Обществознание 9 класс 14 15 параграф краткое содержание

Обновлено: 19.05.2024

Специфика курса обществознания не позволит девятиклассникам в этом учебном году наскоком освоить предмет, подготовиться по всем упражнениям, заданным на дом. Здесь важен глубокий анализ информации, вдумчивые и проработанные ответы на вопросы, развёрнутые пояснения к выполненным заданиям.

Как проверить себя и понять, что глубина выполненной самостоятельно работы достаточна, чтобы получить хорошую оценку? В этом поможет разобраться сборник ГДЗ к учебнику по обществознанию для 9 класса Л. Н. Боголюбова.

Решебник содержит детальные разъяснения к проверочным заданиям каждого параграфа. Школьники смогут без лишних усилий сверить свои ответы, осмыслить материал и, при необходимости, внести коррективы в подготовленные уроки.

Существуют личные (гражданские) права, экономические, социальные и политические права граждан.

Права ребенка закреплены в Семейном Кодексе РФ.
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Статья 56. Право ребенка на защиту Статья 57.

Право ребенка выражать свое мнение Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка Статья 60. Имущественные права ребенка Это значит, что права граждан отражены в законе, а значит, должны реализовываться и охраняться государством.

Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?

Свобода не может быть абсолютной, ведь в любом случае, каждый человек ограничен законодательством и рамками совести.
Права нуждаются в защите потому, что зачастую граждане не могут самостоятельно их защитить, и для этого необходима помощь государства.

Государство, а именно правоохранительные органы занимаются охраной и защитой нарушенных прав граждан. Граждане могут обратиться за защитой нарушенных прав в правоохранительные органы и органы правосудия.

Внимательно ознакомься с документом и определи, какие права можно условно отнести к гражданским (личным), политическим, экономическим, социальным и культурным.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, – личное право

Статья 7. Все люди равны перед законом… – личное право

Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено…
независимым и беспристрастным судом. – личное право

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… личное (гражданское) право

Статья 15. Каждый… имеет право на гражданство, – политическое право

Статья 17. Каждый… имеет право владеть имуществом, —экономическое и личное (гражданское) право

Статья 18. Каждый… имеет право на свободу мысли, совести и религии… – личное (гражданское) право

Статья 21. Каждый… имеет право на участие в управлении своей страной… – политическое право

Статья 22. Каждый… имеет право на социальное обеспечение… социальное право

Статья 23. Каждый… имеет право на труд… – Социальное право

Статья 26. Каждый… имеет право на образование… – культурное право

Статья 27. Каждый… имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества… – культурное право

Автор утверждает, что «Права человека предполагают обязанность уважать эти права. В осуществлении прав человека самое важное не собственные правовые притязания, а уважение к правам другого… Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека.

У каждого человека есть обязанность уважать права другого и реализовывать свое право только в соответствии с правами других, не нарушая их. Следовательно, поэтому обязанность глубже права.

1.В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?

На данный вопрос можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека.

В широком смысле – эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни.

Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.

Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?

Всеобщая декларация прав человека охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности.

Изучив положения Декларации, можно сделать вывод о том, что у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Центральной мыслью Декларации является жизнь человека, его права и свободы.

Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. ст. 1 и 2).

Разным сторонам жизнедеятельности условно выделяют определённые разновидности прав и свобод: гражданские (личные), культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д.

Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже отмечали, каждый человек, все народы и все государства.

В Декларации, например, закреплены:

  • «Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
  • Статья 7. Все люди равны перед законом…
  • Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено… независимым и беспристрастным судом.
  • Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…
Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведи два-три аргумента.)

В соответствии с ч.4 ст 15 Конституцией РФ международные договоры и документы считаются частью Российской правовой системы. Соответственно, Россия, ратифицируя международные документы, принимает международные нормы.

Конституция РФ и остальное законодательство не противоречит международным правовым актам. На граждан РФ распространяется также и международное законодательство. Например, Всеобщая Декларация прав человека.

Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции?

Каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан. Он включает следующие обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
  • обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
  • платить налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество (ст. 59).
В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Важнейшей задачей Совета является изучение реального состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система.

Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?
Дети – менее защищенная категория населения. Им необходима особая защита.

Из документа вытекают две главные цели:

  • 1) закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
  • 2) закрепить обязанности государств-участников.

Однако данная Декларация — это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.

Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка?

Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.

В классе и дома

1*. Утверждают, что человек ответственный — это и есть человек свободный. Объясни почему.

Дело в том, что каждый человек обязан нести ответственность за свои действия. Только тогда его можно признать, по истине, свободным гражданином. А свободен он будет от общественного порицания и от юридической ответственности.

Ответственность – это главное качество каждого человека.
Я считаю, что только ответственный человек заслуживает реализацию своих прав.

Все люди рождаются свободными и равными не только в правах, но и в обязанностях.

Нравственным также является положение о том, что каждый человек должен поступать по совести в соответствии с разумом.
Это нравственные категории делают Декларацию такой универсальной.

Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажи, к какой группе относится право, названное в каждой из статей. 4. Найди в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают её идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.

Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 7 1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 14—15. Права и свободы человека и гражданина

Давайте вспомним

Подумаем

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Предлагаем, исходя из этого текста, обосновать известную мысль о том, что Декларация базируется на началах нравственности.

3*. Из Конституции РФ:

Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажи, к какой группе относится право, названное в каждой из статей.


Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова

1) Объясните, почему Всеобщая декларация прав человека не наделяет людей свободой, а признает ее за ними.

Свобода принадлежит человеку с момента рождения, а декларация - это общечеловеческий образец права, к которому должны стремиться все государства.

2) С 1950 года 10 декабря объявлено Генеральной Ассамблеей ООН днем прав человека (10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека). Ежегодно ООН объявляет тему дня прав человека, например:
1) 2004 год - "Образование в области прав человека"
2) 2005 год - "О пытках и глобальных усилиях по борьбе с ними"
3) 2006 год - "Борьба с нищетой - обязанность, а не милосердие"
4) 2010 год - "Не молчи. скажи дискриминации нет!"
5) 2012 год - "Мой голос имеет значение"

Объясните значимость каждой из названных тем.

1. Каждый человек имеет право на получение образования.
2. Запрет на применение пыток и других бесчеловечных действий против других людей.
3. Право на достойный уровень жизни, питание и базовое медицинское обслуживание.
4. Равенство людей вне зависимости от расы.
5. Мой голос, мое право на самовыражение вне зависимости от пола, расы, социального статуса. Мы все имеем право быть услышанными.

3) Найдите верные суждения о правах человека.

1 - Права человека выражают меру свободы человека в обществе.
3 - Права человека неотделимы от самого человека.
4 - Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах

4) Установите соответствие между конкретными правами человека и группами прав.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
A) никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь
Б) каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций
B) каждый человек имеет право на отдых
Г) каждый человек имеет право принимать участие в управлении этой страной
Д) каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное выражение их

ГРУППЫ ПРАВ
1) гражданские права
2) социальные права
3) политические права

А Б В Г Д
1 3 2 3 1

5) Вольтеру принадлежат такие слова: "Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать"

Какое право защищал французский философ?
Гражданское право

В чем значение этого права для граждан современного общества?
Каждый человек имеет право на свободу слова.

6) Прочитайте извлечения из Конвенции о правах ребенка(1989), ответь на вопросы и выполните задания

1 - Какие два права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?
Право свободно выражать свое мнение и право свободно выражать свое мнение

2 - Используя личный социальный опыт, приведите примеры реализации каждого из названных прав.
Когда родители что-то решают они спрашивают у ребенка его мнение. Хотят узнать, что сам ребенок думает, то есть учитывают его мнение.

3 - Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?
Защита прав и свобод других лиц, а также в интересах государственной безопасности.

4 - Подтверди необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.
Ребенок должен уважать права другого человека и не нарушать его репутацию(оскорблять). Также ребенок должен с моральной точки зрения уважать людей старших лет.

7) Во время ТВ-шоу была затронута проблема: "Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?" Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого мнения. Заполните таблицу.

Мнение Аргументы за Аргументы против
В интересах государства Государство начинает больше заботиться о своих гражданах Может пострадать общественная безопасность
Вредно для государственного управления Требования могут нарушить работу государства, общий порядок Зная свои права, значит он знает и свои обязанности

Какое мнение наиболее ближе вам?
Первое выражение.
На мой взгляд, каждый человек должен знать свои права и способы их защиты. А государство должно в свою очередь учитывать мнение граждан. Люди не должны превращаться в стадо баранов, которые не знают своих прав.

Читайте также: