Информационно образовательная среда сельской школы

Обновлено: 05.07.2024

В современном мире школа влетела в информационно-насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые новые закономерности. Успешно жить в этом мире можно только освоив цифровые технологии, представляющие собой не просто новые информационные инструменты для старых задач, а новую среду, новый способ мышления.
В связи с отдаленностью сельская школа встречает некоторые трудности в построении цифровой образовательной среды, нежели чем в городской школе.А также доступ сельских школьников к современным IT-паркам. Чтобы решить эту проблему, мы реализовали цифровую образовательную среду в своей школе.

Оценить 4678 0

Цифровая образовательная среда в сельской школе

В современном мире школа влетела в информационно-насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые новые закономерности. Успешно жить в этом мире можно только освоив цифровые технологии, представляющие собой не просто новые информационные инструменты для старых задач, а новую среду, новый способ мышления.Традиционным источником информации при обучении были учитель и учебник. Сегодня информация лезет изо всех щелей. Проблема не получить ее, а фильтровать лишнее. На этом фоне учитель как носитель информации выглядит бледно, и учебник потерял свое значение. Как источник он отстает от потока информации вокруг, а как навигатор уступает информационным системам. Современный учитель иначе формирует уроки - с переносом активности на ученика, проявляемые в выполнении конкретных заданий. Для этого нужно построить эффективную среду. Гибкость и открытость современных цифровых технологий должны обеспечить возможность формирования каждым учеником собственной среды для поддержки индивидуальной образовательной траектории – удобным образом объединять возможности сред разных образовательных организаций, а не вынуждать переключаться между ними.

В связи с отдаленностью сельская школа встречает некоторые трудности в построении цифровой образовательной среды, нежели чем в городской школе. А также доступ сельских школьников к современным IT -паркам.

Объект исследования: цифровая образовательная среда

Предмет исследования:цифровая образовательная среда в сельской школе

Цель:внедрение цифровой образовательной среды в сельской школе

1. Реализация современного кабинета.

2. Установка цифровых технологий педагогами и школьниками.

3. Формирование практических навыков школьников и педагогов в работе с новыми технологиями.

Новизна: реализация современного кабинета в сельской школе на примере Тулунинской агропрофилированной школы

Теоретическая значимость: вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество, ранняя профориентация.

Практическая значимость: использование продукции на уроках, на выставках и для продажи.

Глава 1. Цифровая образовательная среда

В этих условиях на федеральном уровне начинается новый виток развития цифровых инструментов для сферы образования. Поэтому показалось важным снова заявить о манифесте. Поскольку сам манифест оформлен как компактный набор тезисов, в формате статьи полезно уточнить ряд организационных принципов и подходов к построению полезной людям цифровой среды.

Подходы к построению

Ключевой принцип для эффективной информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Построение эффективной среды является ключевым условием эффективного цифрового образования. Среда должна отвечать задачам цифрового общества– создавать условия широкого выбора для образовательного запроса, для гибкой его коррекции при формировании индивидуальной образовательной траектории по мере необходимости. Среда должна предлагать разнообразный инструментарий:

для самостоятельного изучения и/или с помощью наставника,

для оперативной и доброжелательной обратной связи,

для широкой межличностной кооперации без возрастных барьеров.

Построение такой среды невозможно в логике жестких стандартов и централизованных ограничений. Динамика современного общества требует открытой конкуренции. Для открытой конкуренции нужны простые контурные правила включения новых образовательных продуктов и услуг в цифровой среде и выхода из нее старых. Ограничения должны быть минимальными и только в тех ситуациях, без которых слишком высоки риски.

Ключевой инструмент формирования среды как открытой экосистемы – стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами в ее составе. Гибкость и открытость современных цифровых технологий должны обеспечить возможность формирования каждым учеником собственной среды для поддержки индивидуальной образовательной траектории – удобным образом объединять возможности сред разных образовательных организаций, а не вынуждать переключаться между ними.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Организационные принципы построения цос

Единство – согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.

Открытость – свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.

Доступность – неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством интернета, независимо от способа подключения.

Конкурентность – свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.

Ответственность – право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.

Достаточность – соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.

Полезность – формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

расширение возможностей построения образовательной траектории

доступ к самым современным образовательным ресурсам

растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мираДля родителя:

расширение образовательных возможностей для ребенка

снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования

повышение прозрачности образовательного процесса

облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации

снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации

повышение удобства мониторинга за образовательным процессом

формирование новых возможностей организации образовательного процесса

формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий

формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика

облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика

повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ

расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса

снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации

расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

автоматизация мониторинга за образовательным процессом

оптимизация коммуникации со всеми участниками

оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур

повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия

возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия

сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота

рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору

рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий

снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети

повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации

повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов

повышение прозрачности образовательного процесса

оперативность мониторинга за результатами

Критерии успеха цос

сокращение бюрократического аппарата,

снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций,

рост трафика добровольного использования ЦОС, прежде всего учениками.

Глава 2. Внедрение цифровойобразовательной среды в Тулунинской школе

2.1. Реализация современного кабинета

В 2018 году к 85-летию родной школы за счет внебюджета реализовали кабинет.

2.2. Интерактивный глобус

Интерактивный глобус с голосовым сопровождением повышает эрудицию и интерес в области географии, истории, биологии, астрономии. Для этого достаточно взять в руку умную ручку-указку и, коснувшись ей любой страны на глобусе, получить массу полезной информации. Обзоры всех стран, столицы, города, климат, время, история, язык, количество населения, гимны, валюта, флаги государств мира и Российской Федерации и многое другое. Кроме того, эти умные глобусы имеют выдвижную интерактивную карту России для изучения субъектов федерации. Многочисленные игры для игроков от одного до четырех человек. При этом, информацию умного говорящего глобуса регулярно можно обновлять через сеть Интернета. Также можно установить программу на одном из иностранных языков и для разных возрастных категорий.

Глобус имеет интерактивный иллюстрированный красочный буклет, с помощью которого можно получить ещё больше информации, касаясь всё той же умной ручкой-указкой картинок в буклете: о животных, птицах, рыбах и зонах их обитания, кулинария, достопримечательности, памятники, изобретения, динозавры, мировая история.

Глобус при включении подсветки переходит в режим Звездного Неба и можно получить полную информацию о звездах и созвездиях и многое другое по астрономии.

Эти глобусы позволяют использовать перспективную 3D AR Технологию и OID (Оптическую Технологию Считывания), чтобы представить интерактивное обучение в полном объеме при помощи вашего смартфона или планшета.

2.3. Цифровой микроскоп

Цифровой микроскоп - это микроскоп, к которому можно подсоединять фото- или видеокамеру посредством адаптера, что позволяет анализировать полученные изображения на компьютере, сохранять и передавать результаты, исследовать объекты, как в микроскоп, так и непосредственно на экране монитора, а так же продемонстрировать их для широкой аудитории с помощью проектора.

Достоинствами цифровых микроскопов является:

возможность использования компьютерных методов анализа и редактирования изображения;

сохранение промежуточных и конечных результатов исследований;

возможность без дополнительных трансформаций микроскопа производить наблюдения как визуально, так и на экране монитора, спроецировать при помощи проектора;

возможность передачи результатов исследований на расстояния.

Программное обеспечение, идущее в комплекте, позволяет управлять фото- и видеосъёмкой, сохранять и обрабатывать полученные изображения, создавать учебные фильмы на основе собранного материала. Если время на уроке не позволяет провести наблюдения, учитель может заранее подготовить снимки или видеоролик и использовать их на уроке.

Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:

повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;

проведение лабораторных и практических работ на уроках индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ-насыщенной среде;

изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;

расширение арсенала доступных технических средств ведения урока как стимулирование учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.

2.4. 3 D принтер

3D-печать — это мощный образовательный инструмент, который может привить ребёнку привычку не использовать только готовые модели, но творить самому. Вот две основные выгоды, которые имеет образование от появления новой технологии:

Изучение технологии 3D моделирования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных методах геометрического моделирования, их преимуществах и недостатках, областях применения, способах задания и представления геометрической информации на ПК;

овладение умением строить трехмерные модели, визуализировать полученные результаты;

формирование навыков использования систем трехмерного моделирования и их интерфейса, применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

2.5. Сенсорный стол

Интерактивные столы – это эффективное средство для обучения детей. Такой стол отлично подойдет для установки в школах, на различных тренингах, лекциях и семинарах.

сделать обучение более результативным, интересным и увлекательным;

быстро делиться и обрабатывать необходимую для занятий информацию;

показывать и просматривать мультимедийные презентации;

играть в обучающие игры, подавать информацию различными способами;

проводить тестирования и коллективные работы.

Сенсорный стол – уникальная система обучения

Такой стол представляет собой большой сенсорный экран, который поддерживает более 10 одновременных касаний. С его помощью можно отображать любую мультимедийную информацию, устанавливать необходимое для проведения занятий ПО.

Вариантов использования мультитач стола в учебном процессе множество. Такой стол может преобразиться в чертежную доску, виртуальную лабораторию, в географическую карту с легко изменяющимся масштабом и многое другое.

Интерактивная поверхность позволяет проводить любые эксперименты, лабораторные и практические работы. К примеру, собирать и включать электрические схемы, наблюдать за показаниями приборов и даже проводить виртуальные химические опыты.Это пригодиться тогда, когда показать эксперимент не представляется возможным, недоступны необходимые материалы и приборы или же требуется наглядно показать опыт большому количеству учащихся.

Сенсорный стол станет отличным помощником при изучении гуманитарных наук: истории, литературы, а также языков. С помощью интерактивной подачи информации, материал будет запоминаться быстро и эффективно.

С помощью сенсорного стола хорошо усваиваются навыки совместной работы. Поддержка 10 и более касаний и сопряженность с другими компьютерами открывает ученикам и учителю новые возможности для совместной работы и учебы.

Работа может происходить в паре, а также в группах, при этом каждый ученик может выполнять свою часть работы, приближая команду к поставленной цели

В 2018 году реализовали цифровую образовательную среду в Тулунинской агропрофилированнной школе за счет внебюджета школы.

Вместе педагоги и школьники установили цифровые технологии.

Формировали практические навыки школьников и педагогов в работе с новыми технологиями.

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

ВложениеРазмер
nauchnaya_statya.docx 138.03 КБ

Предварительный просмотр:

Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса.

Мазепа Вера Павловна,

Глава I. Образовательная среда школы – комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс……………………………………………………………………………8

Глава II. Деятельность в рамках модели формирования информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы………………………………………………………………… 14

2.1. Этапы внедрения средств ИКТ в образовательный процесс школы…………………………………………………………………………………14

2.2. Система повышения информационной компетентности участников

образовательного процесса. Результативность опыта………………………..28

2.3. Ожидаемые результаты реализации модели………………………………34

Государственная политика в сфере общего образования направлена на решение главной задачи - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому на современном этапе модернизации российского образования среди приоритетных направлений государственной политики в сфере образования наряду с повышением качества профессионального образования указано на необходимость обеспечения доступности качественного общего образования. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

На основе системного анализа опыта управления сельской школойразработаны различные подходы, направленные на повышение информационной компетентности участников образовательного процесса по обоснованным критериям с отслеживанием технологии и результатов деятельности посредством компьютерного мониторинга. Администратор оптимально сочетает традиционные и нетрадиционные формы управленческой деятельности. При этом формирование информационно-образовательной среды охватывает весь образовательный процесс школы и её участников.

В основе педагогического опыта лежат идеи теоретических исследований ипрактического опыта, представленные в трудах И.Г. Захаровой, Л. В.Новиковой, А.Г. Новикова, Н.В. Апатовой, Е.И. Машбис, Е.С. Полат, Т.С.Северовой, М.А. Максимовской.

Так подход к подготовке специалистов в области информатизации начального образования отражен в работах И. Б. Мыловой[12].

Лебедева М.Б. и Шилова О.Н., формулируя показатели ИКТ-компетентности, считают, что «качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя.

Мы разделяем позицию ряда авторов на то, что информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества.

Новизна работы заключается:

✓ в проектировании информационной системы поддержки управления малочисленной сельской школы;

✓ в разработке модели информационно-образовательной среды сельской школы;

✓ в системном подходе к формированию информационной компетентности участников образовательного процесса;

✓ в структурировании комплекса условий, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса в малочисленной сельской школе и эффективность управления им средствами компьютерного мониторинга.

Более 100 лет сельская малочисленная школа является самой распространенной школой России. Сохранение такой школы, развитие е ё повышение уровня е ё конкурентоспособности во все времена было важной, социально значимой задачей.

Социальный запрос направлен на бизнес ориентированное применение информационных технологий, формирование пользовательских навыков работы на персональных компьютерах, умения ориентироваться в современном информационном потоке. Сформировать информационную компетентность – это одно из основных приоритетов в современном общем образовании, которое носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Отмеченные обстоятельства требуют перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий, основательной подготовки в сфере современных информационных и коммуникационных технологий всего педагогического коллектива, формирования школьного информационного пространства.

В настоящее время в этой области наметились новые тенденции и возможности:

✓ более уверенно с повышением эффективности обучения компьютеры, интерактивные доски, проекторы применяются при освоении различных предметов школьного учебного плана;

✓ накоплен значительный опыт в части применения компьютеров при выполнении лабораторных практикумов, моделировании процессов по физике, химии, биологии, экологии, что в значительной степени компенсирует слабость физической лабораторной базы большинства сельских школ;

✓ в сельских школах используются электронные энциклопедии, которые позволили наполнить новым содержанием естественнонаучную, культурологическую, историческую и географическую составляющие общего среднего образования;

✓ в сельской местности создаются сети ресурсных и информационных центров обработки информации для обслуживания ЕГЭ. Информатизация сельской школы принимается во внимание при определении масштабов и стратегии реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

- создание модели развитой информационной образовательной среды с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства как эффективного средства построения личностно-ориентированной педагогической системы:

а) создание материально-технических и организационных условий взаимодействия участников образовательного процесса в условиях функционирующей на основе современных средств ИКТ развитой информационной среды;

б) внедрение ИКТ в процесс подготовки учителя к уроку;

в) организация апробации с последующим внедрением в образовательный процесс специального учебно-методического обеспечения процесса обучения на основе более тесных межпредметных связей для согласования изучаемых тем и разделов с максимальным мультимедийным компьютерным обеспечением преподавания всех предметов школьной программы;

г) дальнейшее развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов;

д) создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе.

ГЛАВА I.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ – КОМПЛЕКСНЫЙ, МНОГОПЛАНОВЫЙ, РЕСУРСОЕМКИЙ ПРОЦЕСС

Одним из важнейших путей достижения нового качества образования (как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года) является его информатизация, которая предполагает системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс средней школы. Умение применять и эффективно использовать информационные технологии особенно важно для сельского школьника. Обучение в сельской школе ранее осуществлялось при ограниченном доступе к информации, теперь же с появлением телекоммуникационных систем эта проблема снимается. У сельского школьника появилась уникальная возможность включения в современное образовательное сообщество, и он становится активным субъектом мирового образовательного процесса. Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс школы в значительной степени влияет на повышение качества, доступности и гибкости общего образования.

Создание новой информационной образовательной среды школы – комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором принимают участие все участники образовательного процесса: и ученики, и учителя, и родители (законные представители), и администрация школы. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе, создание единого образовательного пространства школы, района, области, страны, использование информационных технологий в процессе преподавания образовательных дисциплин, разработку интегрированных уроков, проектную деятельность, активное использование Интернет-технологий в образовании и воспитании детей.

При этом мы исходим из того, что современные информационные технологии пришли не на смену старой испытанной годами практике обучения и управления школой, а в дополнение и для совершенствования информационной образовательной среды школы.

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда.

Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательным информационным технологиям и осуществить прорыв к открытой образовательной системе. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы.

Создание информационной среды любой предметной деятельности как результат развития средств информатизации, информационных и особенно телекоммуникационных технологий (В. Н. Ефименко) ведет к кардинальному переосмыслению целей, содержания, форм и методов развития, подготовки и переподготовки преподавателей на новом современном уровне. При этом исследователи (А. И. Бондаревская, О. В. Гукаленко, С. Д. Дерябо, В. Н. Ефименко, И. В. Крупина, С. Л. Новоселова, В. И. Панов, В. В. Рубцов и др.) определяют основные принципы развития и саморазвития информационных сред, влияющих на уровень информационно-коммуникативной готовности педагогов к деятельности в информационно-образовательной среде.

Основные принципы функционирования ИОС организаций образования:

1. Равноправие всех участвующих организаций образования, независимо от их месторасположения и специализации. Участниками ИОС организаций образования могут быть и элитные высшие учебные заведения, гимназии, лицеи и сельские школы. Любое учебное заведение самостоятельно решает вопросы о проведении учебно-методических разработок различного уровня, формирует состав учащихся и реализует собственную методику проведения учебного процесса. Основная задача служб ИОС – обеспечить каждой организации образования наиболее благоприятные условия работы в образовательной сети.

2. Материальная заинтересованность участников образовательного процесса, которая способна обеспечить саморазвитие ИОС. Самоокупаемость виртуальных представительств – основа эффективного функционирования образовательной среды в целом.

3. Принцип инвариантности среды и технологий к уровням и профилю образования, способствующий эффективному ее развитию как системы, модернизируемости и адаптируемости к процессам, идущим в системе образования.

4. Принцип обратной связи. Механизмы мониторинга, маркетинговая работа, взаимодействие с участниками образовательной среды, отслеживание процессов, происходящих во внешнем мире, самоанализ эффективности работы системы, а также работа аналитических служб обеспечивают информационную образовательную среду информацией, необходимой для ее развития, адаптации кновым реалиям, а также проведения необходимых корректировок.

5. Принцип универсальности технологических процессов создания, хранения и использования образовательных информационных ресурсов, система разработок которых должна легко модернизироваться по мере развития информационных технологий, нивелировать различие в уровне подготовленности разработчиков информационных ресурсов, обеспечивая приемлемое качество разработанных ресурсов даже в случае низкой компетентности авторов в области информатики; структура образовательных ресурсов должна допускать достаточные возможности для автоматической обработки, поиска информации, навигации.

Нашему педагогическому коллективу предстояло самостоятельно вырабатывать не только применимые способы и регламенты учебно-воспитательной работы, но и отбирать для себя наиболее подходящие модели использования ИКТ, компоновать из них то, что будет действительно обеспечивать желаемую организацию учебного процесса.
Процессы информатизации опираются на существующие федеральные и региональные законы, постановления, программы и локальные акты школы – должностные инструкции, положения, программы, приказы, которые образуют нормативно-правовую базу внедрения ИКТ.

Прошли курсовую подготовку по вопросам использования современных образовательных технологий 14 чел, в т.ч. по использованию ИКТ в образовательном процессе - 14 чел.

Материально-техническая база школы дает возможность проводить уроки с использованием ИКТ:

а) оснащенность компьютерным и мультимедийным оборудованием:

- интерактивная доска – 7,

- мультимедийные проекторы – 9,

- DVD – проигрыватели – 3;

б) необходимое программное обеспечение:

- свободное программное обеспечение (СПО) – 27 дисков;

в) информационное обеспечение образовательного процесса:

- словари и справочники – 51 экз.,

- детская и художественная литература – 18740 экз.,

- энциклопедии – 101 экз.,

- учебная литература – 5490 экз.,

- программно-методическая литература – 200 экз.,

- учебные программы на электронных носителях (электронные образовательные ресурсы) – 126 дисков.

В школе оборудованы кабинет информатики,медиатека.

С января 2007 года школа подключена к высокоскоростному Интернету, в часы свободного доступа в сети Интернет имеют возможность работать и обучающиеся, и педагогические работники.

Преподавание информатики и информационных технологий в школе ведется с 3 по 11 класс:

  • курс Н.В.Матвеевой - 1 час в неделю,
  • М.В.Босовой - 1 час в неделю,
  • 7-11 классы – по программе Н.Г. Угриновича - 1 час в неделю.

Ежегодно проводится работа по формированию информационной культуры педагогов. В течение учебного года проводятся индивидуальные занятия с учителями, желающими освоить те или иные информационные технологии.

В школе имеется позитивный опыт внедрения информационных технологий в образовательный процесс отдельными педагогами, также подтверждающий значимость использования ИКТ для повышения эффективности и результативности обучения.

Однако на степень результативности этого процесса влияет:

  • недостаток электронных программно-методических комплексов, систем, учебников и т.п., ориентированных на взаимодействие с традиционными образовательными технологиями и существующими учебными программами; в частности содержание имеющихся электронных образовательных ресурсов не всегда согласуется с содержанием используемых школой учебников;
  • отсутствие разработанных методик обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по большинству учебных предметов;
  • недостаток ЭОР для использования на уроках и во внеурочной работе в начальной школе; систематическое их использование при проведении занятий с младшими школьниками, несомненно, способствовало бы в значительно большей степени развитию каждого ребенка.

На сегодняшний день назрела объективная необходимость выполнения комплекса системных мероприятий по созданию оптимальных условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, определяемых реалиями сегодняшнего дня.

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ

Исходя из перечисленных выше основных принципов формирования информационно-образовательной среды и дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий, можно выделить следующие этапы внедрения средств ИКТ в образовательный процесс школы (деление на этапы во временном плане осуществляется весьма условно и зависит от степени готовности кадрового персонала).

2.1. Этапы внедрения средств ИКТ в образовательный процесс школы

Организационно-управленческий аспект процесса формирования

информационно-образовательной среды сельской малочисленной нашей школы можно разделить на несколько этапов:

Диагностический (2011 г) – это проблемно-ориентированный анализ состояния информатизации школы: анализ состояния социума, учебно-воспитательного процесса, имеющегося материально- технического оснащения учреждения (аппаратного обеспечения, электронных образовательных ресурсов), определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса, запросов, возможностей в плане его повышения.

Прогностический (2011-2012 гг.) – определение главных целей и задач информационно-образовательной среды. Разработка модели информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы. Разработка система повышения информационной компетентности участников образовательного процесса. Осуществление отбора эффективных систем поддержки информационного пространства школы. Целенаправленный отбор информационных технологий, используемых в учебно - воспитательном процессе. Прогнозирование ожидаемых результатов, компенсационных механизмов. Осуществление поиска путей оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм управленческой деятельности, обучения и воспитания.

Практический (2014-2015 гг.) – фиксация исходного состояния образовательного процесса, апробация модели информационно-образовательной среды, отслеживание процесса её функционирования, результатов, анализ с целью коррекции и поиска путей повышения её эффективности, дальнейшего развития.

Обобщающий (2016 г) - обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка модели в соответствии с результатами.

Педагогическому коллективу предстояло разработать систему управления на этапах формирования информационно-образовательной среды. (Таблица 1).

Таблица 1. Система управления на этапах формирования информационно-образовательной среды.

Создание модели информационно-образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ИВЦ "АВЕРС"

В стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года определены задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.

Главной целью развития системы образования является обеспечение возможности каждому жителю получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность получить профессию и достойно реализовать себя.

Однако на сегодняшний день в есть небольшое количество сельских образовательных учреждений, успешно решающих эти проблемы. В основном это инновационные учреждения с хорошим финансированием, материальной базой и кадровым потенциалом.

Недостаточно полно представленный опыт внедрения электронного управления в сельской средней школе, говорит о том, что в этих школах есть комплекс затруднений со стороны администрации школы, - нет качественного методического сопровождения и соответствующей технической поддержки, недостаточно высокий интерес родителей к информационным возможностям участия в инновационном управлении образовательным процессом в школе.

В этом плане сельская школа п.Белореченск Омутнинского района Кировской области имеет достаточный опыт внедрения информационных технологий в различные процессы деятельности школы: управленческий, образовательный, воспитательный.



Информационное пространство школы до начала реализации гранта представляло собой целостную систему взаимосвязанных блоков: образовательного, воспитательного, административного, медико-социально-психологического; осуществлялся обмен информацией между участниками образовательного процесса на внутреннем (учащиеся, педагоги, администрация) и внешнем (управляющие структуры, педагогические сообщество, Интернет) уровнях.

В школе был минимум необходимого оборудования и программного обеспечения, в том числе и управленческого. В школе работали преподаватели, способные квалифицировано использовать электронное управление образовательным учреждением, грамотно обслуживать компьютерное оборудование и программное обеспечение, использовать электронные образовательные ресурсы.

Тем не менее, на сегодняшний день возникла необходимость перейти на новый уровень информатизации, что связано с развитием информационных технологий, с возросшими потребностями участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей), с запросами общества и государства.

Проект ориентирован на создание условий для перевода в новое качество управления образовательным учреждением, профессионального роста педагогов, развития информационной культуры учащихся.





Среди задач проекта можно выделить:

Были определены сроки и этапы реализации Проекта





  • выявлены специфические проблемы управления образованием в сельской школе и установлена необходимость применения в системе информационного обеспечения Интернет-технологий;
  • выявлены факторы, определяющие благоприятные условия для внедрения средств ИКТ в процесс управления сельской школой;
  • обоснована необходимость совместного участия всех работников школы в реализации системы электронного управления образованием в сельской школе;
  • в создании информационного центра школы;
  • повышение качества подготовки педагогов с использованием новых информационных технологий;
  • обеспечение равного доступа учащихся к овладению информационными технологиями;
  • получение родителями оперативной информации о жизни школы и успехах детей;
  • возможность дистанционного повышения квалификации и участия педагогов в конкурсах различного уровня;
  • разработаны концепция и функциональная модель системы информационного обеспечения электронной сельской школы.





Кадровое обеспечение

В школе работает 22 учителя, из них 20 прошли курсы повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий. Систематически использовали ИКТ в учебном процессе - 41 %, эпизодически использовали ИКТ в учебном процессе - 42 %, и не использовали ИКТ в учебном процессе - 17 % учителей.
В плане подготовки и реализации проекта для учителей проводились занятия по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. В результате проведенных мероприятий 94% педагогов владеют навыками пользования компьютером и 91 % используют Интернет в своей работе.







  • Электронное управление школой;
  • Электронный журнал и дневник;
  • Электронное расписание;
  • Электронная библиотека;
  • Электронные образовательные ресурсы;
  • Методическое обеспечение проекта;
  • Ресурсное обеспечение проекта;
  • Информационное сопровождение проекта.













  1. Энциклопедии Кирилла и Мефодия.
  2. Серия "Начальная школа Кирилла и Мефодия".
  3. Серия "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия".
  4. Серия "Школа развития личности".
  5. Серия "Репетиторы Кирилла и Мефодия".
  6. Серия "История, Искусство, Культура".
  7. Серия "Информационные технологии".
  8. Обучающие программы по предметам. (более 100 наименований)





Большинство классов оснащены мультимедийным проектором и экраном, либо интерактивной доской. У учителей появились Компьютеризированные Рабочие Места (КРМ), имеется возможность не только подготовки к занятиям, но и ведения электронного классного журнала, заполнения электронных дневников учащихся.








Цель современного образования — в создании информационно-образовательной среды[1], в формировании компетентностной личности, т. е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у неё знания и умения. Содержание образования в этом подходе отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Учитель теряет исключительное право на владение информацией, и его главной задачей становится не вооружение информацией ученика, а помощь ученику в самостоятельном овладении этой информацией. Необходимо воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

− планирование образовательного процесса;

− размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

− фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное, посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

− контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

− взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Информационная среда школы предоставила много новых возможностей в развитии методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка. Традиционные методики обогатились новыми мощными визуально-наглядными средствами обучения (мультимедиа проектор, интерактивная доска, графический планшет, документ-камера, цифровой микроскоп), которые позволяют не только усилить визуальный ряд по предмету, особенно при работе с картами, видео, слайд-шоу, но и реализовать фронтальную демонстрацию мелкой моторики вживую: моторики манипуляций с реактивами, проведения опыта, демонстрации исследовательского наблюдения, небольших демонстраций по химии, биологии, физике, технологии.

Можно выделить несколько разнообразных направления деятельности учителя по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Рассмотрим их более подробно на примерах.

  1. Использование в образовательном процессе интерактивной доски является актуальным. Эта работа помогает преподавателям заинтересовать учеников, повысить интерес к предмету, облегчить усвоение материала. При этом можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, так как работают различные каналы восприятия. Как утверждал американский психолог Уильям Глассер, мы воспринимаем:

− 10 % из того, что мы ЧИТАЕМ; 20 % из того, что мы СЛЫШИМ;

− 30 % из того, что мы ВИДИМ; 50 % из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;

− 70 % из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими;

− 80 % из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично;

− 95 % из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

Но при этом большинство преподавателей сталкиваются с проблемой освоения интерактивной доски, несмотря на умение работать с компьютером. Преподаватели, не знающие возможностей интерактивной доски, воспринимают её, как экран. Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, учитель должен изучить ее возможности.

Цифровой микроскоп — это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим возможность передачи на компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в том числе и в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

ЛабДиск — это беспроводная лаборатория, имеющая до полутора десятков встроенных в корпус датчиков и порты для подключения внешних датчиков. Аккумулятор на 150 часов непрерывной работы обеспечивает проведение регистрации данных в полевых условиях.

  1. Интерактивный стол дает учащимся возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Уникальная технология позволяет считывать более 40 одновременных касаний, что делает его незаменимым для совместной работы небольших групп учащихся. С помощью программного обеспечения педагог может наблюдать за всем происходящим на столе через экран своего компьютера
  2. Система голосования позволяет мгновенно проверить понимание учащимися материала на любом этапе урока при максимальном участии класса; она упрощает оценивание, выставление отметок и ведение записей.
  3. Персональный мобильный компьютер — призван помочь в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время; с его помощью можно охватить разные предметы — от математики до рисования. Технические особенности нетбука, в т. ч. возможность подключения различных цифровых устройств, позволяют сделать учебный процесс ярким, наглядным и интересным.

Бесспорно, что с каждым годом растет оснащение школ компьютерной техникой. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их.

Все согласятся, что главные действующие лица на уроке — это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения. На личность ученика огромное влияние оказывает личность учителя. Применяемые в разумных пределах электронные средства освобождают время для творчества, создают более благоприятные условия для усвоения учебного материала учениками. Роль и место на уроке электронных наглядных средств, так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться.

Как бы ни развивалось общество, уже сейчас влияние информационно — образовательного пространства на процесс обучения велико, поэтому важно выстраивать обучение на основе компетентностного подхода, в котором участвуют два практически равноправных партнера: учитель и ученик. Понимание процесса обучения в информационном обществе не требует полного отказа от традиционных дидактических представлений, но требует их развития, рассмотрения с новых позиций, в том числе и с позиций различных дидактических подходов.

[1] Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, возможность, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, процесс обучения, цифровой микроскоп.

Похожие статьи

Учебный процесс в информационно-образовательной среде.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение.

Психологическая специфика образовательной среды.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, цифровой микроскоп.

Подходы к повышению качества педагогического образования

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, цифровой микроскоп.

Дистанционное обучение в информационной образовательной.

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Единое информационно-образовательное пространство школы.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение.

Медиаобразовательная среда как важная составляющая.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, цифровой микроскоп.

Изучение возможностей информационной среды.

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога.

образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах разрабатываются локальные программы информатизации.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах. Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы.

Читайте также: