Оформление музей кукол в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Материал согласован и рекомендован

к участию в конкурсе

Заместитель заведующего по УВР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Составила воспитатель Лемешкова Алла Анатольевна

В методической разработке прослеживается история создания кукол от самых простых, сделанных из подручного материала, до самых современных кукол. Методическая разработка знакомит с традиционной русской народной игрушкой (куклой), с материалами, применяемыми для изготовления куклы, с приёмами и со способами её создания, с народными традициями.

Особое внимание акцентируется на разнообразии представленных экспонатов, которые условно можно разделить на следующие группы: обрядовые куклы-самоделки, театральные куклы, матрёшки, глиняные куклы, пластмассовые куклы. В методической разработке выделяются и описываются характерные особенности каждой группы.

Инновационность нашего мини-музея кукол для детей состоит в том, что экспонаты музея находится в чемодане, их можно взять в руки, рассмотреть их и поиграть с ними. Музей в чемодане всегда вызывает у детей интерес к исследовательским действиям и играм, его можно переместить в любую часть группы для сюжетно-ролевых игр. Он мобилен, обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Формы и методы изучения экспонатов мини-музея.

Во время изучения музейных экспонатов активно используются следующие методы: наглядный (это: наблюдение, демонстрация наглядных пособий - кукол, предметов, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)., словесный (рассказ, беседа, чтение литературы, стихов, потешек). Практический метод (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование) воспитанники могут рассмотреть каждый музейный экспонат, могут его взять в руки, определить из какого материала он сделан, сравнить экспонаты по размеру, сравнить материал наощупь, по цвету. Методы тесно взаимосвязаны между собой.


Педсовет

Цели и задачи: Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами. Приобщать детей к традиционной культуре России. Формировать эстетический вкус.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.

Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа.

Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

С пяти – шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.

Наш мини – музей кукол посещают дети других групп нашего детского сада. Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций.

Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla1

Куклу делали утром в Рождество. Для этого с ночи в Сочельник в доме, в красном углу рассыпали разное зерно, какое было в хозяйстве. Утром зерно собирали, увязывали в семь или пять небольших мешочков, и украшали ими куклу. В каждый мешочек насыпали один вид крупы. Веничек ставили в таком месте, чтобы чужие его не видели, а хозяйка видела.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla2

Богач – это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России.

Её обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.

Кукла обязательно наполнялась зерном ( гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально кукла Богач хранила редкие семена урожая – гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу.

При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая её заполняли новой крупой.

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокознённый Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сёстры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовётся во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно – приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное, поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40,77.

Согласно мифам уже христианских времён, лихорадок – девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами – лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестёр во всём ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот их названия:

Для защиты от сестриц — трясавиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнёт осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в неё и вселится вместо кого – то из домочадцев.

Поэтому. Поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по – разному ), освобождая дом от негатива.

Изготавливали лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по имени. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихоманок покрасивше, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни – демонице.

Если в доме кто – нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать её одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить её, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla4

У тряпичной куклы Безлики лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, безрук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kuklaк5

Символ нерасторжимости свадебного союза. Свадебные — неразлучники крепко держатся за руки, будто помогают друг другу. Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их всю жизнь.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla6

Этих кукол делали, когда рождался ребёнок. Сделана она из ярких, красочных лоскутков. Если эту куклу потрясти, услышим приятные звуки. Поэтому её и назвали Погремушка. Куклу – Погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла – Погремушка развлекала и оберегала малыша. Постукивая этими погремушками, матери напевали колыбельные песни. Ещё эти предметы имели и иное назначение. Сохранилось поверье о том, что эти куклы своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка.

Эта интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек. Куклу Пеленашку плотно – плотно пеленали в пелёнку, как младенца. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla9

Кукла Берестушка изготавливалась из бересты и разноцветных лоскутков. Это кукла – оберег в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla10

Для изготовления такой куклы нужен лён (ткань), лён – кудель на волосы, кусочек ткани на сарафанчик, ленточка для волос. Эта кукла игровая. Дарилась детям для игры на счастье.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla11

Кукла – бабочка это игровая кукла. Дети с удовольствием с ней играют. Эту куклу можно украшать по — разному, каждый раз она получается разная. Этой куклой можно украшать любой подарок.

opyt-raboty-po-sozdaniyu-v-dou-mini-muzeya-narodnaya-kukla17














№ 4857 Паспорт мини - музея "Куклы: вчера, сегодня, завтра".

СКАЧАТЬ (с фото)

Возрастная группа: старшая

Воспитатель: А. В. Бурцева

г. Красноярск 2017год

Профиль мини - музея: познавательный.

Цель создания мини - музея: познакомить детей и родителей с основными видами кукол прошлого и настоящего времени.

Задачи создания мини - музея:

1. Формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию.

2. Способствованию познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Расширять кругозор ребенка.

3. Обогащение развивающей предметной среды.

4. Привлечь внимание родителей к истории нашей страны через экспонаты кукол, способствовать совместной деятельности детей и родителей, повышению общего культурного уровня детей и родителей.

Примечание.

Музей является тематически систематизированным собранием различных кукол, как современных, так и кукол из детства мам и бабушек. Работа мини - музея тесно связана с различными формами воспитательно – образовательного процесса группы. В основу этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип актуальности темы;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения

Аспекты музейной деятельности

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития зачатков воображения и художественно-эстетических навыков.

Формы деятельности:

Разделы мини-музея, особенности использования:

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и находятся в свободном доступе у детей. Коллекции находятся на верхней полке экспозиционного стенда. На нижней полке стенда находятся: библиотека - где собраны загадки, стихи и авторские произведения; игротека- где собраны игры и атрибуты для игровой деятельности детей.

Характеристика мини-музея.

Экспонаты мини-музея

Временное/ Постоянное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

Фарфоровая кукла (малая) в национальном костюме - 9 шт.

Из коллекции логопеда Чжан Л.А.

Фарфоровая кукла (малая) в национальном костюме

Из коллекции семьи Гавриленко

Из фонда группы

Кукла пластмассовая в верхней одежде

Из фонда группы

Из фонда семьи Тявкиных

Кукла пластмассовая Мальчик

Из фонда группы

Кукла пластмассовая в русском народном костюме

Из фонда группы

Кукла пластмассовая в украинском народном костюме

Из фонда группы

Кукла пластмассовая в теплой одежде

Из фонда группы

Кукла Лалалупси Сластёна

Из фонда воспитателя Бурцевой А.В.

Кукла Лалалупси Северянка

Из фонда воспитателя Бурцевой А.В.

Из фонда воспитателя Горбатенко А.В.

Из фонда воспитателя Горбатенко А.В.

Кукла Маша озвученная

Из фонда семьи Чупиных

Кукла Клоун озвученный

Из фонда семьи Кислицыных

Кукла пластмассовая малая Пинкипай

Из фонда семьи Чупиных

Кукла пластмассовая малая (мультгерой)

Из фонда семьи Чупиных

Кукла – шкатулка (ручная работа)

Из фонда воспитателя Бурцевой А.В.

Кукла – колпачок (на ручку) – 4 шт. ручная работа

Из фонда воспитателя Бурцевой А.В.

Кукла – оберег нитяная – 2 шт.

Из фонда группы

Кукла Буратино большая (мягко – набивная)

Из фонда группы

Кукла Маша резиновая малая

Из фонда группы

Пластмассовые куклы

Мягкие куклы

Деревянные куклы (матрешки)

Куклы – герои мультфильмов

Фарфоровые куклы

Бумажные куклы

Куклы, сделанные своими руками

Куклы – обереги

Куклы Барби, Кен

Перспектива развития мини-музея.

 Проведение экскурсий для других групп детского сада,

 Использование мини-музея в образовательной деятельности с детьми своей группы.

Тематический план занятий в мини-музее

Тема цикла занятий

Знакомство с мини-музеем

Знакомство с экспонатами мини- музея, понятием кукла-игрушка.

Знакомство с куклами-игрушками -- матрешками

Формировать представление о различных видах кукол, в частности кукол- матрешек.

Знакомство с куклами- игрушками – мягкими куклами

Формировать представление о виде кукол, в частности мягких куклах. Воспитывать бережное отношение к мягким куклам.

Знакомство с куклами - из разных материалов (резиновые и пластмассовые) – резиновыми и пластмассовыми куклами

Формировать представление о виде кукол, в частности из разных материалов – пластмассовых и резиновых куклах. Воспитывать бережное отношение к ним.

Развлечение с участием всех видов кукол

Повысить эмоциональный отклик на кукол из мини-музея. Вызвать желание использовать кукол из мини-музея для самостоятельной деятельности.

По доминирующей деятельности: познавательно-речевой, творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: среднесрочный (шесть недель).

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Обоснование актуальности проекта:

Проблема:

Осуществляя работу над проектом на подготовительном этапе, для определения объёма знаний и представлений детей о музее, воспитатели группы проводили подгрупповые и индивидуальные беседы с детьми. В ходе бесед была выявлена проблема-недостаточное умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения в грамматически правильно построенных предложениях. Поэтому педагогами были определены задачи проекта по формированию у детей навыков речевого общения, овладение связной речью, что является актуальным в подготовительной группе для успешного обучения детей в школе.

Цель проекта:

Задачи проекта:

  • Приобщать дошкольников к истокам народной культуры, к культурно-эстетическим ценностям через образ народной куклы. Способствовать сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Развивать навык свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми. Воспитывать культуру поведения в музее.
  • Формировать у дошкольников представления о музее, понятия о роли и назначении мини-музея в ДОУ. Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессии экскурсовода. Познакомить дошкольников с историей появления и видовым разнообразием кукол.
  • Расширять и активизировать словарь детей. Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний, учить составлять описательные рассказы. Развивать интонационную выразительность речи, навыки речевого общения.
  • Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире. Познакомить со способами изготовления кукол.

развивать художественный вкус, способствовать развитию творческих способностей детей.

Оценка результативности проекта:

- повысился интерес детей к истории народной культуры;

- у дошкольников были расширены представления о музее, сформированы представления об истории появления кукол;

- повысилась культура поведения воспитанников в музее;

- расширились знания детей о людях, работающих в музее; повысился познавательный интерес к профессии экскурсовода;

- у детей расширился и активизировался словарь, формировался навык свободного общения, монологических и диалогических высказываний;

- дошкольники научились проводить экскурсию, выступая в роли экскурсовода;

- активизировалась игровая деятельность детей, развивались их творческие способности; ребята учились мастерить куклы своими руками;

- пополнена РППС, что способствует успешной реализации Программы;

- использованы новые формы работы ДОУ с родителями воспитанников;

Продукт проекта: экспозиция кукол.

Этапы проекта:

- определение актуальности и значимости проекта;

- педагогическая диагностика дошкольников;

- постановка цели и задач проекта;

- оказание информационной и методической помощи родителям;

- разработка перспективно-тематического плана работы;

- подбор методической литературы, демонстрационного, наглядного и занимательного материала по теме проекта;

- подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр, материала для изготовления дидактических игр, экспонатов экспозиции;

Читайте также: