Обязанности детей в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.

Право на получение бесплатного среднего образования

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.

Право не посещать кружки и факультативы

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.

Добросовестно учиться

Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.

Следовать распорядку школы

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.

Беречь школьное имущество

Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы

Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.

Не приносить в школу опасные предметы

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Какие права и обязанности у ребёнка в школе

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Тема: Наши права и обязанности.

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся.

Задачи: 1) Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребен

детей; обобщить знания обучающихся о таких понятиях как «пра

вовые знания в повседневной жизни.

2) Коррекция распределения внимания путём расшифровки слов;

долговременной памяти на основе упражнений в воспроизведе

нии содержания сказок.

3) Воспитывать уважительное отношение к правам других людей;

способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация.

Ход классного часа.

I . Организационный момент.

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
2. Рапорт дежурного.

II . Введение в тему классного часа.

- Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем классном часе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Посмотрите сценку и попробуйте догадаться, о чём будем говорить на классном часе.

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Артем: Давайте поиграем в войну!

Антон: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, полицейским. А ты, Максим, будешь бандитом.

Максим: А я не хочу.

Артем: Чего не хочешь?

Максим: Играть в войну.

Антон: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Максим: Я не хочу.

Артем: Захочешь.

Максим: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

- Давайте поговорим. Как поступил Артем и Антон? Почему они не правы? Прав ли Максим? (Заслушиваем различные точки зрения.)

- Может, кто-то догадался о чём сегодня будем говорить?

- Как называется тема нашего классного часа, вы узнаете, когда расшифруете слова.

шани вапар и занобятинос (Слайд 1)

Наши права и обязанности. (щелчок)

- Сегодня на классном часе мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

IV . Словарная работа.

- Что такое право? (Слайд 2)

Право – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство, а также наука, изучающая эти нормы.

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

- А кого можно считать ребёнком? (Слайд 3)

- Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (З аслушиваются ответы детей. ) (Слайд 4)

- Что такое конвенция?

Конвенция – международный договор , соглашение по какому-нибудь определенному вопросу . (Слайд 5)

Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

(Слайд 7) 20 ноября - Всемирный день прав детей

(Слайд 8) Здание ООН в г.Нью-Йорке и эмблема ООН

VI . Знакомство с правами.

Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

- Какие же права есть у всех детей мира?

1. Право на жизнь.

- Найди такое благо, без которого может обойтись человек. (Слайд 9)

-А что самое важное среди остальных благ?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все дети на планете - это право на жизнь. (Слайд 10)

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям.

2. Право на имя при рождении.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

- На что ещё имеет право ребёнок?

- Каждый ребёнок имеет право на имя. (Слайд 11)

- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Где это записано?

- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. (Слайд 12)

- А что там еще записано, кто знает?

Ещё в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права.

3. Право на отдых.

- Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, на что ещё имеют право дети? (Слайд 13)

- А для чего человеку отдых?

-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? (Выходные.)

-Как называется ежегодный отдых родителей? (Отпуск.)

-Как называется перерыв между уроками в школе? (Перемена.)

-Как называется продолжительный отдых обучающихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? (Каникулы.)

Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до12 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причём это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все дети на планете - это право на отдых.

4. Право на заботу и воспитанию родителями.

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти.

-Дети имеют право на заботу и воспитание родителями. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. (Слайд 14)

5. Право на медицинскую помощь. (Слайд 15)

6. Право на образование. (Слайд 16)

7. Право на жильё и неприкосновенность жилища. (Слайд 17)

8. Право на свободное перемещение. (Слайд 18)

9. Право свободно выражать свои взгляды. (Слайд 19)

Каждый ребёнок имеет … (Слайд 20)

V . Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

VI . Знакомство с обязанностями.

Кроме прав у людей есть ещё и обязанности.

- Что такое обязанность?

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязатель-

ных для выполнения. ( Слайд 21)

- Какие обязанности есть у вас, у детей?

Обязанности обучающихся (Слайд 22)

соблюдать Устав школы;

иметь аккуратный вид;

бережно относиться к имуществу школы;

соблюдать правила поведения обучающихся;

уважать права других, терпимо относиться к критическим замечаниям, уметь признавать и исправлять свои ошибки;

запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

соблюдать Правила техники безопасности

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбу

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за

прещено насилие над детьми!

- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь

дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать

- Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

(- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.)

- А чего они совершенно не знают? (Они не знают, что обязаны уважать права других людей.)

- Как же примирить свои права с правами других людей? (Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей.)

- Давайте выведем простые правила взаимообщения: (Слайд 23)

Нужно знать … свои права.

Нужно уважать … права других людей.

Нельзя забывать об … обязанностях.

VIII . Подведение итога.

1. Решение тестовых заданий (Слайды 24-28)

- О чём сегодня говорили на классном часе? ( О правах и обязанностях.)

- Что такое права? (Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.)

- Что такое обязанности? ( Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.)

- Чем отличаются права и обязанности? (Права должны знать, а обязанности должны выполнять.)

-Можно ли нарушать чужие права?

- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других.
Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех.
Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Ученица. Права ребёнка надо знать,

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Оборудование:

- экран или интерактивная доска,

Ход классного часа

1. Организационный момент.

3. Беседа-диспут о правах ребенка.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. (СЛАЙД 4)

Ребята, а как вы думаете, для чего же нужны законы? (ответы детей )

Ребята, а как вы думаете, что же такое законы? (ответы детей )

Но еще раньше 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций была принята и подписана 193 странами Конвенция о правах ребенка . (СЛАЙД 8) Такое большое количество согласных с данной конвенцией стран указывает на то, как важно соблюдать и защищать права ребенка.

Что же значит слово конвенция? Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Ребята, давайте подумаем с вами, какие же права есть у всех детей мира? (ответы детей )

Давайте начнем с самого главного права каждого ребенка - право на жизнь (СЛАЙД 9) . К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении. (СЛАЙД 10) Каждый ребенок, рождаясь на свет, приобретает право на имя. У каждого из нас есть свое имя, фамилия, отчество, которые подтверждаются документами – при рождении ребенку выдается самый первый документ – свидетельство о рождении, при достижении возраста 14 лет – ребенок получает паспорт.

Также все дети имеют право на медицинскую помощь и образование. (СЛАЙД 11) В нашем государстве всем детям предоставлено право на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования.

Конвенцией о правах ребенка также определены права детей:

- на отдых и досуг. (СЛАЙД 12)

- право иметь имущество (СЛАЙД 13)

- право свободно выражать свои взгляды (СЛАЙД 14)

- право на свободное перемещение (СЛАЙД 15)

- право на заботу и воспитание родителями (СЛАЙД 16)

- право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям) (СЛАЙД 17)

- право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки (СЛАЙД 18)

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, а как вы понимаете, что такое обязанности? (ответы детей )

Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения (СЛАЙД 19)

Очень важно знать и соблюдать не только свои права, но и обязанности. Какие же обязанности есть у ребенка? (СЛАЙД 20)

- во-первых, каждый ребенок должен соблюдать законы страны, в которой он проживает;

-во-вторых, уважать права других людей и не нарушать их;

- в третьих, соблюдать правила и нормы поведения;

- в четвертых, охранять природу;

- в пятых, получить образование.

Обучаясь в школе каждый ребенок также обязан соблюдать ряд обязанностей (СЛАЙД 21-22):

- выполнять правила того учебного заведения, в котором он обучается,

- бережно относится к имуществу школы,

- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,

- выполнять требования работников школы по соблюдению правил поведения в школе.

Учащимся запрещается: (СЛАЙД 23)

- говорить плохие слова;

- играть на уроке;

- портить школьное имущество, имущество педагогов, других учеников.

Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Из предложенного перечня (СЛАЙД 24) в ыберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся:

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

3. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

4. Уважение человеческого достоинства. (Право)

5. Добросовестно учиться. (Обязанность)

6. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

7. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)

8. Иметь имущество. (Право)

9. Носить школьную форму. (Обязанность)

10. Посещать мероприятия в школе. (Право)

11. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

12. Воспитываться в семье (Право)

13. Беречь природу (Обязанность)

5. Подведение итогов

Итак, ребята. О чем вы сегодня узнали? (ответы детей )

Правильно, о ваших правах и обязанностях.

Какие права есть у каждого гражданина? (ответы детей )

А какие обязанности? (ответы детей )

Молодцы! Но главное, помните, что защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. (СЛАЙД 25)

Какую школу выбрать для особенного ребенка - обычную или коррекционную? Как понять, готов ли дошкольник учиться в обычном классе? Что такое аудиоскриннинг? Всех ли слабослышащих детей можно научить говорить? Об этом "РГ" рассказывает доктор педагогических наук, исполняющая обязанности директора Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева.

Татьяна Соловьева: С помощью таких книг обучают грамоте детей с нарушением слуха. Фото: Ирина Ивойлова

Татьяна Соловьева: С помощью таких книг обучают грамоте детей с нарушением слуха. Фото: Ирина Ивойлова

Татьяна Александровна, идет запись в школу. В электронной анкете диагнозы детей указывать не обязательно. Как родителям понять, какая школа для особенного ребенка будет лучше - обычная или коррекционная?

Татьяна Соловьева: Давайте сразу уточним, термины "коррекционная школа", "виды коррекционных школ" (их было восемь) больше не используются в документах. Есть общеобразовательные школы. В некоторых из них созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, работают учителя-дефектологи, есть адаптированные образовательные программы. Чаще всего это школы-интернаты, перечисленный в особом перечне. Их 1664. Выбирая массовую общеобразовательную школу для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют право получить у директора полную информацию об условиях обучения. Право выбора остается за родителями. Какой вариант лучше? Поможет понять психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без заключения ПМПК ребенка не примут в специальную школу, а в массовой - не обеспечат необходимый объем специальных условий, включая занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом.

А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?

Фото: Виктор Васенин

Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.

Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: "В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?". Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: "Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?"

Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?

Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:

Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?

Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: "А я вот где был! А у меня машинка!", тянет маму за рукав: "Не хочу. Давай пойдем домой!". У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.

Очень важный показатель - качество и темп выполнения задания за определенный промежуток времени. Если требуется значительная помощь со стороны, нужно контролировать каждый шаг, иначе ребенок бросает начатое, возникает риск формальной инклюзии, когда особый ученик помещается в слишком сложную для него среду обучения.

Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?

Фото: МЧС РФ по Ульяновской области / ТАСС

Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание. Ребенок "сигнализирует" взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, "уходят" на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.

В России примерно 14 миллионов слабослышащих. Детей с нарушениями слуха - около миллиона. Учителя обычных школ знают, как их учить?

Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.

Фото: Сергей Куксин

Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.

Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?

Татьяна Соловьева: Слуховой аппарат не работает как очки. Современные устройства - цифровые, настраиваются специалистами, позволяют различать окружающие звуки, речевые и неречевые, в разных условиях. Важно помнить, что при нарушенном слухе возникают неприятные болезненные ощущения в ухе при восприятии громких звуков. Это значит, что при общении со слабослышащим или глухим ребенком не стоит кричать, лучше говорить голосом нормальной громкости. Дело не столько в громкости, сколько в высоте звуков. В большинстве случаев люди с нарушением слуха способны воспринимать низкие звучания, шумы, такие как стук, гудок и другие.

Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?

Фото: Татьяна Ткачева

Татьяна Соловьева: При организации командных соревнований должны учитываться интересы всех участников команды. В этом случае, думаю, были допущены нарушения. Если соревнуются пары, где условия сопоставимы, например, в обеих парах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, такие состязания возможны, но оцениваться должны особым образом. Организаторам олимпиад нельзя об этом забывать. С другой стороны, включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады - очень важное начинание.

По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!

Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.

Читайте также: