Оценка рппс в доу в соответствии с фгос в баллах

Обновлено: 30.06.2024

Приложение 2 к письму ВИРО

от 04.07.2018 № 01-06/715

Методика оценки качества РППС,

организуемой педагогом в соответствии с ФГОС ДО

Соответствие индикаторам

Рекомендованные баллы

(общее максимальное количество – 24)

1.1 Рабочий сектор

Наличие пространств (зон), обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментировани е с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой)

1.1.1 Наличие в группе не менее 5 модулей пространства рабочего сектора, обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами в соответствии с ООП ДОУ.

2

1

Минимальное зонирование (менее 4 модулей пространства рабочего сектора),

слабо обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование в соответствии с ООП ДОУ.

0

1.1.2 - Наблюдение за игровым пространством не затруднено.

- В оформлении модулей (центров) присутствуют детские работы.

- Количество книг достаточно для воспитанников (списочная численность/2).

- Книги разнообразны по тематике и жанру, художественной форме (проза/поэзия/комикс) и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников.

- Книги и наглядные материалы отражают и поддерживают текущую деятельность группы.

- Наглядные/раздаточные/дидактические материалы разнообразны и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников.

- Доступно много различных материалов по математике, соответствующих уровню развития детей (напр., материалы для счета, измерения, изучения формы и т.д.).

- Доступны крупные кубики, в том числе изготовленные вместе с воспитанниками.

- Доступны коллекции разнообразных материалов для конструирования (с разными механизмами скрепления, из разных материалов и др.) и развития мелкой моторики (бусы, колышки, пазлы…).

- Обеспечены возможности для безопасных игр с песком и водой (расположение центров, наличие песка и воды в них).

- Доступны разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, лейки, плавучие и тонущие предметы и др.).

- В модулях (центрах), обеспечивающих наблюдение за живой/неживой природой, экспериментирование, представлены коллекции природных объектов, живых существ (комнатных растений), книги/игры/игрушки, связанные с природой, экспериментированием (магниты, увеличительные стекла, предметы с различными сенсорными свойствами и др.).

- Материалы среды позитивно демонстрируют разнообразие (напр., людей разных этнических групп, культур, возрастов, полов, способностей).

- В оформлении пространства модулей (центров) используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, связанных с познавательной деятельностью и экспериментированием, в том числе и на улице.

- В оформлении пространства модулей (центров) используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители.

Соответствие

13-17 характеристикам

– 2 балла

менее 8 – 0 баллов

1.2 Активный сектор

Наличие пространств (зон), обеспечивающих двигательную активность, в том числе развитие крупной моторики, поддержку ролевой игры и музыкально-театрализованной деятельности

1.2.1 Наличие 3 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников.

2

1

1.2.2 - Демонстрируемое оборудование способствует развитию разнообразных умений (лазание, баланс, бег, прыжки, вращение обруча, игра в мяч, метание предметов и др.).

- Использующееся оборудование соответствует способностям воспитанников и возможностям пространства (не представлено оборудование, на использование которого может быть наложен запрет в помещении группы).

- Для ролевых игр отведена четко ограниченная часть помещения с пространством для игры и для упорядоченного хранения реквизита.

- В реквизите представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и реквизит для традиционно женских и мужских занятий).

- В ролевых играх употребляется некоторый реквизит, характерный для разных культур (например, куклы различных этнических групп, этническая одежда и т.д.).

- Детям доступно много материалов для занятий музыкой, которыми они могут пользоваться в соответствии с возрастом (например, музыкальный уголок с инструментами, проигрыватель, реквизит для танцев).

- В среде представлены музыкальные инструменты (предметы, способные к звукоизвлечению), изготовленные воспитанниками.

- Наличие атрибутов театрализованной деятельности (ширма-занавес, куклы-перчатки, театральные костюмы и др.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками.

- В оформлении пространства модулей (центров) используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, связанных с физкультурой и спортом/музыкой/театрализацией/ ролевыми играми, в том числе и на улице.

- В оформлении пространства модулей (центров) используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители и /или представители профессий/ деятели искусства (музыканты, актеры и пр.)

Соответствие

– 2 балла

5-7 – 1 балл

менее 5 – 0 баллов

1.3 Спокойный сектор

Центры (места), обеспечивающие возможности самовыражения детей, поддержку эмоционального благополучия.

1.3.2 - Место для уединения не соседствует с активным сектором.

- Наличие в месте отдыха и уединения мягкой среды (подушки, ковры, мягкие игрушки и т.д.).

- Места для уединения легко просматриваются персоналом (или существует социальное правило, которое описано в комментарии к слайду).

- В месте уединения предусмотрены атрибуты для спокойной деятельности (игры/ игрушки/журналы/фотоальбомы и пр.).

- Воспитанникам доступны материалы для рисования, живописи, объемных изображений и иных видов творчества (аппликации, коллажи, оригами, квиллинг, вертикальное макетирование и др.)

- Демонстрируемые продукты деятельности связаны с текущей деятельностью группы.

- Некоторые продукты имеют характер групповой работы (по типу вклада в общий проект), некоторые – характер самостоятельной работы.

- Большинство демонстрируемых работ имеют характер индивидуального самовыражения (в выборе средства, манеры изображения и пр.)

- Созданы места экспонирования как плоскостных (изображения), так и объемных работ (поделок, моделей, конструкций).

Соответствие 9-7 характе-ристикам

– 2 балла

7-5 – 1 балл

менее 5 – 0 бал-лов

2.1.2 - Использование подручных материалов в символической (не свойственной им) роли.

- Связь трансформации среды с тематикой текущей деятельности группы.

Соответствие

2 характери-стикам

– 2 балла;

1 – 1 балл

2.2.1 - Стеллажи с материалами для текущей деятельности не переполнены.

- Оформление пространства поддерживает текущую деятельность группы.

- Педагогом организовано упорядоченное место хранения сменяемых материалов (без доступа к ним воспитанников).

Соответствие

4 характери-стикам

– 1 балл

3.1 - Центры для спокойных и активных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу (например, пространство для чтения отделено от уголков для игры в кубики).

- Большинство демонстрируемых материалов находится на уровне глаз детей.

- Все материалы для свободной игры воспитанник может получить без помощи взрослого (не под замком, не на верхней полке, не в другом помещении).

- Большинство демонстрируемых материалов представлено в количестве, равном не менее половины от числа воспитанников

- Обеспечена доступность к материалам-компаньонам (краски – баночки для воды – вода-кисточки - бумага и т.д.)

Соответствие

5-6 характери-стикам

– 4 балла;

4 - 2 балла,

менее 4 – 0 баллов

4.2. Информационный блок:

- Наличие информации о текущей деятельности группы.

- Наличие информации-анонса о возможностях участия родителей в планируемой деятельности группы.

- Наличие в пространстве для организации обратной связи выраженной установки на взаимодействие со всем персоналом ДОО, в том числе с администрацией (наличие отдельного почтового ящика и т.д. на каждого специалиста, наличие объявления о приеме вопросов всеми специалистами в одном почтовом ящике), информации об осуществлении обратной связи на сайте ДОО (обязательная ссылка на практику обратной связи и страницы группы на сайте ДОО предоставляется в критерии …)

- Представлены ответы на персональные вопросы родителей (в том числе, анонимные).

- Организация пространства успеха и достижений воспитанников (заполняется воспитателями и родителями).

- Доступность этой информации для ребенка (находится на уровне глаз детей).

- Наличие организованного пространства для демонстрации продуктов детской деятельности в ДОО (для трансляции плоскостных и объемных работ);

- Организация пространства для трансляции семейных событий.

- Организация пространства для трансляции совместных активностей группы и родителей воспитанников.

Лист оценки РППС на основе принципов построения предметно-пространственной среды.

ВложениеРазмер
list_otsenki.docx 29.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Цель: создание условий в группах для полноценного развития

Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из видов детской деятельности.

Предлагаем Вам оценить предметно-пространственную среду группы по 3-х бальной системе:

3- высокий уровень проявления критерия

2 – средний уровень проявления критерия

1 – низкий уровень проявления критерия

Критерии оценки принципов

баллы (обведите в круг соответствующий балл)

Возрастные особенности детей

Соответствие содержанию образовательной программы

3.1.свободный и безопасный доступ к игрушкам, играм, материалам, пособиям.

3.2. размещение игрушек, игр, пособий в зоне доступности для ребенка

3.3. все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей

4.1.мебель безопасна, устойчива

4.2. игрушки безопасные для здоровья (санобработка)

4.3. расположение телевизоров

4.4.свободное передвижение по групповой комнате

4.5. среда не предусматривает доступа к опасным предметам

4.6. соответствие требованиям СанПиНа

Наличие оборудования, пособия, инвентаря, обеспечивающее:

5.3.возможность самовыражения детей и свободного выбора

5.4. условия для самостоятельной

5.5. игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры и т.д.), предметы оперирования

5.6.познавательно-исследовательскую деятельность(развивающие игры, технические устройства, модели, предметы для опытно-экспериментальной деятельности, энциклопедии)

5.7. творческая активность

5.8. условия для восприятия и созерцания (предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации, музыка)

6.1. возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации (оборудования)

6.2. многофункциональность открытых стеллажей

6.3. возможность преобразования пространства для игровой деятельности

7.2.наличие маркеров пространства

7.3.1.сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр

7.3. 2.для настольно-печатных игр и развивающих игр

7.3.3. познавательной деятельности

7.3.4. для самостоятельной деятельности детей

7.3.6. художественно-эстетической деятельности

7.3.7. двигательной активности

7.4.8. релаксации (расслабления)

7.3.9. зона уединения (зона личного пространства)

8.1 . наличие пространства для игры, конструирования, уединения

8.2. наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования (дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, игры интеллектуального развития (шахматы, шашки), технических игрушек

8.3. наличие конструкторского и строительного материалов

8.4.наглядный иллюстративный, демонстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения

8.5. необходимый материал для художественного – эстетического развития.

8.6.постоянно действующие выставки (всех участников образовательного процесса)

8.7. условия для театрализованной деятельности, в том числе различные виды театра, маркеры роли

8.8.возможность работы с художественной литературой

8.9. имеется спортивный и физкультурный инвентарь

8.10.наличие возможностей для

ознакомления с региональными особенностями

Полоролевые функции среды

( материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек)

9.1. куклы для девочек

9.2. куклы для мальчиков

9.3.разнообразная техника, транспорт (машинки, поезда, плавательные летательные аппараты)

9.4. тематические наборы с традиционными мужскими ролями: пожарная команда, полицейский патруль, строительная и автомобильная техника

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

Оценка общего дизайна помещения:

10.1.Эстетика оформления групповых помещений- обеспечение эмоционального комфорта и эстетического воспитания детей, единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения.

Выводы и заключение:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Цель: создание условий в группах для полноценного развития

Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из видов детской деятельности.

Предлагаем Вам оценить предметно-пространственную среду вашей группы по 3-х бальной системе:

3- высокий уровень проявления критерия

2 – средний уровень проявления критерия

1 – низкий уровень проявления критерия

Критерии оценки принципов

анализ проведенный администрацией ДОУ

Возрастные особенности детей

Соответствие содержанию образовательной программы

3.1.свободный и безопасный доступ к игрушкам, играм,

3.2. размещение игрушек, игр, пособий в зоне доступности для ребенка

4.1.мебель безопасна, устойчива

4.2. игрушки безопасные для здоровья (санобработка)

4.3. расположение телевизоров

4.4.свободное передвижение по групповой комнате

4.5. среда не предусматривает

доступа к опасным предметам

4.6. соответствие требованиям СанПиНа

Наличие оборудования, пособия, инвентаря, обеспечивающее:

5.3.возможность самовыражения детей и свободного выбора

5.4. условия для самостоятельной

5.5. игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры и т.д.), предметы оперирования

5.6.познавательно-исследовательскую деятельность(развивающие игры, технические устройства, модели, предметы для опытно-экспериментальной деятельности, энциклопедии)

5.7. творческая активность

5.8. условия для восприятия и созерцания (предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации, музыка)

6.1. возможность изменяться в зависимости от

образовательной ситуации (оборудования)

6.2. многофункциональность открытых стеллажей

6.3. возможность преобразования пространства для игровой деятельности

7.2.наличие маркеров пространства

7.3. наличие 4-х зон:

7.3.1. зона для спокойной деятельности;

7.3.2.зона интенсивного использования пространства;

7.3.3. рабочая зона

7.3.4. зона уединения

8.1 . наличие пространства для игры, конструирования, уединения

8.2. наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования (дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, игры интеллектуального развития (шахматы, шашки), технических

8.3. наличие конструкторского и строительного материалов

8.4.наглядный иллюстративный, демонстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения

8.5. необходимый материал для художественного – эстетического развития.

8.6.постоянно действующие выставки (всех участников образовательного процесса)

8.7. условия для театрализованной деятельности,

в том числе различные виды театра, маркеры роли

8.8.возможность работы с художественной литературой

8.9. имеется спортивный и физкультурный инвентарь

8.10.наличие возможностей для ознакомления с региональными особенностями

Полоролевые функции среды

( материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек)

9.1. куклы для девочек

9.2. куклы для мальчиков

9.3.разнообразная техника, транспорт (машинки, поезда, плавательные летательные аппараты)

9.4. тематические наборы с традиционными мужскими ролями: пожарная команда, полицейский патруль, строительная и автомобильная техника

Оценка общего дизайна помещения:

10.1.Эстетика оформления групповых помещений- обеспечение эмоционального комфорта и эстетического воспитания детей, единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения.

10.2.Социальная среда развития-

комплекс условий, позволяющих ребенку полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и с другими детьми.

10.3.Материальные условия развития и воспитания - условия для основных направлений развития и воспитания дошкольников, учитывается наличие дидактических средств и оборудования для всестороннего развития детей, специальные помещения для коррекционной работы с детьми, условия для художественно-эстетического и физического развития детей, а также для развития экологической культуры детей.

Выводы и заключение:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГОВ И АНАЛИЗ АДМИНИСТРАЦИИ ДОУ.

3- высокий уровень проявления критерия

2 – средний уровень проявления критерия

1 – низкий уровень проявления критерия

Критерии оценки принципов

анализ, проведенный администрацией ДОУ

Возрастные особенности детей

Соответствие содержанию образовательной программы

Полоролевые функции среды

Оценка общего дизайна помещения

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГОВ И АНАЛИЗ АДМИНИСТРАЦИИ ДОУ.

3- высокий уровень проявления критерия

2 – средний уровень проявления критерия

1 – низкий уровень проявления критерия

Критерии оценки принципов

Возрастные особенности детей

Соответствие содержанию образовательной программы

Полоролевые функции среды

Оценка общего дизайна помещения

Выводы и заключение:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно.

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно.


Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики

Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики.


Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды группы.

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды.

Аналитическая записка "Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС".


Построение предметно-пространственной развивающей среды

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит.

Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества.

Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО , вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы :

Учитывались следующие требования :

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. Насыщенность среды , в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. Трансформируемость пространства;
  5. Полифункциональность материалов;
  6. Вариативность среды ;
  7. Доступность среды ;
  8. Безопасность среды .

Музыкальная зал – среда эстетического развития , место постоянного общения ребёнка с музыкой. Яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие мультимедийного оборудования (интерактивная доска, ноутбук, телевизор, музыкальный центр) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Приоритетным направлением нашего детского сада на протяжении многих лет является физкультурно-спортивное направление. Для его реализации оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Физкультурный зал оснащен современным спортивным оборудованием : шведские стенки, мягкие модули для полосы препятствий, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для хождения, сухие бассейны, скамьи разной высоты, пособия для общеразвивающих упражнений , тренажёры.

На спортивной площадке имеются футбольные ворота с баскетбольными кольцами, зимой оборудуется лыжная трасса, на групповых площадка имеются мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лестницы для лазания. Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи).

В залах проходят занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, занятия дополнительного образования, театрализованные представления , родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение.

Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Стены светлых оттенков.

Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Разнообразная форма столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду . Имеется место для выставок детских работ , вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду ; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда , соответствующая возрастным , гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития) , где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, магазин, где размещены предметы женской одежды , украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан "уголок ряжения" с костюмами сказочных персонажей и профессиональной деятельности.

В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные уголки. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды . Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Пособия, как покупное, так изготовлено руками воспитателей и родителей : коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажеры, "Серсо" и др.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно–прикладному искусству.

В старших группах уголок науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей . В данном уголке размещен материал для экспериментирования : весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов.

В группах в достаточном количестве разнообразные дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные и интерактивные доски.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов, различные виды театров : би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены аудиотехникой, видео и фонотекой.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей . Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России, ЯНАО, города Надыма и Надымского района. Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы , альбомы, проспекты, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие подготовке к обучению грамоте и математикой : печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В группах младшего возраста созданы уголки сенсорного развития , которые способствуют развитию мелкой моторики , тактильных ощущений, слуховых анализаторов , зрительного восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат мягкий модуль и строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы , детского сада , но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями и родителями.

Организация среды на территории детского сада , обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории зеленые насаждения, организована экологическая тропа и имеется переносная метеостанция.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы , стимулирующие исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Анализируя вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ соответствует ФГОС ДО и ООП ДО ДОО . Осуществляется творческий (авторский)подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами . Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О смотре-конкурсе

1.Цели и задачи конкурса:

• организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

• создание в группах ОО условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

• побуждение педагогов к творческой активности;

• выявление и распространение лучшего опыта по созданию РППС.

2.Участники конкурса.

Участники конкурса – воспитатели ДОУ №___

3. Организация и проведение конкурса.

Для подготовки, проведения и подведения итогов конкурса создается оргкомитет (он же жюри) в составе 4 человека:

В его задачи входит консультирование по вопросам организации конкурса, оценка качества представленной РППС, определение победителей.

Конкурс проводится в один тур. Оценка по 10-бальной шкале .

Педагоги представляют жюри РППС группы 25.7.2016г.

4. Критерии оценки:

Материалы и оборудование должны отвечать требованиям безопасности, создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

При создании предметной развивающей среды учитывается гендерная специфика, среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей, комплексно - тематического планирования. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка, приоритеты на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня).

Проявление творческого подхода к созданию предметно-развивающей среды в группах ОО (создание нового на основе имеющихся знаний, опыта).

4 Награждение победителей.

Победители конкурса определяются по количеству набранных баллов:

Победители конкурса награждаются денежным вознаграждением, из стимулирующего фонда:

За 1 место – 3 т.р,

за 2 место – 1,5 т.р.,

за 3 метсо – 500 руб.

Участники конкурса награждаются Дипломами за участие в смотре-конкурсе.

Результаты конкурса оглашаются на педагогическом собрании 27 июля 2016г.

содержательно-насыщена:

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания: игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами и т.д.

Спортивные игрушки и пособия для физического развития, ПДД, основ здорового образа жизни.

- Оснащение уголков свободной творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности, уголок ряженья у малышей);

- Материал по познавательно – речевому развитию.

- Содержание и оформление уголка природы по возрасту. Календарь погоды и природы, иллюстрации и стихи по временам года, оборудование для работы в уголке природы, оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности, огород на окне.

трансформируема:

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

полифункциональна:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности

Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья (отсутствие сломанных игрушек, отсутствие мелкого игрового оборудования в группах раннего возраста, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие сломанной мебели);

Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей:

Согласно Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах строится с учётом шести принципов.

Он предполагает :

1. Соответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы.

2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

- активность в разных видах деятельности, проявление творчества;

-поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Этот принцип предполагает, что РППС изменяется:

- в соответствии с образовательной ситуацией,

- от меняющихся интересов и возможностей детей.

Этот принцип означает:

1. В РППС объекты полифункциональны, т. е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности.

2. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Означает, что должно быть:

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

2. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

3. Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

Принцип доступности предполагает :

1. Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей -инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей -инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Предполагает соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Каждый педагог при анализе РППС своей группы должен дать ответы на следующие вопросы:

- на соответствие принципу насыщенности:

1. Возраст детей? Доказать (объектами среды, соответствующими данному возрасту, что ваша группа младшая, или средняя, или старшая или ….

2. Ведущая деятельность? Какие задачи решаются в ведущей деятельности на данный момент? (например, в сюжетно-ролевой игре)

3. Какая тема реализуется по плану?

4. Каких результатов достигнут дети по окончании данной темы ( конкретно: сколько и каких слов освоят, что научатся лепить, строить, танцевать - т. е. какой прирост произойдет у детей в разных видах деятельности по 5 образовательным областям: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие)

5. Какие объекты среды подготовлены в уголках (центрах) для решения поставленных задач темы? По-возможности в каждом центре происходят изменения

6. Что имеется в группе для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности (от задумки до результата) для мальчиков и девочек, а также в соответствии с интересами и уровнем развития детей

- На соответствие принципу трансформируемости пространства:

1. Какие зоны РППС являются: рабочей (учебной, активной, спокойной зоной? Как это обозначается для детей?

2. Какие маркеры (предметы-знаки) имеются в группе для обозначения разных видов детской деятельности или поведения (правила рассматривания книги) или взаимодействия?

3. Какие разделители среды имеются для самоорганизации деятельности детей в группе, для формирования умения договариваться о пространстве группы (я здесь строю, мне здесь удобно и другим не мешаю)

- На соответствие принципу полифункциональности материалов:

1. Какие предметы вашей группы являются полифункциональными?

2. Какие задачи при помощи данного предмета (предметов) можно решать? (5 образовательных областей)

3. Какие предметы имеются для использования в качестве предметов-заместителей, применение всего в игре для развития воображения?

- На соответствие принципу вариативности:

1. Каким образом планируется сменяемость материалов среды? С чем это связано?

2. Какие объекты среды в наибольшей степени активизируют деятельность ваших детей, направлены на развитие их интересов?

3. Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают региональные компоненты культуры? (худож. литература, музыка, архитектура, живопись, танец и т. п.)

4. Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают климатические особенности региона?

5. Как отражено в среде приоритетное направление деятельности детского сада, ваша методическая тема? Как отражена идея событийности?

- На соответствие принципу доступности:

1. Насколько доступно расположены оборудование, игрушки, детские поделки? (соразмерность).

2. Если в группе есть дети с ОВЗ имеется ли необходимое оборудование, материалы для них?

На соответствие принципу безопасности:

1. Имеются ли соответствующие сертификаты?

2. Соответствует ли оборудование группы требованиям СанПиН, безопасности пожарной, экологической и пр. ?

Для грамотного построения РППС от педагогов требуется проведение определённой работы.

- Подбор материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем - предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами)

- Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата).

В группе имеются награды, подарки, модели лесенки успеха, экраны оценки и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

- В РППС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы, семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

- В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.

- Игры, игрушки, альбомы и т. п. создаются, преобразовываются в соответствии с принципом мини-макс (низкий, средний, высокий уровни)

-Выявить объекты, не востребованные детьми, понять причину, переработать их. Востребованные объекты необходимо доработать с учетом темы, интересов детей, дополнять их вариантами.

Распределить пространство так, чтобы рабочая зона составляла (30%, зона активной деятельности (50%, спокойной деятельности (20%).

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны, учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой, для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики, маркеры среды - картинки, фото, модули и пр. предметы (стационарные, меняемые).

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды под руководством воспитателя.

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.

- РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников (для коррекции недостатков речи, эмоций, движений и т. п., интересами детей, их социальным опытом.

- Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.

- Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т. п. вашего города.

- Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т. п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.)

В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

-Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного направления.

- В центрах группы в соответствии с традициями имеются: материалы праздников (государственных, общественных, народных, национальных) - альбомы, фото, видеозаписи, продукты детской деятельности, костюмы, оформление; материалы с выставок детского художественного творчества; материалы, отражающие празднование знаменательных дат художников, музыкантов, писателей (книги, музыкальные произведения, репродукции, картины ит. д.); событийные недели, дни (театральные, здоровья, игры, сказки, любимой книги); события-традиции в программах (сладкий вечер, сенсорный праздник, физкультурные досуги совместно с родителями, встречи с интересными людьми и т. д.).

Обеспечить наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также: