Общение в коллективе детской футбольной школы

Обновлено: 05.07.2024

Почти все мальчишки любят погонять мяч с друзьями или папой. Но если ваш сын не пропускает ни одного матча, носит шарфики только определенного цвета и часами пропадает на футбольной площадке, стоит предложить ему занятия в спортивной школе. Даже если тренеры не пророчат вашему ребенку славу Роналду, он может играть просто для своего удовольствия. К тому же это так полезно для здоровья.

С какого возраста можно посещать футбольную школу

Еще недавно детей принимали в футбольные секции не раньше 7 лет, чтобы они могли выдержать серьезные физические нагрузки и меньше травмировались. С появлением дошкольных клубов ситуация изменилась: в секции записывают малышей от 3 лет, причем не только мальчиков, но и девочек. Поэтому дошколята на футбольных полях России сейчас не редкость.

Тем, кто только начинает знакомство со спортом, секции предлагают короткие занятия: для ребят 3-4 лет они длятся 30-35 минут, для детей 5-7 лет – 45 минут.

Столь кардинальные изменения произошли благодаря новым обучающим методикам и популярности игры.

На начальном этапе будущих Пеле вовлекают в футбол через воображение. Каждая тренировка проходит как приключение, в котором мяч выступает средством достижения цели. Например, ворота превращаются в замок дракона, а каждый маленький футболист становится рыцарем с мячом вместо меча. Идейными вдохновителями в занятиях с малышами выступают сами тренеры, прошедшие дополнительное обучение при клубах. Здесь они не только профессионалы своего дела, мастера спорта, но и талантливые педагоги, ведь детскую команду прежде всего нужно увлечь.

Гост

ГОСТ

Сплоченность коллектива – это психологическое единство всех участников группы, способствующее развитию интереса к совместной деятельности и потребности в тесном сотрудничестве и взаимодействии.

От сплоченности коллектива зависит продуктивность его деятельности. Это обусловлено тем, что все его участники чувствуют себя комфортно, а следовательно, уверенно выполняют свои обязанности.

Формирование сплоченности особенно актуально в спортивном коллективе. Она развивает командный дух и способствует спортивным достижениям и успехам команды.

Рассмотрим развитие сплоченности спортивного коллектива на примере футбольной команды.

Развитие сплоченности коллектива футбольной команды

Развитие сплоченности коллективов, относящихся к командным видам спорта, реализуется на основании следования психологическим закономерностям общения. В командах формируется система взаимодействия, комфортная обстановка для общения и социального взаимодействия. Это позволяет установить более тесные и продуктивные отношения между спортсменами. Установление комфортного психологического климата в команде футболистов является фактором их профессионального роста и спортивных достижений.

Сплоченность футболистов является следствием их симпатии друг к другу, т.е. у них находятся общие интересы и взгляды, которые объединяют участников команды. Это приводит к развитию комфортных отношений в коллективе, делая его целостной социальной микросредой, благодаря установлению взаимопонимания между игроками и единой направленности их групповой деятельности.

Развитие сплоченности спортивной футбольной команды реализуется посредством учета ряда показателей. К ним относятся:

  1. Исследование самооценки каждого спортсмена. Если самооценка спортсмена является завышенной, но у него наблюдается непринятие других игроков, а если заниженной, то он стремится к изменению своего командного статуса. Поэтому, прежде чем начинать организацию сплочения, необходимо привести норму самооценку спортсменов, путем проведения психологических тренингов и бесед;
  2. Исследование ценностных ориентиров спортсменов. Важно определить каковы нравственные взгляды и идеалы спортсменов, к чему они стремятся и как смотрят на мир. Это ориентирует педагогов на выбор воспитательного направления деятельности;
  3. Оценка уровня социально психологического развития команды. Оно свидетельствует о том, насколько эффективно команда справляется со своей спортивной деятельностью и об уровне их развития: высоком или низком, который зависит от сплоченности коллектива спортсменов;
  4. Динамика развития команды. Она показывает не только спортивные успехи отдельных игроков и всей футбольной команды, но и позволяет оценить уровень психологического развития команды, ее взаимодействие и взаимопонимание.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Психологическая совместимость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы работы по формированию сплоченности футбольной команды

Формирование сплоченности спортивного коллектива представляет собой поэтапный процесс, в ходе которого оценивается уровень сплоченности коллектива, выбираются методы воспитательной работы и реализуются на практике.

Сплоченность футбольной команды реализуется в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. Как правило, этот период охватывает одну-две недели занятий. Он включает в себя диагностические мероприятия по выявлению уровня сплоченности коллектива, развития отдельных членов команды и оценку их психологического комфорта в команде. Итоги диагностики позволяют подобрать методы воспитательной работы, выявить особенности личностного развития отдельных игроков и определить положение в команде каждого футболиста, т.е. выявить лидеров и игроков, подверженных чужому воздействию. Целевым назначением данного этапа является подготовка футболистов к совместному игровому процессу и определение психологической обстановки в коллективе.
  2. Основной этап. Он ориентирован на развитие сплоченности футбольной команды. Он охватывает значительный временной промежуток: от трех до девяти-десяти недель. В это время используются разнообразные упражнения, ориентированные на формирование тесного сотрудничества спортсменов, активизацию их активности, развитие стремления к продуктивному сотрудничеству, формирование интереса к игровому процессу, установление дружеских отношений и позитивного спортивного настроя.
  3. Заключительный этап. Он охватывает пару недель работы и связан с закреплением, усвоенных показателей. На данном этапе оцениваются итоги формирования сплоченности, уровень развития коллектива, изменение взаимоотношений его участников, развитие самооценки и спортивной активности футболистов.

На каждом этапе развития сплоченности спортивного коллектива применяются специальные игровые упражнения. Они позволяют повысить интерес к занятиям и достигнуть эффективности в развитии положительного микроклимата в коллективе и установления успешного сотрудничество между его участниками.

Примеры игровых упражнений на формирование сплоченности футбольной команды

Сплоченность футбольной команды развивается посредством следующих упражнений:

Рисунок 2. Упражнение "путаница". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

YouTube
Instagram

Для большинства моих ровесников футбол начинался во дворе. Старый мяч, деревья, скамейки или, на худой конец, сброшенные майки в качестве штанг ворот и вытоптанные поля дали путевку в жизнь не одному поколению игроков. В том числе великих. С тех пор многое изменилось. Во двор с мячом сегодня выходят редко, а на саму игру все чаще смотрят как на возможность оказаться по ту сторону экрана в компании Роналду, Ибрагимовича, Месси и их успешных и популярных друзей. Или увидеть там своего ребенка. В безудержном стремлении вырастить из сынишки звезду как минимум европейского масштаба родители готовы платить, а спрос неминуемо рождает предложение. Объявления о наборе в частные футбольные школы и даже академии сегодня можно встретить даже в лифтах. Зовут и подростков, и трехлетних малышей, предлагая с юных лет заложить в них основы будущего мастерства. Но не станет ли с виду многообещающая инициатива очередным насосом, пытающимся сделать бизнес на нереализованных амбициях родителей?



В списке наиболее доступных и народных видов спорта футбол всегда значился на одной из первых строчек. Однако количество тех, кто решил учить подрастающее поколение обращению с мячом, за последние годы выросло до впечатляющих размеров. Помимо традиционных ДЮСШ, даже беглый поиск выдает контакты более двух десятков частных клубов, секций и академий, разместившихся в пределах минской кольцевой. На сайтах — красочные фото юных футболистов. В описании — обещания чуть ли не с яслей начать прививать малышам любовь к футболу и закладывать фундамент головокружительной карьеры. И ценники. Посильные, но вызывающие недоумение: какой культуре паса можно научить трехлетних малышей? За что платить? Александр, тренер одной из частных футбольных школ Минска, объясняет: в столь раннем возрасте говорить о будущих победах рано, но работа с малышами обязательно даст о себе знать в будущем.

— Главное, чему мы можем научить детей в столь юном возрасте, — это дисциплина, коммуникабельность, умение работать в команде. Плюс каким-то базовым техническим навыкам. Условно говоря, если кто-нибудь из них потом захочет пойти в футбольную школу, ему уже не придется объяснять, в какой стороне ворота и куда нужно бежать. К тому же наши упражнения помогают развиваться физически.


Кто-то предлагает тренировки на искусственном газоне. Кто-то козыряет экипировкой с фирменной символикой. В комнате ожидания — телевизоры для родителей, на экранах они могут следить за первыми шагами будущих звезд футбола. Все это вкупе с активной рекламой (многие клубы имеют в штате официальных “зазывал”, распространяющих пригласительные в торговых центрах и на улицах) гарантирует устойчивый спрос. Группы наполняются быстро. Родители охотно выкладывают по 500 рублей в месяц. При этом большинство таких “групп начальной подготовки” ведут детей лишь до шести лет. Возраста, начиная с которого происходит набор в обычную ДЮСШ. И здесь, по словам руководителя РЦОП БГУ по футболу Владимира Пигулевского, кроется главный нюанс с виду стройной системы.

— В три и даже в четыре года детей просто невозможно научить футболу. Только ОФП — кувырки, прыжки. При этом, как показывают исследования, процент тех, кто в будущем остается в спорте и добивается успехов, никак не зависит от того, начал ли ребенок бить по мячу в три года или, как обычно, пришел в секцию с шести. При этом частные школы не проходят сертификацию. То есть они никому ничего не должны и в глобальном смысле ни за что не отвечают. Там, нередко, работают преподаватели, которые не имеют даже специализированного футбольного или тренерского образования. Все это напоминает команды, которые раньше собирали при ЖЭСах. Чтобы тренировать, нужно в первую очередь понимать футбол и любить детей. А кто у нас из действующих игроков после окончания карьеры хочет работать с детьми?

Оценив перспективность бизнеса, свои футбольные группы начальной подготовки в разных городах страны начали открывать многие из завершивших карьеру игроков. Среди учеников как совсем маленькие карапузы, так и те, кто решил еще годик подождать, прежде чем попытать счастья в обычной ДЮСШ. В этот ряд хорошо вписались анонсированные гастроли в Беларуси футбольной школы “Ювентуса”. Тренеры детской школы 32-кратного чемпиона Италии и двукратного обладателя Кубка чемпионов обещают заглянуть в Беларусь в конце мая. Организатором шестидневного тренировочного лагеря станет лучший футболист Беларуси XX века Сергей Алейников. За неполную неделю общения с иностранными специалистами и присутствие Алейникова родители должны будут отдать по 800 рублей. Много ли это, учитывая двухразовые тренировки, экипировку и развлекательную программу, каждый решает сам. Организаторы уверены, что группа в 50—60 человек соберется запросто. Однако Владимира Пигулевского в этой инициативе смущает отнюдь не цена вопроса:


— Подобные приезды академий в подавляющем большинстве случаев — попытка сделать деньги на громком имени. Ведь, по сути, что-то подобное можно организовать и своими силами на базе, допустим, РЦОРа. За родительские деньги привезти пяток иностранных тренеров и провести несколько занятий. Если родители согласны платить, то на этот спрос всегда найдется предложение. Такие “кемпы” или частные школы можно вообще сделать основой всего тренировочного процесса, но, став на этот путь, мы, вероятнее всего, потеряем массовость. Ее и сейчас недостаточно, а ведь именно с массовости начинается мастерство. Не нужно изобретать колесо: давайте для начала наладим работу уже существующей системы. На местах — в районах, деревнях — наладим процесс таким образом, чтобы детский футбол не зачах. А как все это назвать, дело второе. В противном же случае нет никакой гарантии, что родители, которые купились на рекламу, просто потеряют деньги, а ребенка потом придется переучивать.

В финале состоявшегося недавно в Минске турнира имени заслуженного тренера Беларуси Дмитрия Тарасова играли как раз академические команды из России. Правда, академии эти “приквартированы” к профессиональным клубам — “Краснодару” и московскому “Динамо”, а свидетельством квалификации тренеров стала игра, которая уже в 14 лет заставляла даже повидавшего все в своей футбольной жизни Дмитрия Тарасова цокать языком. К слову, идеей наладить сотрудничество с профессиональными клубами и в шесть лет передавать своих воспитанников в их структуру озаботились и некоторые белорусские “футбольные ясли”, что, по словам менеджера по развитию массового футбола Белорусской федерации футбола Виталия Крупицы, идет только на пользу общему делу:

— Появление частных школ — это плюс для нашего футбола. В первую очередь потому, что привлекает к занятиям большее число детей. Во-вторых, частные школы в большинстве случаев используют другой, отличный от государственных спортивных учреждений, современный подход к использованию футбола для привлечения ребят к занятиям спортом. При правильной работе детско-юношеские частные футбольные школы могут стать успешными бизнес-проектами, при этом у них есть возможность гармонично вписываться в существующую футбольную систему. Например, некоторые частные школы уже заключили соглашения с профессиональными клубами, которые оказались выгодны обеим сторонам. По условиям лицензирования Белорусской федерации футбола клубы высшей и первой лиг чемпионата страны должны иметь в своей структуре детско-юношеские команды, выступающие в юношеском первенстве Беларуси. Не все клубы имеют такие команды в своих структурах, и соглашения о сотрудничестве с частными школами могут стать для них выходом из ситуации. Такая система организации оказывается эффективной, но важно учитывать, что в частных школах коммерческая составляющая нередко отодвигает на второй план спортивную. Начинать тренировки предлагается даже в 3 года, хотя лет до 8 футбол вообще не стоит отделять от общего физического развития ребенка. В этом возрасте гораздо важнее дать ребенку возможность заниматься как можно большим количеством видов спорта, чтобы он был гармонично развит. Поэтому родителям стоит тщательно все обдумывать при выборе футбольной школы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.

Причины, по которым ребенок занимается определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании [2].

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:

общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;

мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности:

положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;

эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.

Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.

В мотивации ребёнка к занятиям спортом велика роль учителя физической культуры, тренера. На формирование у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом очень влияет личность тренера, его профессиональная деятельность. Соответственно важным является тщательный выбор первого тренера для дошкольника. Тренер формирует позитивное отношение к спорту, он формирует поведенческие паттерны. Тренер отвечает не только за физическую форму ребенка, но и за психологическую.

Но главным мотиватором детей все же являются их родители. И если мотивация детей достаточно изучена в научной литературе, то мотивация родителей пока однобоко описана. В основном, авторы описывают ее как стремление родителей компенсировать то, что недополучили в детском возрасте. Кроме того, часто у родителей преобладает желание гордиться своим ребенком, а также делиться его успехами с друзьями, родственниками и знакомыми.

В ноябре-декабре 2019 года нами проведено исследование мотивации родителей школьников, занимающихся в детской футбольной школе к занятиям физической культурой и спортом. Для проведения опроса родителей была разработана GOUGLE -анкета. В исследовании приняли участие 84 родителя школьников. Анкетирование прошло с 22 ноября по 20 декабря 2019 года.

Почти половина опрошенных (46%) находятся в возрасте старше 40 лет, 35% - от 30 до 40 лет.

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

Половина детей респондентов находятся в возрасте от 8 до 10 лет. Это тот возраст, когда дети уже осознанно начинают заниматься спортом. В то же время они еще достаточно подвержены влиянию взрослых. Кроме того, в этом возрасте у детей происходит частая смена интересов. Четверть детей находятся в возрасте от 5 до 7 лет. В этом возрасте дети еще не могут сами выбирать род занятий, в данной ситуации вид деятельности для ребенка определяют, в основном, родители.

Рис. 2. Ответы респондентов о возрасте занимающихся детей

У большинства детей (83%) установлен режим дня для ребенка и 73% детей данный режим дня соблюдают.

Половина опрошенных родителей являются примером для ребенка в части занятий физической культурой и спортом. Это достаточно высокий результат. Но, во-первых, это мнение родителей. Во-вторых, мы говорим о мотивированных родителях, которые осознанно три раза в неделю приводят детей на занятия в спортивную секцию.

На вопрос о причинах выбора родителями спортивного заведения для детей ответы распределились следующим образом (рис. 4):

При выборе тренера родители прежде всего ориентируются на наличие опыта работы с детьми и квалификацию тренера (рис. 5). Это подтверждает тот факт, что детский тренер должен совмещать в себе талант педагога и наличие определенных методик для воспитания спортсмена. Он должен глубинно знать структуру спортивной деятельности, а также он должен владеть педагогическим инструментарием (нагрузка, беседы, взаимодействия).

При оценке полезности занятий физической культурой и спортом большинство родителей сделали упор на факторы укрепления здоровья ребенка и получение им дополнительных навыков и способностей (рис. 6). Таким образом, родители подтверждают стремление развивать ребенка через занятия спортом, а также находят их полезными не только с точки зрения получения дополнительных навыков, но и укрепления здоровья ребенка.

Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что родители, отдавая детей в спортивную секцию заботятся о его здоровье и развитии. Для этого они выбирают комфортные с точки зрения занятий спортивные школы с грамотным квалифицированным тренерским составом, имеющим педагогический подход к детям. В своем выборе родители ориентируются на желание ребенка.

Бороздина Л. В. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи: авторская разработка психодиагностической схемы: учебно-методическое пособие / Л. В. Бороздина. - Москва: Акрополь, 2012. - С. 54.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург.: Питер, 2000. — 415–476 с.

Читайте также: