Общетехнические дисциплины в школе

Обновлено: 07.07.2024

Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения.

Средствами профессионального обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-технические средства.

Средства учебно-методического обеспечения учебного процесса общетехнической подготовки (СУМО) содержат учебно-методический комплект (УМК) и учебно-материальную базу (УМБ).

УМК содержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный раздаточный материал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации, магнитные ленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические рекомендации к изучению курса, лабораторный практикум, курсовой проект, атласы конструкций, ГОСТы, справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа технологии.

УМБ включает: аудитории, кабинеты, лаборатории, оборудование, технические средства обучения (ТСО); технические средства учебной деятельности (ТСУД), технические устройства обучения (ТУО): приспособления, приборы, машины, стенды, станки; информации контроля, тренажеры.

Компонентами СУМО являются такие носители информации как учебник, опорный конспект, печатный раздаточный материал, методические рекомендации.

Опорный конспект - система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая познавательную деятельность студентов. При его разработке обычно вначале составляются матрицы связей между дисциплинами и внутри дисциплины, затем строятся графы интегрирования и обобщена логика изучения (гносеология) дисциплины, лист основного содержания и, наконец - опорный конспект.

По основному содержанию дисциплины составляется массив кадров, затем производится анализ кадров, кодирование, составляется эскиз опорного конспекта, оригинал. Наконец составляется смысловой блок полноты алгоритма и система связей блоков.

В последнее время практикуется освоение учебного материала, особенно технического характера, на основе видеотерминалов - демонстрации материалов из памяти ПЭВМ.

Программные средства (ПС) могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и контролирующими: тренажеры, информационно-поисковые, имитационные, моделирующие, демонстрационные, игровые. Дидактические требования к ним: научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность, сознательность обучения (самостоятельность и активность), прочность ЗУН, интерактивность диалога (выбор варианта), развитие интеллекта (мышление).

Учебно-методический комплект (УМК) на базе новых информационных технологий включает учебно-методическую литературу и средства обучения: обеспечения преподавания - учебно-наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал, кинофильмы, диафильмы, транспоранты, программы, модели, приборы, электронные конструкции, электрические схемы и т. д.; средства развивающего характера - система искусственного интеллекта для самообразования; информационные - текстовый, музыкальный и графический редакторы, базы данных, электронные таблицы, информационные датчики в объектах.

Вся деятельность преподавателя реализуется в тех или иных методах обучения. Слово “метод” применяется вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить, как это делать. Под методом подразумевают средства, способы, пути достижения определенных целей, решения определенных задач. Таким образом, методы обучения определяются как способы работы преподавателя и студентов, учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение и развиваются способности. Методы обучения могут быть словесными, наглядности в обучении, демонстрации, наблюдения вещей и их изображений, иллюстративные (изобразительные), работы над книгой и другие.

Для общетехнической подготовки студентов используются активные методы обучения: решение технических и технологических задач (расчеты режимов обработки, регулировки, разработка управляющих программ, кинематических и динамических характеристик, разработка конструкций изделий, технологических процессов обработки и карт, конструирование и изготовление приспособлений, выбор наиболее рациональной конструкции изделия и технологического процесса изготовления).

Методы обучения преобразовательной деятельности могут быть: репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский, самостоятельной работы, практический, проектный и другие.

Комплексными активными методами инженерной и профессиональной подготовки являются: дизайн-анализ, морфологический анализ, метод проектов, метод мозговой атаки и фокальных объектов, компьютеризации, деловой игры, учебный эксперимент и другие.

Форма в учебном процессе (учебный план, программы, расписание занятий, экзамены, зачеты, практика, проекты) - это не только выражение порядка организационной и методической структуры обучения, но и система, обоснованно представляющая содержание.

Формы учебной деятельности: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные и другие. Контролем качества обучения могут быть: наблюдение, проверка знаний и умений, тестирование. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью.

Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность, систематичность и последовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность, природо- и культуросообразность, вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическая направленность.

Результатом деятельности преподавателя является уровень образования учащихся: знания основ техники, технологии и технологической культуры, освоение проектной деятельности по изготовлению простейших изделий, функциональная грамотность, профессиональная мобильность, умения и навыки выполнения простейших технологических операций, организация самостоятельной работы и другие.

Будущему специалисту в области технологического образования (учителю технологии, бакалавру технологического образования) необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по технике, технологии и методам их приобретения, знать историю развития изучаемых предметов, в совершенстве владеть практическими умениями и навыками по тем видам трудовой деятельности, которым он будет обучать будущих рабочих.

Методика исследует своеобразное содержание и цели предмета и выясняет закономерности процесса обучения, например, труду, технике и технологии.

Общетехническая подготовка позволяет преподавателю свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применении технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства, рационализировать технику и технологию. Знания по общетехническим дисциплинам являются базой, на которой строится теоретическая и практическая подготовка учителя по специальности.

Содержание этой подготовки устанавливается стандартом, а также целями и программными требованиями обучения учащихся.

Технологическими знаниями, которые становятся важнейшими в специальной подготовке преподавателя профессионального обучения, являются: знания базовых понятий (технология, технологическая среда и культура, способы преобразовательной деятельности и др.); знания способов, средств и путей преобразовательной деятельности; представление о техносфере; представление о технике и технологии; знание применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей; знание и понимание влияния техники и технологии на человека, природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы, правил безопасной преобразовательной деятельности как условий существования цивилизации.

Технологическими умениями как способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности с учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их; выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от зарождения идеи до ее воплощения и т.д.

Содержание общетехнической подготовки будущего преподавателя может оцениваться показателями:

- качественные - целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;

- структурное соответствие содержания обучения принятой психолого- педагогической концепции усвоения;

- отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники, технологии и производства;

- гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.

Общетехническая подготовка будущего преподавателя слагается из общетехнологической подготовки, базовой технологической подготовки и специальной технологической подготовки.

Общетехнологической подготовкой могут служить учебные курсы, например, "Основы технологии" и "Основы технологической культуры". Базовая инвариантная технологическая подготовка определена образовательным стандартом и включает обязательные технологические дисциплины, например: "ТКМ", "ОВЗ", "Резание материалов, станки и инструменты", "Основы производства", а также "Творческо-конструкторские дисциплины", "Практикум в учебных мастерских" и технологическую практику. Специальная технологическая подготовка различна в различных учебных заведениях в зависимости от многих факторов, например, специализации преподавтельской деятельности, региональных особенностей и отличается содержанием, методами, средствами и формами подготовки.

Таким образом, специальная технологическая подготовка будущего преподавателя рассматривается как процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных, опережающих и проблеморешающих технологических знаний, умений и навыков. Это часть готовности к творческой преобразовательной деятельности как формирования профессиональных качеств личности, углубленного обучения, воспитания и развития в том направлении предстоящей педагогической деятельности, в котором учителю непосредственно предстоит работать с учащимися, в частности, по специализации "технология обработки конструкционных материалов и техническое творчество" по технологическим, творческо-конструкторским, электрорадиотехническим и графическим дисциплинам.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 62041
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 5

Какие предметы может преподавать учитель общетехнических дисциплин.

Ответы на вопрос:

в соответствии с квалификацией, Вам можно преподавать предметы прикладного характера, например, трудовое или профессионально-трудовое воспитание, в зависимости от того, в каком учебном заведении Вы будете преподавать.

Похожие вопросы

Скажите пожалуйста, какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым проф. Стандартам?

Какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым профстандартам)

Может ли учитель первой категории с образованием бакалавр преподавать в 10-11 классе профильный предмет?

Имеет ли право учитель физики и математики преподовать ОБЖ и ОЗОЖ, если в пединституте прослушала все дисциплины и выполнила все пактические занятия, и была присвоена квалификация медецинской сестры для ГО.

Завуч школы имея педагогическое образование менежмент в образовании общетехнические дисциплины и трудовое обучение может ли она преподавать химию или геогафию и преподавать в начальных классах заранее спасибо.

У меня высшее педагогическое образование. По диплому учитель труда и общетехнических дисциплин. Работал в школе учителем физкультуры 10 лет. 5 лет в школе не работал. Могу ли устроиться тренером в спортивную школу?

По диплому присвоена квалификация "Учитель общетехнических дисциплин". 30 лет проработал учителем физкультуры и ИЗО в средней школе. Регулярно проходил курсы повышения квалтфикации по данным предметам. Имею ли я право при современных требованиях к профильному образованию учителя продолжать работу по этим предметам? Заранее благодарю.

Обязательно ли преподавателю строительных дисциплин иметь педагогическое образование (инженер-строитель, стаж работы преподавателем 15 лет) .

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — область знания, изучающая и описывающая закономерности технического мира (“второй природы”). Такие научные знания подвергаются оценке не только с точки зрения истинности, но и эффективности, т.к. создаются непосредственно для использования в инженерной деятельности и технике.
Еще недавно, буквально до XIX века, человечество различало только два типа наук: естественные и гуманитарные. Технические науки занимают среднее положение между этими двумя. Все потому, что техника и инженерные объекты являются продуктом человеческого разума и духа и не встречается в природе, но тем не менее, все это подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты.


Технологическая оснастка

Общетехнические дисциплины / Технологическая оснастка.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Определение понятия приспособления.
Классификация приспособлений.
Системы приспособлений.
Исходные данные для проектирования приспособлений.
ВЫБОР СИСТЕМЫ СТАНОЧНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ.
Механиз


Технология производств

Общетехнические дисциплины / Технология производств.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Типы машиностроительных производствЕдиничное производствоМассовое производствоСерийное производство.
Техническая подготовка производстваТехническая подготовка производстваТехнологический процесс и его структура.
Точность в машиностроении и м


Технические измерения

Общетехнические дисциплины / Технические измеренияОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯКРАТКАЯ ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНИЦ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИНЕдиница физической величиныОСНОВНЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВКЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙВИДЫ ИЗМЕРЕНИЙМЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙСпособы повышения т


Теплофизика

Общетехнические дисциплины / Теплофизика.
Основной закон теплопроводности.
Закон Фурье.
Передача теплоты через плоскую и цилиндрическую стенку.
Коэффициент теплопроводности.
Дифференциальное уравнение теплопроводности.
.
Коэффициент температуропроводности.
.
Конвективный теплообмен и теплообмен излучением.
.
Теплообмен при изме


Теплофизика процессов резания

Общетехнические дисциплины / Теплофизика процессов резания.
Изотермические поверхности, градиент температуры.
Основной закон теплопроводности. Закон Фурье.
Передача теплоты через плоскую и цилиндрическую стенки.
Коэффициент теплопроводности.
Эквивалентные коэффициенты теплопроводности.
Дифференциальное уравнение теплопроводности.


Технологические основы гибких автоматизированных производств

Общетехнические дисциплины / Технологические основы гибких автоматизированных производств.
НАЗНАЧЕНИЕ СТАНКОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТАНКАХ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СТАНКОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ.
ОСНОВНЫЕ


Эксплуатация технологического оборудования

Общетехнические дисциплины / Эксплуатация технологического оборудования.
Общие положения и определения.
Транспортирование.
Монтаж.
Уход и техническое обслуживание.
Подготовка производства и пусконаладочные работы при внедрении промышленных роботов.
Особенности техники безопасности.
Эксплуатация промышленных роботов.
ОСОБЕННОСТ


Экспертиза проектов. Оценка и нормирование воздействия предприятия на воздушную среду.


Резание материалов

Общетехнические дисциплины / Резание материалов.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ИНСТРУМЕНТА.
Кинематика резания.
Координатные плоскости, поверхности и углы режущего лезвия.
Классификация резцов.
Влияние геометрии инструмента на процесс резания.
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА РЕЗАНИЯ И РАЗМЕРЫ СРЕЗАЕМОГО СЛОЯ.
КЛАССИФИКАЦ


Режущий инструмент

Общетехнические дисциплины / Режущий инструмент.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, СОСТАВНЫЕ ЧАСТИИ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ.
РЕЗЦЫ.
Токарные резцы.
Револьверно-автоматные резцы.
Резцы для продольного точения.
Резцы для прорезных и отрезных работ.
Выбор геометрии резцовВыбор геометрических параметров резцаЗадний уголПередний уголВ

Материал представлен на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Все права принадлежат авторам этих материалов.

Общетехнические и специальные предметы в общей структуре начального профессионального образования играют определяющую роль в подготовке будущего специалиста. Они базируются на общеобразовательных знаниях учащихся и расширяют их, становятся основой производственного обучения и связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста. В связи с этим при изучении общетехнических и специальных дисциплин используются как общепедагогические формы и методы, применяемые в общеобразовательной подготовке работника, так и специфичные (характерные для производственной сферы) формы организации учебного процесса.

Формы и методы учебного процесса, как правило, определяются содержанием изучаемого учебного материала. Содержание общетехнических дисциплин частично, а специальных дисциплин в целом различается в зависимости от осваиваемой профессии. В то же время фундаментальные понятия, заложенные в учебных программах общетехнических и специальных дисциплин, объединяют учебный материал и позволяют сгруппировать его.

Первая группа включает в себя учебный материал, связанный с техническим оснащением промышленных предприятий: теоретические основы, описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс (средства и орудия труда, инструменты, приспособления и др.); описание устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов. С этим материалом, как правило, тесно связан графический материал (диаграммы, схемы, рисунки, графики, чертежи и т.д.).

Вторая группа учебного материала посвящена технологии производства: теоретическим основам технологических процессов (технология решения, основы термодинамики и др.); описанию технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и соответствующих отдельных профессий; проблемам техники безопасности, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.

Третья группа – учебный материал о сырье и материалах, о видах, получении, физических, химических, технологических и других свойствах обрабатываемых и применяемых материалах и сырье.

Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства.

Основной формой организации учебной работы в учреждениях начального профессионального образования в блоке общетехнических и специальных дисциплин, так же как и в общеобразовательных предметах, является урок – занятие, проводимое преподавателем с определенной группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки.

Урок, как классическая форма организации учебной работы, соответствует определенным общедидактическим требованиям: четкость цели и содержания, непрерывность образовательных и воспитательных задач, выбор наиболее эффективных методов обучения на каждом этапе урока, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы с учащимися, организационная четкость, руководящая роль преподавателя на уроке.

Уроки по общетехническим и специальным дисциплинам отличаются друг от друга по содержанию, целям, структуре, методам, объему используемого материала и др. Учебный материал таких-уроков, как правило, имеет ярко выраженный доказательный характер и базируется на вскрытии причинно-следственных связей производственного процесса. Поэтому на уроке в значительном объеме присутствуют расчеты, лабораторно-практические работы, требующие от учащихся умения применять знания в различных ситуациях производственной деятельности.

Урок есть динамичная, постоянно меняющаяся, развивающаяся организационная форма учебного процесса. В его совершенствовании и повышении эффективности в системе начального профессионального образования можно выделить ряд аспектов:

устранение шаблона и стандарта в их проведении, применение уроков в учебном процессе, разнообразных по типу, содержанию и структуре;

включение (в учебный процесс) системы учреждений как важного средства активизации учебной деятельности учащихся и их технического мышления;

применение разнообразных способов учебной работы, повышающих уровень индивидуализации учебной деятельности;

повышение удельного веса самостоятельного изучения нового материала учащимися на основе ранее полученных знаний, широкое включение в урок самостоятельной работы учащихся со специальной технической литературой, справочниками, производственной документацией;

осуществление на уроке эффективной системы закрепления учебного материала;

тесная взаимосвязь учебного материала, изучаемого на уроках по специальным и общетехническим предметам, с производственным обучением и др.

Учебный процесс в учреждениях начального профессионального образования представляет собой единство содержания, организационных форм и методов обучения.

Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т. В. Кудрявцев).

В образовательном процессе методы обучения классифицируются по уровню развития самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, упражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).

Специфика изучения общетехнических и специальных предметов требует широкого применения методов, способствующих активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, формированию умений применять полученные знания в различных условиях. Наиболее полно этим требованиям отвечают беседа, самостоятельная работа с книгой, применение наглядных пособий и технических средств обучения, упражнения, лабораторно-практические работы.

Важнейшими дидактическими принципами, пронизывающими все стороны учебного процесса в учреждениях профтехобразования, являются принципы систематичности обучения и прочности усвоения общетехнических и специальных знаний, умений и навыков. В образовательных заведениях, готовящих квалифицированных рабочих, важным критерием реализации этих принципов является умение правильно и уверенно применять полученные знания при выполнении учебно-производственных заданий, которые проявляются, с одной стороны, в правильном применении знаний для решения различных производственно-технических задач, а с другой – в технически грамотном обосновании применяемых (на практике) приемов и способов выполнения работ. Достигается это за счет правильно организованных упражнений учащихся: в выработке умений применять полученные знания; в творческом применении знаний и умений; поисковых.

Одной из форм практического применения знаний, полученных в ходе изучения общетехнических и специальных предметов, являются лабораторно-практические занятия. Лабораторные работы связаны с наблюдением и анализом технических явлений и формированием у учащихся умений и навыков постановки эксперимента в целях исследования определенных технических процессов, закономерностей, причинно-следственных связей. Практические работы направлены на формирование у учащихся умений и навыков, связанных с оперированием техническими объектами в целях более глубокого их изучения.

Учитель может преподавать только те предметы, которые написаны у него в дипломе о педагогическом образовании.

Отвечать так может тот, кто далёк от педагогического образования

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: