Образовательная среда сельской школы

Обновлено: 08.07.2024

В современном мире школа влетела в информационно-насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые новые закономерности. Успешно жить в этом мире можно только освоив цифровые технологии, представляющие собой не просто новые информационные инструменты для старых задач, а новую среду, новый способ мышления.
В связи с отдаленностью сельская школа встречает некоторые трудности в построении цифровой образовательной среды, нежели чем в городской школе.А также доступ сельских школьников к современным IT-паркам. Чтобы решить эту проблему, мы реализовали цифровую образовательную среду в своей школе.

Оценить 4676 0

Цифровая образовательная среда в сельской школе

В современном мире школа влетела в информационно-насыщенный мир, в котором действуют ранее не знакомые новые закономерности. Успешно жить в этом мире можно только освоив цифровые технологии, представляющие собой не просто новые информационные инструменты для старых задач, а новую среду, новый способ мышления.Традиционным источником информации при обучении были учитель и учебник. Сегодня информация лезет изо всех щелей. Проблема не получить ее, а фильтровать лишнее. На этом фоне учитель как носитель информации выглядит бледно, и учебник потерял свое значение. Как источник он отстает от потока информации вокруг, а как навигатор уступает информационным системам. Современный учитель иначе формирует уроки - с переносом активности на ученика, проявляемые в выполнении конкретных заданий. Для этого нужно построить эффективную среду. Гибкость и открытость современных цифровых технологий должны обеспечить возможность формирования каждым учеником собственной среды для поддержки индивидуальной образовательной траектории – удобным образом объединять возможности сред разных образовательных организаций, а не вынуждать переключаться между ними.

В связи с отдаленностью сельская школа встречает некоторые трудности в построении цифровой образовательной среды, нежели чем в городской школе. А также доступ сельских школьников к современным IT -паркам.

Объект исследования: цифровая образовательная среда

Предмет исследования:цифровая образовательная среда в сельской школе

Цель:внедрение цифровой образовательной среды в сельской школе

1. Реализация современного кабинета.

2. Установка цифровых технологий педагогами и школьниками.

3. Формирование практических навыков школьников и педагогов в работе с новыми технологиями.

Новизна: реализация современного кабинета в сельской школе на примере Тулунинской агропрофилированной школы

Теоретическая значимость: вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество, ранняя профориентация.

Практическая значимость: использование продукции на уроках, на выставках и для продажи.

Глава 1. Цифровая образовательная среда

В этих условиях на федеральном уровне начинается новый виток развития цифровых инструментов для сферы образования. Поэтому показалось важным снова заявить о манифесте. Поскольку сам манифест оформлен как компактный набор тезисов, в формате статьи полезно уточнить ряд организационных принципов и подходов к построению полезной людям цифровой среды.

Подходы к построению

Ключевой принцип для эффективной информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Построение эффективной среды является ключевым условием эффективного цифрового образования. Среда должна отвечать задачам цифрового общества– создавать условия широкого выбора для образовательного запроса, для гибкой его коррекции при формировании индивидуальной образовательной траектории по мере необходимости. Среда должна предлагать разнообразный инструментарий:

для самостоятельного изучения и/или с помощью наставника,

для оперативной и доброжелательной обратной связи,

для широкой межличностной кооперации без возрастных барьеров.

Построение такой среды невозможно в логике жестких стандартов и централизованных ограничений. Динамика современного общества требует открытой конкуренции. Для открытой конкуренции нужны простые контурные правила включения новых образовательных продуктов и услуг в цифровой среде и выхода из нее старых. Ограничения должны быть минимальными и только в тех ситуациях, без которых слишком высоки риски.

Ключевой инструмент формирования среды как открытой экосистемы – стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами в ее составе. Гибкость и открытость современных цифровых технологий должны обеспечить возможность формирования каждым учеником собственной среды для поддержки индивидуальной образовательной траектории – удобным образом объединять возможности сред разных образовательных организаций, а не вынуждать переключаться между ними.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Организационные принципы построения цос

Единство – согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.

Открытость – свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.

Доступность – неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством интернета, независимо от способа подключения.

Конкурентность – свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.

Ответственность – право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.

Достаточность – соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.

Полезность – формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

расширение возможностей построения образовательной траектории

доступ к самым современным образовательным ресурсам

растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мираДля родителя:

расширение образовательных возможностей для ребенка

снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования

повышение прозрачности образовательного процесса

облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации

снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации

повышение удобства мониторинга за образовательным процессом

формирование новых возможностей организации образовательного процесса

формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий

формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика

облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика

повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ

расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса

снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации

расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

автоматизация мониторинга за образовательным процессом

оптимизация коммуникации со всеми участниками

оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур

повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия

возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия

сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота

рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору

рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий

снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети

повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации

повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов

повышение прозрачности образовательного процесса

оперативность мониторинга за результатами

Критерии успеха цос

сокращение бюрократического аппарата,

снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций,

рост трафика добровольного использования ЦОС, прежде всего учениками.

Глава 2. Внедрение цифровойобразовательной среды в Тулунинской школе

2.1. Реализация современного кабинета

В 2018 году к 85-летию родной школы за счет внебюджета реализовали кабинет.

2.2. Интерактивный глобус

Интерактивный глобус с голосовым сопровождением повышает эрудицию и интерес в области географии, истории, биологии, астрономии. Для этого достаточно взять в руку умную ручку-указку и, коснувшись ей любой страны на глобусе, получить массу полезной информации. Обзоры всех стран, столицы, города, климат, время, история, язык, количество населения, гимны, валюта, флаги государств мира и Российской Федерации и многое другое. Кроме того, эти умные глобусы имеют выдвижную интерактивную карту России для изучения субъектов федерации. Многочисленные игры для игроков от одного до четырех человек. При этом, информацию умного говорящего глобуса регулярно можно обновлять через сеть Интернета. Также можно установить программу на одном из иностранных языков и для разных возрастных категорий.

Глобус имеет интерактивный иллюстрированный красочный буклет, с помощью которого можно получить ещё больше информации, касаясь всё той же умной ручкой-указкой картинок в буклете: о животных, птицах, рыбах и зонах их обитания, кулинария, достопримечательности, памятники, изобретения, динозавры, мировая история.

Глобус при включении подсветки переходит в режим Звездного Неба и можно получить полную информацию о звездах и созвездиях и многое другое по астрономии.

Эти глобусы позволяют использовать перспективную 3D AR Технологию и OID (Оптическую Технологию Считывания), чтобы представить интерактивное обучение в полном объеме при помощи вашего смартфона или планшета.

2.3. Цифровой микроскоп

Цифровой микроскоп - это микроскоп, к которому можно подсоединять фото- или видеокамеру посредством адаптера, что позволяет анализировать полученные изображения на компьютере, сохранять и передавать результаты, исследовать объекты, как в микроскоп, так и непосредственно на экране монитора, а так же продемонстрировать их для широкой аудитории с помощью проектора.

Достоинствами цифровых микроскопов является:

возможность использования компьютерных методов анализа и редактирования изображения;

сохранение промежуточных и конечных результатов исследований;

возможность без дополнительных трансформаций микроскопа производить наблюдения как визуально, так и на экране монитора, спроецировать при помощи проектора;

возможность передачи результатов исследований на расстояния.

Программное обеспечение, идущее в комплекте, позволяет управлять фото- и видеосъёмкой, сохранять и обрабатывать полученные изображения, создавать учебные фильмы на основе собранного материала. Если время на уроке не позволяет провести наблюдения, учитель может заранее подготовить снимки или видеоролик и использовать их на уроке.

Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:

повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;

проведение лабораторных и практических работ на уроках индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ-насыщенной среде;

изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;

расширение арсенала доступных технических средств ведения урока как стимулирование учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.

2.4. 3 D принтер

3D-печать — это мощный образовательный инструмент, который может привить ребёнку привычку не использовать только готовые модели, но творить самому. Вот две основные выгоды, которые имеет образование от появления новой технологии:

Изучение технологии 3D моделирования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных методах геометрического моделирования, их преимуществах и недостатках, областях применения, способах задания и представления геометрической информации на ПК;

овладение умением строить трехмерные модели, визуализировать полученные результаты;

формирование навыков использования систем трехмерного моделирования и их интерфейса, применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

2.5. Сенсорный стол

Интерактивные столы – это эффективное средство для обучения детей. Такой стол отлично подойдет для установки в школах, на различных тренингах, лекциях и семинарах.

сделать обучение более результативным, интересным и увлекательным;

быстро делиться и обрабатывать необходимую для занятий информацию;

показывать и просматривать мультимедийные презентации;

играть в обучающие игры, подавать информацию различными способами;

проводить тестирования и коллективные работы.

Сенсорный стол – уникальная система обучения

Такой стол представляет собой большой сенсорный экран, который поддерживает более 10 одновременных касаний. С его помощью можно отображать любую мультимедийную информацию, устанавливать необходимое для проведения занятий ПО.

Вариантов использования мультитач стола в учебном процессе множество. Такой стол может преобразиться в чертежную доску, виртуальную лабораторию, в географическую карту с легко изменяющимся масштабом и многое другое.

Интерактивная поверхность позволяет проводить любые эксперименты, лабораторные и практические работы. К примеру, собирать и включать электрические схемы, наблюдать за показаниями приборов и даже проводить виртуальные химические опыты.Это пригодиться тогда, когда показать эксперимент не представляется возможным, недоступны необходимые материалы и приборы или же требуется наглядно показать опыт большому количеству учащихся.

Сенсорный стол станет отличным помощником при изучении гуманитарных наук: истории, литературы, а также языков. С помощью интерактивной подачи информации, материал будет запоминаться быстро и эффективно.

С помощью сенсорного стола хорошо усваиваются навыки совместной работы. Поддержка 10 и более касаний и сопряженность с другими компьютерами открывает ученикам и учителю новые возможности для совместной работы и учебы.

Работа может происходить в паре, а также в группах, при этом каждый ученик может выполнять свою часть работы, приближая команду к поставленной цели

В 2018 году реализовали цифровую образовательную среду в Тулунинской агропрофилированнной школе за счет внебюджета школы.

Вместе педагоги и школьники установили цифровые технологии.

Формировали практические навыки школьников и педагогов в работе с новыми технологиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная среда малочисленной сельской школы и ее условия развития.

Сельская малочисленная школа продолжает играть важнейшую роль в системе образования, в общественной и производственной жизни села, являясь одним из центров культуры для всех её жителей.

Сегодня становится ясно, что организация обучения в малочисленной сельской школе имеет свою специфику, не позволяющую ей эффективно функционировать, опираясь на традиционную модель организации процесса обучения.

Наш коллектив проводит работу по проектированию новой образовательной и культурной среды как многомерного пространства, адекватного становящимся потребностям детей и взрослых села.

Важным фактором формирования образовательного пространства мы считаем взаимодействие всех его компонентов. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи социального становления личности. Проектирование такого многофакторного взаимодействия и представляет собой конструирование педагогически целесообразного инновационного образовательного пространства современной сельской школы.

Образовательная среда школы - это совокупность целенаправленных образовательных пространств: адаптивно-развивающего образовательного пространства начальной школы (на основе здоровьесберегающей доминанты); информационно-деятельностного пространства школы (на основе множественности видов деятельности).

Образовательная среда сельской малочисленной школы – это многомерное пространство, позволяющее учиться, продуктивно общаться, делать выбор и адекватно оценивать свою результативность.

Главная функция образовательной среды школы — расширение возможности творческой личности, стимулирование ответственности за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, постановка ее в позицию субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.

В содержании деятельности школы приоритетными являются:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, семьями в социуме.

Основные механизмы средового влияния заключаются в следующем:

образовательная среда создает пространство возможностей для видов деятельности, создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора того, который оказывается ближе всего растущему человеку.

Наше общеобразовательное учреждение оснащено компьютерной техникой, имеющей выход в Интернет, что привело к базе создания информационно-развивающей среды в сельском социуме . Это направление деятельности мы рассматриваем как важнейшую составляющую социального развития села.

Наша малочисленная сельская школа имеет в своем составе инициативных учителей, существует преемственность между школой и детским садом.

Малочисленность обучающихся, малокомплектность сельской школы - устойчивая социообразующая тенденция села. Выход из сложившейся ситуации - создание разновозрастных учебных групп.

Несмотря на положительный опыт совместной организации учебной деятельности учащихся разного возраста, основным методом организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах малокомплектной сельской школы остается такой метод, при котором самостоятельная работа учеников одного или двух классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся конкретного возраста.

Очень важно, что организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста позволяет решать задачи развивающего обучения. В силу коллективности, совместного характера не только учебно-воспитательного процесса, но и всей жизнедеятельности познавательные процессы включают молодого человека в контекст общественно-исторической практики, существенно раздвигая горизонты присвоения им человеческих способностей.

Потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать образовательное пространство школы в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Нами были выделены благоприятные условия развития образовательной среды школы:

реальные возможности для создания и осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, повседневные непосредственные личные контакты обучающихся учителей, родителей;

систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда (практическая направленность обучения);

непосредственная близость обучающихся к природе, возможность активного, тесного взаимодействия с окружающим социумом, положительно влияющих на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников;

значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы организации деятельности обучающихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка;

большая значимость в воспитании детей общественного мнения селян;

стабильность коллектива учителей и обучающихся, сохранение традиций в школе;

облегченность отслеживания результатов педагогического труда в процессе наблюдения за судьбами выпускников;

повседневный общественный контроль за деятельностью школы, учителей.

Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Здесь педагоги, ученики и родители – одна семья, где знают друг друга, вместе печалятся и радуются.

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снега белизна, алый отблеск восхода.

И купол небес ослепительно синий

И сельская школа – надежда России!

Список использованной литературы

1. Ельницкий Л. Очерки по истории педагогики. Петроград: Изд. М.М. 1915.
2. Начальное народное образование в России / Под ред. Г. Фальборка, Ф. Чарнолусского. СПб.: Народная польза, 1900.407 с.
3. Начальное образование в России: инновации и практика. М.: Школа, 1994.
4. Справочник руководителя и учителя начальной школы / Под ред. Г. Губановой. Тула: Родничок, М.: Астрель, 1999.
5. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.


Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный материал раскрывает особенности формирования образовательной среды в условиях малокомплектной сельской школы, находящейся на удалении от центра. В статье рассказывается о том, как при отсутствии материальных и кадровых условий, способствовать развитию личностных, духовно-гражданских качеств, о взаимодействии с организациями поселения и района.

статья Формирование образовательной среды в условиях сельской школы.docx

Воспитательная среда является важной составляющей в жизни растущего ребенка. Она представляет собой основу для его становления личности, оказывает влияние на обучение и развитие, а создается, прежде всего, усилиями образовательных и культурно-просветительских организаций.

В настоящее время приобретает особую актуальность проблема формирования оптимальной воспитательной среды образовательной организации в соответствии со способностями и возможностями обучающихся.

ВложениеРазмер
vospitatelnaya_sreda_selskoy_shkoly.docx 32.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Воспитательная среда является важной составляющей в жизни растущего ребенка. Она представляет собой основу для его становления личности, оказывает влияние на обучение и развитие, а создается, прежде всего, усилиями образовательных и культурно-просветительских организаций.

Соответственно, следует рассматривать не только традиционные ценности общества в качестве ресурса среды как фактора воспитания, но и новые социокультурные нормы и ценности, социальные, культурные и субкультурные процессы, происходящие в окружающей и осваиваемой среде.

Необходимость создания воспитательной среды школы очевидна, так как именно воспитательная среда позволит максимально привлечь различные позитивные общественные силы к воспитанию подрастающего поколения, повысит их роль и ответственность в этом деле, выведет совместную работы школы на новый, более высокий и результативный уровень.

Актуальность проблемы обострилась в условиях нестабильности социально-экономической, общественно-политической жизни общества, оказывающей на школьников особенно сильное, зачастую негативное воздействие. Многообразие и разнохарактерность факторов и условий делают воспитательную деятельность и весь процесс воспитания личности в условиях села сложным и противоречивым явлением современной жизни.

Цель: развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

  • создать единую психологически комфортную воспитательную среду для детей, имеющих разные возможности;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов в области мотивационно ориентированной воспитательной среды;
  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
  • оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на занятиях.
  • реализация личностного подхода.
  • высокий уровень воспитанности и социальной адаптации выпускников школы
  • составление и проведение традиционных школьных радиопередач

Объект: процесс становления личности ребенка и развитие мотивации в условиях воспитательной среды сельской школы.

Предмет: воспитательная среда сельской школы как совокупность социально-психологических, пространственно-предметных и педагогических факторов.

Сроки реализации: долгосрочный 2021- 2025 г.

Целевая группа: обучающиеся сельской школы, педагоги, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сельской местности школа находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на мировые тенденции. Единственный инструмент, реализующий нововведения во благо создания новых условий развития ребенка. Так же одной из немаловажных задач сельской школы должна быть поддержка молодежи, которая нуждается в их активном социальном сопровождении.

Создание социокультурного центра позволит содействовать жизнедеятельности сельского социума через активную внешкольную общественную деятельность совместно со всеми социальными институтами, во взаимодействии с другими организациями и учреждениями в социальной сфере. Суть данного проекта заключается в объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создание системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей и молодежи, обладающих качествами жизнеспособной личности, готовых трудиться на благо своего села, умеющих жить счастливой, полноценной жизнью села.

Цель проекта: создание модели образовательного пространства, формирующей качества жизнеспособности личности через интеграцию ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества.

Эффективно функционирующая социальная модель, созданная на основе интеграции ресурсов школы и социальных институтов села в воспитании и обучении детей и молодежи. Создание площадки поисковой и исследовательской деятельности с целью приобщения учащихся к национальной культуре, ее традициям через изучение особенностей народного творчества. Практическое участие в краеведческой, экологической деятельности.

Составил: директор МОУ «Кадамская основная

Д. Средний Кадам, 2017 год

Аннотация проекта

В сельской местности школа находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на мировые тенденции. Единственный инструмент, реализующий нововведения во благо создания новых условий развития ребенка. Так же одной из немаловажных задач сельской школы должна быть поддержка молодежи, которая нуждается в их активном социальном сопровождении.

Создание социокультурного центра позволит содействовать жизнедеятельности сельского социума через активную внешкольную общественную деятельность совместно со всеми социальными институтами, во взаимодействии с другими организациями и учреждениями в социальной сфере. Суть данного проекта заключается в объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создание системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей и молодежи, обладающих качествами жизнеспособной личности, готовых трудиться на благо своего села, умеющих жить счастливой, полноценной жизнью села.

Цель проекта: создание модели образовательного пространства, формирующей качества жизнеспособности личности через интеграцию ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества.

Эффективно функционирующая социальная модель, созданная на основе интеграции ресурсов школы и социальных институтов села в воспитании и обучении детей и молодежи. Создание площадки поисковой и исследовательской деятельности с целью приобщения учащихся к национальной культуре, ее традициям через изучение особенностей народного творчества. Практическое участие в краеведческой, экологической деятельности.

Актуальность темы проекта

Современная школа должна работать в режиме новаций и инноваций, а именно создать новую модель образовательного пространства, отдельные модели обучения и воспитания, модели пространства проб и т.д.

Педагогический коллектив должен поставить перед собой задачи, способствующие достижению учащимися высоких результатов обучения и воспитания, должен беспрепятственно поддерживать детские инициативы, направлять детей по их интересам и возможностям, давать возможность самостоятельно определять положительные ориентиры, сделать правильный выбор и самоутверждаться как личность, давать оценку собственным действиям. То есть, это человек с высокой самоорганизованностью, с высокой осознанностью, с высоким творческим потенциалом, с твердым самоуверенным шагом, с честной самооценкой, с высоким потенциалом жизнеспособности.

В сельской местности школа действительно находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на мировые тенденции, в центре социальной инфраструктуры как фундамент развития будущего общества, как единственный инструмент, реализующий нововведения во благо создания новых условий развития ребенка, как гибкая веточка, имеющая свои ростки, которые обязательно должны расцвести.

Одной из немаловажных задач сельской школы должна быть поддержка молодежи, которая нуждается в их активном социальном сопровождении, так как многие из них оказываются в трудной жизненной ситуации после окончания школы, теряются в ритме современного общества, молодые семьи требуют особого внимания со стороны социума.

Поэтому реализация данного проекта необходима, чтобы содействовать жизнедеятельности сельского социума через активную внешкольную общественную деятельность совместно со всеми социальными институтами, во взаимодействии с другими организациями и учреждениями в социальной сфере.

Суть данного проекта заключается в объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создании системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей и молодежи, обладающих качествами жизнеспособной личности, готовых трудиться на благо своего села, умеющих жить счастливой, полноценной жизнью на селе.

В деревне Средний Кадам Советского района школа и детский сад являются центром развития ребенка.

Таким образом, школа на селе с малочисленным населением должна стать центром развития детей и поддержки сельской молодежи, центром формирования жизнеспособной личности сельского школьника.

заключается в том, что создание СКЦ способствует новой модели сельского образования. Сегодня школа на селе становится не только образовательным, но и культурным и социальным центром села. Школоцентризм – это самый альтернативный вариант. В хорошо образованном и воспитанном выпускнике будут заинтересованы все члены местного сообщества, т.к. они тоже будут принимать непосредственное участие в жизни школы. А раз в школе повысится внимание со стороны общественности, тогда и весь коллектив школы будет стараться повышать свой профессиональный уровень. Организация нового способа образовательного общения, эффективности социокультурной деятельности в условиях современной школы и сотрудничестве с сельским социумом, способствующей успешному развитию социальной и культурной активности обучающихся.

Цели и задачи проекта

Цель: Создание модели образовательного пространства, формирующей качества жизнеспособной личности через интеграцию ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества (взаимодействия).

- Выявить и сформировать актуальные качества жизнеспособной личности современного сельского школьника в конкретных условиях модели образовательного пространства.

- Изучить, описать и реализовать направления и содержания интеграции ресурсов школы и институтов сельского социума в контексте формирования качеств жизнеспособной личности сельских школьников.

- Систематизировать, разработать и апробировать современные традиционные и инновационные формы взаимодействия качеств жизнеспособности личности учащихся.

- Разработать и описать педагогические приемы, средства, технологии формирования жизнеспособности личности сельского школьника.

- Апробировать инновационные социальные проекты, программы воспитательной деятельности.

- Организовать в условиях новой модели образовательного пространства деятельность общественных детских и взрослых инициатив.

Основные этапы реализации проекта

Основные мероприятия

Подготовительный, мотивационно-организационный этап.

Сентябрь 2017 г.-апрель 2018г.

«Интеграция ресурсов школы и сельского социума в формировании

-Мотивирование педагогического коллектива школы на исследовательскую деятельность по заявленной теме.

-Мотивирование институтов сельского социума на практическую деятельность по исследуемой проблеме.

-Разработка инструментария пилотного исследования (анкета): изучение ресурсов школы и социума.

- Заседание творческой группы учителей по формированию стратегии и тактики школы.

- с руководителями Создание детских и взрослых общественных инициатив;

- Разработка инновационного проекта, социальных проектов.

-Методическое объединение, установочные семинары разных категорий педагогов.

-Информирование о проекте.

-Пилотное исследование: выявление и анализ ресурсов школы и социума.

-Совещания, встречи социальных институтов.

Диагностический, организационный этап.

Апрель 2018 г-август 2018 г.

Подтема года

-Разработка диагностического инструментария мониторинга изменяемых переменных, измерителей качеств жизнеспособной личности.

-Выявление актуальных качеств жизнеспособной личности сельского школьника: выпускника МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа.

Читайте также: