Окружающий мир особенности изучения предмета в начальной школе алексеева о в

Обновлено: 05.07.2024

План лекций по курсу

Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности?

Лекция 1.

Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия

Участники круглого стола: завуч начальной школы, учителя начальных классов, воспитатель детского сада, психолог.

Завуч. Сейчас в школу приходят дети, которые знают значительно больше, чем их сверстники 15–20 лет назад. Но они еще не наигрались, не насмотрелись и не наслушались. Эти дети не готовы обсуждать, предполагать, спрашивать, у них нет своего мнения, и в лучшем случае они исполнители, а в худшем – наблюдатели. Даже те дети, которым сначала интересно учиться, со временем перестают задавать вопросы, становятся пассивными и безынициативными.

Воспитатель. Я с вами не согласна. Уже среди дошкольников много эрудированных детей. Они имеют собственный взгляд и мнение обо всем, легко откликаются на предложение пообсуждать и предположить, готовы спорить и сомневаться.

Учитель 1. К сожалению, таких детей меньшинство. Ребенок приступает к обучению, имея, конечно, определенные знания об окружающем и достаточно богатый чувственный опыт. Но пользоваться этим опытом он не умеет: не может сравнить, обобщить, установить связи и последовательность явлений, событий, фактов. И если учитель учтет эту особенностей детей, будет чаще обращаться к тому, что ребенку известно и интересно, его ученики будут успешны.

Воспитатель. Наши дети долго готовились к школе, а учителя часто не обращают на это внимания. Не учитывая достижения дошкольного воспитания, педагоги обрекают детей на повторное изучение того же самого материала, что значительно снижает интерес к учению. Кроме того, бывает, что дети что-то знают, но не всегда могут выразить это словами. Если уделить особое внимание развитию речи, то сенсорные впечатления приобретут осознанный характер.

Психолог. Воспитатель совершенно прав. Общеизвестно, что восприятие позволяет младшему школьнику ориентироваться в окружающем мире. Восприятие опосредуется мышлением и проверяется практикой, поэтому может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. Я уверена, что, например, первоклассник воспринимает мир как дошкольник, а пятиклассник – как младший школьник. Часто довольно высокий уровень сенсорной культуры не подкрепляется умением отобразить ее с помощью языка.

Давайте обсудим:

Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый?

Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны?

Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

? Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обсудить особенности разных видов восприятия детей в переходный период. Ребенку младшего школьного возраста – бывшему дошкольнику – окружающий мир предстает не отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями – звуками, формами, величинами, образами. Выделять и характеризовать отдельно взятое свойство объекта ребенку еще трудно. Именно поэтому у первоклассников вызывает большие трудности установление пространственных свойств (оценка величины, формы, удаленности) и времени (особенно отдельных промежутков). Ребенок этого возраста не может еще абстрагироваться от второстепенных сторон объекта, устанавливать между ними связи, искать зависимости, дифференцировать и соединять в группы: “природа живая и неживая”; “человек и другие люди”; “права и обязанности”. Трудности возраста компенсируются и преодолеваются такими качествами ученика, как стремление к узнаванию нового, доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми – взрослыми, сверстниками, любят выполнять совместную работу, умеют распределять обязанности, договариваться, брать на себя роль лидера (руководителя, командира).

Правило второе. Создавайте условия для более результативного наблюдения. Заранее продумайте место проведения наблюдения, расположение объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то предварительно посетите это место, определите, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещен и т.п.

Правило третье. Предварительно наметьте план и способы наблюдения, продумайте вопросы, которые можно задать детям. Постарайтесь предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения. Например, на экскурсии в лес учитель предлагает такой план рассматривания деревьев, кустарников, трав:

а) Найдите среди растений дерево, рассмотрите ствол, определите его цвет, форму; сравните толщину стволов разных деревьев; сосчитайте, сколько крупных ветвей отходит от ствола;

б) найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев; назовите особенности внешнего вида, которыми отличаются все кустарники;

в) найдите среди деревьев травы, сравните их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем различаются, какие органы есть у трав.

– наблюдения в уголке природы: развитие растения из семени (черенка, листа), сравнение растений по форме, цвету, величине листьев (цветков);

– экскурсии: внутри школы – в медицинский кабинет, в библиотеку, в компьютерный класс; вне школы – по родному городу (селу), в краеведческий (художественный, исторический, биологический) музей, в художественный салон, в лес (на водоем, луг, в поле, огород, сад);

Сенсорное воспитание на уроке окружающего мира неотделимо от содержания учебного материала. Например, свойства вещества (растворяется, растворяет, лепится, рассыпается и др.), форма предмета (плоский, круглый и др.), условия обитания (климат, растительность и др.) изучаются с учетом чувственного опыта детей. Например, при изучении свойств песка и глины ученик вовлекается в ситуацию предположения и проверки опытным путем таких свойств глины и песка, как сыпучесть и проводимость.

– Спросите меня о чем-нибудь.

– О чем? – удивляются дети.

– Спросите: какое у меня настроение?

– Какое у вас настроение?

– Плохое. (нужно ответить в первый раз только так).

Такой ответ учителя побуждает школьников задать следующие вопросы: “Почему? Что случилось? Кто виноват? Как помочь? Когда пройдет плохое настроение? Что для этого нужно сделать?”

Речевая разминка может быть представлена и в виде диалога. В 1–2-х классах используются различные виды таких упражнений:

? Что такое целостность восприятия?

Ни для кого не секрет, что восприятие является отправной точкой процесса познания. Опыт чувственного восприятия формируется с рождения, и к моменту поступления в школу мы хотим увидеть в действиях дошкольника умение обнаруживать объект с заданными свойствами, различать отдельные его признаки, сообщать информацию об объекте. Психологи отмечают, что акт осмысленного восприятия является начальным этапом в решении любых практических и познавательных задач, стоящих перед ребенком. Поэтому так важно в процессе обучения учитывать возрастные особенности сформированного восприятия ребенка. Только в этом случае создаются оптимальные условия для его развития, а учебное сопровождается учебно-познавательным мотивом деятельности.

? Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны?

Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру. Потребность в приобретении новых знаний не ограничивается знаниями о предметах и вещах, объектах природы, о сезонных изменениях в природе, о людях, их профессиях, труде, праздниках и многом другом. Ученика начальной школы уже интересуют философские проблемы – о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении Вселенной и т.п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о взаимоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в обществе взрослых и сверстников), которые помогают ребенку социализироваться. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых – рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т.п.

Каковы причины того, что на уроках окружающего мира падает интерес к учебно-познавательной деятельности (или он ситуативен)?

Учебник 4 класса, с. 50

Учебник 3 класса, с. 67.

4-й класс (учебник, с. 99). XIX век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему? Сравни свой ответ с текстом.

Например, в 4-м классе предлагается провести практическую работу по оказанию первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, показать, как пользоваться йодом, бинтом, ватой. Кто-то из детей уже умеет выполнять основные действия в таких случаях, кто-то эти действия наблюдал. Одни ребята обратят внимание на то, что они что-то делали не так, другие убедятся в правильности и полезности своих умений.

Живя в обществе, ребенок и непроизвольно, и преднамеренно приобщается к культуре. Слушание и рассматривание объектов природы и человеческой культуры занимают значительную часть его учебного и свободного времени. А ведь это наиболее эмоциональные виды деятельности, поэтому предположения, умозаключения, способы решения, обнаруженные и использованные в процессе такой работы, в дальнейшем легко востребуются и применяются в учебной деятельности. Результатом этой деятельности является также умение эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отраженные в произведениях искусства. Приведем пример творческих заданий, построенных на основе восприятия произведений музыки и изобразительного искусства и направленных на развитие умения сопоставлять характер музыкального произведения с настроением пейзажа. Цель этих заданий – углубление интереса учащихся к окружающему миру. Для этой группы заданий необходимо подобрать музыкальные произведения и репродукции пейзажей, контрастные по настроению.

? Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

В начале XX века в Индии в волчьем логове нашли двух девочек: одной было лет семь-восемь, другой – два года. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, прожила среди людей 10 лет. За это время она научилась ходить на двух ногах, хотя бегать продолжала на четвереньках. Камала научилась понимать речь, но сама произносила только 45 простых слов.
В 17 лет ее развитие было как у трехлетнего ребенка. Почему девочка, родившись человеком, так им и не стала?

В процессе коллективного обсуждения четвероклассники начинают понимать, что общение с окружающими людьми, семьей, сверстниками, школьным коллективом, участие в совместном труде, игре, учебе – все это необходимо для благополучного развития.

Именно поэтому так много говорят сейчас о личностноориентированном образовании, которое предполагает бережное отношение к любой личности, учет индивидуальности, право ребенка быть самим собой. Строя процесс учебного общения с младшим школьником, учитель должен помнить, что его влияние может быть и положительным, и отрицательным. Для младшего школьника учитель – человек весьма авторитетный, он всегда выступает примером для подражания, поэтому задача создания комфортного микроклимата в классе, ситуаций взаимопонимания – одна из важнейших в начальном образовании.

Уроки окружающего мира могут внести в решение этой задачи существенный вклад. Можно выделить несколько условий организации учебного общения при изучении этого предмета, которое положительно будет влиять на воспитание личности школьника. Это своего рода Памятка для учителя:

Подведем итог: в образовательном процессе две главные фигуры – ученик и учитель. От их правильного взаимодействия будет зависеть не только конкретный результат обучения, но и воспитательный эффект развития личности школьника.

Вопросы для самопроверки

4. Формированию каких личностных характеристик ученика способствует изучение окружающего мира?

5. Какая из готовностей к взаимодействию с окружающим миром, на ваш взгляд, наиболее значима для современного школьника?

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1–4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.

3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005.

6. Менчинская Е.А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей // Начальное образование. 2006. № 5.

7. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование, 2006, № 6. 2007, № 1.

8. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника. // Начальное образование. 2003, № 2.

ВложениеРазмер
okr_mir_aneks.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы.

Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое концептуальное (исходное) положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.

1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.

5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

При изучении этого предмета младший школьник:

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Очень важно установить правильное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием. Такой связующей идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом к природной и социальной среде.

Рассмотрим подробнее некоторые методы работы, наиболее продуктивные и действенные, с моей точки зрения.

Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки).

Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определённые правила.

Правило 1. Чётко сформулировать общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Правило 2. Создать условия для результативного наблюдения: заранее продумать место проведения, расположения объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён и т.п.

Правило 3. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Правило 4. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слух, вкус, обоняние.

Расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путём. Если на первом этапе обучения (1 - 2 класс) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта, то в 3 – 4 классах инициатива всё больше и больше передаётся детям.

Практические методы ( опыты и эксперименты).

Методы игры ( дидактические учебно-ролевые).

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или её создании обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Большераковская средняя общеобразовательная школа

Районное методическое объединение учителей начальных классов

Пшенина Марина Владимировна,

учитель начальных классов

Особенности предмета.

Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое концептуальное (исходное) положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.

1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.

5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

Возможности предмета.

При изучении этого предмета младший школьник:

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Очень важно установить правильное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием. Такой связующей идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом к природной и социальной среде.

Методические подходы.

Рассмотрим подробнее некоторые методы работы, наиболее продуктивные и действенные, с моей точки зрения.

Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки).

Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определённые правила.

Правило 1. Чётко сформулировать общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Правило 2. Создать условия для результативного наблюдения: заранее продумать место проведения, расположения объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён и т.п.

Правило 3. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Правило 4. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слух, вкус, обоняние.

Расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путём. Если на первом этапе обучения (1 - 2 класс) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта, то в 3 – 4 классах инициатива всё больше и больше передаётся детям.

Практические методы ( опыты и эксперименты).

Методы игры ( дидактические учебно-ролевые).

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или её создании обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).

Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе:
особенности, возможности, методические подходы

Особенности предмета.

1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.
5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

Методические подходы.

Виды работ на уроках.

Читайте также: