Огласительные беседы воскресная школа

Обновлено: 07.07.2024

Оглашение - церковная образовательная и просветительская деятельность, призванная подготовить уверовавшего во Христа человека к Крещению и сознательному вступлению в Церковь, в которой он найдет спасение.

Цель оглашения: интеллектуальное наставление уверовавшего в Христа человека основным истинам веры и содействие его сознательному вступлению в Церковь

Задачи оглашения:

1. Помочь человеку обрести Евангелие в качестве Книги Жизни и принять ее в свете идущего от апостолов Священного Предания Православной Церкви;

2. Способствовать формированию христианского мировоззрения, основанном на Священном Писании и догматических основах Православия, отраженных, прежде всего, в Символе Веры;

3. Содействовать приобщению к Церкви как к Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственным Главой – Иисус Христос;

4. Помочь человеку осознать и принять Евхаристию как центр и отправную точку христианской жизни и любого церковного служения.

Этапы проведения оглашения:

3. Итоговая встреча;

4. Исповедально-доверительная беседа (со взрослыми) Первый этап оглашения - знакомство Может проводиться как священником, так и катехизатором-мирянином. Во время этой встречи следует обратить внимание слушателей на необходимость проведения оглашения. Кроме этого:

- разъяснить порядок его проведения в данном Приходе;

- поставить вопрос о мотивах обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении (только обозначить вопрос, но не давать ответ);

- осветить вопросы порядка проведения Крещения в Приходе (по каким дням, в какое время);

- обеспечить оглашаемых необходимыми пособиями;

- обменяться контактной информацией и ответить на возникшие вопросы.

Второй этап оглашения - цикл бесед

Цикл огласительных бесед может быть проведен в четырех формах:

1. Самостоятельное изучение по книге;

2. Самостоятельное изучение по DVD-диску;

4. Непосредственные беседы катехизатора

Книга содержит пять огласительных бесед по следующим темам:

1. Предварительные понятия

2. Священная Библейская история;

3. Церковь Христова;

4. Христианская нравственность;

5. Таинство Крещения.

Цель: Пробудить у оглашаемых живой интерес к беседам, осветить историю крещальной и огласительной практики и устранить основные заблуждения по самым общим религиозным вопросам.

Вопросы для самоконтроля:

2. Когда оглашение перед принятием Таинства Крещения стало обязательным?

3. Что включала в себя подготовка к Крещению в древности?

4. Кто является свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого?

5. Каковы обязанности крестных родителей?

6. Что является главным в религии?

Цель: Содействовать пробуждению у оглашаемых интереса к чтению Священного Писания, и в святоотеческом ключе осветить основные библейские события в рамках Символа Веры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Рассказ о каких событиях в Библии самый важный?

2. Как соотносятся между собой Библия и наука?

3. Господь сотворил человека по образу Своему. Что это означает?

4. Где и от чего зародилось зло?

5. Какие заповеди дал Господь людям в раю?

6. Для чего была дана людям заповедь не вкушать от древа познания добра и зла?

7. Что явилось результатом грехопадения первых людей?

8. Иисус Христос в Себе Самом исцеляет человеческое естество от повреждения грехом и смертью. Что это означает?

Вопросы для самоконтроля:

2. Кем создана Церковь?

3. С какой целью создана Церковь?

4. Что объединяет людей в Церковь?

5. Что является существенной и важнейшей чертой Православной веры?

7. Что происходит с человеком после смерти?

8. Что является самым важное в жизни Церкви?

Цель: Обосновать необходимость сверять свою совесть по Евангелию и живого участия в Церковных Таинствах для духовно-нравственного совершенствования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему Господь дал людям заповеди?

2. Как можно исполнять все заповеди?

3. Кто такие святые?

5. Какие Церковные Таинства вам известны?

Цель: Раскрыть смысл Таинства Крещения и порядок его совершения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Если крестить ребенка, то в каком возрасте удобнее это делать?

3. Как происходит отречение от сатаны?

4. Кто не может быть крестным родителем и почему?

5. В начале чина Крещения священник молится о готовящемся принять Крещение:

Что означает это прошение?

6. Для чего совершается Таинство Миропомазания?

8. Для чего нужно Крещение?

- Кто не может быть крестным?

- Как выбрать крестных для ребенка?

- Можно ли крестить во время поста?

- Может ли беременная женщина стать крестной матерью?

- Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?

- Сколько раз человек может становиться крестным?

В приложении к книге находится список наиболее распространенных имен святых Православной Церкви (святцы), расположенных по месяцам и дням памяти (по новому стилю). В этот список не вошли очень редкие и неблагозвучные имена.

Самостоятельное изучение по DVD-диску Диск содержит отснятые по книге пять видеобесед по тем же темам.

В отличии от книги видеобеседы не содержат ответы на часто задаваемые вопросы, но наполнены цитатами Священного Писания, творений святых и церковных деятелей. Кроме этого в них не содержатся вопросы для самоконтроля.

Вместе с тем у видеодиска имеется очевидное преимущество - людям легче получать информацию с экрана телевизора, нежели работать с книгой.

Просматривается на любых устройствах от телефонов до компьютеров.

Регистрироваться на сайте обязательно только в том случае, если человек хочет проходить тестирование непосредственно на сайте и там же получать сертификат о прохождении подготовки ко Крещению. Именно поэтому при регистрации важно вводить верную информацию. Если нет желания проходить тестирование на сайте и получать сертификат, то регистрироваться не обязательно - все другие опции будут доступны.

Каждая беседа состоит из видео файла, который идентичен файлу на DVD-диске.

Этот файл продублирован аудио версией и текстовым вариантом (на случай, если у пользователя медленное соединение). Кроме этого в каждой беседе имеется дополнительный материал и полезные ссылки, чего нет ни в книге, ни на диске.

После прослушивания (или прочитывания) информации обучающийся может пройти тест. Тест призван акцентировать внимание обучающегося на важных моментах и выявить степень их усвоения. Результаты тестирования будут видны обучающемуся сразу же после тестирования. Порог прохождения теста - 60 баллов из 100 возможных.

В случае неблагополучного результата обучающийся может пройти тест повторно, но не раньше чем на следующий день.

Непосредственные беседы катехизатора Непосредственные беседы катехизатора с катехуменами - самый лучший способ проповеди. Вместе с этим он наиболее сложен в организации и проведении, особенно в условиях сельских приходов. Там, где уже оглашение осуществляется в виде непосредственных бесед катехизаторов это нужно сохранять и развивать, а где такая форма оглашения может быть организована, следует приложить усилия для ее организации.

Третий этап оглашения - итоговая встреча Итоговая встреча с катехуменами проводится обязательно священником. Она будет иметь смысл только в том случае, если оглашение осуществлялось катехизатором-мирянином, или дистанционно через методический комплект. Во время этой встречи следует:

- познакомиться с катехуменами;

- ответить на вопросы;

- задать встречные вопросы;

- акцентировать внимание катехуменов на тех моментах содержания оглашения, которые оказались наиболее плохо усвоенными;

- выдать свидетельство о прохождении оглашения;

-наметить время проведения исповедально-доверительной беседы со взрослыми, желающими принять Таинство Крещения, и время проведения самого Крещения.

в противном случае вежливо указать катехумену на его слабую подготовку, и рекомендовать ему серьезнее относиться к такому событию, как Крещение. При этом свидетельство не выдавать и до Крещения не допускать.

Желающие принять Крещение во время такой беседы рассказывают о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в Церковь. Это открывает возможность помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при стремлении принять Крещение ради сохранения здоровья).

Верным побуждением для вступления в Церковь следует считать желание войди в духовную, благодатную жизнь Церкви, стать Ее действенным членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих; быть с Богом, со Христом и в этой жизни и в Вечной.

Однако такое сознательное религиозное искание Истины встречается очень редко.

Почти всегда в качестве мотива выступает надежда на то, что Церковь поможет решить какие-либо внутренние или внешние проблемы, или национально-патриотические соображения. Реже - эстетические или политические.

Следует помнить, что Церковь с любовью принимает всякого человека, по какой бы причине он не обратился к ней; но вместе с тем, к каждой из этих групп катехуменов необходим особый подход, чтобы воцерковление принесло действительный плод, а не взрастило заложенные в перечисленных побуждениях содержащиеся в них плевелы заблуждений и подмен.

В современных условиях священнику также необходимо выяснять, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения. В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни катехумена с предложением провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения.

Исповедально-доверительная беседа помогает священнику составить для себя представление о будущем члене приходской общины, что важно для осуществления душепопечения и построения общинной жизни.

Проводить исповедально-доверительную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы разрешительная молитва не читается.

Препятствия к принятию Таинства Крещения

1. Абсолютно недопустимо крестить человека повторно. В Символе Веры сказано:

2. Так же абсолютно недопустимо крещение умершего человека (26-ое правило Карфагенского собора).

4. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и придерживающимся по сути язычества, гностических культов, астрологии, теософских и спиритических обществ, реформированных восточных религий, оккультизма и т.п.

5. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом. Поэтому препятствием к Крещению является отсутствие желания участвовать в церковной жизни

Василий Великий). Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями.

К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

- работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов;

- проституция, содержание публичных домов;

- блудное сожительство (сожительство без регистрации брака);

- работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями;

7. Крещение лиц с неверными мотивами необходимо отсрочить, тем более невозможно Крещение человека, желающего креститься из корыстных побуждений.

Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

Распространенные ошибки при оглашении

в) Подмена подлинного воцерковления внешней церковностью (точным исполнением церковных чинов и обрядов);

д) Представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений;

ж) Чрезмерный либерализм;

з) Формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.

При разработки данной методички использовались следующие материалы и документы:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


Чтобы понять для чего человек креститься нужно, проделать такое небольшое интеллектуальное упражнение:

всякому взрослому человеку надо заглянуть в свою душу и ответить себе на один вопрос - как устроена его душа, много философов на эту тему книжек написали, но, конечно же, изначально люди видят, что душа разделена на две половины. Одной половиной души все хорошее, все доброе, мы хотим, что бы все было по-честному, по справедливости. Такая хорошенькая, чистенькая половинка души.

Но у нас есть, и другая половина души – и вот эту свою вторую половину души люди избегают правильно называть - правильное название этой второй половины души – а второй своей половиной души я люблю зло.

Вот если человек стоит на этой точке зрения, то он не то, что к крещению не готов, он вообще ни к чему не готов.

Сделать это может только Господь Бог. Собственно ради этого люди крестятся. Они крестятся на подъеме своих покаянных чувств. Понимая, что кроме Бога это не сделает ни кто.

Вот зачем мы крестимся, если мы приступаем к крещению взрослыми.

И возникает вопрос – откуда же мы такими стали? Неужели же нас Господь Бог такими сотворил, если мы рождаемся у мамы с папой уже испорченными. И как же это не вяжется с обликом Божиим?

Ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить на огласительных беседах в храме, в ходе которых желающий креститься знакомится с основами христианской веры и жизни.


Основное содержание настоящих огласительных бесед - изучение Символа веры, который предлагается не только выучить наизусть, но и глубоко понимать.

ПЕРВАЯ ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА


В отличии от других учений христианство основано не просто на системе взглядов и заповедей своего основателя, а на опыте постоянного живого общения с Ним Самим. Кто Он, почему миллиарды людей по всей земле называют Его своим Богом и Спасителем, от чего Он спасает нас и почему христиане во все времена предпочитали лучше погибнуть лютой смертью, чем отречься от Него.


Далее Символ веры говорит нам о Боге как Творце и Вседержителе.

Бог-Творец неба и земли. Земля - это мир физический, видимый, а небо - мир духовный, невидимый. Для нас важно, что духовный мир и живущие в нем ангелы и бесы тоже сотворены Богом. Современный человек часто рассуждает так: в мире есть добро и зло, Бог и дьявол - и еще неизвестно, кто сильнее и к кому лучше обращаться за помощью. Но мы знаем что дьявол — это всего лишь падший ангел, всего лишь творение Бога, он не может быть равен Богу по силе. Дьявол причиняет зло человеку только тогда, когда сам человек открывает себя для воздействия темных сил — либо грешит и не кается, либо напрямую обращается к ним.

И теперь мы подходим к самому главному вопросу: почему Спаситель? Ведь спаситель нужен только тем, кто погибает. В чем же суть нашей погибели? От чего нас понадобилось спасать? Да, от греха, от смерти, от зла.

Это и был первородный грех - не просто формальное нарушение заповеди, а внутренний переворот. И вот тогда и произошла катастрофа. Человек изменился, человеческая природа, созданная Творцом для вечного блаженства, исказилась, повредилась, как бы заболела грехом - и человек просто уже не мог находиться рядом с Творцом. Адам и Ева уходят от Бога, и с этого начинается земная история. С того момента между Богом и человеком возникает пропасть, которую сам человек преодолеть не может. Дело не в том, что Бог их отверг и проклял. Нет, он простил их сразу же, потому что любит. Просто они не могли сами измениться.

И Христос приходит спасти нас от этого, приходит вылечить нас от первородного греха и снова соединить нас с Богом. В следующий раз мы поговорим с вами о том, как же совершалось наше спасение в земной истории - о жизни Иисуса Христа, о Его проповеди, о Его крестной смерти и воскресении.

ВТОРАЯ ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Сегодня мы поговорим о том, как совершилось дело нашего спасения в истории. События эти описаны в Евангелии, однако нам важны не столько исторические факты, сколько их духовный смысл и то, какое отношение эти события имеют к каждому из нас.

Когда Он родился, в нашем мире появилась уникальная личность - Богочеловек. В Нем поразительным образом сочетаются и божественные и человеческие качества. Вот Он лежит на руках Богородицы. Как человек Он занимает какое-то определенное пространство, как Бог Он вездесущ. Как человек Он родился во времени, как Бог Он вечен. Как человек Он еще слаб, во всем зависим от мамы, как Бог Он всесилен. Как человеку Ему еще нужно расти, учиться, как Бог Он уже всеведущ.

До 30 лет Он жил в абсолютной безвестности. Рос в послушании названного отца, учился плотническому делу. В 30 лет Он пришел на берег Йордана к Иоанна Крестителю креститься. Что это было за крещение, которое совершал Иоанн Креститель? Это было не христианское крещение, а крещение покаяния. Люди заходили по пояс в воду, исповедовали свои грехи и окунались, как бы желая освободиться от этих грехов, желая оставить их в этой воде. И вот после них всех приходит Христос - чистый, безгрешный, Он не имел нужды в покаянии - и Он заходит в эту воду Иордана, в это скопище грехов и окунается. Зачем? Он эти самым показывает, что Он берет на Себя грехи всех людей.

И в тот момент, когда Он, крестившись, выходит из воды, происходит первое открытое явления людям Пресвятой Троицы: Бог-Отец как голос с небес, Сын стоял на берегу Иордана как Человек и Дух Святой как голубь спускался на Него с небес.

После этого Христос идет по городам Израильским проповедовать. О чем Он говорит людям? Да, Он говорит и о покаянии, и о прощении и о любви, но обо все этом можно было бы сказать и через пророков. Больше всего Христос говорит о Самом себе - о том, что Он - Сын Божий и только через Него можно придти к Отцу. И общество Израильское разделилось на две части: одни Его принимали, другие нет.

Кто его принимал? Простые люди, те, кто сознавали свои грехи, раскаивались в них, тяготились ими, хотели избавиться от греха и приблизиться к Богу. Они чувствовали, что им нужен Спаситель - и поэтому принимали Спасителя, меняли свою жизнь. Ведь покаяние открывает духовное зрение, помогает увидеть истину.

Кто Его не принимал? Книжники - те, которые посвящали свою жизнь изучению Писания. Они сосчитали все буквы в Священном Писании и даже фокус такой показывали: протыкали свиток иглой и могли сказать, какие буквы находятся на дырочках. Естественно, они знали наизусть и все пророчества о Христе: когда Он должен родиться, где, каким Он будет, но это знание не помогло им, потому что это было сухое знание, без любви к Богу и главное, без покаяния. Они этим своим знанием очень этим гордились.

Мы почитаем любое изображение креста и с благоговением изображаем на себе и на других предметах крестное знамение, тем самым освящая любую вещь. Мы крестимся во время молитвы, перед выходом из дома, перед трапезой, крестим пищу, на ночь освящаем крестом углы комнаты и постель. Крест в руках верующего человека имеет огромную силу. Дьявол боится креста, потому своей крестной смертью Христос победил дьявола и опозорил его.

Казнь через распятие на кресте в Римской империи была самая ужасная не только по физическим мучениям, но и самая позорная. Это была казнь для плебеев -благородных людей на крестах не распинали. И было принято всем издеваться над беспомощностью людей, повешенных на кресте. Над Христом тоже так издевались.

Не может Отец оставить Сына, не может этого произойти в Троице! Мы знаем, что Христос сказал это по человечеству Своему. Он испытал за нас не только физические муки, но и нравственные, в том числе и самое страшное последствие грехопадения -разлученность с Богом. Он испытал чувство богооставленности. Чтобы уничтожить пропасть между человеком и Богом, Он должен был сначала заглянуть в эту пропасть.

Для нас это очень важно: ведь если Он как человек там, то и мы, люди, там можем быть. Он проложил нам дорогу на небеса. Посмотрите, вот икона Троицы. По трем сторонам престола Отец, Сын и Святой Дух, а четвертая сторона обращена к нам: наше призвание — быть там.

ТРЕТЬЯ ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

- Отсюда понятно, что не тот христианин, кто носит крестик и имеет свидетельство о крещении, а тот, кто живет в этом Теле Христовом, кто является живой его клеточкой. У каждой клеточки свои органы дыхания и питания - у каждого христианина своя молитва, свои отношения с Богом. Но каждая клеточка входит в состав каких-то органов, так и христианин живет в обществе верующих.

Но вот вопрос. Что дает жизнь и питание всем органам в нашем теле? Кровеносная система. В Церкви тоже есть своя кровеносная система. Это таинство Причастия.

И, конечно же, к такой встрече со Христом, нужно достойно подготовиться. Поэтому перед причастием обязательно положена исповедь, чтобы Христос входил в чистое сердце и еще по обычаю нашей Церкви перед причастием мы соблюдаем пост хотя бы 3 дня. Пост бывает физический — т.е. мы воздерживаемся от вкушения животной пищи и от супружеской близости, если это возможно со стороны супруга, а бывает пост духовный - воздержание от лишних развлечений и пустых занятий, которые расслабляют нас духовно. В эти дни надо постараться больше читать Евангелие, духовные книги, больше молиться и внимательно подготовиться к исповеди. Вечером третьего дня нужно быть на вечерней службе, исповедоваться и прочитать специальные молитвы ко причастию. А утром придти в храм натощак, помолиться на литургии и причаститься.

Причащаться нужно постоянно. Мы же знаем, что сердце не один раз за всю жизнь стукнуло, разлило жизненные силы по организму и остановилось. Нет, все время стучит. И мы постоянно нуждаемся в покаянии, очищении. Так что обычный ритм духовной жизни это исповедь-причастие, исповедь-причастие. Без этого нельзя. Можно хоть как молиться, Евангелие читать, можно богословом великим стать, но без исповеди и причастия все это бесполезно.

А теперь вернемся к Церкви. Теперь понятно, что мы, которые причащаемся одного Тела и одной Крови, становимся едиными не только со Христом, но и друг с другом - мы единокровные братья и сестры.

В православной традиции после таинства крещения сразу следует еще одно таинство - Миропомазание.

Мы знаем, что Церковь, как и любой живой организм, имеет день рождения. Произошло это в день Пятидесятницы, т.е. через 50 дней после воскресения Христова. Когда Христос вознесся на небеса, Он заповедовал апостолом не разлучаться, оставаться в Иерусалиме и ожидать сошествия Святого Духа. И вот когда они собрались на общую молитву в той самой Сионской горнице, где происходила Тайная вечеря, вдруг услышали бурное дыхание ветра и увидели над каждым из них язык пламени. Так в виде огненных языков сошел на них Дух Святой, объединил их в духовное единство - Церковь и дал им великие духовные дары. Когда апостол Петр после этого вышел на проповедь, то такая сила была у его проповеди, что в тот день три тысячи человек крестилось. И это тот Петр, который только недавно отрекался от Христа из страха быть арестованным. Такую силу дал Дух Святой.

О порядке в храме и об отношении к Заповедям Господним

Об отношении к ближним

Об общении с Богом

Царство Небесное внутрь вас есть


Святоотеческая мудрость

«Краткий путь к стяжанию добродетели для начинающих есть молчание уст, смежение очей и ушей

Помогите в строительстве забора




Православный календарь

Таинство Крещения

Огласительные беседы проводятся в храме:
1-я беседа - в субботу в 12:00
2-я беседа - в воскресение в 12:00

Таинство Крещения совершается ежедневно по предварительной записи.

Таинство Венчания

kreschenie

Читайте также: