Опера боярыня морозова краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Комментарий одного из зрителей: "Прослушиваю несколько раз, и каждый раз глаза мои увлаж.

William Joseph - Stellas Theme

-Ссылки

-Метки

-Рубрики

  • Uncle_Sasha (36)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (43)
  • документальные и художественные фильмы (22)
  • Живопись, изобразительное искусство (188)
  • Играют и поют дети (82)
  • Интересно (305)
  • История (49)
  • Композиторы (1949)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2026)
  • Музыка народов мира (18)
  • Музыканты (608)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (63)
  • Память (49)
  • Певцы (84)
  • Передачи, программы (73)
  • Пианисты (59)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (158)
  • Понемногу обо всём . (70)
  • Поэзия (233)
  • Просто хорошая музыка (316)
  • Религия (14)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (155)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (11)
  • художники (36)
  • Юбилеи (47)

-Приложения

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Родион Щедрин.
"Боярыня Морозова"
Русская хоровая опера в двух частях - 2006г.
Либретто композитора


Действующие лица и исполнители:

Боярыня Морозова - Лариса Костюк
Княгиня Урусова - Вероника Джиоева
Протопоп Аввакум - Эдвин Гудвин
Царь Алексей Михайлович - Михаил Давыдов
Камерный хор Московской консерватории
дирижер - Борис Тевлин

Сюжет оперы выстроен вокруг четырех главных действующих лиц: царя Алексея Михайловича (бас-баритон Михаил Давыдов), боярыни Морозовой (меццо-сопрано Лариса Костюк), ее сестры княгини Урусовой (сопрано Вероника Джиоева) и протопопа Аввакума (в исполнении австралийского тенора Эндрю Гудвина). Картины оперы показывают суд над боярыней, ее заточение вместе с сестрой, плачи протопопа Аввакума, смерть княгини Урусовой, страдания и смерть Морозовой.

Боярыня Морозова, известная многим лишь по хрестоматийной картине Сурикова, в опере Щедрина предстает не только воительницей, но и страдающей женщиной и матерью. Как говорит композитор, подобные страдания ради высшей правды свойственны и понятны только русским.

– Верую по древнему преданию святых. Двемя персты…
– Возьмите их! Цепи возложить! Возьмите их.

Две сестры (боярыня Морозова и княгиня Урусова)

О сестра моя, не остави…
Вместе постраждем за старую веру именем Христове…
Постраждем за истину, аще смерть примем.
В кой вере родились, в той хотим умереть…

Угрозы

– Зриши ли огонь и орудия мучительны, на те уготованная.
– Что ми огнем грозиши? Огня обычного не боюся, елико трепещу вечного пламени.
Феодосия, царская кравчая, да сестра ей княгиня Урусова, оставьте распрю, креститесь тремя персты.

Аввакум (Lamento I)

О, бедная боярыня с сестрой мучится…
Мати моя, молись крепко Господа ради…

Убийство сына Морозовой
Боярыня великая Морозова, царского ты рода…
Кравчая царская…
У тебя чадо есть. Сын.
Отрекись.

Люблю сына моего, яко единороден ми он есть, но не отступлю от веры.
Сына моего мертва узрю, но не отступлю от веры.

О, мати, мати моя, не остави…

Нам, чадо, настало время подвига.

И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами, с ядами…
Тако в малых днях и гробу предаши, а царь о смерти Иванове порадовался.
Так свободнее без сына матерь умучить…

Плач Морозовой о сыне

Увы мне, где в коем месте умре сын мой…
Аз есмь вина твоей смерти, чадо!
Не узрю тебя, пресладкий мой свете.

Плачите со мною, все матери сынов своих…

Часть вторая
Пытки

О, исчадья ехиднины, вражьи души: на дыбу!
Сломаются ваши суставы, сдробятся руце, хребет, спина, растерзается плоть, и тело покроется язвами… Отрекитесь!

Нагих их по снегу мучить и бити немилостивна.
Отрекитесь!

Плач Аввакума (Lamento II)

Выпросил у Господа светлую Россию Сатана, да очервленит кровию мученической…
Свете мой, еще ль дышишь, али сожгли или удавили вас.

Заточение в темницу

Заточить их в земну темницу, навечно в темь, в град Боровск.
Уморить голодом в боровской яме, в темнице смрадной, во тьме несветимой, в задухе земной, в хладе, во вшах, в тесноте, в муках.
Никой милости.

Смерть княгини Урусовой

Ах, постраждем, сестро, вкупе о имени Христове…

О сестро, отпусти меня к Владыке моему…
Аз изнемогаю и мню я, что к смерти близко…

Иди, цвете, сестро, иди и предстани возжеланному Христу…

Повеление царя

Сдохла одна злая злодеяца…
Вот мое повеление:
Погребите тело в остроге за оградою…
А Морозовой ни есть, ни пити не давати!

Разговор со стражем и смерть Морозовой

– Умилосердися, рабе Христов, зело измогох от глада. Даждь ми калачика…
– Ни, госпоже, боюся…

– А ты дай мне хлебца, рабе Христов.
– Не смею.

– Сотвори добро, чадо, и любовь, рабе Христов, молю тебя, молю!
Аз женщина есмь, ступай на реченьку да измый мне рубаху мою.
– Не смею.

Неподобно ми в нечисте возлежиши в недрах матери своя земли…
Господи, прими мя…

Эпилог (Аввакум: Lamento III)

Успе блаженная Феодора с миром…
О православные, соберитесь, матери и девы, и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.

Упокой души их, Господи,
во веки веков. Аминь…

О спектакле

Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. (Майнц)

Премьера: 30 октября 2006 года, Большой зал Московской консерватории
Премьера в Мариинском театре: 22 июня 2014 года

Продолжительность концерта 1 час
Концерт идет без антракта

Заведующая отделом культуры Боровского района И. Башкирева, профессор Московской консерватории Е. Кривицкая, художественный руководитель фестиваля А. Соловьев

Заведующая отделом культуры Боровского района И. Башкирева, профессор Московской консерватории Е. Кривицкая, художественный руководитель фестиваля А. Соловьев

4 декабря состоялась премьера оперы на сцене боровского РДК. С вступительным словом выступили заведующая Отделом культуры Боровского района Ирина Башкирева , художественный руководитель фестиваля Александр Соловьев . Очень трогательное приветствие прозвучало от профессора Московской консерватории Евгении Кривицкой , выразившей суть оперы цитатой:

Опера рождается, когда градус эмоций настолько высок, что людям недостаточно слов, и они переходят на язык музыки, пения.

На премьере оперы присутствовал предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви Корнилий (Титов), митрополит Московский и всея Руси, посетивший в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы боровскую старообрядческую общину .

Успе блаженная Феодора с миром. О, православные, соберитесь матери и девы и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.

Многие покидали зал в молчании, кому-то наоборот было необходимо высказать вслух возникшие эмоции, мысли, чувства, переживания. Но даже на самых скептически настроенных слушателей опера произвела неизгладимое впечатление.


Дочь видного государственного деятеля Прокофия Федоровича Соковнина, рано овдовевшая супруга боярина Глеба Ивановича Морозова, Феодосия Прокофьевна была последовательной сторонницей старообрядчества, общалась с протопопом Аввакумом. Правда, тот упрекал вдовую боярыню, что она прилагает недостаточно усилий к смирению плотских желаний, но обвинить ее в отсутствии богоугодных дел было нельзя – получив в распоряжение состояние покойного мужа и его брата (формально унаследованное малолетним сыном), Морозова давала в своем доме приют юродивым, странникам и нищим, а главное – старообрядцам, преследуемым властями. Царь Алексей Михайлович пытался вынудить боярыню принять реформу Никона, оказывая на нее давление путем отнятия земельных владений. От более решительных действий царя удерживало заступничество жены, но после смерти царицы, когда Морозова отказалась присутствовать на свадьбе царя, терпению его пришел конец: по его приказу муж сестры Морозовой потребовал, чтобы она приняла новую веру, и решительный отказ боярыни определил ее печальную судьбу

Боярыня и ее сестра Евдокия Урусова были закованы в кандалы и подвергнуты допросу, их братья были сосланы. Через три года, в течение которых сестер содержали то в одном монастыре, то в другом, сестры были подвергнуты пыткам, но остались непоколебимы. Костер для их сожжения уже был подготовлен, но благодаря заступничеству многих бояр казнь была заменена ссылкой в Боровск, где несчастных содержали в земляной тюрьме в тяжелейших условиях. Обе женщины примерно через год умерли от истощения.

В этой печальной истории Щедрина привлек сильный женский характер – по мнению композитора, женские характеры в целом интереснее мужских. Интересной казалась ему и резкая перемена в судьбе – богатая, высокопоставленная женщина, оказалась в Боровском остроге. Кроме того, в произведении затрагивается одна из самых трагических тем русской истории – судьба старообрядцев (эта тема кажется настолько острой, что ни один русский оперный композитор, за исключением

Читайте также: