Одной из самых известных древних школ была

Обновлено: 08.07.2024

1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Известно ли вам, почему все школьники начинают свою учебу именно в этот день? Но, в самом начале хочется немного поговорить о появлении самой школы. Когда появилась первая школа?

Еще в Средние века, в Древней Греции, Риме и Египте, или может еще раньше? Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. Может быть, мы смело можем говорить о школе начиная с того времени, когда впервые появились первые учителя. Вспомнить из курса истории время, которое называют первобытным обществом. Уже с началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Правда, те первые учителя вовсе не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были уже общепринятыми в той или иной общине. От этих важных знаний и правил часто зависела даже жизнь ребенка. Особо учили детей более сложным правилам хорошего приветствия: в одних племенах принято при виде чужака садиться на корточки в знак полного миролюбия, в иных - снимать свои головные уборы, кстати, обычай дошел до наших дней среди многих народов. Были и такие племена, в которых при встрече нужно тереться носами или протягивать руку только открытой ладонью вверх, что тоже свидетельствовало о самых добрых намерениях. Сегодня часто при встрече с нашим добрым знакомым мы обмениваемся легким дружеским поцелуем, но ведь раньше многие племена считали любой поцелуй одной из форм людоедства, который был строго запрещен. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошопрясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу. После дети "сдавали" сложный экзамен - главный обряд инициации. Мальчикиотносились к инициации как к тяжелому испытанию: Их могли даже бить, сильно пытать огнем, рассекать кожу. Часто после экзамена испытуемый мог потерять сознание. Но, только "сдав экзамен", мальчик становился уже взрослым членом общества и очень этим гордился.


Шли года, века, стали уже появляться школы, которые напоминали современные.

Сведения о самых первых школах можно найти в богатой истории Древнего Востока.

Шумеры, давно исчезнувшем народе узнали только лишь в XIX веке. Жили те шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата, создавая высокую культуру. Они умели довольно многое: орошать поля, прядь и ткать, ковать из меди и бронзы свои орудия труда, знали большое гончарное искусство. За эти 3000 лет до н. э. шумеры имели свою письменность, владели основными правилами алгебры, умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были тогда и школы, которые называли"домами табличек", ведь посещавшие их ученики писали только на глиняных табличках, читали и учились тоже по ним. Будущие писцы - "дети дома табличек" - учителя держали довольно строго. Главой школы являлся наставник - уммиа. Помогали ему "старший брат" - помощник наставника, несколько учителей, человек, который всегда следил за дисциплиной. Как именно он этим занимался, ясно из наименования должности - "владеющий плетью". До настоящего времени дошло огромное множество табличек, которые были написаны учениками, из которых можно точно узнать, какие точно предметы изучали все шумерские школьники. На одной табличке ученик в своем "сочинении" благодарит всех учителей за данную науку - ведь они смогла научить его рассчитывать площадь, поэтому теперь он сможет сам производить расчеты в строительстве, рыть канал. Археологи смогли найти таблички, на которых записаны даже имена богов, те названия животных и растений, перечисленные городовые и храмовые должности со званиями - словом, все, что каждый учащийся был обязан твердо и точно знать. Обучение растянулось на много лет. Те, кто оканчивал "дома табличек", становились важными начальниками работ в мастерских, на любом строительстве, возделывая земли. Без этих школ не было у древнего народа высокой культуры: шумеры тогда умели не просто читать, умножать и делить, также писать стихи, сочинять красивую музыку, знали астрономию.

О древних жителях другого самого древнего государства - Египта - известно несравненно больше, нежели о шумерах. Знаем, что у них тоже были свои школы, что учиться в Египте было совсем не так просто. Надо было точно знать и уметь четко оперировать семью сотнями букв - иероглифов, следить, чтобы все строчки при письме были максимально ровными, а иероглифы красивыми. В одном случае следовало писать слева направо, но в других - справа налево, а вот в третьих - сверху вниз.

Как именно выглядела египетская школа тех далеких времен? Это большой двор при храме бога Амона (Ра) - главный египетский бог. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, а уже перед ними учитель. На нем надет белый набедренник, голова в знак чистоты максимально гладко выбрита, на груди большая подвеска, которая изображала павиана. Обезьяна считалась самым священным животным бога Тота - писец бога Ра и покровитель знаний, магии и медицины, ему известны все самые волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит самый непременный атрибут обучения - треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, каждый имеет свою плетеную сумку, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с необходимыми кистями, сосудик для воды и остравки- своеобразные глиняные таблички для письма, ведь на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками. Учитель строго диктует, а ученики пишут на своих табличках. Это слова из древнеегипетского "Поучения школьнику", которым всегда начинался каждый учебный день: "Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты - уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют".

В Древней Греции каждый школьный день начинался со стихов. Учитель сам читал их, а ученики за ним повторяли. Продолжалось пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок, целое произведение. Для более "лучшего" запоминания учитель ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивали учебный день: учитель снимал этот рельеф со стихами и ставил вместо него амфору, изображающую порку школьников. Каждый ученик знал строгое выражение: "Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь". Кстати, знакомое слово "педагог" в переводе с греческого означает "воспитатель", "наставник". В обязанности любого педагога входило обучать детей самым хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать в школу. В школе существовали тогда уже свои правила: "Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший". В программу основного обучения кроме письма и чтения входило еще семь свободных искусств. На первом этапе изучали основную грамматику, риторику, диалектику, а уже только на втором - арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Большое внимание уделяли физическим упражнениям. С ранних 12 лет школьники всю вторую половину дня проводили в палестре - гимнастическая школа, название "палестра" происходит от слова "палэ" - борьба. Все ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.


В Древнем Риме мальчиков начинали на обучение с 7 лет. Дети всех бедняков посещали начальную школу, в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учительв такой школе был человек более "низкого происхождения", но знавший грамоту.

Занятия проходили всегда под открытым небом, под самым простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Дабы всех мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали неким занавесом. Учебный день начинали очень рано, только в полдень дети уходили домой позавтракать, после снова возвращались в школу. Никаких определенных учебников у них не было, все записи вели под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось основное обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей свою начальную школу не посещали, главные азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.

Научившись правильно читать и писать, дети отправлялись к грамматику. Грамматики - образованнейшие люди, которые серьезно занимались историей, литературой, критикой и другими науками. Они могли толковать тесты древних авторов, составлять справочники. Основная задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно ознакомиться с литературой, дать самые начальные понятия в разных областях знаний - от философии до астрономии. После серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступать в "высшее учебное заведение" - риторскую школу.

Последние отзывы о компаниях

СЕРГЕЙ ВОЛЧЕК – ВЕДУЩИЙ
Вчера празднлвали нашу свадьбу и выбрав ведущим - Сергея ни на минуту не пожалели ! Все гости под впечатлением,все было на высшем уровне : начиная от обсуждения моментов связанных с мероприятием и заканчивая завершением нашего вечера ! Сергей,как ведущий чувствовал публику.


Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование


Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.


Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины


Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Афины


В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

Смотрите также

Греция для гурманов

Современные старцы Афона Паисий Святогорец

Смоляные вина Греции

О греческой мастике написано много, но не все знают, что деревья, из которых она производится, произрастают исключительно на острове Хиос, знаменитой родине Гомера. Можно даже сделать предположение, что Гомер также жевал мастику много тысячелетий тому назад, как и его потомки жевательную резинку в наши дни. Во времена османских завоеваний мастика была хорошо известна в гареме султана, ее использовали как уникальное средство для отбеливания зубов и освежения дыхания. Сегодня поговорим о том, как греческая мастиха улучшала свойства вина и использовалась в качестве природного консерванта.

Купить комбоскини с Афона

Один из самых одаренных политических деятелей Древней Греции. Фемистокл был вождем демократической партии и одним из лучших полководцев в общегреческом масштабе. Благодаря своим талантам, принятию правильныхрешений и способности верно оценивать ситуацию, Фемистоклу удалось одержать ряд значительных побед над персами, а также внести существенный вклад в дело превращения Афин в самое мощное морское и торговое государство Греции.

Школа, гимназия, лицей, учебники, школьная форма, обучение, каникулы – эти слова и понятия стали настолько привычными и обыденными, что никто не задумывается об их происхождении. Сегодня мы попробуем заглянуть в историю развития школы с древних времен. Если не удастся совершить открытие в педагогике, то, по крайней мере, экскурс поможет понять, для чего нужна форма, на чем основаны принципы обучения, как они возникли.

Школа - основные этапы развития (часть 1)

Потребность в обучении подрастающего поколения – естественный процесс подготовки к самостоятельной жизни, возникший еще в доисторические времена. Сразу скажем, что появление школ, так или иначе, обусловлено, прежде всего, появлением письменности в древнейших цивилизациях, а также необходимостью передачи накопленных знаний. Поэтому формирование первых школ, в привычном для современного человека виде, началось очень давно, несколько тысяч лет назад.

Кстати: слово "школа" имеет древнегреческое происхождение – греческое "схоле" (σχολά) переводится как "досуг, место для беседы". Этимология слово "школа" натолкнула некоторых специалистов на мысль, что изначально школа использовалась не для обучения, а для того, чтобы старики и дети, мешающие трудоспособным, могли чем-то занять или развлечь друг друга.

Существовали и гендерные различия: долгое время девочек обучали дома, и только чтению и письму, музыке и танцам, а также ремеслам, необходимым для ведения домашнего хозяйства. Мальчики проходили обучение вне дома, и их готовили к участию в общественной и государственной жизни.

Но, обо всем по порядку.


Древний Египет

Первые упоминания о существовании школ дошли до нас из Древнего Египта. А именно, в ходе раскопок и исследований ученые нашли хорошо сохранившиеся папирусы (V-III в. до н.э.), после изучения которых стало понятно, что жрецы обучали древнеегипетских детей в храмах. При этом они использовали форму обучения в виде религиозного театрализованного представления (посвящения), в котором могли принимать участие только дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников.

Интересная деталь: при поступлении в школу и после ее окончания школьники сдавали экзамены. То есть, несмотря на то, что система обучения формировалась и развивалась на протяжении многих тысячелетий, некоторые, наиболее устойчивые школьные традиции Древнего Египта, сохранились и используются в наше время. В том числе и правила приема и выпуска школьников, которые почти не изменились.

Междуречье

Следующая эпоха расцвета цивилизации – Древний Восток, долины Тигра и Евфрата. Здесь уже школы распространились повсеместно – они функционировали практически в каждом городе Междуречья. Хотя, по-прежнему, они организовывались при храмах, и учились в них, преимущественно, дети из знатных семей, но были исключения.

К началу I тысячелетия до н. э. в систему образования шумерских школ вошло обучение пению, музыке, логике и искусству магических обрядов. Наряду с оккультизмом детей обучали географии, биологии и математике, так как к тому времени развитие точных и естественных наук достигло того уровня, когда возникла необходимость в хранении и передачи новым поколениям накопленных знаний.

В шумерских школах впервые упоминается о школьной форме, которая была похожа на одежды писцов, но ее ношение еще не было обязательным. В форме ходили преимущественно школьники из бедных семей, которых готовили именно для этой профессии.

Эпоха расцвета Междуречья стала отправной точкой для повсеместного распространения школ. Также в этот период значительно возросло понимание роли обучения и популяризации знаний.


Древняя Греция

Развитие цивилизации на берегах Эллады достигло наивысшего расцвета к концу V в. до н. э.: среди граждан Древних Афин не было неграмотных людей. Как известно, древнегреческая цивилизация очень серьезно относилась к образованию (благодаря чему, собственно, и достигла наибольшего расцвета), поэтому знания, накопленные греками, остаются краеугольным камнем для многих современных наук.

К образовательному процессу привлекали детей Эллады всего свободного населения. Обучение, преимущественно мальчиков, проводилось в школах, где помимо чтения, письма и счета, детей учили естественным, точным и общественным наукам.

Интересная деталь: до семи лет детей обучали дома. По достижению семилетнего возраста мальчики начинали посещать школу, куда их сопровождали специально обученные рабы – педагоги.

  • I этап – низшая школа (от 7 до 12 лет) – детей обучали литературе, грамоте, арифметике, рисованию и музыке;
  • II этап – начальные училища (от 12 до 16 лет) – подростков обучали в специальных лагерях, где наряду с преподаванием разных наук уделялось большое внимание физическому развитию юношей;
  • III этап – гимназии (от 16 до 18 лет) – юноши продолжали обучение (в том числе по таким дисциплинам, как логика, риторика, этика, география и гимнастика) в гимназиях, школах риторов, у философов, где давались уже специализированные и более углубленные знания.

Большое внимание уделялось и внешнему виду учеников. Они носили короткие хитоны и хламиды (длинная накидка, плащ). Украшением хитонов была вышивка и легкие доспехи. Такая форма для мальчиков существовала в Древней Греции несколько столетий.

Чуть позже, в некоторых областях Древней Греции появились и школы для девочек. В более раннем возрасте их обучали дома, под наблюдением матерей. Кроме домашних ремесел, девочек знакомили с поэзией и литературой, обучали искусству пения и танцев, чтобы подросшие девушки могли принимать участие в светских и религиозных праздниках.

В древнегреческих школах внимание уделялось гармоничному развитию подрастающего поколения. Поэтому юных граждан не только обучали точным, естественным и гуманитарным наукам, и развивали интеллектуально и физически, но и воспитывали нравственно.

Одной из самых знаменитых была школа Пифагора, который много путешествовал до начала своей педагогической деятельности, и был учеником египетской школы.


Древний Рим

В I веке в Римской империи существовала государственная школа, которую могли посещать все желающие. Требования к одежде были вполне демократичными. Строго нужно было соблюдать только одно условие – одежда ученика должна быть опрятной. За нарушение этого правила жестоко наказывали, а при повторном появлении в школе в неряшливом виде ученика с позором исключали из школы.

Пока мы ждем информации, какой будет постпандемийная школа, давайте узнаем, как было организовано обучение в средиземноморских цивилизациях, предшествовавших нам.

Первые школы

Первые школы зародились в Месопотамии, где было изобретено письмо примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. Именно появление письменности сделало ее преподавание необходимым: знания и навыки нужно было передавать. Шумерские школы, называемые эдуббы (то есть дома с табличками), возникли возле храмов и дворцов: в основном в них обучали писцов, которые должны были заниматься государственным управлением.

Статуя писца, Лувр

Статуя писца, Лувр

Первые учебники

Школы в Спарте и Афинах

Много веков спустя именно греки ввели термин scholé для обозначения любой деятельности, не связанной с удовлетворением практических потребностей. Однако программа обучения сильно зависела от полиса, в котором родился человек. Например, в Спарте государство брало мальчиков в возрасте от 7 до 18 лет под стражу и подвергало их очень тяжелой военной подготовке, которая также включала обучение письму и чтению. Аналогичное образование, но более ориентированное на физическую активность, предоставлялось и девочкам.

Обучение в греческой школе

Обучение в греческой школе

В противовес этому в Афинах девочки были исключены из любой формы обучения, не связанной с домашними делами, в то время как начальное образование мальчиков было поручено трем разным учителям. Утро начиналось с грамматика, который учил читать, писать, считать и запоминать стихи. Затем шло обучение игре на лире и, наконец, гимнастика. По достижении совершеннолетия молодые люди могли посещать Школы философии и риторики. Они были настолько престижны, что их слава продолжалась даже в римском мире, где самые богатые дети, часто обучавшиеся у наставников эллинского происхождения, отправлялись в Грецию примерно в 18 лет, чтобы совершенствовать свое обучение.

Менее удачливые римские дети в возрасте от 7 до 12 лет были доверены педагогам, которые прививали им азы знаний с помощью палок, давая уроки прямо на площадях. Ученики, вооруженные восковыми или деревянными дощечками, тоже были в основном мужского пола.

Как только дети начинали справляться с полноценными текстами, учителя давали им заучивать стихи. Для большинства на этом школа и заканчивалась — если, конечно, вообще когда-то начиналась.

Как появились школы

Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.

Первые школы

Как появились школы

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.

Как появились школы

Допетровская эпоха

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.

Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.

Как появились школы

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Стандартизация

Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.

При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.

Как появились школы

В.Е. Маковский. В сельской школе

При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.

Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

Как появились школы

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.

Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

Читайте также: