Общекультурные компетенции в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

2 Условия возникновения, становления опыта Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

5 А.В.Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетенций: 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования.

6 Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

7 Адресность опыта Данный опыт работы может быть использован учителями начальной школы на уроках, педагогическая деятельность которых направлена на формирование ключевых компетенций.

8 Технология опыта Цель - способствовать формированию ключевых компетенций на уроках в начальной школе. Задачи: изучить теоретические аспекты по проблеме; изучить теоретические аспекты по проблеме; поиск средств и методов развития ключевых компетенций учащихся; поиск средств и методов развития ключевых компетенций учащихся; проанализировать работу по формированию ключевых компетенций у детей средствами диагностики. проанализировать работу по формированию ключевых компетенций у детей средствами диагностики.

9 Дидактические требования: Чёткое формирование образовательных задач Чёткое формирование образовательных задач Определение оптимального содержания урока Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

10 Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей Учёт возрастных особенностей

11 Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональный Урок должен быть эмоциональный Темы и ритм урока должен быть оптимальным Темы и ритм урока должен быть оптимальным Полный контакт учителя и учащихся. Полный контакт учителя и учащихся. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Смена видов деятельности Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика. Обеспечение активного учения каждого ученика. Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса

12 Требования к гигиене урока: Температурный режим Температурный режим Проветривание Проветривание Освещение Освещение Предупреждение утомления Предупреждение утомления Чередование видов деятельности Чередование видов деятельности Физкультминутка Физкультминутка Правильная рабочая поза учащихся. Правильная рабочая поза учащихся. Соответствие роста школьной мебели. Соответствие роста школьной мебели.

13 Формируются компетентности, если: Обучение носит деятельностный характер. Обучение носит деятельностный характер. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).

17 Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии. Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п. Упражнения творческого характера. По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ. В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

23 Результативность В ходе исследования диагностировалось: - сформированность общеучебных навыков и учебных действий; - сформированность общеучебных навыков и учебных действий; - сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения; - сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения; - сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация). - сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование компетентностей учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из- за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.

  • Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.
  • Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.
  • Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
  • Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Таким образом, компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

В конце обучения начальной школы 4 классники должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже, каждая из которых имеет свой результат.

Вид образовательной компетенции

Ценностно –

смысловые

Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций,

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Учебно – познавательные

Ставит цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель,

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей УПД,

Задавать вопросы, ставить познавательные задачи,

Описывать результаты, формулировать выводы.

Социокультурные

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

владеть эффективными способами организации свободного вре­мени;

иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, много­культурном, многоконфесеиональном обществе;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др

Коммуникативные

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

Информационные

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет,

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

владеть навыками использования информационных устройств,

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровье сберегающие

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно — познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности - организация учебно — познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей.

Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на
необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного
процесса. Поощрение, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.

Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.

Успех обучения зависит от средств наглядности: таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения. Это обеспечивает вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание, мышление детей.

Существует в педагогическом процессе много активных методов обучения. Сейчас мы подробно познакомимся с активными методами обучения на уроках математики и логики в начальной школе и предшколе.

Для эффективности учебно- познавательной деятельности учеников и формирования у них ключевых компетенций, предлагаем, советы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.

В настоящее время отмечается духовный кризис в нашем обществе: утрата прежних нравственных ценностей, обретение новых (жестокость, вещизм и др.). В связи с этим проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, безысходность, отчаяние.

По мнению О.Н. Ярыгина существенными признаками компетентности является уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);

- диапазон и широта знаний и умений; способности выполнять специальные задания;

- способность рационально организовать и планировать свою работу;

- способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии организации и условий деятельности) [6].

Единого согласованного перечня ключевых компетенций в мировой педагогике не существует. В научной литературе имеются различные перечни таковых. В соответствии с одним из них компетентность включает следующие аспекты:

- смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

- проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

- коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Очевидно, что формирование ключевых компетенций начинается с детства. И наиболее продуктивным в этом отношении является младший школьный возраст.

Общекультурная компетенция – предполагает знание учеником особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, а также культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций, влияния науки и религии на человека и мир в целом [5].Таким образом, общекультурная компетенция представляет собой совокупность умений, знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении.

Целью школьного образования в области формирования общекультурной компетенции, на наш взгляд, является: достижение уровня компетенции, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

При всем этом, мы не должны отклоняться от Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.12.4 Основы духовно-нравственной культуры народов России.) в соответствии с которым ребенок должен обладать следующими основами:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни [4].

Существует множество способов формирования общекультурной компетенции. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Общеобразовательная задача заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

- в сфере науки, религии;

- досуговой и многих других.

Формирование общекультурных компетенций младшего школьника является важным звеном воспитательной работы. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей, овладение социальными нормами. Расширение культурно-образовательного пространства в начальной школе осуществляется за счет использования различных источников культуры. Формирование общекультурной компетенции будет обеспечивать не только функцию социально-культурного просвещения, но и вовлечение учащихся младших классов в культурную деятельность. Которая будет способствовать обогащению знаний о культуре, трансформацию этих знаний в нравственно-этические убеждения, нормы м принципы духовной жизни.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Учительская газета. - 2002. - №31.

2. Ожегов С.И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990. - с 1992.

3. Пуйлова М. А. Актуальные проблемы общекультурной подготовки выпускников школ. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2009. - № 2. – 412 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение. - 2010 - 31с.

Вопрос о ключевых компетенциях, стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальной эта проблема стала сейчас в связи с модернизацией российского образования. Пристальному вниманию уделяется формирование общих компетенций.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности. Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Приоритетной считается воспитательная работа. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.
Усилия педагога по воспитанию и обучению ребят в рамках работы учреждения ДО напрасны, если эти действия не будут поддержаны самой жизнью. В настоящее время, решая конкретные педагогические проблемы, задачи, организуя воспитательную работу с детьми педагоги, вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как сделать ребят любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. В дополнительном образовании педагогу открываются возможности неограниченного творчества и фантазии, а детям дается возможность раскрытия и реализации собственного потенциала, который порой остается незамеченным на традиционных уроках и мероприятиях.

Преимуществом таких форм ведения мероприятий является:
- Необычность и занимательность содержания, формы и действия;
- получением практического или общественно значимого знания;
- ориентацией на обязательную личную познавательную или практическую роль каждого участника;
- положительный эмоциональный настрой детей.

Такая форма работы очень эффективна. На таких мероприятиях обучающиеся могут приблизится к жизни и реальной ее действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, так как нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм воспитательных мероприятий можно решить проблему организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Традиционно воспитательная работа в объединениях осуществляется по направлениям:
1. духовно-нравственное воспитание;

2. гражданско-патриотическое воспитание;
3. учебно-исследовательская деятельность;
4. формирование здоровьесберегающего пространства;
5. профилактика асоциальных явлений;
6. профессиональное воспитание.

Планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Внесение элементов соревновательности, а также участие детей сначала в качестве артистов, затем – в качестве зрителей делают их мобильными, порождают стремление обучающихся максимально проявить свои таланты, повысить статус в глазах сверстников, стимулируют массовость художественного творчества обучающихся, развивают в детях чувство сопереживания, умения радоваться успехам - своим и сверстников.

Методы осуществления воспитательных мероприятий достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания мероприятия можно использовать:
- игровые методы,
- упражнения,
- обсуждения,
- создание, проигрывание и анализ ситуаций,
- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
- театрализации

Любая программа может быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
- осмысление детьми (в рамках своего возраста) свободного времени как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от занятий время;
- изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- изменение атмосферы на основе массового участия детей в совместных воспитательных мероприятиях;
- формирование традиций

Отслеживание результатов реализации воспитательных мероприятий можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ обучающихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников.

Таким образом, правильно разработанные и полноценно реализованные воспитательные мероприятия могут содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Современность привносит в воспитательный процесс постоянные коррективы, но система дополнительного образования готова принимать вызовы действительности и находится в постоянном поиске продуктивных воспитательных технологий, потому, что воспитание не терпит небрежности.

Читайте также: