Общие положения о школе материнства

Обновлено: 04.07.2024

от 19 декабря 2019 года N 847-осн

Об организации работы Школ беременных

1.1. Список медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области (далее - МО), в составе которых функционируют Школы беременных (Школы материнства) (приложение N 1).

1.2. Положение о Школе беременных (далее - Положение) (приложение N 2).

1.3. Методические рекомендации для работы Школ беременных (далее - Методические рекомендации) (приложение N 3).

1.4. План занятий в Школе беременных (приложение N 4).

1.5. Прикрепление к государственным учреждениям здравоохранения для обучения беременных женщин, наблюдающихся в женских консультациях, в структуре которых отсутствуют Школы беременных (приложение N 5).

2. Руководителям МО, имеющих в своем составе женские консультации с работающими Школами беременных:

2.1. Руководствоваться в работе Школ Положением, Методическими рекомендациями, утвержденными пунктом 1 приказа.

2.2. Обеспечить ежеквартальное представление сведений о количестве беременных, обученных в Школе, в отдел организации медицинской помощи детям и родовспоможения департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области.

2.3. Организовать работу Школ в часы, удобные для работающих беременных и их мужей. График работы Школ представить в министерство здравоохранения Тульской области в срок до 15.12.2019.

2.4. Организовать 1 раз в месяц по субботам дни открытых дверей для граждан, готовящихся стать родителями.

2.5. Популяризировать работу Школ в средствах массовой информации и социальных сетях.

2.6. Предоставить в срок до 15.12.2019 в адрес руководителей МО, не имеющих в структуре женской консультации и гинекологического кабинета Школ беременных, график работы Школ.

3. Руководителям МО, в составе женской консультации или гинекологического кабинета которых отсутствуют Школы беременных, обеспечить обучение женщин, состоящих на учете по беременности, используя возможности телемедицины в соответствии с приложением N 5 к приказу.

4. Руководителям Государственного учреждения здравоохранения "Городская больница N 3 г. Тула" и Государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Д.Я. Ваныкина" обеспечить направление беременных женщин в Школу, работающую в ГУЗ "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской".

5. Руководителю Государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная больница имени А.И. Козлова" обеспечить доставку для обучения беременных женщин в Школу, работающую в г. Ефремове, из Воловского и Каменского районов.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области Дурнову Е.С.

7. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр здравоохранения
Тульской области
А.А.ЭРК

Приложение N 1
к приказу министерства
здравоохранения Тульской области
от 19.12.2019 N 847-осн

СПИСОК МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, В СОСТАВЕ ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ КОТОРЫХ ФУНКЦИОНИРУЮТ ШКОЛЫ БЕРЕМЕННЫХ

1. Государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" (г. Тула, 2-й проезд Гастелло, 19).

2. Государственное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской" (г. Тула, ул. Пушкинская, 28).

3. Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева" (г. Тула, ул. Галкина, 31-а).

4. Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница N 9 г. Тулы" (г. Тула, Новомедвенский проезд, 2).

5. Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница N 11 г. Тулы" (г. Тула, ул. Металлургов, 39/10).

6. Государственное учреждение здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 имени профессора В.Ф. Снегирева" (г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, 16).

7. Государственное учреждение здравоохранения "Богородицкая центральная районная больница" (г. Богородицк, ул. Ленина, 20).

8. Государственное учреждение здравоохранения "Донская городская больница N 1" (г. Донской, мкр. Центральный, ул. Кирова, 29).

9. Государственное учреждение здравоохранения "Ефремовская районная больница" (г. Ефремов, ул. Словацкого Восстания, 18).

10. Государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Киреевская центральная районная больница" (г. Киреевск, ул. Ленина, 44).

11. Государственное учреждение здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница" (г. Новомосковск, ул. Садовского/Свердлова, 41/40).

12. Государственное учреждение здравоохранения "Суворовская центральная районная больница" (г. Суворов, ул. Ленинского Юбилея, 2).

13. Государственное учреждение здравоохранения "Узловская районная больница" (Узловский район, п. Дубовка, ул. Куйбышева, 21).

14. Государственное учреждение здравоохранения "Щекинская районная больница" (г. Щекино, ул. Болдина, 1).

Приложение N 2
к приказу министерства
здравоохранения Тульской области
от 19.12.2019 N 847-осн

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ БЕРЕМЕННЫХ

1. Общие положения

1. Школа беременных (далее - Школа) создается на базе женской консультации медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Тульской области (далее - МО), с целью оптимизации, совершенствования доступности и улучшения качества оказания медицинской и профилактической помощи беременным женщинам.

2. Школа организуется приказом главного врача МО. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и форма направления беременных женщин на обучение в Школу, график проведения занятий в Школе на год.

3. Руководство Школы осуществляет специалист с высшим медицинским профессиональным образованием, осуществляющий медицинскую деятельность.

4. Работа в Школе осуществляется в соответствии с настоящим Положением и Методическими рекомендациями.

5. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники соответствующего профиля (врач, средний медицинский работник), а также инструктор по гигиеническому воспитанию, психолог.

При проведении занятий в Школе, не связанных с медицинской тематикой, могут привлекаться специалисты по направлениям деятельности.

6. К обучению в Школе привлекаются беременные женщины, обратившиеся в женскую консультацию МО, с I триместра беременности, желательно вместе с будущими отцами.

7. Женщины направляются на занятия врачом акушером-гинекологом.

8. Рекомендуемая численность женщин в группе 10 - 12 человек.

9. Занятия проводятся в специально выделенном и оснащенном кабинете.

10. Цикл обучения в Школе в целях психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя не менее 4 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий - 1 раз в неделю.

11. Информацию о занятиях в Школе размещать на информационном стенде рядом с регистратурой.

12. График работы Школ размещается в региональной информационной системе здравоохранения Тульской области с возможностью самозаписи.

13. Анализ деятельности и контроль качества обучения женщин в Школе осуществляется руководителем Школы.

Задачами Школы являются:

2.1. Основной задачей Школы материнства является нормализация психоэмоционального состояния у беременных женщин, подготовка к родам.

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс,

повышение их психолого-педагогической грамотности;

- установление контакта с семьей;

- оказание консультативной педагогической помощи родителям в вопросах

воспитания детей 2-4 лет;

- выявление положительного опыта семейного воспитания детей,

семейного потенциала семьи;

- сплочение родителей и педагогов в решении педагогических задач

воспитания и развития детей.

добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

педагоги группы, медсестра, специалисты (социальный педагог, учитель – логопед, (музыкальный руководитель).

нормативно-правовыми актами в сфере образования, настоящим Положением.

2.1. Оказание педагогической помощи родителям детей 2-4 лет.

2.2. Повышение педагогических знаний родителей детей 2-4 лет.

- на получение квалифицированной помощи по развитию, воспитанию детей

- на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

- на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

3.2 Образовательная организация оставляет за собой право:

- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного

воспитания (с согласия родителей);

от возникающих проблем, запросов родителей, актуальности предыдущих

3.3 Образовательная организация обязана:

запросами родителей и основываясь на психологических закономерностях

развития детей 2-4 лет;

- предоставлять территорию для проведения очных занятий в «Материнской

- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь

3.4. Родители – участники занятий обязаны:

- уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов воспитания

- на занятиях активно участвовать в совместных играх с ребенком.

организации (помещение группы или музыкальный зал, а также в сети

4.2. Планирование занятий проводится по результатам опроса родителей

4.3. Занятия для родителей детей 2-3 лет проводятся отдельно от занятий для

родителей детей 3-4 лет.

4.4. Формы организации занятий: совместные игровые занятия детей и

родителей,обсуждение опыта семейного воспитания, беседы, консультации,

5. Документация:

5.1. Тематический план.

5.2. Планы занятий.

Работа с родителями в разновозрастной группе

Работа с родителями в разновозрастной группе МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка, в разновозрастной группе "Лучики". Воспитателями Титовой Светланой Николаевной и Абрамочкиной Натальей Анатольевной,.

Работа с родителями в современных условиях

Работа с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

1 блок – информационный. Включает в себя акушерские и психологические аспекты. Женщинам предлагают темы мини-лекции по внутриутробному развитию и воспитанию ребенка, по периодам родов, грудному вскармливанию, уходу за новорожденным и др. Достаточное количество информации позволяет справляться со стрессовыми событиями.

2 блок – психологический. Формирование материнских и отцовских чувств (родительства); обсуждение психологических проблем, возникающих в период беременности.

3 блок – релаксационный. Обучение будущих родителей методом релаксации, дыхания, правильному поведению в родах.

  • Информирование и обучение будущих родителей, которое является чрезвычайно важной частью антенатального наблюдения, должно начинаться с первого визита в женскую консультацию. Необходимо поощрять решение супружеских пар делать антенатальные визиты вместе. Антенатальное обучение должно проводиться не только как отдельные занятия по специальной программе, но и включать представление наиболее важной информации (устно и в виде информационного материала) во время каждого визита.
  1. ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА
  • наглядные пособия.
  • анкеты.
  • рефераты.
  • видеоматериал.
  • список литературы.

Цель:

  • охрана здоровья детей. Формирование здорового человека;
  • формирование навыков и потребностей у детей здорового образа жизни. Ориентация на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье детей;
  • предоставление достоверной медико-генетической информации направленной на выработку умений и навыков здорового образа жизни, предупреждение болезней.

Задачи:

  • формирование отношения к своему здоровью, здоровью детей, как к важнейшей социальной ценности;
  • выработка умения навыков сохранения и укрепления здорового ребенка и его безопасного и ответственного поведения;
  • закрепления гигиенических навыков и привычек;
  • приобщение к разумной физической активности;
  • обучение подрастающего поколения умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Программа:

  1. планирование семьи;
  2. безопасное материнство;
  3. грудное вскармливание;
  4. питание и рост ребенка;
  5. общая гигиена;
  6. СПИД, вредные привычки;
  7. развитие и воспитание ребенка;
  8. кишечные инфекции;
  9. респираторные инфекции;
  10. заболевания желудочно-кишечного тракта;
  11. неотложные состояния;
  12. болезни органов дыхания.

ПОЛОЖЕНИЕ

Работа с детьми младшего и старшего школьного возрастов, подростками, матерями, находящимися по уходу за больными детьми.

ПЛАН

Работы школы материнства на 2021 г.

подготовка семьи к безопасному материнству

Занятие 1. Первый триместр беременности

1 блок

  • особенности физиологического и психологического состояния в первом триместре беременности;
  • питание в первом триместре беременности, профилактика микронутриентной недо­статочности;
  • влияние образа жизни на течение беременности и развитие плода (курение, употреб­ление алкоголя, наркотических и токсических веществ);
  • первые этапы развития плода;
  • сексуальные отношения;
  • роль партнёра во время беременности.

2 блок

3 блок

  • изучение своего типа дыхания;
  • обучение грудному дыханию;

Занятие 2. Второй триместр беременности

1 блок

  • особенности физиологического и психологического состояния во втором триместре беременности;
  • этапы внутриутробного развития плода во втором триместре беременнос­ти;
  • особенности питания во второй половине беременности, 1профилактика микронутриентной недостаточности;
  • режим дня, сексуальные отношения во второй половине беременности.

2 блок

3 блок

  • обучение брюшному дыханию:
  • поочерёдное использование грудного и брюшного дыхания;

Занятие 3. Профилактика осложнений во время беременности

1 блок

  • профилактика наиболее распространённых осложнений беременности, родов и после­родового периода;
  • инфекции во время беременности.

2 блок

  • переживания, ощущения, волнующие маму в период беременности;
  • традиции и ритуалы, связанные с периодом беременности и родов.

3 блок

Занятие 4. Третий триместр. Папа и будущий малыш

1 блок

  • особенности физиологического и психологического состояния в третьем триместре беременности;
  • этапы внутриутробного развития плода в третьем триместре беременности;
  • общение во время родов;
  • партнёрские роды

2 блок

3 блок

  • обучение модификациям полного глубокого дыхания (ускоренное, замедленное);

Занятие 5. Основные периоды родов. Партнёрская поддержка

1 блок

  • родовая доминанта;
  • причины наступления родов;
  • периоды родов;
  • облегчение боли во время родов;
  • партнёрская поддержка

2 блок

3 блок

  • обучение модификациям полного глубокого дыхания (с задержкой);

Занятие 6. Послеродовый период. Грудное вскармливание

1 блок

  • послеродовый период;
  • сексуальные отношения после родов, послеродовая контрацепция;
  • грудное вскармливание;
  • техника кормления грудью;
  • уход за молочными железами.

2 блок

3 блок

Занятие 7. Новорождённый

1 блок

  • уход за новорождённым;
  • физиологические состояния периода новорождённым;
  • свободное пеленание, капание.

2 блок

3 блок

  • обучение имитации потуг;
  • регинировка дыхания в разных позах; любой вариант релаксации.

ПОЛОЖЕНИЕ

Цель:

Задачи:

Желаемый конечный результат:

  • профилактика осложнений во время беременности и родов, снижение перинатальных потерь.

Ответственные за работу школ материнства: заведующие отделений и старшие акушерки и медсестры.

1.1.Настоящее положение направлено на реализацию Кодекса об образовании, Положения об учреждении дошкольного образования, инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь на 2020/2021 учебный год в целях создания условий для обеспечения доступности получения дошкольного образования.

1.2. Положение предназначено для регулирования процесса создания и функционирования группы кратковременного пребывания, создаваемой на базе учреждения.

1.3. Положение определяет взаимоотношения участников образовательного , медико-оздоровительного и психолого-коррекционного процесса. Предполагают совместное пребывание взрослого и ребенка в условиях учреждения дошкольного образования и систематическое посещение педагогическими работниками семьи воспитанника с целью оказания помощи родителям в воспитании, обучении и развитии ребенка.

1.4. Данная группа является структурной единицей учреждения, которая обеспечивает реализацию прав ребенка на получение образования, на охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное физическое и психическое развитие.

1.5. Основными функциями группы кратковременного пребывания являются:

- охрана жизни и здоровья детей;

- коррекция физического и психического развития и здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- создание условий для разностороннего развития воспитанников и повышения психолого-педагогической культуры родителей.

2. Организация группы кратковременного пребывания на базе учреждения образования

2.1 Создается на базе учреждения по приказу руководителя данного учреждения с указанием профиля и режима работы (в соответствии с родительским договором).

2.2. Режим работы Группы определяется местными условиями, потребностями населения.

2.3. Группа функционирует по гибкому режиму: 2 раза в неделю, до 1 часа в день, в зависимости от потребностей родителей (их законных представителей).

2.4. Группа функционирует в дневное время. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.

2.5. Режим и кратность питания не предусмотрено по причине пребывания детей до 1 часа.

2.6. Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляются штатным медицинским персоналом учреждения, который наряду с администрацией учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников группы.

2.7. Диагностика и коррекция развития детей группы осуществляются штатными учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

3. Комплектование группы

3.1. Порядок комплектования группы определяется настоящим Положением.

3.2. При зачислении ребенка в группу руководитель учреждения руководствуется интересами семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста.

Отношения между учреждением, имеющим группу, и родителями (их законными представителями) регулируются совместным договором.

3.3. В Группу принимаются дети от 1 года до 3 лет после предварительного медицинского обследования.

3.4. Группа комплектуется по одновозрастному или разновозрастному принципу в целях решения конкретных задач воспитания и обучения детей.

3.5. Для зачисления ребенка в группу необходимы:

заявление родителей (их законных представителей);

справка о состоянии здоровья ребенка;

договор с родителями (их законными представителями)

выписка о прохождении флюорографии одним из родителей.

3.6. Конкурсный набор и тестирование детей при комплектовании Групп не допускаются.

4. Управление и руководство группой

4.1. Руководство деятельностью группы осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности.

4.2. Управление и руководство группой осуществляется в соответствии с данным Положением и не должно противоречить нормативно-правовым актам, действующим в области дошкольного образования.

4.3. Руководитель учреждения определяет функциональные обязанности каждого работника группы.

5. Финансирование деятельности группы

5.1. Льготы родителям по оплате за посещение ребенком не действуют. Оплату производят по количеству занятий в месяц

6. Образовательный процесс

6.1. Организация образовательного процесса в группе регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утвержденным руководителем учреждения.

6.2. Продолжительность занятий и режим работы в группах организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей раннего возраста в организованных формах обучения.

Читайте также: