Обследование детей с зпр логопедом в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития. Словарь предметов.

А. Выявление уровня активного словаря (повседневная лексика)

Картинки с изображением куклы, мишки, мяч, машинки, матрёшки, пирамидки, тарелки, блюдца, кастрюли, чашки, чайника.

Б. Выявление уровня пассивного словаря (редкоупотребляемая лексика)

Картинки 5-6 лет: ноги

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Словарь предметов.

5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Глагольный словарь.

5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более -4х лексем;

4 балла – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов – 3лексемы;

3 балла – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов, 2 лексемы самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;

2 балла – требуется повторение, расширение инструкций; из предложенных слов придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Подбор определений.

5 баллов – самостоятельно придумано по каждому из предложенных слов более 3-х определений;

4 балла – самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение самостоятельно, а по 2 определения с помощью;

3 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;

2 балла – к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;

1 балл – неадекватные ответы, замены ,помощь не использует.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Понимание отдельных предложений и содержание знакомой сказки

Выявление уровня понимания содержания предложения, знакомых сказок.

покажи где мальчик поздравляет девочку. А где девочка поздравляет мальчика.

Если ребенку сказка не знакома, ему рассказывают ее с опорой на картинку и только после этого задают вопросы или показать картинки.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Понимание отдельных предложений и содержание знакомой сказки

5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ;

4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняются с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;

1 балл – не отвечает на вопросы помощь не использует.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение лексического развития.

Уровень обобщений

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно;

4 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

3 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;

2 балла – все задания выполняются с контекстной подсказкой, требуется повторение инструкции;

1 балл – не отвечает на вопросы, помощь не использует.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Проверка правильного употребления существительных множественного числа

Проверка предложно-падежных форм существительных

Коробка, любая игрушка, цветок, бабочка.

Где стоит коробка? на столе

Где лежит игрушка? В коробке

Куда я поставила коробку? под стол

Над чем порхает бабочка? Над цветами

Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными

Проверка навыков словообразования

Образование названий детенышей животных.

Образование существительных в уменьшительно ласкательной форме.

Употребление имен существительных в косвенных падежах

Что есть у мальчика? (мяч)

Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик дает мяч? (девочке)

Что ты видишь на картинке? (машину)

Чем рисует девочка? (карандашом)

О ком думает кошка? (о мышке)

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение грамматического строя языка.

5 баллов – по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ;

4 балла – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;

2 балла – большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;

1 балл – невыполнение, помощь не использует.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Выявить умение отражённо воспроизводить слоги с оппозиционными звуками

Выявить умение Дифференцировать

Оппозиционные звуки, не смешиваемых в произношении

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Обследование фонематического слуха .

5 баллов – все задания точно воспроизводятся;

4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая воспроизводится точно;

3 балла – задания выполняются в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары - точно;

2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;

1 балл – невыполнение.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов

5 баллов – все слова точно воспроизводятся;

4 балла – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки;

3 балла – слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;

2 балла – большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала;

1 балл – отказ от выполнения, неадекватные ответы.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Исследование связной речи

Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания.

Пересказ текста

Чтение рассказа. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Пересказ текста ребёнком (текст пересказа логопед записывает в карту )

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Вопросы по тексту

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Исследование связной речи

5 баллов – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста;

4 балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания; грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается;

3 балла – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется неполностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечаются аграмматизмы;

2 балла – пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, в основном, существительные и глаголы, отмечаются ошибочные употребления слов, сужение или расширение значения слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечаются аграмматизмы (нарушение порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными), соскальзывание на побочные темы;

1 балл – неадекватные ответы, отказ от деятельности.

Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Исследование звукопроизносительной стороны речи

Выявление умения произносить согласные (если есть необходимость, то и гласные) звуки изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи.

Повтори слоги, назови предметы, повтори предложения. Звуки свистящие, шипящие, сонорные.

Побуждающие вопросы, повторение инструкции

5 баллов – все звуки произносит правильно;

4 балла – один-два звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

3 балла – нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;

2 балла – нарушено произношение двух-трех групп звуков, но не более 10;

Елена Мак


Елена Мак

😊

Спасибо большое! как раз искала диагностику детей с ЗПР

Практикующий логопед

😊

Елена, всегда пожалуйста

Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей старшей группы с задержкой психического развития.

Методика № 2. Выявление уровня развития глагольного словаря.
Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка).
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).

Методика № 3. Выявление уровня развития словаря признаков.
Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.

Методика № 2. Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа во мн.число И.п. и Р.п.
Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.

4.Звукопроизношение.
Методика № 1. Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.

Методика № 2. Выявление умения произносить звуки русского языка в словах.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено.

Методика № 3. Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.

Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.

5. Связная речь.
Методика № 1. Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений.
Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.

Методика № 2. Выявление умения составлять рассказ – описание предмета.
Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка).
Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.

Методика № 3. Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.

Методика № 4. Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.

Методика № 5. Выявление умения составлять рассказ из личного опыта.
Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.

Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
8 – 10 баллов – высокий уровень.
3 – 7 баллов – средний уровень.
0 – 2 балла – низкий уровень.

В настоящее время в специальных детских садах для обследования речи детей с задержкой психического развития применяется набор методик, разработанных для изучения детей с общим недоразвитием речи. В практике большое распространение получило проведение логопедического обследования детей с ЗПР по указанным методикам в упрощенной вопросно-ответной форме, без учета особенностей этих детей (специфики их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, несформированности регулирующей функции речи).

В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребенка. Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей. Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития, определения прогноза, реальных потребностей ребенка, не могут быть использованы для изучения динамики, планирования и организации коррекционно-образовательной работы.

Читайте также: