Образовательные отношения в доу

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОЖИЗНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

403013 Волгоградская область, Городищенский район, п.Областной с/х опытной станции, ул.Дачная 62-а, тел.(884468) 4-34-78, Email : ngberezka @ yandex . ru

Взаимодействие всех участников образовательных отношений ДОУ, как условие их эффективной деятельности в условиях введения профстандарта педагога и ФГОС ДО.

Выполнила: старший воспитатель

Ларионова Ирина Фёдоровна

Обоснование темы (актуальность проблемы).

Сотрудничество и партнёрство с семьей – обязательное требование ФГОС ДО и профессиональных стандартов. Ребёнок не является объектом оценки и измерения, а будет стандартом поддержки разнообразия детства, развития и возможностей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только его питанием, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе?

Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь понять его индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Педагогу необходимо терпение в постоянном поиске путей решения этой проблемы.

Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях, в семьях, где дети находятся под опекой. Работу с семьями начали с проблемно-ориентированного анализа. Изучение проходило по нескольким направлениям:

Контингент родителей неоднороден по составу, целям и приоритетам в воспитании. На отношения детей и родителей влияет тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили их отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье. Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.

Взаимоотношения педагогов детского сада и родителей одна из самых сложных проблем. Изменившаяся современная семья заставляют искать новые формы взаимодействия, определять содержание и развитие профессиональной компетентности воспитателей в общении с родителями. Только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Не все родители осознают важность сотрудничества, многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад, тем самым пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — просмотр мультфильмов. При выборе форм работы с родителями мы учитываем тип семьи (её сущностные характеристики) и стиль семейных взаимоотношений.

Следует учитывать, что процесс вовлечения родителей в образовательную деятельность сопровождается рядом рисков, среди которых: отсутствие у многих педагогов навыков организации взаимодействия с родителями; неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей; не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей, их интересы; недостаток разработки специальных технологий вовлечения родителей в деятельность детского сада. В связи с этим профессиональная (коммуникативная) компетентность педагога является основой для эффективной работы по решению данной проблемы.

Главные приоритеты педагогов и родителей сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Цель методической работы: Определение содержания и средств развития профессиональной компетентности воспитателей в общении с родителями.

Построение методической работы по взаимодействию родителей и педагогов в образовательном процессе предполагает решение следующих задач :

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- привлечь родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы в рамках внедрения ФГОС ДО;

-способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

hello_html_541dc733.jpg

Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания дошкольников, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эти изменения выражается в различных терминах: рост, развитие, актуализация, интеграция. Через сплочение совместных усилий родителей, воспитателей и педагогов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития дошкольника.

Принцип взаимодействия молодых воспитателей с родителями строится на ежедневном доброжелательном стиле общение, на создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи. Человеческое умение успокоить маму и папу, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в сложных педагогических ситуациях. Молодому педагогу стоит уделять внимание овладению педагогическими приемами и технологиями. Проведение разнообразных конкурсов, проектов позволяет укрепить взаимодействие молодого воспитателя с семьями воспитанников и активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Этапы реализации

Формы и методы работы

I этап - Информационно – аналитический

(первая половина учебного года)

-формирование общественного мнения о необходимости организации совместной работы ДОУ и семьи;

-формирование банка данных социальных характеристик семей;

-изучение потребностей родителей в участии жизнедеятельности ДОУ;

-изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями с соответствии с требованиями ФГОС ДО и профстандартом;

- выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения;

-подбор методической литературы.

- анкетирование родителей на предмет социального заказа;

- консультации и опросы;

- написания родителями мини – сочинения.

- составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, стиля жизни, социального статуса);

-оформление стендов и другой наглядной агитации;

-пополнение информации на сайте детского сада (введение подразделов группы, методическая работа, советы специалистов);

Практический

(учебный год)

-установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;

- создание творческих, инициативных групп по разработке проектов, новых технологий сотрудничества с родительской общественностью;

-формирование мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения;

-повышение уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя, развитие творческого потенциала, формирование нового педагогического мышления;

-повышение престижа профессии педагога, имиджа учреждения.

-открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей;

-маршруты выходного дня;

-дни открытых дверей;

-лекции, тренинги, дискуссии;

-клубы интересных встреч, тематические встречи;

-творческие и исследовательские проекты;

-участие родителей в благоустройстве участка;

-развлечения и праздники;

-совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей.

аналитический

(конец учебного года)

-определить результативность работы социального партнёрства ДОУ с родителями воспитанников;

-апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка;

- содействие повышению профессионального мастерства молодых педагогов через организацию конкурсов и проектов с родителями;

- изучить эмоциональную комфортность и удовлетворенность ребенка в едином образовательном пространстве семьи и детского сада;

-анкетирование и опросы по удовлетворению запросов родителей;

- определение эффективности работы педагогического коллектива;

- определение эффективности работы с молодыми воспитателями;

Уверены: участие родителей в педагогическом процессе, включающем физическое, социально - нравственное, художественно - эстетическое, интеллектуальное развитие дошкольников, необходимо – они первые и главные свидетели роста и развития своих детей. Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни дошкольника в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании ребёнка во многом определяется тем, как воспитатель сообщает о событиях жизни ребенка в детском саду.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребёнка, показывая его рисунок, обращая внимание на их достоинства, педагог приучит родителей правильно реагировать на них.

Регулярно сообщать родителям всю информацию о содержании НОД и достижениях детей, педагог помогает родителям быть более внимательным к развитию детей и осознать свою роль в этом.

Жалуясь на плохое поведение ребёнка, педагог мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Сводя общение с родителями до минимума воспитатель не может расположить их к диалогу и тем самым в конце концов лишает учреждение родительской поддержки.

Избегая общения с родителями, педагог вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к детскому саду.

Родители должны видеть результаты творчества детей, слышать о своём ребёнке позитивное, и встречали доброе отношение воспитателей. Понятно, что требовать от уставшего за день человека, будь то родитель или воспитатель, уравновешенного и доброго чувства по отношению друг к другу трудно, но, наверно, устаём мы во многом ещё и оттого, что мало испытываем за день добрых чувств. А это во многом зависит от нас самих.

В результате проделанной педагогами дошкольного учреждения работы по развитию социального партнерства ДОО и семьи было выявлено следующее:

1. Активизация включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения, в субъект- субъектное образовательное взаимодействие.

2. Повысилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, возросло доверие к дошкольному учреждению. Это ярко проявилось как в количественном росте числа воспитанников детского сада, так и в расширении участия родителей в жизни детского сада.

3. Повышение педагогической компетентности у родителей.

4.Формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых ориентаций у педагогов дошкольного учреждения и родителей, создание единого образовательного пространства для ребенка.

5. У чет индивидуальности ребенка . Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса , внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы в рамках внедрения ФГОС ДО ;

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат – будьте уверены- обязательно будет!

Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнёрства с семьёй.

Слайд 3. Модель взаимодействия участников (субъектов) образовательных отношений ДО

В условиях реализации новых нормативно-правовых подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) детей.

Основная цель сотрудничества с семьей – объединение усилий семьи, ДОУ и социума в образовании детей раннего и дошкольного возраста на основе установления доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, объединение их в одну команду.

Основные задачи сотрудничества с семьей –

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного образования;

- установить партнерские отношения с учреждениями социума;

- создать условия для комфортной продуктивной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках сотрудничества (создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки);

- создать условия для повышения психолого – педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;

- расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Слайд 5. Активность родителей (график).

Большая проблема возникает при вовлечении родителей в единое образовательное пространство. Работу в данном направлении в дошкольном отделении осуществляем через: повышение педагогической культуры родителей, непосредственное вовлечение родителей в деятельность ДО, совместную работа по обмену опытом.

При организации работы с родителями осуществляем дифференцированный подход, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДО.

Для того чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений в группах устанавливаются партнерские отношения, создается атмосфера взаимопонимания, общности интересов, поддержание положительного опыта воспитания и развития детей.

Работа с родителями осуществляется в различных формах взаимодействия :

- презентация дошкольного образовательного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах, работе специалистов (психолог, музыкальный руководитель).

- нетрадиционные формы организации родительских собраний : Родительский Всеобуч, игровой практикум.

- большое распространение получили в группе мастер-классы. Родители с удовольствием делятся своими увлечениями, помогают воспитателям в подготовке к праздникам 8 Марта, Новый год, изготавливая на мастер-классах украшения для группы.

- Дни открытых дверей, позволяют родителям познакомиться с работой всего коллектива ДО, увидеть, как строятся образовательные отношения и самим предстать в роли воспитателей, помощников воспитателей.

Родители получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать поведение и умение своего ребенка с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;

- проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

- Родительская конференции с активным участием родителей в обсуждении вопросов воспитания и развития детей;

- организация совместной трудовой деятельности;

- участие в фотоконкурсах и фотовыставках;

-традиционные формы работы: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, наглядная пропаганда.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Профессиональная компетентность педагога играет огромную роль в организации плодотворной работы с родителями, повышении качества образования.

Слайд 14, 15. С целью повышения педагогической компетентности педагогов, статуса педагогического работника в дошкольном отделении №11 ведётся целенаправленная работа. В соответствии с Положением о педагогическом портфолио воспитатели ДО оформляют папки, содержащие материалы педагогической деятельности. Слайд 16, 17. Педагоги ведут работу по самообразованию; распространяют опыт работы через участие в работе Городских методических объединений, участвуют в творческих и профессиональных конкурсах; в профессиональных сетевых интернет-сообществах; публикуют материалы в сети Интернет. Все педагоги прошли курсы профессиональной переподготовки, регулярно проходят курсы повышения квалификации.

Слайд 18, 19. А так же делятся опытом своей работы:

Педагоги ДО №11, не только сами постоянно повышают профессиональный уровень, но и обучают студентов Прохладненского многопрофильного колледжа. Проведены 6 учебных практик по теории и методике развития речи, экологическому воспитанию дошкольников, организации творческих игр в ДО, на которых воспитатели продемонстрировали открытые просмотры, практикумы, тренинги и викторины для будущих специалистов – дошкольников.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава дошкольного отделения №11 можно отнести готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Вид ДО №11 - общеразвивающий, с приоритетным направлением – социально – личностное развитие детей в разных видах деятельности.

В связи с этим одной из функций детского сада является обеспечение базы для осуществления этого процесса.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Слайд 29.

Задачи взаимодействия ДО с социумом :

- привлечение внимания социальных структур к работе ДОУ

- участие в творческих мероприятиях

- социализация ребёнка за пределами ДО и семьи, повышение культурного уровня детей (посещение театра, библиотек и др.)

- формирование единого информационного пространства; опыт ведения диалога и полилога в интересах семьи, ДО и социума;

В ближайшем окружении от детского сада находятся: Гимназия №6, Центр детского творчества, Историко – краеведческий музей г. Прохладного, библиотека им. Маяковского, Школа искусств, городской парк и стадион, детская спортивная школа, почта, Дом культуры.

Такое удобное расположение даёт нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные проекты, акции, мероприятия социального характера.

Наши дети круглогодично имеют возможность посещения учреждений культуры г. Прохладного.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями, как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду.

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям) : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Слайд 35. Освоение образовательной программы

Слайд 36. Готовность выпускников к обучению в школе

Слайд 37 – 45. Воспитанники дошкольного отделения №11 принимают активное участие в конкурсах. За три года воспитанники и педагоги приняли участие и стали призерами 95 Всероссийских и Международных конкурсов.

Главным результатом деятельности дошкольного отделения № 11 считаем:

создание в дошкольном отделении №11 атмосферы психологической комфортности, творчества, сотрудничества детей и взрослых для успешного, всестороннего развития каждого ребенка;

для детей созданы необходимые условия для того, чтобы вызвать положительное отношение к себе, детскому саду;

есть признание и востребованность социума, удовлетворённость родителей воспитанников качеством обучения и воспитания их детей.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников

1. Общие положения



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Возникновение образовательных отношений

2.1. Основанием возникновения образовательных отношений является приказ заведующего ДОУ о приеме ребенка в детский сад.
2.2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счёт средств физических и (или) юридических лиц изданию приказа о приёме лица на обучение в ДОУ предшествует заключение договора об образовании.
2.3. Возникновение образовательных отношений в связи с приемом ребенка в дошкольное образовательное учреждение на обучение по образовательным программам дошкольного образования оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденным Положением о порядке приема, перевода и отчисления воспитанников ДОУ, утвержденными приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2.4. Права и обязанности воспитанника, предусмотренные законодательством об образовании и локальным нормативным актом детского сада, возникают у лица, принятого на обучение, с даты зачисления в дошкольное образовательное учреждение.
2.5. При приеме в дошкольное образовательное учреждение заведующий обязан ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право осуществления образовательной деятельности, образовательными программами, реализуемыми в детском саду и другими документами, регламентирующими организацию образовательных отношений.
2.6. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка, в том числе через официальный сайт образовательной организации, с указанными документами фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.
2.7. Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Родители (законные представители) имеют право выразить свое согласие или несогласие на размещение фото- и видеоматериалов, комментариев и т.п., с информацией по организации образовательной деятельности с участием их ребенка, не противоречащим действующему законодательству, на официальном сайте ДОУ, в СМИ и т.п.
2.8. Прием в дошкольное образовательное учреждение осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

3. Договор об образовании

3.1. Между дошкольным образовательным учреждением в лице заведующего (либо лице, его замещающем) и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего воспитанника заключается договор об образовании. В обязательном порядке договор об образовании заключается при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг). Заключение договора об образовании (Договора об оказании платных образовательных услуг) предшествует изданию приказа о приеме ребенка для обучения в ДОУ.
3.2. Договор об образовании (договор об оказании платных образовательных услуг) заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых находится в детском саду, другой передается родителям (законным представителям) несовершеннолетнего лица.
3.3. В договоре об образовании указываются основные характеристики предоставляемого образования (образовательной услуги), в том числе вид, уровень и (или) направленность дополнительной образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), форма получения образования и форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), права, обязанности и ответственность сторон.
3.4. В договоре об оказании платных образовательных услуг указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается.
3.5. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте детского сада в сети Интернет на дату заключения договора.
3.6. Договор об образовании не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий воспитанников, по сравнению с установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и воспитанников или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, то такие условия не подлежат применению.
3.7. В договоре указывается срок его действия.
3.8. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут в порядке, установленном действующим законодательством.
3.9. Форма договора об образовании устанавливается дошкольным образовательным учреждением.

4. Прием на обучение в образовательную организацию

4.1. Прием на обучение в дошкольное образовательное учреждение регламентируется Положением о порядке приема, перевода и отчисления детей в ДОУ в части, не урегулированной законодательством об образовании.
4.2. Прием на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица в образовательной организации регламентируется Положением об оказании платных образовательных услуг в детском саду.



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

5. Изменение образовательных отношений

5.1. Образовательные отношения изменяются в случае изменений условий получения воспитанниками образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе дошкольного образования, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей воспитанника, родителей (законных представителей) и дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе несовершеннолетнего воспитанника по их заявлению в письменной форме, так и по инициативе ДОУ.
5.3. Решение об изменении формы получения образования или формы обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органа опеки и попечительства.
5.4. Основанием для изменения образовательных отношений является приказ, изданный заведующим ДОУ или уполномоченным им лицом.
5.5. Если с родителями (законными представителями) воспитанника заключен договор об образовании, приказ издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор. Изменения, внесенные в договор, вступают в силу после издания приказа заведующего ДОУ об изменении образовательных отношений или с иной указанной в нем даты.

6. Приостановление образовательных отношений

  • продолжительная болезнь;
  • длительное медицинское обследование или болезнь воспитанника;
  • иные семейные обстоятельства;
  • по инициативе ДОУ (карантина, проведения ремонтных работ).

7. Прекращение образовательных отношений

  • в связи с получением дошкольного образования (завершением обучения);
  • по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника, в том числе в случае перевода воспитанника для продолжения освоения образовательной программы, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли воспитанника или родителей (законных представителей) или ДОУ, в том числе в случае ликвидации дошкольного образовательного учреждения.

7.2. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств перед детским садом.
7.3. Основанием для прекращения образовательных отношений является приказ заведующего ДОУ об отчислении или переводе воспитанника.
7.4. Права и обязанности воспитанника, предусмотренные действующим законодательством и локальными нормативными актами детского сада, прекращаются с даты его отчисления.
7.5. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
7.6. Если с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего воспитанника заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании приказа об отчислении воспитанника из детского сада.
7.7. Основания и порядок отчисления воспитанника из дошкольного образовательного учреждения регламентируется Положением о порядке приема, перевода, отчисления и восстановления воспитанников ДОУ.
7.8. ДОУ в случае досрочного прекращения образовательных отношений по основаниям, не зависящим от воли организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязано обеспечить перевод воспитанников в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность и исполнить иные обязательства, предусмотренные договором об образовании.
7.9. В случае прекращения деятельности ДОУ, а также в случае аннулирования у нее лицензии на право осуществления образовательной деятельности, учредитель дошкольного образовательного учреждения обеспечивает перевод воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение о порядке оформления образовательных отношений является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетних воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Я, _____________________________________ (ФИО), являясь законным представителем несовершеннолетнего __________________________________ (ФИО воспитанника), прошу приостановить образовательные отношения между __________________________________ (наименование дошкольного образовательного учреждения) и воспитанником__________________________________ в связи с _______________________ ___________________________________ на срок ___________________.


"___"__________202__г. ____________ ___________________________________



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г


скачать: Документация по Пожарной безопасности в ДОУ
38 документов с учетом законов на 8 сентября 2021 года!

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

Информация об изменениях:

Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N 31

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ*(3).

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания*(4) детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Читайте также: