Обозначение снега для детского сада
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: уточнить и расширить представления детей о снеге;
Образовательные задачи: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; формировать умение рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию.
Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; музыка завывания вьюги, темная бумага в форме розетты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.
Словарная работа: снег - серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, воздушный, мягкий, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, резная, прозрачная, белая; иней, метель, вьюга.
Ход занятия
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
- А что же такое снег?
- Как образуются снежинки?
- А почему и когда идет снег?
Воспитатель: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем они выпадают из темных снеговых туч.
- Ребята, смотрите, я вам принесла что-то в ведерке. Что это? А какой бывает снег?
Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
- А что снег может делать? (лежать, таять, падать, блестеть, порхать, кружиться, садиться…)
Опыты со снегом
- Потрогайте снег, возьмите на ладошку и подержите. Какой снег на ощупь?
- Что происходит со снегом? Почему?
- Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная)
- Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно, ли они поступают?
- Дети, а какого цвета снег? Что еще может быть такого же цвета?
- Есть ли у снега запах?
- Проведем такой опыт: у вас на столах лежат маленькие игрушки. Какого они цвета? Спрячьте одну игрушку в снег, а другую опустите в баночку с водой. Где игрушку видно, а где нет? Почему? (вода прозрачная, а снег нет)
Воспитатель: – Как вы думаете, из чего состоит снег?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка : легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.
Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?
Дети - У-у-у, у-у-у…
Воспитатель: - Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель: – Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе, на земле, на проводах, образующей кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег. Посмотрите на картинку.
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме. (дети поднимают руки над головой и выполняют хватательные движения)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Выше поднимаем ноги. (ходьба на месте с высокоподнятыми коленями)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем, ( ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (присели)
-А теперь, мы с вами нарисуем красивые, ажурные снежинки. Снежинка, какого цвета? Значит, мы снежинку будем рисовать белой краской. Правильно взяли кисточку в правую руку, выше металлического наконечника, тремя пальцами. Кисточку сначала смачиваем в воде, затем набираем белую краску, и рисуем концом кисти снежинку. Рисуем прямую линию сверху вниз, затем с левого верхнего угла рисуем на правый нижний угол, потом с правого верхнего угла рисуем на левый нижний угол. Так как, двух одинаковых снежинок не бывает, сами придумаем красивый узор.
- Ребята, что же нового мы сегодня узнали о снеге?
- Какие сказочные снежинки у вас получились! Каждая по-своему красива и неповторима, молодцы. Так сколько же лучиков у снежинки?
1. Формировать представление о снеге и его свойствах.
2. Формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание
4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
5. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Материалы и оборудование:
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, чтение стихотворений о зиме, вырезание снежинок из бумажных салфеток.
- Ребята,у меня конверт с загадками, отгадайте, кто его принёс?
В голове – снег, В животе – снег, И в ногах снег, И в руках – снег. - Что за чудо человек? (Снеговик). Появляется модель снеговика. - В конверте он принёс нам загадки. Если вы их отгадаете, то сможете узнать, о чём мы будем говорить сегодня.
-Он пушистый,серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,как поймаешь на ладонь. (Снег) .
А что такое снег? Снежинки
1. Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему?Возьмите в ладошку немного снега. Что с ним происходит? Тает т. к. ладони теплые. (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? Потрогайте (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
2. Проведем эксперимент. У вас на столах лежат маленькие игрушки. Какого они цвета? Спрячьте одну игрушку в снег, а другой опустите в воду. Где игрушку видно, а где нет? Почему? ( на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
3. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? ( крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
4. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) У снега нет запаха ( крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос) Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками.
(Пальчиковая гимнастика) .
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня две баночки. В одной -холодная вода (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во второй - теплая. В обе баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег — это замерзшая вода.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся.)
Ребята, а что произойдет со снежинкой, если положить её на ладонь? Растает.
- Лепить будем не на картоне, а на дисках.
- У меня диск сиреневого цвета, значит, возьму белый пластилин, чтобы моя снежинка не слилась с основой.
- Катаем три длинные колбаски, прикладываем к основе вертикально, друг на друга, чтобы между верхними концами было одинаковое расстояние. Приплющиваем. Украсим концы снежинки короткими колбасками. Серединку можно украсить голубой лепешечкой с шестью лучиками.
- Снежинку придумайте сами, но не забывайте, она – шестиконечная.
- Какие сказочные снежинки у вас получились?
- Ребята, так из чего же состоит настоящая снежинка?
- Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?
- Каждая из них по-своему красива и неповторима, молодцы!
Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?
Программное содержание:
Обучающая:
1. Учить понимать и выделять основные свойства снега.
2. Учить строить мнемодорожку - по основным признакам снега; понимать условные обозначения мнемодорожки.
Развивающая:
1. Развивать наблюдательность, любознательность.
2. Активизировать словарь детей прилагательными определяющие свойства снега.
Воспитательная:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
2. Воспитывать желание помочь ближнему.
Методы и приёмы:
Наглядные: составление мнемодорожки (свойства снега); рассматривание различных материалов (ткань, вата, бумага, лёд, снег)
Словесные: вопросы к детям; художественное слово.
Практические: дыхательная гимнастика "Снегопад", пальчиковая игра "Снежок"; опыты со снегом; игровое упражнение (определи на ощупь).
Оборудование: игрушка (сова с письмом от медвежонка); разноцветная ткань (белая, серая, красная, голубого, зелёного); письмо - мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый прямоугольник, мороженое, солнце, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, язык перечёркнутый); бумажные снежинки; лёд; ёмкость со снегом; по 2 стакана с холодной и горячей водой, ложка, салфетка (на каждого ребёнка); конвертик для письма; султанчики; воронка – фильтр; мандарины.
I. Начало. Минутка вхождения в занятие
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
- Здравствуйте!
III. Основной этап
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная ткань (голубого, белого, красного, зелёного цвета) и вата.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?
Дети: Ткань
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Как снег?
Дети: Нет, снег белого цвета.
Воспитатель: Маша, найди, пожалуйста, что здесь на столе ткань белого цвета (Находит)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что здесь лежит (показывая на вату). Может это снег?
Дети: Нет, это вата.
Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята мы узнали, что снег белого цвета. (Поставить на мнемотаблицу условное обозначение - белый цвет).
Ну, что ж давайте встанем в круг и продолжим наше путешествие под весёлую песенку.
На столе бумажные снежинки
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Снежинки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают).
Какие они?
Дети: Белые, бумажные, лёгкие.
Давайте с ними поиграем.
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит он из снежинок (поставить на мнемотаблицу условное обозначение - снежинки). Значит, мы нашли настоящий снег?
Дети: Нет.
Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой.
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.
(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Воспитатель: (снять салфетку) Что же это?
Дети: Снег.
Воспитатель: Что бывает таким же холодным, как снег?
Дети: Мороженое
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение - мороженое)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю провести несколько опытов, но перед этим поиграть.
Пальчиковая игра " Снежок "
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим,
Два поймаем,
Три уроним
И сломаем.
Автор: Тельгина Ольга Владимировна
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк
Цель: продолжать формировать у детей представление о свойствах снега.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах.
- Формировать навыки рисования предметов с помощью нетрадиционных средств: на кефире.
- Продолжать учить грамотно формулировать свой ответ.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов, обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы, эстетические чувства.
- Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы организации занятия –совместная деятельность.
Игровая (сюрпризный момент – видеописьмо Инопланетяши)
Коммуникативная (Отгадывание загадок, беседа о зиме, сравнение, выводы)
Художественно – эстетическое (Музыкальное сопровождение )
Продуктивная –рисование гуашью на кефире снежинок.
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал: блюдца с кефиром, кисти, стаканы-непроливайки, салфетки; гуашь синего цвета для каждого ребенка. Тарелки с содой, пена для бритья, ложки.
Словарная работа: снег - серебристый, хрустящий, холодный, искристый, сверкающий, сияющая, серебристый, воздушный, мягкий, блестящий, липкий, красный, белый, мокрый, рассыпчатый, рыхлый, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная, ажурная, красивая, кружевная, лучистые, ослепительные, игольчатые, ледяные, нежные, резная, прозрачная, мохнатая, сверкающая, серебристая, крошечная, крупная, холодная, белая; иней, метель, вьюга.
Ход занятия:
1.Органзационный момент
Дети заходят в группу становятся в круг
Придумано кем - то мудро
При встрече здороваться:
Солнцу и птицам,
Ребята, давайте пожелаем доброе утро, улыбнемся всем нашим гостям.
Создание мотивации:
Воспитатель: Ой, ребята, к нам на почту пришло письмо? Хотите узнать что там. Давайте посмотрим на нашем экране.
Воспитатель: Ребята, какое интересное письмо! Хотите помочь Инопланетяше? А как мы можем ему помочь узнать, что такое снег?
Дети: можем написать письмо, нарисовать, сделать снег, снять видео, рассказать о снеге, пригласить его в гости и т.п.
Воспитатель: Самое правильное было бы пригласить Инопланетяшу в гости. Но как вы думаете, он к нам сможет прилететь. Нет, конечно, так как планета Меркурий находится очень далеко. Тогда может мы сможем снять для него видео, в котором расскажем ему о снеге. Согласны?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель: Давайте с вами расскажем Инопланетяше о снеге. Начнем с помощью загадок. Отгадаете ребята, загадку слушайте внимательно:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь - ручеек. (снег)
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз и светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях белый… (иней)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: - Почему мы узнали, что сейчас зима?
Дети: потому что зимой много снега.
Воспитатель: Мы много говорили про снег. Скажите, что такое снег?
Дети: Снег – это замершая вода. Снег – это очень много красивых снежинок
Воспитатель: Почему идет снег?
Дети: Зимой очень холодно, капельки воды замерзают и превращаются в снег.
Воспитатель: А может быть кто-нибудь знает, как появляется снежинка? Расскажите для нашего друга Инопланетяши:
Дети: Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, и собирается в маленькие облачка, облачка соединяются в большую тучу, если лето, то идет дождь, а зимой она охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какая снежинка?
Дети: легкая, пушистая, мягкая, искристая, белая, красивая, серебристая, блестящая, мохнатые, сверкающие, крупные, крохотные, холодные, легкие и т.д
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько вы много знаете.
Воспитатель: Вам понравились снежинки, давайте рассмотрим их, сколько у них лучей? Молодцы, правильно 6 лучей, посмотрите, у нас еще есть снежинки давайте и их рассмотрим, посчитаем лучей. Рассматривают 3-4 снежинки. У всех по 6 лучей. Мы рассказали про снежинки, а еще можно нарисовать для Инопланетяши красивую снежинку. Согласны? Проходите на свои места, садитесь.
Воспитатель: А чтобы красивее нарисовать снежинку, нужно наши пальчики размять.
Пальчиковая игра
Маленькая снежинка села на ладошку. (Дети показывают ладошку).
Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают рукой)
1,2, 3, 4, 5 (ЗАГИБАЕМ ПАЛЬЧИКИ)
Отпускаю полетать (Дуют на снежинку).
Воспитатель: Мы хотели нарисовать снежинку. А бумаги-то нет. Что же делать?
Дети: можно попробовать нарисовать на кефире.
Воспитатель: Посмотрите, как можно нарисовать снежинку: проведем линию сверху вниз, чтобы получилась прямая линия. Затем линию слева направо. Затем с левого верхнего угла проведем до середины, а от середины вниз. Также с правого верхнего угла до середины и вниз. У кого останется время, нарисуйте на основных лучах короткие лучики. Рисовать надо короткими штрихами сверху вниз. (Показ.)
Перед вами, ребята, на столе стоят блюдца с кефиром. Я предлагаю вам начать работу.
Дети приступают к работе.
Воспитатель: Что вы нарисовали?
Дети: снежинки.
Воспитатель: Какие красивые вы нарисовали снежинки, а главное нет ни одной одинаковой. Расскажите, какие у вас получились снежинки?
Дети: красивые, волшебные, легкие, пушистые, воздушные, искристые, кружевные, резные, лучистые, белые, голубые, ослепительные, похожи на звездочки и т. д.
Воспитатель: Ребята, а для кого вы нарисовали снежинки?
Дети: Для Инопланетяши.
Воспитатель: Устали? Давайте немножко отдохнем и превратимся в белых, пушистых снежинок:
Физкультминутка
Закружились, завертелись (Покружились на месте.)
Вверх взлетели белой стаей (Поднять руки.)
Легкие пушинки. (Покружиться на носках.)
Чуть затихла злая вьюга – (Опустить руки, встать прямо.)
Улеглись повсюду. (Присесть, руки к полу.)
Заблистали, словно жемчуг – (Встать, руки вперед.)
Все дивятся чуду. (Развести руки в стороны.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сделаем снег и посылкой Инопланетяше отправим снег?
Дети: Давайте сделаем.
Воспитатель: А у нас получится?
Дети: Конечно, можно попробовать.
Воспитатель: А что же нам сделать?
Дети: Можно сделать искусственный снег.
Воспитатель: Давайте мы с вами сами сделаем снег, вы хотите мне помочь?
Дети: да хотим сделать снег.
Воспитатель: Для опыта нам понадобится пачка пищевой соды пена для бритья. Высыпаем пачку соды в емкость , затем будем выбрызгивать пену из баллончика, постепенно будем все перемешивать, и посмотрите , ребята у нас получился снег. Какой снег?
Дети: холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий, и т.д.
Воспитатель: Давайте попробуем из искусственного снега слепить снежки.
Дети лепят из снега.
Рефлексия: Вот мы сняли наше видеописьмо. Какие мы молодцы! Вам понравилось снимать его для Инопланетяши?
Дети: очень понравилось.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Для кого мы снимали видеописьмо? А что, вам больше всего понравилось? А что было самое сложное? Что бы вы хотели увидеть еще?
Читайте также: