Обращение к ученикам школы

Обновлено: 07.07.2024

У каждого преподавателя свой ответ на этот вопрос. Мне кажется, что ответ зависит от:

- характера и самопозиционирования преподавателя;

- его отношений с учениками;

Во всяком случае, для меня каждый раз выбор тактики определялся именно этими параметрами. К счастью, у преподавателей английского языка, в данном случае есть существенное преимущество - мы со всеми на "you", но ведь общение с учениками не ограничивается самим занятием, а вне занятия приходится делать выбор, в каком формате общаться.

Я работала преподавателем всего 12 лет и так и не выработала для себя единой системы.

Поделюсь своими соображениями по этой теме и с удовольствием почитаю решения этого вопроса опытными педагогами.

Итак, моя система "тыкаВыканья" была такова:

Малышам я всегда смело тыкала. Себя просила называть без отчества (чтобы не усложнять малышам жизнь), но на "Вы". Тут всё было просто и однозначно. но с малышами я работала всего 3 года, ибо скучно.

Подростки

Я считала их более сложной категорией, т.к. в их возрасте идёт проверка на прочность границ и попытка установить свою иерархию. Поэтому тут в большинстве случаев я тыкала, представлялась уже по имени и отчеству и однозначно на "Вы". Т.к. у данной категории очень важно установить субординацию и границы.

Но на индивидуальных занятиях с подростками я вела себя по-разному. С некоторыми переходили на "ты" и дружеское общение, в итоге такие подростки-индивидуалы с комплексами с удовольствием ходили на занятия, с увлечением делали всю домашку и сами выбирали, какие песни и фильмы они хотят смотреть и слушать с разбором. Мне и сейчас кажетсяя, что с отдельными закомплексованными персонажиками нужно именно дружить, а не просто быть учителем.

Вот эта категория была моей основной категорией, я любила вызовы, а занятия со взрослыми - это в 90% случаев вызов.

Вот здесь я для себя не выработала единого решения и каждый раз начинала с "Вы", а дальше уже оценивала психологический портрет ученика, чтобы понять, стоит ли переходить на "ты" или нет. Пару раз ученики предлагали перейти на "ты", но я была уверена, что это помешало бы им воспринимать занятие как учебный процесс и настояла на том, что можно или "you", или "Вы".

Сейчас поясню, почему каждый раз выбирала формат общения со взрослыми. Некоторым людям не нравится общаться на "Вы", особенно часто такое неприятие встречалось у возрастных дам. Они сразу поясняли, что чувствуют себя старыми, когда им выкают, поэтому никаких вежливых "Вы" они не терпели. В некоторых случаях я не могла перебороть себя и тыкнуть даме, которая старше в 2-2,5 раза и, если приходилось обращаться по-русски, то использовала безличные предложения. Например,: "А как насчёт того, чтобы провести занятие во вторник в . " или "А получится . А можно. " или просто "Следующее занятие будет в . ".

Есть люди, которые не любят "Вы" из-за чувства отстранённости. Для меня это было открытием, но таких персонажей в моём скромном опыте было несколько и приходилось считаться с их пожеланием.

Есть люди, которым мало просто занятий по английскому, им нужно, чтобы преподаватель стал другом, им нужно довериться преподавателю, чтобы не бояться говорить на новом языке и для этого им нужна максимально дружеская атмосфера, в которой не место формальному суховатому "Вы".

Но при этом, для некоторых людей переход на "ты" означает неформальную несерьёзную обстановку. Такие персонажи не будут делать домашку, не будут добросовестно заниматься, если хоть на секунду почувствуют, что учитель - тоже человек. Да-да, таким персонажам нужна лёгкая дистанция с учителем, элементарная субординация.

А как Вы общаетесь со своими учениками или хотите, чтобы Ваши учителям общались с Вами?


Когда вы почувствовали себя взрослым человеком? Возможно, это произошло после получения водительских прав или после рождения ребёнка. Чья-то память, вероятно, этот момент и вовсе не зафиксировала.

Однако в первые месяцы после нашего знакомства я не мог себе такого позволить. Казалось, что допущу в таком случае непозволительную фамильярность.

За три года работы в школе я заметил, что такое обращение в некоторой степени дисциплинирует детей. Конечно, они не начинают поголовно соблюдать тишину и в поте лица работать на уроке. Нет. Но таким образом, как мне кажется, необходимая дистанция между учителем и учеником становится более ощутимой.


Что нужно знать об учениках молодому учителю, чтобы не сбежать из школы

Наследие учителя

В далеком 1987 году Феликс Аронович не смог прийти на выпускной вечер к своим ученикам СШ № 7. Но он написал им письмо, которое было зачитано во время выпускного вечера.
Прошло тридцать лет. Но это обращение к ученикам, окончившим школу, не утратило своей актуальности. Сколько в нем мудрых мыслей, жизненных советов учителя к своим ученикам, которые навсегда покидают школьное гнездо.
Это обращение должен обязательно прочесть каждый сегодняшний выпускник школы. Ведь это, своего рода, компас при выборе дальнейшего жизненного пути.

Но сейчас о другом, что ждет вас за порогом школы. Учились вы по-разному, способности к науке и к работе тоже разные, склонности весьма разнообразны, да и сами вы, конечно, неодинаковы. Потому жизненный успех, а с ним и половина счастья (вторая половина — семья, и здесь выбор тоже важен), зависит от того, что для себя изберете, будет ли дело, которому вы себя посвятите, интересным и посильным для вас.

Выбирайте себе такое дело, чтобы оно вас здорово интересовало, увлекало и было бы немного, совсем немного, выше ваших сил. Преодоление трудностей окрыляет, оно питает творческую энергию. Вы будете расти профессионально, духовно, нравственно. С вами будут считаться, будет авторитет и высокое чувство своего достоинства. А это очень хорошо, поверьте, лучше высокой зарплаты. Ибо ощущение общественной значимости дороже денег. Хотя, что кривить душой — и они пока еще нужны, ох, и нужны…

Я желаю вам счастья, всякого счастья — личного, общественного, но обязательно в условиях мира, ибо без мира счастье невозможно, желаю хороших, значит, верных и преданных друзей, желаю деятельных и сплоченных коллективов, в которых впоследствии вам придется работать или учиться, желаю крепкой памяти, памяти о школе, о соучениках, об учителях, о своих хороших делах (а они, оказывается, были), о своем городе (если уедете). Память, ребята, — великое дело. Она не дает нам закоснеть, она зовет нас действовать, она будит нашу, бывает, заснувшую совесть.

Дорогие мои ребята! Вы воплощаете в себе энергию, здоровье, ум и, конечно, творческую дерзость. Вы сегодня — сама молодежь, и, как коммунист, как учитель, в день расставания со школой обращаюсь к вам:

С некоторых пор меня редко цепляют за живое интернет-дискуссии на любые темы. Во-первых, все уже переспорено, причем — безрезультатно. Во-вторых, с третьего круга любая дискуссия легко предсказуема и в своем течении, и в аргументах сторон. В-третьих, люди разные, и каждый имеет право на собственное видение, чего уж тут спорить. Но одна ветка в социальных сетях все-таки зацепила и меня.

image.jpg

Оказывается, вопрос этот непростой: он интересен людям и в Минске, и в Казани, и даже депутаты считают своим долгом поднять его и поставить ребром.

Как выглядит современный урок? Это — сотрудничество. Я прихожу отдавать накопленные мной знания, ребенок приходит их брать. Да, в пятом классе (да и шестом) он еще не всегда и не вполне понимает, зачем ему именно эти знания и каким образом он должен их взять. Но это не значит, что я, знающая и понимающая, выше его и достойнее. Мы просто на разных стадиях образовательного процесса: он — в начале, я — в середине (и, будем надеяться, никогда не доберусь до конца).

Где здесь повод подчеркивать наше различие?

К тому же, уровень образования не есть гарантия того, что человек, имеющий его, этот самый уровень, достоин какого-то особенного отношения, которое может выражаться в каком-то особенном обращении. Можно иметь три высших — и быть при этом подлым и несправедливым, а можно не иметь никакого — и быть человеком кристальной чистоты и высочайшей порядочности.

Где сказано, что наличие диплома в ящике стола дает человеку какие-то привилегии в обращении?

Читайте также: