Беседа о чае для детей доу

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель: Доброе утро, гости дорогие!

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

Давайте скажем гостям важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало их.

Приветствие гостям. На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель: Гости пришли не с пустыми руками. Они принесли для вас сюрприз-сундучок.

Вот чудесный сундучок,

В нем загадочный листок,

Вы вопросы задавайте!

Эту тайну отгадайте.

Дети отгадывают, что лежит в сундучке. Это листик чая.

Воспитатель: Ребята, что такое чай?

Дети: Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Воспитатель: Расскажите стихотворение о пользе чая.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает.

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир.

Славит чудо – эликсир.

Воспитатель: Много старинных обычаев есть в разных странах. Но один из самых замечательных – чаепитие. Хотите узнать секрет заваривания чая, а также чайные традиции в разных уголках земли? Закройте глаза. Я скажу слово – чай, а вы поделитесь своими впечатлениями, что вы себе представили?

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Чашку чая, чайную плантацию, кустик чая, коробочку с чаем и др.

Воспитатель: В какой стране впервые узнали о чае?

Дети: В Китае.

Воспитатель: Хотите попасть в эту страну?

Глобус нам в этом поможет.

Глобус наш мы повернем,

И страну Китай найдем.

Звучит китайская музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нас встречает китаянка.

Девочка-китаянка: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Юньнань или Южное облако. Приглашаю вас в чайную комнату. Присядьте на коврики и послушайте легенду о чае.

Ребята, а что вы знаете о чае?

1. Какой высоты бывает чайное дерево? (от низкого кустика до высоты пятиэтажного дома).

2. Как раньше называли мужчину, торговавшего чаем? (чайником), а женщину? (чайницей).

3. Какие листики необходимо собирать с чайного куста (Самые молодые 2 листика и почку).

4. Какую форму имеет чайный куст? (Столообразный, полуовальный, шарообразный).

5. Сколько лет живет чайный куст? (100 лет).

7. Что такое чайная паста? (Чайные листья обжаривали на сковороде над огнем, измельчали в порошок, добавляли чуть-чуть воды и превращали эту массу в пасту. Из нее делали маленькие лепешечки. Эти лепешечки ценились дороже золота).

8. Какой бывает чай?

(Зеленый, черный, желтый, белый, красный, ароматный, вкусный, крепкий, полезный, приятный, приятный, цветочный, бодрящий).

Расскажите, какой путь проходит лист чая от куста до нашего стола. В этом вам помогут картинки.

Девочка-китаянка: Замечательно и удивительно, как много вы знаете о чае. Гостеприимные китайцы всегда предлагают гостю выпить чай, это считается знаком дружеского отношения. Я приглашаю вас на чаепитие по-китайски.

Воспитатель: Китайский поэт написал о чайной церемонии:

Первая чашка увлажнила губы – как первый дождь весной

Вторая – и тает чувство одиночества и грусти.

Третья – уплывают мысли о неизбежном.

После четвертой пот росой по лбу, отвлекаюсь от забот.

После пятой – легкость в теле – неужели молодею.

Медленно шестую пригублю – просыпается душа.

Облака плывут то вправо, то влево, медленно разделяются на маленькие облачка, такие легкие, пушистые, так и хочется их обнять и покружиться с ними.

Воспитатель: Китайская чайная церемония – это волшебное таинство, где постигается необыкновенный вкус и аромат чая, наступает покой и мир в душе.

Глобус наш мы повернем

И Японию найдем.

Звучит японская музыка.

Давайте пройдем к домику, но наступать нужно на камешки той формы, которая совпадает с вашей геометрической фигурой.

Нас встречает девочка-японка

Первый гость, отпив глоток, вытирает край чашки салфеткой и передает другому гостю. После крепкого чая подается жидкий чай.

Японская чайная церемония – это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту и естественность.

Воспитатель: А что еще воспитывает в человеке японская чайная церемония?

Дети: Уважение, чистоту души и тела, спокойствие, гармонию.

Воспитатель: Хотите изобразить знак гармонии по-японски.

Дети восковыми мелками рисуют знак гармонии.

Воспитатель: Передавая японский колокольчик удачи, давайте назовем слова, которые вызывают спокойные, приятные чувства.

(Радости, веселья, счастья, здоровья, мира, добра, благодарения, удачи, любви, наслаждения).

Воспитатель: Давайте пригласим Сакуру с собой дальше. Много обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие.

И нам пора возвращаться на Родину.

Глобус мы свой повернем.

И в Россию попадем.

Нас встречает Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте мои дорогие! Хотите узнать, как попал чай в Россию? Присядьте на скамеечки и послушайте. Русский боярин привез монгольскому хану богатые дары от русского царя. Хан хорошо принял посла и передал для русского царя богатые дары, среди которых были свертки с непонятной травой.

- А что это такое? – спросил посол.

- Мой самый дорогой подарок русскому царю. – ответил монгольский хан.

Воспитатель: Но сейчас и в России выращивают чай, например, в Краснодарском крае. (Показ фотографии). Круглый год у чайных кустов трудятся люди: удобряют землю, пропалывают сорняки, подрезают кусты. Сейчас мы не представляем себе завтрак без чашки чая, а раньше его не умели даже заваривать.

Случались забавные истории. Расскажите.

Дети: Моряк привез в подарок маме чай. Она решила угостить соседей. Сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила вареные листья и добавила растительное масло.

Барин поручил своему слуге приготовить чай. Слуга не знал, как его готовить. Сварил, заправил его перцем, луком, петрушкой.

Воспитатель: На Руси пили чай из фарфоровой посуды. Разливала сама хозяйка, но иногда доверяли старшей из дочерей. В богатых семьях чашки с чаем подавались на глубоких блюдцах, из которых пили вприкуску с сахаром или вареньем.

Аленушка: Послушайте загадку, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным для русского чаепития.

Всем пить чай велит.

Воспитатель: Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, необходимо его правильно хранить, готовить и пить. Как правильно хранить чай?

Аленушка: Я научу вас правильно заваривать чай. Лучшая вода для заваривания чая ключевая и родниковая. Водопроводную воду необходимо отстоять и только потом кипятить. Снимать чайник с огня надо тогда, когда закипит вода. Заварочный чайник необходимо обдать кипятком. Потом насыпают сухую заварку, наливают немного воды, накрывают крышкой и льняной салфеткой. Это позволяет сохранить аромат чая. Настаивают 5 минут, после чего доливают кипятком.

Воспитатель: Пока чай настаивается, мы вспомним правила чаепития.

Дети:

1. Сахар в чае размешивать не шумно.

2. Ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.

3. Пьют чай малыми глотками, чтобы не обжечься.

Воспитатель: Отношение русского народа к чаю проявляется в пословицах и поговорках. Давайте вспомним.

Дети: - Чай – это долгий разговор добрых людей.

- Где есть чай, там и под елью рай.

- Чай – аптека в стакане.

- От чая лиха не бывает.

- Без чая я скучаю.

- Чай попил, откуда сила? Чай не пил – совсем ослаб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом рассказать?

- Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

- Чайное масло применяется как смазочное масло для мелких деталей.

- Чайное масло вместо оливкового масла добавляют в пищу.

- При изготовлении мыла чайное масло добавляют для красивого желтого цвета.

- Чайное масло добавляют для окраски мармелада, драже.

- Слабый настой чая придает блеск зеркалу.

- Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

- Измельченный чеснок в чайной настое – хорошее средство от зубной боли.

- При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

- Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

- Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали. И чай наш заварился. Пора накрывать на стол и садиться пить чай.

Цель: приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.

Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития ; закрепить у детей знания русских народных игр; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей; Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.

Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.

Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси,, разучивание пословиц и поговорок о чае,, песен-потешек и русских народных хороводных игр.

Ход занятия

(звучит р. н. музыка)

В: Просим, просим, приглашаем, заходи честной народ

Вкусным чаем угощаем, самовар горячий ждет.

Все, кто любит крепкий чай, торопитесь! Не зевай!

Нам сегодня некогда скучать, вместе будем веселиться и играть!

Дети заходят в зал и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

В: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Беседа о чайной традиции.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

В. - Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития.

Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так : мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

Разложить на столе карточки в той последовательности, в какой должны выполняться операции. (звучит р. н. музыка, дети и родители)

В: На Урале самовар родился

В веке 19 он в Туле очутился

Самовары делали медные, стальные

А для знатных и богатых — даже золотые.

В: Давайте посмотрим, какие самовары были, и какими стали

В. Про чаепитие даже придумали чайные частушки (р. н. музыка)

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится.

Погляди-ка на себя,

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Вот уже струится пар,

Пора его на стол нести,

Чай гостям преподнести!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день - денёчек

В: Во время чаепития можно и поиграть.

В. А сейчас музыкальная пауза – звучит русская народная

Нынче день такой веселый

Только петь, да танцевать

Вот и я вас приглашаю

Чай попить, да поиграть.

Игра "Заварим чай" (с родителями- комады) (звучит р. н. музыка)

Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.

Чай с черникой, черный чай,

Чаем чаще угощай!

С чаем праздники встречай,

Вместе с чаем не скучай!

С сухарями пили чай,

С пирогами пили чай,

С сушками, ватрушками,

С пирогами, плюшками,

Пили, пили, напились,

На перинах улеглись,

Сладко спали до зари.

Чай побулькивал внутри.

В. А сейчас приглашаю всех на совместную русскую народную игру

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Дети и взрослые движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими носами,

С такой головой,

С такой бородой.

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

В. Вот и подошло к концу путешествие в историю русского чаепития

В: Всем спасибо за внимание,

Всех друзей на чай зовем

Вкусным чаем с пирогом.

За столы скорей садитесь

Чаем сладким угоститесь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обогатить и расширить знания детей о чае, его происхождении.

Задачи: Познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран. Активировать познавательный интерес, внимание, память детей. Развить логическое мышление и воображение. Развивать связную речь. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни. Воспитывать активность, инициативность, исследовательскую деятельность, самостоятельность, навык сотрудничества.

Орг. момент. Поздороваемся с гостями.

- Ребята, перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Кто может показать нашу страну Россию? А какие ещё страны вы знаете?

- Сегодня я хочу поговорить с вами о Китае. Страна Китай огромна (показ на карте), там живёт очень много людей со своими обычаями, традициями, легендами. Китайцы очень любят пить чай. И не случайно чай – их любимый напиток. Ведь именно Китай считается родиной чая. (Слайды).

- Чай может быть чёрный, зелёный, каркаде, травяной. В моей коробке много чая разных сортов, доставайте (дети достают коробочки с чаем, узнают знакомые сорта чая, называют).

- Посмотрите, как много на нашей выставке разного чая…

- Послушайте о чае (просмотр слайдов).

- Чайные кусты выращивают на юге. Их листья убирают два раза в год: в апреле и в августе. Лучшие сорта чая получают из нераспустившихся листьев. Чайные листья проходят много операций: его листья сушат, скручивают, сортируют и расфасовывают. Мало кто знает, что существует международный день чая, празднуется он 15 декабря. И мы сегодня с вами тоже подготовимся к чаепитию.
Ребенок читает стихотворение:
- Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуги исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо- эликсир!
Воспитатель:
- В чем чудодейственная сила чая, его польза? (ответы детей)

- В чае много витаминов:
“А” – важный для зрения.
“B” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

- Сейчас мы с вами рассмотрим чайные листья, почувствуем их запах.

- А для начала сделаем китайскую дыхательную гимнастику.

Рассматривание чая, обследование нескольких видов чая.

- Мы с вами рассмотрим чаинки под лупой. Что они из себя представляют?
Дети: это высушенные листья.

- Какого они цвета? наощупь? (сухие)

- Если взять с усилием? (рассыпаются, ломкие, хрупкие)

- Перед вами три ёмкости с жидкостью. Как вы думаете, что в них?

- Почему содержимое разного цвета?

- Цвет чая зависит от его сорта. Листья зелёного чая окрашивают воду в зеленоватый цвет. Листья чёрного чая окрашивают в тёмно-коричневый цвет. А этот чай имеет красный цвет, как думаете, ребята, почему?

- Красный чай – это не что иное, как лепестки цветка, именно они придают такой приятный розовый (малиновый) оттенок чаю.

- Ребята, вы дома пьёте чай? Может, кто-то знает, как его приготовить?

- Итак, если мы зальём листья горячей водой и помешаем ложкой, что происходит?
Дети: вода окрашивается в темный цвет. Чай заваривается. (То же с зелёным чаем. И с шариком). Отдельно залить шарик в банке.

- Невзрачный шарик превратился в красивый цветок. Это особый сорт чая называется он цветок лотоса. Чайные листья отдают свой цвет, вкус и аромат.
- Ребята, пока наш чай заваривается, вспомним пословицы о чае.
Дети:
Выпей чайку- забудешь тоску.
Чай пьешь - до ста лет приживешь.
Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?
Чай не пить, так на свете не жить.
С чая горя не бывает.
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
- Нашему чаю понадобится ещё несколько минут, чтобы завариться, а мы с вами пока сделаем китайскую гимнастику.

- Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом узнать?

- Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

- При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

- Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

- Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

- Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

- Я думаю, что наш чай готов. Посмотрите, у разного сорта чая свой цвет. Почувствуйте его аромат.

- Попробуем чай на вкус? Устроим настоящую китайскую чайную церемонию с угощением.

Автор: Кирильченко Наталья Владимировна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад ОВ №32 пос.Раздольное Надеждинского района"
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе. Данный материал можно использовать как познавательное занятие или как развлечение для старших дошкольников или младших школьников. Конспект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.










Ведущая: А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка. Чаепитие.

Читайте также: