Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.

- О чём скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.(Расстановка логических ударений.)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

Откладывай безделье, но не откладывай дело.

б) Подобрать к данным словам антонимы.

Дело мастера боится.

Летит орлица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала.

Голубой платок, алый колобок

По платку катается, людям улыбается.

Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

В древние времена люди верили, что все предметы в окружающем их мире имеют душу, то есть они живые. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

• Итак, что такое олицетворение?
Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(Для усиления образности. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

• Приведи примеры олицетворения в знакомых тебе стихотворениях.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло…

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела…

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём, часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся(понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

Ещё одна загадка:

Без крыльев летят,

Без паруса плывут. /облака/

Физминутка для глаз.

Следим за облачком и запоминаем, какие там встречаются сравнения, олицетворения.

• А сейчас я приглашаю вас в театр на лесной поляне.

(Возмущённая Ворона прилетает в Лесную школу и врывается в кабинет Директора-Льва)

Ворона: Буду жаловаться! Буду жаловаться!

Лев: На кого Вы будете жаловаться?

Ворона: Как на кого? На Лису!

Лев: Каждый день на Лису жалобы! Угощала Журавля кашей, размазанной по тарелке. Выгнала из дома Зайца. Вчера съела Колобка. Ну а сегодня что натворила?

Ворона: Как что? Сыр украла!

Лев: Этой Лисе всегда удаётся выйти сухой из воды. Однако на этот раз Лиса ответит за свой поступок, не уйдёт от наказания.

Ворона: А причём здесь вода?

• Как называются такие устойчивые словосочетания? (фразеологизмы)

• Приведите примеры.

Писать, как курица лапой

Вставлять палки в колёса (15 сл.)

Делить шкуру неубитого медведя

Витать в облаках - мечтать

Тянуть кота за хвост - медлить
Играть с огнём - рисковать
Водить за нос - обманывать
Провалился сквозь землю - исчезнуть
Плясать под чужую дудку – бездумно подчиняться кому-либо

Физминутка. “Фразеологический зоопарк”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Здоров, как … ( бык).

Знания и умения всегда найдут применение.

/по названию-антониму угадай истинное название сказки/.

Итог занятия.

• Что нового узнали?

• Какие средства выразительности языка использовали?

• Что получилось? Что не получилось? Что больше всего понравилось? • Доволен ли собой?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по развитию речи. 3 класс Тема: Средства художественной выразительнос.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Занятие по развитию речи. 3 класс Тема: Средства художественной выразительнос.

Занятие по развитию речи. 3 класс Тема: Средства художественной выразительности речи. Олицетворение. “ Приятная для слуха речь – своего рода музыка”. Аристотель

Подобрать к данным словам антонимы Богач Дворец Симпатичный Чудовище Любить В.

Подобрать к данным словам антонимы Богач Дворец Симпатичный Чудовище Любить Военный Оживлённый Бедняк Избушка Неприятный Красавец Ненавидеть Мирный, штатный Пустынный, задумчивый

Отгадай загадки: Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко за.

Отгадай загадки: Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала. туча

Отгадай загадки: Голубой платок, Алый колобок По платку катается, Людям улыба.

Отгадай загадки: Голубой платок, Алый колобок По платку катается, Людям улыбается. Солнце

Отгадай загадки: Неизвестно, где живёт, Налетит – деревья гнёт. Засвистит – п.

Отгадай загадки: Неизвестно, где живёт, Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь, Озорник, а не уймёшь. ветер

Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень тр.

Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? Что это?

Без паруса плывут. Без ног бегут, Без крыльев летят, Что это?

Без паруса плывут. Без ног бегут, Без крыльев летят, Что это?

 И. А. Крылов 1769-1844

И. А. Крылов 1769-1844


Выйти сухим из воды…

Выйти сухим из воды…

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания Развесить уши Писать, как курица ла.

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания Развесить уши Писать, как курица лапой

Что бы это значило? Вставлять палки в колёса Делить шкуру неубитого медведя С.

Что бы это значило? Вставлять палки в колёса Делить шкуру неубитого медведя Стреляный воробей Белая ворона

Фразеологический зоопарк Голоден, как… Хитёр, как… Труслив, как… Надут, как…

Фразеологический зоопарк Голоден, как… Хитёр, как… Труслив, как… Надут, как…

 Неповоротлив, как… Упрям, как… Здоров, как… Колюч, как…

Неповоротлив, как… Упрям, как… Здоров, как… Колюч, как…


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 494 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.01.2018 4261
  • PPTX 4 мбайт
  • 300 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Овечкина Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для детей для работы на уроках литературного чтения (3-4 класс). Раскрывает такие понятия, как эпитет, сравнение и олицетворение (с примерами). Памятку лучше вклеить в рабочую тетрадь по чтению.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Например: волнистый туман; тяжёлые тучи; ласковые лучи.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: солнце улыбается; осень загрустила; поющие деревья; голос ветра.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Например: волнистый туман; тяжёлые тучи; ласковые лучи.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: солнце улыбается; осень загрустила; поющие деревья; голос ветра.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Например: волнистый туман; тяжёлые тучи; ласковые лучи.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: солнце улыбается; осень загрустила; поющие деревья; голос ветра.

Средства художественной выразительности

Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.

Например: волнистый туман; тяжёлые тучи; ласковые лучи.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: солнце улыбается; осень загрустила; поющие деревья; голос ветра.



Рекомендации:

Татьяна Владимировна, просто отлично! Великолепный материал к урокам литературного чтения.

Татьяна Владимировна, благодарю Вас за ресурс! Такой теоретический материал трудно дается многим детям. Вы выбрали те средства выразительности, которые чаще всего встречаются в текстах и изучаются в среднем звене. Удобно, что правило-понятие и пример даны на одном слайде.

Галина Геннадьевна! Спасибо за интерес к моей работе и ее положительную оценку! Мы тоже в начальной школе бьемся над этими понятиями.

Читайте также: