Обследование детей с зпр логопедом в школе
Обновлено: 05.07.2024
Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении.
Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.
От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям.
1. Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.
2. Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито.
3. Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.
У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно- педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.
Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого- педагогическом аспекте. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане. При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание.
Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР (Т.В. Егорова).
Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы.
Также к одной из ступеней диагностики можно отнести значительно низкий уровень игровой деятельности (в отличие от сверстников). Им не под силу сюжетно-ролевые игры, они не способны выбрать тему без вмешательства взрослых, в сюжетно-ролевой игре они не могут распределить роли. Возникают трудности и с соответствием плану игры (сценарию).
Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением.
Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей старшей группы с задержкой психического развития.
Методика № 2. Выявление уровня развития глагольного словаря.
Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка).
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).
Методика № 3. Выявление уровня развития словаря признаков.
Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.
Методика № 2. Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа во мн.число И.п. и Р.п.
Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.
4.Звукопроизношение.
Методика № 1. Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.
Методика № 2. Выявление умения произносить звуки русского языка в словах.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено.
Методика № 3. Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.
5. Связная речь.
Методика № 1. Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений.
Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.
Методика № 2. Выявление умения составлять рассказ – описание предмета.
Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка).
Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.
Методика № 3. Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.
Методика № 4. Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.
Методика № 5. Выявление умения составлять рассказ из личного опыта.
Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
8 – 10 баллов – высокий уровень.
3 – 7 баллов – средний уровень.
0 – 2 балла – низкий уровень.
Знание букв (знает все, некоторые, не знает) , техника чтения: темп (нормальный, медленно, быстро), уровень овладения (по буквам, по слогам, словами), ошибки при чтении __________________________________________________________________________
20. Понимание прочитанного ______________________________________________________
Логопедическое заключение: ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты логопедической коррекционной работы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данное сопровождение составлено на основе адаптированной образовательной программе МОУ Бурмакинской СОШ№2. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Логопедическое сопровождение разработано на основе научно- методических пособий, программ:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
Цель : организация коррекционно-развивающей работы с воспитанником с ЗПР, имеющей нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности. Устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи.
Развивать артикуляционную моторику.
Корректировать нарушенные звуки, автоматизировать и дифференцировать их.
Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.
Развивать пространственно-временные представления.
Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности .
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Особенности сопровождения детей с ЗПР
Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• формирование пространственных представлений;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
• формирование морфологической и синтаксической системы языка;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
• формирование анализа структуры предложений;
• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Алгоритм логопедического сопровождения ребенка с ЗПР
Обследование ребенка, анализ результатов, заполнение речевой карты.
Работа с воспитателями.
Знакомства воспитателей с результатами обследования.
3.Работа с родителями.
3.1 Индивидуальные беседы, консультации.
Знакомство родителей с результатами обследования.
4.Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.
5. Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.
Содержание работы
1 этап: Подготовительный.
Цель работы: Формирование артикуляционной базы речи.
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие с, з, сь, зь
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.
3. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.
4. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
1. Оценка результативности коррекционной работы.
2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала
Ожидаемые результаты
В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться, правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи, уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.
Учебно-методические средства обучения:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.М.,2011
2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт ( часть 1 стр 5-14) о работе логопункта общеобразовательного учреждения..М.-2014
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.М., 2011
4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.
6.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.
7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
Перспективный план работы с ребенком с ЗПР, имеющим нарушение звукопроизношения
Темы занятий
Цели занятий
Кол-во занятий
Оборудование
упражнения (артикуляционная гимнастика)
Развитие фонематического слуха .
Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.
Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;
Развитие мелкой моторики рук;
Развивать фонематический слух;
Формировать правильную воздушную струю;
Отработка опорных звуков.
Добиваться правильного произношения отдельных звуков.
1способ –по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)
2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать фонематический слух, память, мышление.
Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок.
Автоматизация звука в словах.
Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.
Картинки игры на разв. мелкой моторики и др.
а) автоматизация в прямых слогах
Добиваться правильного произношения в прямых слогах
Зеркало, таблица слогов
б) автоматизация в обратных слогах.
Добиваться правильного произношения в обратных слогах.
Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.
в) автоматизация в слогах со стечением согласных
Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.
Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука
г) автоматизация в словах ( в начале слова)
Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)
Зеркало, таблица слогов, серия картинок, игры .
д) автоматизация в середине слова
Отработать правильное произношение в середине слова.
Зеркало, серия картинок , игры .
е) автоматизация звука в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях)
Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.
ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове
Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.
4. Автоматизация звука в предложениях.
Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :
Развивать мелкую моторику рук.
Пополнять словарный запас.
Развивать речь ребенка.
Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.
а) автоматизация во фразовой речи
Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.
б) автоматизация звука в простом предложении
Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.
Зеркало, серия картинок, игры.
в) автоматизация звука в простом распространенном предложении
Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас.
Зеркало, серия картинок, игры
г) автоматизация в сложном предложении
Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами ( а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.
Зеркало, серия картинок, игры
5. Автоматизиция звука :
Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.
6. Автоматизация в коротких рассказах.
Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.
серия картинок, игры.
7.Автоматизация в рассказах.
Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.
Читайте также: