Обязательные экзамены в советской школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛПИ - филиала СФУ

ИТОГОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Большое значение в жизни школьников играют экзамены, от их успешной сдачи зависит поступление учащихся в высшее учебное заведение. На сегодняшний день итоговая проверка знаний проводится в форме Единого государственного экзамена, который представляет тестовый вариант заполнения бланков. В советской же школе форма сдачи экзамена была устная, что означало: ученик должен был отлично знать курс дисциплины, чтобы подтвердить уровень своих знаний.

Мы кратко рассмотрим, как учащиеся сдавали итоговые испытания в разное время, установим параллель между ними, и на основе нашего анкетирования среди жителей города, подытожим, как же изменилась форма сдачи экзаменов .

О. В. Рогач в своей диссертации, выявила, почему существующая сегодня система школьного образования не может обеспечить в полной мере высокий уровень подготовки учащихся. Она счита ет , что это обусловлено рядом причин, таких, как: недостаточность финансирования и общий спад культурного развития нашего общества. В итоге она пришла к выводу, что приоритетность образования, провозглашается лишь на словах, а на деле не заметно каких-либо эффективных шагов по преодолению сложившейся ситуации. Для полноценного развития нашего государства российская система школьного образования должна перейти из режима выживания в режим развития [2].

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[4].

Экзамен – это испытание, проверка знаний для получения специальности, должности [3].

По мнению Айриевой А.Н., максимально высокий уровень школьного образования был достигнут в стране в 1940–1950 гг. Потребности народного хозяйства, тенденции, наблюдавшиеся в промышленно развитых странах к началу 1960-х годах, побудило руководство страны поставить задачу о переходе к всеобщему среднему образованию молодежи. Примерно 40% выпускников неполной средней школы получали среднее образование в профессиональной школе. Ложная трактовка принципа социального равенства привели к падению уровня подготовки выпускников в 1970-е гг. по сравнению с двумя предыдущими десятилетиями. Результатом стало снижение требований к знаниям учащихся. Чтобы повысить уровень знаний, пришлось отменить переводные экзамены и сократить число выпускных экзаменов (напомним, что в 1940–1950 гг. переводные экзамены необходимо было сдавать после окончания каждого класса, начиная с 4-го) [1].

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановление "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе", согласно которому вводились:

1. Обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости - оканчивающими среднюю школу;

2. Награждение золотой и серебряной медалью учеников-отличников, оканчивающих среднюю школу.

Это постановление повышало ответственность учащихся за качество знаний.

Мы провели опрос среди выпускников советской и современной школы (табл 1.).

Отношение двух поколений к системе образования разных лет

Вы сдавали экзамен в школе:

В какой форме вы сдавали экзамен?

Удавалось ли вам списать на экзамене?

Считаете ли вы советское образование лучше, чем нынешнее?

Сколько экзаменаторов присутствовало на экзамене?

Удовлетворены ли вы качеством полученного образования?

Довольны ли вы уровнем полученных знаний?

Сколько ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ экзаменов вы сдавали?

После окончания школы смогли ли вы поступить в тот ВУЗ, в который хотели?


Для сотни тысяч российских выпускников начало лета ознаменовалось сдачей ЕГЭ. Пока одиннадцатиклассники готовятся к оставшимся экзаменам и с нетерпением ждут результатов, отдел науки вспоминает, какие требования предъявлялись советским старшеклассникам, какие изменения претерпело образование и на какие ухищрения пускались абитуриенты для зачисления в вуз.

1917–1924

С первых лет становления советской власти образованию уделялось самое пристальное внимание. Огромная часть населения, в первую очередь крестьянство, едва ли умела читать. Государственных школ и училищ было крайне мало, а обучение в частных гимназиях и лицеях было доступно лишь для очень небольшой прослойки населения.

Поэтому уже в октябре 1918 года был принят первый декрет о создании единой трудовой школы в РСФСР.

Этим положением были закреплены принципы новой советской системы бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая — пять лет обучения, вторая — четыре года. А в 1919 году появились первые рабочие факультеты (рабфаки) — специальные курсы для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к поступлению в высшую школу. Выпускники рабфаков зачислялись в вузы без экзаменов.

Вообще, введение инновационных методик в школе активно практиковалось в послереволюционные годы. Получили распространение идеи педологии, ставившей своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребенка. В школах шло энергичное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нем комплектации классов, организации школьного режима.

1924–1953

отказаться от экспериментов в начальной и средней школе, в частности от использования бригадно-лабораторного метода.

В 1931 году четырехклассное образование стало обязательным для всех, с 1937 года — пятиклассное, а с 1939 года обязательным был сделан и седьмой класс.

Конституция 1936 года провозглашала равенство прав всех граждан на получение высшего образования, что также было зафиксировано во всех правилах приема в вузы СССР. Необходимыми условиями для поступления в вуз объявлялись лишь наличие законченного среднего образования и успешная сдача вступительных экзаменов.

Однако вскоре обучение в старших классах и вузах сделалось платным. С 1940 года родители старшеклассников (восьмой-десятый классы) в Москве и Ленинграде должны были платить за обучение их ребенка 200 руб. в год, в других городах СССР — около 150 руб. в год. За обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 руб. в Москве и Ленинграде и 300 руб. — в других населенных пунктах СССР.

Установленная годовая плата примерно равнялась средней месячной зарплате советских трудящихся: 300–400 руб. в месяц.

Тем не менее введение даже такой небольшой платы ограничило возможности советских граждан продолжить образование после седьмого класса — например, оплачивать учебу не могли работавшие за трудодни колхозники. Также нельзя забывать, что семьи того времени были, как правило, многодетными: по пять-семь детей у крестьян и по три-четыре — у рабочих. И платить за обучение двух-трех детей было для них не под силу.

С началом войны приемные кампании проводились в условиях недостатка абитуриентов и имели свою специфику. Согласно правилам приема 1943 года, все абитуриенты вузов зачислялись без вступительных экзаменов (лишь при недостатке свободных мест проводились конкурсные приемные экзамены). Для более эффективного отбора студентов выпускники, окончившие средние школы с аттестатом отличника, а также окончившие средние школы в 1941–1943 года без троек, освобождались от вступительных экзаменов даже при наличии конкурса.

Но уже с 1944 года во всех вузах были вновь введены конкурсные экзамены. От экзаменов по-прежнему освобождались медалисты и абитуриенты, окончившие школу с отличными и хорошими оценками. С 1945 года участники войны, успешно сдавшие экзамены, зачислялись во все вузы вне конкурса.

1953–1964

Но при этом учащиеся 9–10-х классов должны были по два дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве.

Также в этот период сложился трехступенчатый порядок зачисления в вузы СССР, который, хотя и претерпел некоторые изменения, просуществовал до конца 1980-х годов. Установленные с 1956 года правила приема разделили всех абитуриентов на три категории. Первую категорию составили лица, зачислявшиеся без вступительных экзаменов. Например, в 1956 году к этой категории относились участники Великой Отечественной войны, медалисты и имеющие аттестаты об окончании средней школы с отличием. Вторую категорию составляли те, кто подлежал внеконкурсному зачислению при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки. Эта категория абитуриентов чаще других подвергалась изменениям. В 1956–1963 годах к ней относились лица, имеющие стаж производственной работы не менее двух лет, а также демобилизованные из Советской армии и Военно-морского флота.

В 1960–1964 годах к категории льготников также стали относиться молодые люди, командированные промышленными предприятиями, стройками, колхозами и совхозами. Наконец, к третьей категории принадлежало большинство абитуриентов, зачисление которых происходило на основе конкурсного отбора. Также при зачислении учитывался ряд факторов, свидетельствовавших о степени подготовки абитуриентов: оценки из аттестата по профилирующим предметам, наличие похвальных грамот, творческие заслуги в конкурсах, олимпиадах и так далее.

Не последняя роль при поступлении в вузы принадлежала партийным, комсомольским и другим общественным организациям.

С 1959 года обязательным требованием к абитуриентам явилось предоставление положительных характеристик и рекомендаций от партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, руководителей промышленных предприятий, правлений колхозов.

1964–1985

С приходом к власти Брежнева школьная реформа 1958 года вместе с внеконкурсным порядком зачисления абитуриентов со стажем работы были отменены. Вернулась прежняя система обучения, ограничившая профессиональную подготовку школьными уроками труда.

Конституцией 1977 года было гарантировано всеобщее полное среднее образование. В восьмых и десятых классах устанавливались обязательные выпускные экзамены, многие из которых сдавались устно, и школьникам необходимо было учить всю программу по предмету целиком. В восьмом классе обязательными были русский язык, геометрия и алгебра.

В десятом классе письменно сдавались математика и русский, остальные же предметы — литература, физика, химия, история, иностранный язык — экзаменаторы принимали устно.

Важной задачей высшей школы СССР на протяжении 1960–1970-х годов являлся поиск средств для отбора в вузы наиболее подготовленной молодежи. В разные периоды были проведены следующие эксперименты: учет результатов оценок по профильным дисциплинам (1966 год), учет средней арифметической оценки аттестата об окончании средней школы (1972 год), прием успешно окончивших выпускников по результатам сдачи двух вступительных экзаменов при условии, что общая оценка за два экзамена была не ниже девяти баллов (1977 год).

Все эти факторы способствовали тому, что высшее образование стало цениться буквально на вес золота. Из-за этого учебные заведения начали привлекать к себе махинаторов, стремившихся нажиться на этом деле.

1985–1991

В 1980-х годах активно обсуждались вопросы выявления и учета профессиональных склонностей абитуриентов. В 1980-е годы для этой цели был использован ряд инструментов: зачисление на педагогические специальности по рекомендациям педагогических советов школ, введение профориентационного собеседования, по которому абитуриенты получали дополнительные баллы.

Однако уже в 1988–1990 годы правила приема претерпели существенные изменения. Характерной чертой являлись их упрощение и демократизация.

В течение трех лет были ликвидированы почти все категории абитуриентов, пользовавшиеся льготами при поступлении в вузы, значительно увеличена роль конкурсного отбора при формировании студенческого контингента.

В 1988 году девять классов средней школы стали обязательным минимумом для всех советских граждан. Среднее одиннадцатилетнее образование объявлялось необязательным, но общедоступным, позволявшее отсеивать к старшей школе безнадежных двоечников.

В начале 1990-х годов, уже после распада СССР, были проведены образовательные реформы, началась массовая дифференциация школ на гимназии, лицеи, на школы с углубленным изучением отдельных предметов. Происходило разделение и внутри школ: создавались медицинские, математические и другие классы. Школьное обучение начало приобретать свой современный вид.

Недавнее выступление председателя Следственного комитета РФ Бастрыкина А. И. по поводу ЕГЭ привлекло живое внимание к теме экзаменов. И не удивительно. Тема то актуальная для многих. И вряд ли на ближайшие десятилетия перестанет таковой быть. А ещё любимая тема для дискуссий — советская система образования.

Так как же сдавали экзамены в советской школе? Сразу появляется необходимость внести уточнения, в качестве образца советской школы общеобразовательное учреждение какого исторического периода стоит рассмотреть. Самая близкая и автору, и, наверное, значительной доли читателей, получивших среднее образование ещё в Советском Союзе, это школа рубежа 1970-х — 1980-х годов. Никаких ЕГЭ тогда, само собой, не сдавали. Правда вместо двух обязательных и двух на выбор единых государственных экзамена, результаты которых действительны и для получения аттестата о среднем общем образовании, и для участия в конкурсе на поступление в ВУЗ, в 10-м выпускном классе сдавали в общей сложности 6 экзаменов: сочинение по русскому языку и литературе, письменная математика (алгебра и геометрия), устные: иностранный язык, химия, физика, история. Плюс — сдавали экзамены в своей школе своим же учителям; минус — толку от них в плане продолжения учёбы было не много, и средний балл аттестата был слабым подспорьем. Серьёзная помощь могла быть только от медали золотой, ну или хотя бы серебряной. Но это был закат и СССР, и советской школы.

Что было раньше

И вся система советского образования , и школьные экзамены, само собой, претерпели за свою недолгую историю целый ряд метаморфоз. Единая трудовая школа 1920-х годов пыталась обойтись вообще без экзаменов как формы разобщения учеников на отличников и отстающих. Позаимствовав многое от американских школ, советские общеобразовательные учреждения вместо традиционного устного и письменного экзаменов проводили зачётные испытания в виде защиты коллективных проектов на темы, далекие от привычного взгляда на школьные предметы и прагматичные до предела. А ещё проходили всевозможные тесты, тоже не похожие на тестирование по общепринятым учебным предметам.

В 1930-е разворачивается школьная реформа, возвращающая классно-урочную систему, школьную форму, учебники, деление на начальную, неполную среднюю (семилетка) и полную среднюю (десятилетка) школы. По итогам этих уровней образования предусматриваются испытания, проводящиеся в рамках традициционных учебных предметов. Хотя это ещё и не вполне экзамен.

В 1943 - 1944 годах следующая реформа общеобразовательной школы. В ходе её постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе" были установлены уже как обязазательные выпускные экзамены для начальной и семилетней школы, а для средней школы — экзамены на аттестат зрелости. Сдача выпускных экзаменов предполагалась уже с 1944/45 учебного года. К этому времени была возвращена пятибальная система оценок. Кроме того указанное постановление предусматривало:

Для награждения учащихся средней, показавших при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющих отличное поведение, установить зооотую и серебряную медали.

Золотой медалью награждать лиц, имеющих отличное поведение, оценку "5" по всем предметам учебного плана средней школы.

Серебряной медалью награждать лиц, имеющих отличное поведение, оценку "5" пр всем предметам, отнесенным к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку "4" не более чем по трем из остальных предметов.

Важным стимулом было то, что золотая медаль помогала поступить почти в любой ВУЗ без сдачи экзаменов, а серебряная существенно облегчала участие в конкурсе на вакантное место первокурсника. В октябре 1944 народный комиссар просвещения РСФСР Потемкин В. утвердил Инструкцию о проведении экзаменов на аттестат зрелости и выпускных экзаменов за курс начальной и семилетней школы. Всего, согласно Инструкции, выпускникам средней школы предстояло сдавать 7 экзаменов: русский язык, литература, математика, физика, химия, история и иностранный язык. А в 1950 году эта система стала ещё более насыщенной после вступления в силу "Положения о переводных и выпускных экзаменах в начальной, семилетней и средней школах и экзаменах на аттестат зрелости", утверждённого Советом Министров СССР 21 февраля 1950 года. По этому положению начиная с 4 класса должны были проводиться переводные экзамены,которых с каждым годом становилось больше. После окончания начальной школы предстояло 4 экзамена, а на аттестат зрелости уже 9. Причём, интересный факт. В методических указаниях по организации и проведению экзаменов настоятельно рекомендовалось привлекать учителей в приёмную комиссию из школ, враждующих со школой, чьи ученики держат экзамен. Подготовка к престоящим экзаменам начиналась с октября текущего учебного года. Отношение экзаменаторов было предельно строгим и даже в выпускных 10-х классах находились те, кого осталяли на второй.

Хрущёвская реформа системы образования второй половины 1950-х значительно ослабила экзаменационный пресс, акценты стали перемещаться в сторону пооизводственного обучения в ущерб теоретическим знаниям. А в середине 1960-х постарались вернуться к "школе учёбы". Правда, такого обилия переводных уже не было. А к началу 1980-х из выпускных экзаменов за 10-й класс убрали устные экзамены по русскому языку и по математике.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.

До 1917 года

Порядок проведения испытаний определяли специальные правила. В них утверждался процесс выбора тем и заданий, порядок проведения экзаменов и вообще все подробности испытаний зрелости. Темы и задания для испытаний в гимназиях утверждались управлением учебного округа. Экзамены по главным предметам — русскому языку, латыни и математике — сдавались письменно и устно. Все остальные предметы — только устно.

Полученный после успешной сдачи испытаний аттестат (или свидетельство) зрелости требовалось представить при зачислении в высшее учебное заведение. Он признавался, помимо Российской империи, европейскими учебными заведениями.

Такая экзаменационная система существовала до 1917 года.

В Советском Союзе


Учащиеся Сухаревской средней школы пишут диктант. Московская область, пос. Сухарево, 1942 г. Фото: С.Васин/Главархив Москвы

Экзамены сдавали при переходе из начальной школы в семилетку, затем при переходе в десятилетку и последние — при выпуске из школы. Причем экзамены могли проходить и весной, и осенью. Те ученики, которым экзаменационное испытание назначили на осень, должны были готовиться к нему летом во внеучебное время. Для этого районные отделы народного образования создавали специальные репетиторские группы для совместной подготовки, а для детей, решивших заниматься индивидуально, устраивались консультации. Ответственность за подготовку к экзаменам возлагалась на родителей.

В декабре 1941 года, по данным городской статистики, в Москве оставалось более 370 000 детей в возрасте до 12 лет и не менее 100 000 в возрасте от 12 до 16 лет. В 1942 году Моссовет озаботился судьбой школьников выпускных классов, оставшихся в городе. Школы были закрыты, и ученики имели все шансы не завершить образование вовремя. Чтобы этого не произошло, в городе организовали 42 консультационных пункта для учащихся седьмых и десятых классов. Около 10 000 школьников подготовились к экзаменам с преподавателями или получили задания для самостоятельной подготовки. Все пункты укомплектовывались опытным преподавательским составом и хорошими библиотеками. Большая часть выпускников сдали экзамены успешно. Осенью 1942 года средние школы возобновили работу и приняли около 200 000 учеников.


Юные активисты расклеивают плакаты перед входом в бомбоубежище. Июль 1941 г. Фото: А.Устинова/Главархив Москвы


Выпускники — медалисты московских школ на Красной площади. Москва, 1954 г. Фото: В.Соболев/Главархив Москвы

В 1950 году Министерство просвещения СССР утвердило новые правила для переводных и выпускных экзаменов: с четвертого по десятый класс их стали сдавать по всем предметам ежегодно. В 1954 году количество экзаменов сократили: четвертые и пятые классы сдавали только русский язык и арифметику, в шестых к этой паре добавлялась ботаника за два года, в седьмом классе русский язык приходилось сдавать и письменно, и устно, арифметика менялась на алгебру и добавлялся экзамен по географии. Самая большая экзаменационная нагрузка была у девятых и десятых классов: пять и семь экзаменов соответственно.





К 1980-м годам устные экзамены по русскому и математике отменили. К 90-м школы постепенно перешли на 11-летнее обучение, а в начальной школе снова стали учить четыре года.

В 90-е годы система образования переживала кризис: единые образовательные стандарты, существовавшие в советское время, были ликвидированы. В то же время появился простор для экспериментов. Например, выпускникам дали возможность сдавать экзамены по выбору. Основные экзамены сдавались в 9-м и 11-м классах. Экзамены по русскому языку и математике были обязательны для всех, для учащихся гуманитарных классов также обязательным был экзамен по истории, для математических классов — по физике. Другие предметы можно было сдавать по выбору. У гуманитариев в нулевых добавилось обществознание, практически отмененное в 90-е годы. Экзамены по иностранным языкам были обязательны или по выбору в зависимости от школы.

В нулевых в системе школьного образования вновь появились единые стандарты. В их число вошла и обязательная сдача Единого госэкзамена.

Единый госэкзамен

С 2009 года для того, чтобы получить документ о полном среднем образовании и возможность поступить в вуз, школьники сдают ЕГЭ. Он включает в себя обязательные предметы — русский и математику — и предметы по выбору, которые необходимы для поступления в конкретное высшее учебное заведение или на конкретное направление.

Читайте также: