Однажды к василию александровичу сухомлинскому пришел в школу сжатое изложение

Обновлено: 04.07.2024

X . Самостоятельная работа учащихся с текстом (3 мин.).

XI . Чтение текста учителем

Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущей работы и запишите сегодняшнее число и тему нашего урока

Ребята, посмотрите на тему нашего урока и сформулируйте его цель.

Да, сегодня на уроке мы будем писать изложение.

Давайте вспомним, что такое изложение?

С каким видом изложения вы уже знакомы?

Как вы думаете, в чем заключается цель сжатого изложения?

Сегодня мы будем работать по тексту известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского .

Посмотрите, какое мудрое и доброе лицо у этого человека. Таким он и был, Учитель, Директор, Ученый.

А сейчас я прочитаю вам текст. Вы должны внимательно слушать, а затем определить его тему и идею.

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный.

Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

Понравился ли вам рассказ?

Значение каких слов вам были непонятны?

Какова тема текста?

Сформулируйте идею текста.

Все правильно, молодцы!

Сейчас я вам раздам памятки, где написаны способы сжатия текста, познакомьтесь с ними

Теперь приступим к сокращению текста.

Главную информацию вы можете подчеркивать в своих текстах.

Теперь прочитайте первый абзац.

Насколько важна информация этого абзаца? Что нужно подчеркнуть? Смотрим на первое предложение.

Что важно в остальной части абзаца? Подчеркиваем.

Ребята, мы сократили первый абзац, но информация о том, что В.А. Сухомлинский – директор школы, является важной. Добавим её в первое предложение.

Подумайте, какой прием сжатия мы использовали? Внимательно посмотрите в памятку!

Теперь читаем второй абзац.

Какую информацию в первом предложении можно удалить? Какие слова можно убрать?

Прочитайте сжатый вариант первого предложения. Подчёркиваем.

А во втором предложении? Прочитайте сокращённый вариант второго предложения. Подчеркиваем.

Важно ли нам третье предложение?

Что нам важно в четвертом предложении?

Как можно заменить прямую речь?

Какие приёмы сжатия мы использовали?

Читаем третий абзац.

Посмотрите на первое предложение, как его можно сократить?

Добавьте к себе в текст.

Попробуйте сократить остальную часть абзаца. Передайте информацию одним предложением.

Подчеркните и добавьте нужные слова.

Посмотрите в памятку и скажите, какие приемы сжатия мы использовали?

Читаем четвертый абзац.

Посмотрите на первое предложение и скажите, какова его грамматическая особенность?

Да, поэтому давайте его упростим и заменим прямую речь косвенной. Начнем наше предложение так: Дедушка сказал внукам, что… Продолжите.

Подчеркните и добавьте нужные слова.

Теперь попробуйте кратко передать информацию остальной части абзаца.

Подчеркните нужную информацию и подпишите необходимые слова.

Какие приемы сжатия мы использовали?

Читаем пятый абзац.

Важно ли нам первое предложение?

Выделите главную информацию во втором предложении.

Выделите главную информацию в 3-4 предложениях.

Подчеркните необходимую информацию и добавьте нужные слова.

Какие приемы сжатия мы использовали? Посмотрите в памятку!

А сейчас давайте составим план текста устно, а он будет отображен на слайде

На сколько частей можно разделить текст?

Значит, сколько пунктов будет в нашем плане?

Посмотрите на первый абзац, как его можно озаглавить, глядя на то, что мы подчеркнули?

(Появляется на слайде).

Как озаглавим вторую часть текста?

(Появляется на слайде).

Посмотрите на третий абзац, как озаглавим его?

(Появляется на слайде).

Как озаглавим четвертый абзац?

(Появляется на слайде).

И как назовем пятый пункт плана?

(Появляется общий план на слайде).

Посмотрите, что у нас получилось.

Посмотрите на слова:

Запишите эти слова в тетради, вставляя пропущенные буквы.

Какие буквы нужно вставить и почему?

Прочитайте схемы предложений. Объясните постановку знаков препинания в них. Выполняем устно.

Запишите в тетради.

А теперь читайте текст самостоятельно, про себя в течение трех минут, стараясь запомнить важную информацию.

Теперь я вам читаю текст последний раз, послушайте еще раз и запомните.

Вот и все, мы с вами прочитали текст, разобрали его и составили план. Надеюсь, на следующем уроке вы напишите хорошие тексты сжатого изложения. Спасибо за урок!

Учащиеся приветствуют учителя, садятся.

Открывают тетради и записывают число и тему урока.

Научиться писать сжатое изложение.

Изложение – это письменный или устный пересказ прочитанного или прослушанного текста.

Особенности текста: 1. Тема. 2. Основная мысль. 3. Предложения связаны по смыслу и грамматически (средствами связи). 4. Завершённость по смыслу.

Правила построения абзаца В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена тема или основная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

План текста: Разговор будет серьёзный. Чёрствый кусок хлеба на столе. Рассказ старого пастуха. Болело сердце деда. Запомнил директор школы разговор со стариком.

Приёмы сжатия текста 1. Исключение : -исключение повторов; - исключение одного или нескольких из синонимов; - исключение уточняющих и поясняющих конструкций; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких предложений; 2. Обобщение. 3. Упрощение. - слияние нескольких предложений в одно; - замена сложноподчинённого предложения простым предложением; - замена прямой речи косвенной; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Работа над сжатием текста 1 абзац. Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный. Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре.

Работа над сжатием текста 3 абзац. Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши! Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Святой хлеб Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре. Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был этому удивлён. Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши. Дед пристыдил сорванцов. Но они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми. Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.Да. Хлеб всему голова. Мы должны беречь хлеб и помнить о его настоящей цене.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учимся писать сжатое изложение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учимся писать сжатое изложение

Учимся писать сжатое изложение


Какова цель урока?

Какова цель урока?

В. А. Сухомлинский

В. А. Сухомлинский

Работа с текстом Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школ.

Особенности текста: 1. Тема. 2. Основная мысль. 3. Предложения связаны по смы.

Особенности текста: 1. Тема. 2. Основная мысль. 3. Предложения связаны по смыслу и грамматически (средствами связи). 4. Завершённость по смыслу.

Выделение ключевых слов Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл.

Правила построения абзаца В одном абзаце, как правило, излагается только одна.

Правила построения абзаца В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена тема или основная мысль) обычно помещается вначале или в конце абзаца. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

План текста: Разговор будет серьёзный. Чёрствый кусок хлеба на столе. Рассказ.

План текста: Разговор будет серьёзный. Чёрствый кусок хлеба на столе. Рассказ старого пастуха. Болело сердце деда. Запомнил директор школы разговор со стариком.

Приёмы сжатия текста 1. Исключение: -исключение повторов; - исключение одного.

Приёмы сжатия текста 1. Исключение: -исключение повторов; - исключение одного или нескольких из синонимов; - исключение уточняющих и поясняющих конструкций; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких предложений; 2. Обобщение. 3. Упрощение. - слияние нескольких предложений в одно; - замена сложноподчинённого предложения простым предложением; - замена прямой речи косвенной; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Работа над сжатием текста 1 абзац. Однажды к Василию Александровичу Сухомлинс.

Работа над сжатием текста 1 абзац. Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный. Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре.

Работа над сжатием текста 2 абзац. Старик развернул на столе белый платок. На.

Работа над сжатием текста 3 абзац. Василий Александрович услышал рассказ стар.

Работа над сжатием текста 3 абзац. Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши! Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Работа над сжатием текста 4 абзац. Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что в.

Работа над сжатием текста 5 абзац. Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степан.

Святой хлеб Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожи.

Святой хлеб Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре. Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был этому удивлён. Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши. Дед пристыдил сорванцов. Но они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми. Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.Да. Хлеб всему голова. Мы должны беречь хлеб и помнить о его настоящей цене.

ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В V КЛАССЕ - тема научной статьи по народному образованию и педагогике из журнала Русский язык в школе

О. Н. АРТЕМЬЕВА, В. В. ГАВРИЛОВА

Обучение сжатому изложению в V классе

В статье представлена методическая разработка урока развития речи. Текст, на котором проводится формирование умения сокращать первоисточник, позволяет реализовать на уроке воспитательные цели.

Ключевые слова: сжатое изложение; содержательные и языковые приемы сжатия текста; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; обучение пониманию текста.

— Сегодня на уроке вы будете готовиться к написанию изложения. Что такое изложение? (Изложение — это устный или письменный пересказ текста.)

— С какими видами изложения вы уже знакомы? (Подробное изложение; изложение, близкое к тексту.)

— Сегодня вы узнаете об особенностях сжатого изложения. Определите значение слова сжатое путем подбора синонимов. (Краткое, небольшое.)

— Что же такое сжатое изложение? (Сжатое изложение — письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания первоисточника.)

— Где пригодится умение выделять в тексте главное? (Это умение необходимо не только на уроках русского языка, но и на всех остальных занятиях, когда мы работаем с параграфом учебника, в повседневной жизни для чтения и пересказа статей из газет и журналов, для рабо-

Гаврилова Валентина Васильевна, учитель, завуч по УВРМБОУ Гимназия № 79.

ты с информацией в Интернете, для чтения и применения инструкций по эксплуатации какого-либо прибора и т. д.)

— Запишите тему урока и сформулируйте его цели. (Цели урока — познакомиться со способами сжатия текста; научиться выделять в тексте главную информацию; подготовиться к написанию сжатого изложения.)

II. Создание эмоционального настроя

На столе — тарелка, на которой лежит хлеб, покрытый салфеткой.

— Как вы думаете, что находится под салфеткой? Чувствуете какой-нибудь запах? (Это хлеб.)

— Герой рассказа, по которому вы будете учиться писать сжатое изложение, тоже дал определение этому слову. Об этом вы узнаете, познакомившись с текстом, который составлен на основе записок известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

III. Установка на слушание текста

— Ваша задача — послушать текст, определить его тему и идею.

IV. Чтение текста учителем

Однажды к Василию Александровичу Сухо-млинскому пришел в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьезный.

Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришел Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают черствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

V. Беседа по тексту

— Какие слова в этом тексте были вам непонятны? (Старожил — человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте. Неприглядный (неприглядная картина) — заслуживающий порицания, осуждения.)

— Определите тему текста. (Разговор о хлебе.)

— Как вы определили тему текста? Что вам помогло? (В тексте повторяется слово хлеб, которое является ключевым.)

— Сформулируйте идею текста. (Хлеб — это святое понятие; хлеб надо беречь.)

VI. Работа по сокращению текста

— Как можно сократить текст? (Поскольку сжатое изложение является для учащихся новым видом изложения,

они, как правило, отвечают: выделить главное, изъяв из текста несущественную, второстепенную информацию.)

— Какая информация является главной? (Главной является та информация, которая помогает раскрыть тему и идею текста.)

Учащиеся получают карточки, на которых представлена следующая информация:

Среди содержательных приемов сжатия (компрессии) текста основными являются:

1) исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения.

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

— исключение одного или нескольких из синонимов;

— исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

— исключение фрагмента предложения;

— исключение одного или нескольких предложений;

— замена однородных членов обобщающим наименованием;

— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

— замена прямой речи косвенной;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

— замена сложноподчиненного предложения простым;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением [Методические рекомендации. 2010].

— Сжатие текста предполагает как компрессию содержания, так и изменение формы первоисточника, то есть использование и содержательных, и языковых приемов сокращения текста. При этом одно без другого невозможно.

Каждый ученик получает распечатанный экземпляр текста.

— Начнем работу по выделению главной информации. Самое важное будем подчеркивать.

— Прочитайте первый абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Насколько важна информация первого предложения? (Первое предложе-

ние нужно оставить целиком, потому что оно задает тему текста, очерчивает границы темы в абзаце, обладает смысловой неполнотой, которая восполняется остальной частью текста.)

— Подчеркните это предложение. Обратимся к оставшейся части абзаца. Исключите второстепенную информацию. Прочитайте свой вариант. (Предстоял серьезный разговор.)

— В этом случае вы пропускаете важную деталь: Василий Александрович Сухомлинский — директор школы. Как быть? (Добавить эту информацию в первое предложение: Однажды к директору школы Василию Александровичу Сухомлинскому пришел самый старый житель села Иван Степанович.)

— Как вы сократили первый абзац? Какие языковые приемы сжатия использовали? Внимательно посмотрите в памятку. (Исключение фрагментов предложений; исключение предложений.)

— Прочитайте второй абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— С чего начнем второй абзац? (Дети предлагают оставить первое предложение, исключив из него слово белый. Однако необходимо обратить внимание учащихся на то, что это слово дважды повторяется в тексте, оно помогает автору передать отношение героя к хлебу: завернул не в черный, не в красный, а в белый платок!)

— Подчеркните первое предложение; оно очерчивает границы темы в абзаце, поэтому информация, содержащаяся в нем, является важной. Сократите второе предложение. (На нем лежал засохший кусок хлеба.)

— Какова грамматическая особенность этого предложения? (Это предложение с прямой речью.)

— Прямую речь в сжатом изложении можно заменить косвенной; начните предложение так: Иван Степанович сказал, что. Продолжите. (Иван Степанович сказал, что это Святой хлеб.)

— Главную информацию этого абзаца передайте одним сложным предложением; задание выполняйте письменно на листочках, где представлен текст для

сжатого изложений. (Старик развернул на столе белый платок, на котором лежал засохший кусок хлеба, и сказал, что это Святой хлеб.)

— Почему слово Святой автор пишет с прописной буквы? (Прилагательное пишется с прописной буквы, поскольку в данном контексте ему придается особый, высокий смысл.)

— Какие языковые приемы сжатия вы использовали? (Исключение фрагмента предложения; исключение предложений; замена прямой речи косвенной; прием упрощения — слияние нескольких предложений в одно.)

— Прочитайте третий абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Как можно сократить первое предложение? (Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха о хлебе.)

— Подчеркните главную информацию. Обратимся к оставшейся части абзаца. Объедините предложения, из нескольких предложений сделайте одно. Работайте на листочке, на котором напечатан текст. (Учащиеся выполняют задание в течение 2-х минут.)

— Проверим. (Накануне пришел Иван Степанович с пастбища и увидел, что четверо его внуков сбивают хлебом спелые груши.)

— Прочитайте четвертый абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Выделите главную информацию в 1—5 предложениях. (Дедушка пристыдил внуков, надрал им уши. Ребята заплакали, но не от стыда, а от боли.)

— Подчеркните главную информацию. Какие слова произнес Иван Степанович? (Разве вырастут настоящими людьми эти дети?)

— Как произнес эти слова старожил села? (С болью.)

— Замените прямую речь косвенной. (Иван Степанович с болью сказал, что не вырастут эти дети настоящими людьми.)

— Какие языковые приемы сжатия мы использовали? (Исключение фрагмента предложения; исключение предложений; замена прямой речи косвенной.)

— Прочитайте пятый абзац. (Один из учеников читает вслух.)

— Самостоятельно сократите этот абзац. (Вскоре умер Иван Ст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего - обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Читайте также: