Общины земледельцев краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Первобытно - общинный строй (или как его еще называют - коммуналистический) самый первый в истории человеческой эволюции соцально-экономический уклад. Он охватывает все эпоху, начиная от возникновения первых людей и формированием ими общества, вплоть до его первых предпосылок к классовому делению. Под первобытными эпохами этнографы подразумевают палеолит (ранеепервобытное общество), мезолит, неолит (позднепервобытное общество). Основными характеристиками, присущими для первобытного общинного строя являются относительно низкий производственный уровней, примитивность и не развитость применяемых орудий труда, который в свою очередь носил совокупный коллективный характер, а продукты труда и иная собственность общины уравнительно распределялась между ее членами. Полностью отсутствовало социальное расслоение общества, а каждый его индивид на ряду со всеми получал равное количество всех имеющихся благ.
Родовая община представляет особую форму людской общественной организации, все члены которой связаны кровным родством. Однако род не являлся семьей, в полноценном значении этого слова, а также не имел ни чего общего с современным представлением понятия семьи и рода. Чтобы человечество могло выжить, любой производимый труд должен был быть коллективным, поскольку требовались огромные трудозатраты на расчистку территории от леса, на обработку земли допотопными орудиями.
Постепенное развитие производственной деятельности требовало соответствующего современности коллектива, способного обеспечить непрерывный цикл производства и в ведения хозяйства. Происходит становление рода, развитие которого порождает родовые общины, а несколько объединившихся родов формируют племя. На начальных этапах главенствующее положение в жизни общины имела женщина. Очень высоко ценился именно женский труд, особенно в ведении земледельческого хозяйства, а также при собирательных работах. Помимо этого, ведение родовой цепи посредством матриархата представлялось наиболее правильным, поскольку при условии преобладания промискуитета (беспорядочности половых связей), родство возможно определить только по матери. Однако со временем, по мере развития скотоводчества и с появлением необходимости производства средств производства, на первый план выходит сильная половина общества. Следует заметить, что и до этого мужчина имел в общине особое социальное значение, в частности охота являлась сугубо мужской прерогативой. Теперь, когда мужчина занимает высшее положение, родственные связи начинают исчисляться по мужской линии.
Начинает формироваться соседская община, путем постепенного разложения общеродовой общины на отдельные семьи, главой в которых безусловно являлся мужчина. Соседская община, или, как ее еще называют - сельская, характеризовалась внутренней дуальностью, возникшей вследствие имущественных отношений к коллективной и к индивидуальной собственности. С приходом социального расслоения начинается постепенное отмирание првобытнообщинного строя, на смену которому приходит рабовладельческий строй.
Особенностями экономического развития, характерными для первобытных общин, являлось способность собирать богатый урожай. Это могло обеспечиваться только при условии проведения незначительной почвенной мелиорации. Древние племена научились воздвигать ирригационные сооружения, а также обеспечивать дренажные системы, что позволяло иметь постоянный избыточный продукт, который мог идти на нужды членов общины, а также на иные общественные нужды. Общины, имеющие подобные экономические преимущества отличались более высокой устойчивостью и слаженностью внутренних отношений, что позволяло им мирно конкурировать с остальными племенами, а также успешно отражать атаки враждебных общин.
Многие ученые отмечают эпоху первобытно- общинного строя периодом формирования сознания человека как социального организма, путем объединения в человеческие общества. Последующая эволюция человечества, которая началась с общинного строя, представляет собой уже общественное сознание. История начинает делиться на эпоху первобытного стада, и вытекшую из нее, более развитую, родовую общину, ставшую первой социально-экономической формацией.

Исторически сложились разные формы ведения хозяйства. В целом их можно охарактеризовать как присваивающие и производящие. Присваивающие общины жили за счет того, что давала им сама природа: они охотились, собирали дикие плоды, ягоды и т.д. Это была примитивная, первобытная форма организации общества. Затем человек стал приручать животных, научился добывать огонь, стал целенаправленно выращивать определенные растения. совершенствовались орудия труда, жилища и образ жизни в целом. Это способствовало улучшению демографической ситуации, людей становилось все больше, стали появляться первые племена, вступившие в контакты между собой. Контакты быстро перерастали в войны. однако наряду с этим продолжалась и борьба человека с природой. Военное ремесло напрямую связано с охотой, только на этот раз добычей уже стал сам человек: не только его имущество, но и саму личность стали обращать на пользу захватчикам. Так зарождалось рабовладение и неравенство.

В эту эпоху постепенно укреплялся культ мужественного охотника-воина, защитника своего рода, племени, народа. возникал патриархат. Кровная, эмоциональная привязанность всех членов племени друг к другу была настолько сильна, что нередко после гибели главы рода или семьи его близкие, жены в первую очередь, кончали с собой или добровольно уходили на тот свет, забирая с собой и детей, поскольку сама мысль о том,что они станут безродными рабами у победившего племени или народа была невыносимой для людей того времени, ценивших свободу больше жизни (это отмечается даже в более поздние времена римских завоеваний, например).

В общем древняя история человечества была эпохой частых конфликтов, зачастую приводивших к небольшим и довольно большим по тем меркам геноцидам: гибели родов, племен и даже целых народов. Одной из вех вечной борьбы является противостояние двух типов организации общества: кочевнического и земледельческого. Даже в Библии в виде описания хозяйства Каина и Авеля представлены по сути скотоводы и земледельцы. Противостояние длилось веками и тысячелетиями, закончившись в конечном счете победой земледельцев, благодаря стремительно развивавшимся новым технологиям. Кочевники стали неким таким темным пятном в мировой истории. Мы о них мало знаем да и судим в основном по тому, что оставили их противники скорее.

Тем не менее, у кочевников была своя история, культура и даже этика. Именно в рамках кочевой цивилизации племенные отношения продолжали существовать в течение очень долгого времени: дольше кочевников племенной строй сохранили только охотники и собиратели, чьи племена и сейчас живут где-то в джунглях Амазонки, под жарким африканским солнцем тропиков и саванн, на островах Тихого и Индийского океана и на суровом севере рядом с Арктикой.

Что лучше для древнего человека? Быть свободным членом племени и сражаться во имя своих соратников и соплеменников или прозябать в угнетении, забитости и нищете, живя при этом в плодороднейших регионах планеты - в Месопотамии и землях вдоль Нила. Парадоксально, но идеальные условия не приводили к дальнейшему улучшению качества жизни большинства населения, а лишь способствовали зарождению классовых обществ и зверской эксплуатации, деля племена и народы на забитых полурабов и одуревшую от жадности элиту. Можем ли мы после этого считать себя гуманной цивилизацией? Вопрос риторический.

Кочевая орда меньше предрасполагала к зарождению зверских форм эксплуатации. Кочевые рода не обладали таким выраженным общинным коллективизмом, не посвящали всю жизнь тяжелому земледельческому труду. Кочевники не надеялись на защиту мощных укреплений, на профессиональную армию или наемников, на "доброго и справедливого" царя. Защита своих угодий и стад зависело только от тебя самого, от твоих умений и навыков, связей и знакомств в конце-концов. В этом плане кочевники были намного большими индивидуалистами, чем остальные народы. Относительная малочисленность населения степей наряду с вышеизложенными обстоятельствами заставляла поддерживать милитаризированный характер кочевий. Воевать умели все, даже женщины и подростки, что вызывало постоянное удивление среди историков-летописцев, представлявших сторону земледельческих государств-империй. История кочевых народов знает немало упоминаний о женщинах-правительницах, о женских отрядах и дружинах.

Военный потенциал такого общества был очень велик. Множество империй пало под ударами кочевников-завоевателей. Эксплуатационная, элитарная система мало что могла противопоставить подобной военизированной организации: рабы и эксплуатируемые не испытывали никакого желания сражаться за свою элиту (к тому же они еще и были пехотинцами), наемники были крайне ненадежными и после нескольких тяжелых битв уже не желали служить терпящим катастрофу государствам, а часто еще в первом сражении переходили на сторону победителя. Военная аристократия была слишком малочисленной, чтобы отразить натиск Орды. И к тому же ее вооружение и методы войны вовсе не годились для противостояния маневренным конным лучникам и легким всадникам. К тому же, у кочевников была и своя хорошо вооруженная знать, которая сама по себе могла на равных сражаться с военной элитой неприятеля.

Переломить войны с кочевниками помогали сильные укрепления, крепости, стены, замки, которые кочевники штурмовать не умели. Оставлять их в тылу значило подвергнуть себя опасности нападения небольших отрядов, начавших бы полупартизанскую войну против рассеявшихся по землям отрядов врага. Застать врасплох и разбить небольшие группы легких всадников для конной военной элиты было сущим пустяком. Богатые империи подкупали соседние племена, заставляя их нападать на владения вторгавшихся кочевников. Кроме того, они нанимали кочевников к себе на службу. Некоторые страны, долгое время сталкивающиеся с кочевыми Ордами, реформировали свою военную элиту по их образцу, увеличивая численность конных феодалов и вооружая их на кочевой лад. Это позволило Москве сокрушить кочевые ханства и подчинить себе все остальные русские земли. Старые армии русских княжеств ничего не могли противопоставить помещичьим ордам московских государей.

В случае успешного завоевания кочевникам приходилось постоянно опасаться восстаний и вторжений других народов. Побежденные в конечном счете учатся сражаться с победителями. Их возглавляет местная элита, религиозные деятели. Местные чиновники, крепости и гарнизоны также служат хорошей основой для мятежей. С другой стороны, фактор иноземного ига служит хорошим предлогом и подспорьем для еще более сильной эксплуатации элитой своего народа, как это было в случае с сбором дани московскими князьями, к примеру. Уничтожая и подавляя местную свободу и дух покоренных народов, иноземное иго готовит почву для строительства еще более угнетательской системы, давая местной знати готовые образцы для эксплуатации и приучая народ к терпению и смирению.

Московская помещичья "Орда" - основана по примеру кочевой Орды, но вместо чужих нещадно эксплуатировала своих же соотечественников и единоверцев.

Московская помещичья "Орда" - основана по примеру кочевой Орды, но вместо чужих нещадно эксплуатировала своих же соотечественников и единоверцев.

Крестьянская община имела очень много различных полномочий. Самое главное, что она распоряжалась имуществом общины, говорила что и кому сажать, когда собирать урожай. Также община могла принимать новых членов или исключать старых. Община собирала деньги и распоряжалась что именно делать на благо всех членов общины, например, построить школу или библиотеку. Также на общину были возложены и фискальные функции государства, ведь именно община собирала налоги.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Община. В VI в. у славян главной ячейкой общества был род – группа родственников, которые совместно владели землей, лесом, рыбными ловлями, вместе трудились и поровну делили результаты труда. Возглавляли род старейшины. Близкие по происхождению роды составляли племена, объединявшиеся в союзы. Племенных вождей выбирали на вече (народном собрании).

В VII – IX вв. родовая община у восточных славян начала вытесняться соседской (территориальной), члены которой уже являлись просто соседями. Родовое поле разделили на участки и раздали их малым семьям (отец, мать, дети, иногда внуки). Водопоями, покосами, лесом общинники пользовались сообща.


Возникновение неравенства. В племенах VII – начала IX в. выделялась нарочитая чадь – вожди (князья), старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировались власть и богатства. Многие из нарочитой чади стали жить в укрепленных дворах. Зарождалась частная собственность. Знатные люди имели рабов, которые прислуживали им в доме, работали в хозяйстве.

2. Занятия славян

Земледелие, скотоводство. Славяне были земледельческим народом. Расселяясь по лесному краю, они сохраняли земледелие как основное занятие, дополняя его скотоводством и промыслами. На севере и северо-востоке Восточно-Европейской равнины были распространены подсечно-огневое земледелие и перелог. Осенью деревья подрубали, и они высыхали на корню. Весной их сжигали, пеплом удобряя почву. Пни выкорчевывали. Бревном с обожженными сучками рыхлили землю. Тянули эту борону-суковатку несколько мужчин. Дав три-четыре урожая, земля истощалась, и приходилось отвоевывать у леса новое поле.

С VIII в. на юге у полян, северян, древлян, уличей и тиверцев начало распространяться более производительное пашенное земледелие. Землю обрабатывали плугом или сохой, которые тащили волы. На лесостепных просторах применялась переложная система, при которой пашню использовали до полного истощения, а затем переходили на новую. Позже появилась паровая система с двупольным севооборотом. Сеяли славяне рожь, пшеницу, просо, ячмень, горох, коноплю, лен.

Хлеб (жито) являлся основной пищей славян, но существенным подспорьем были и продукты скотоводства – молоко, масло, мясо. Славяне разводили коров, коней, овец, коз, свиней, домашнюю птицу.




Промыслы, ремесло и торговля. Промыслы играли в хозяйстве большую роль. Славяне охотились на лосей, кабанов, медведей, зайцев, лис, бобров, куниц, белок. С помощью сетей ловили рыбу. Славяне владели искусством сбора меда диких лесных пчел (бортничеством). В хранилищах – медушах находились сырой мед и хмельные медовые напитки.

Ремесло у восточных славян еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами, плотниками были те же хлеборобы. Однако гончары и кузнецы (видимо, из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались.

Славяне торговали с варягами, хазарами, болгарами, арабами и греками (византийцами). Об этом свидетельствуют иноземные предметы, обнаруженные при раскопках славянских поселков.

Славянские поселения. Основным типом поселений у восточных славян были неукрепленные села из 3 – 5 домов. Бревенчатые северные избы, столбовые постройки или полуземлянки южан обычно стояли на высоком берегу реки.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



Славянский поселок. Реконструкция

Славяне строили также укрепленные городища. В IX в. на месте некоторых из них выросли города, ставшие племенными центрами. Например, Киев у полян, Чернигов у северян, Новгород в земле ильменских словен, Изборск и Полоцк у кривичей, древлянский Искоростень.


1. Что такое родовая община?

2. Чем родовая община отличается от соседской?

3. В параграфе на с. 12 есть схема родовой общины. Попытайтесь в тетради по истории нарисовать схему соседской общины.

4. Когда население было более однородным: когда славяне жили соседскими общинами или родовыми? Как вы думаете, почему?

6. Какое занятие было у славян главным?

7. Расскажите о славянских поселениях. Как они были устроены, как развивались?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.1. Восточные славяне в древности

1.1. Восточные славяне в древности Генезис и расселениеИз всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской

Восточные славяне

Восточные славяне Середина I тысячелетия н. э. была переломной эпохой для всех славянских племен Центральной и особенно Восточной Европы. После нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого расселения славян. Они двигались и на северо-запад к

Восточные Славяне

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны;

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им

Восточные славяне

Восточные славяне Славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян — это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись

Восточные славяне

Восточные Славяне

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные

Восточные славяне

Восточные славяне «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ "Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится в основном на 6-8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных

Восточные славяне

Восточные славяне Информация о восточных славянах практически отсутствует вплоть до IX в., а если учесть, что с восточными славянами принято соотносить территорию от Белого моря до Черного и Азовского морей и от Карпат до Урала, то и в более позднее время количество

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ Особенности развития славянского общества в VI–IX вв. В истории Европы вторая половина I тысячелетия н. э. была периодом больших исторических сдвигов. Окончились перемещения племен и борьба их с Римской империей в пределах западной ее

Читайте также: