Оборудование микрофонных классов в школах для детей с недостатками слуха

Обновлено: 06.07.2024

Новые технологии современного мира позволяют внедрять в общеобразовательных школах различные технические решения, в том числе и в контексте программы инклюзивного образования детей-инвалидов. Полноценное обучение и расширение образовательного кругозора школьников и детей с ОВЗ подразумевает не только оборудование компьютерных классов, но и оснащение школ звуковым, световым и видеооборудованием.

Проведение праздничных массовых мероприятий в школах, работающих по программе современного инклюзивнго образования, не обходится без специальных акустических систем. Такая звукоусилительная аппаратура для школы с автоматическими настройками позволяет детям с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами быть активными участниками торжественных мероприятий, наравне с нормальнослышащими школьниками.

Современные акустические системы для больших помещений и аппаратура для учебных классов являются незаменимым оборудованием для создания доступной среды обучения для детей с ограничением здоровья по слуху. Эти технические устройства мягко усиливают звук и передают его непосредственно на слуховой аппарат, кохлеарный имплант или наушники с индивидуальными FM-приемниками.

Приобрести звукоусиливающую аппаратуру для школы можно на нашем сайте. В нашем каталоге высококачественные акустические системы, аппаратура и оборудование ведущих мировых производителей. Мы также осуществляем доставку по России, монтаж и гарантийное обслуживание технических устройств.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Презентация на тему: " Использование различных видов звукоусиливающей аппаратуры в обучении детей с нарушенным слухом. Третьякова Н.Ю., Зам. директора по НМР, МБС(К)ОУ школа-интернат." — Транскрипт:

1 Использование различных видов звукоусиливающей аппаратуры в обучении детей с нарушенным слухом. Третьякова Н.Ю., Зам. директора по НМР, МБС(К)ОУ школа-интернат I и II видов 10 г.Челябинска

4 При организации слухоречевой среды широко применяются: - электроакустическая аппаратура; - индивидуальные слуховые аппараты; - слуховые тренажеры.

5 Формы организации работы по РСВ: Звукоусиливающая аппаратура используется на всех занятиях с глухими детьми. Организация работы по развитию слухового восприятия глухих детей осуществляется через разнообразные формы учебной деятельности: 1)Фронтальные занятия. 2)Индивидуальные занятия. 3)Групповые занятия..

6 Задачи, стоящие перед педагогом, работающим с ребёнком с нарушенным слухом. Формирование основ знаний по школьным предметам. Тренировка и развитие речевого и неречевого слуха. Формирование произносительных навыков устной речи.

8 Использование ЗУА: учителями-дефектологами на индивидуальной работе по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, учителями в классах и воспитателями во внеурочное время.

10 Использование SUVAG CT 10 для индивидуальной и фронтальной работы по РСВ и ФПСР

11 Проведение фронтальной работы по РСВ

12 Распределительная коробка к аппарату SUVAG CT 10

14 Использование ВЕРБОТОН ВТ42 Электроакустический верботональный аппарат (ЭВА) ВЕРБОТОН ВТ42 специально разработан для применения в реабилитационных занятиях с детьми с нарушениями слуха. ВЕРБОТОН ВТ42 также предназначен для занятий по обучению фонетической ритмике и музыкальной стимуляции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование звукоусиливающей аппаратуры

(доклад для спецсеминара учителей-дефектологов)

Использование звукоусиливающей аппаратуры

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации, что отрицательно сказывается на развитии слухового восприятия и формирования речи, т.к. первые годы жизни ребенка являются критическими для формирования этих сложных процессов. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся

Практический опыт и специальные исследования свидетельствуют о положительной роли использования звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) различного рода в учебном и воспитательном процессах. Использование звукоусиливающей аппаратуры является одним из условий эффективной работы по развитию слухового восприятия в дошкольных и школьных учреждениях.

При использования ЗУА в учебном процессе для учителя важным является:

использовать ЗУА различного значения;

осуществлять смену одного типа аппарата на другой;

учитывать время использования;

соблюдать правила использования и т.д.

Рассматривая вопрос использования ЗУА различного назначения , следует отметить, что большинство работ, и в частности Е.П. Кузьмичевой (1976), В.П, Тимохина посвящено проблеме использования этой аппаратуры для восприятия устной речи на слух. В монографиях ученых-сурдопедагогов – В.И. Бельтюкова (1960, 1977), Р.М. Боскис (1961), Л.В. Неймана (1961), Ф.Ф. Рау (1963, 1975) и др. раскрываются различные аспекты использования ЗУА в учебном и воспитательном процессах коррекционных школ

Немало наблюдений убедительно показывают, что при использовании ЗУА индивидуального пользования (например, слуховых аппаратов) у человека постепенно улучшается как восприятие речи окружающих, так и разборчивость собственной речи. В результате неслышащий ребёнок включается в общественную жизнь, которой он почти лишен без использования аппарата.

Традиционно принято выделять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования . В настоящее время существуют следующие виды звукоусиливающего оборудования коллективного пользования :

беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучении;

беспроводная аппаратура, работающая на радиопринципе;

Проводная аппаратура включает пульт педагога, состоящий из современного усилителя, микрофона и электрического входа для подключения телевизора, магнитофона, проигрывателя, видеомагнитофона и т.д. Пульт педагога проводами соединен с индивидуальными пультами на столах детей, оснащенных головными телефонами и обратными микрофонами – микрофонами для каждого ребенка.

По мнению Н.Д.Шматко, современная проводная аппаратура коллективного пользования (как отечественная, так и зарубежная) позволяет подобрать для каждого ребенка оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменений частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Стационарное усиление (как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях) имеют более широкие возможности звукоусиления, в частности, более широкую, чем индивидуальные (СА) полосу пропускания частот (за счет как низких, так и высоких звуков). Проводная аппаратура может быть дополнена вибраторами, которые облегчат восприятие звуков детям с небольшими остатками слуха, а также способствует формированию ритмико-интонационной стороны речи 

Однако при использовании проводной аппаратуры дети и педагог ограничены в движениях. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении различных игр, выполнении коллективных работ (аппликации, рисование, конструирование, создание макетов и т.д.). Кроме того, ряд фронтальных занятий требует того, чтобы дети могли свободно передвигаться в пространстве (физкультурные, музыкальные занятие, занятия речевой ритмикой). При их проведении обычно используются индивидуальные слуховые аппараты.

Помещения, в которых проводятся эти занятия для создания более оптимальных условий восприятия неречевых и речевых звуков оборудуются стационарной индукционной петлей , создающей внутри себя электромагнитное поле, преобразующееся в акустические сигналы в индивидуальных слуховых аппаратах. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от удаленности их источника. Однако при этом интенсивность звукового сигнала падает примерно на 10 дБ, снижается разборчивость восприятия. Индивидуальные (СА) ребенка при использовании индукционной петли работают в режиме телефона (Т), и ребенок не слышит себя. Лишь некоторые (СА), в том числе и отечественные, могут работать в режиме микрофон-телефон (М-Т).

Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении , предоставляет детям и педагогам возможность передвигаться по классу, при этом восприятие речи педагога осуществляется с одной интенсивностью вне зависимости от расстояния. Но это возможно лишь в том помещении, где установлен инфракрасный излучатель.

При использовании громкоговорящей усиливающей аппаратуры помещение оборудуется громкоговорителями по системе, принятой при звукоусилении залов заседаний, концертных залов и пр. Опасность возникновения акустической обратной связи не позволяет в подобной системе получить значительное усиление.

Также при обучении детей с нарушенным слухом используется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования , которая имеет ряд преимуществ:

многообразие параметров настройки, их компьютерный расчет в соответствии с аудиометрическими показаниями;

точная и гибкая подгонка в соответствии с объективным анализом и субъективными ощущениями человека;

в основу работы ЗУА положены новейшие принципы обработки звука: цифровая пространственная обработка, автоматическая многоканальная компрессия во всем динамическом диапазоне, адаптивные системы компрессии;

наличие имитирующих свойств ушной улитки, эффективных систем шумоподавления;

наличие в некоторых видах ЗУА нескольких программ прослушивания, предназначенных для различных звуковых ситуаций, что позволяет человеку хорошо разбирать речь в тихом окружении и комфортно чувствовать себя в шумной обстановке.

Существуют различные виды и разнообразные классификации звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования.

По месту ношения слуховые аппараты индивидуального пользования подразделяются на карманные, вмонтированные в очковую оправу, заушные и внутриушные. Их конструктивные особенности в принципиальном отношении не зависят от способа ношения и, как правило, одинаковы.

М.Р.Богомильский отмечает, что каждый слуховой аппарат индивидуального пользования имеет:

- микрофон, преобразующий акустический сигнал в электрический;

- усилитель электрического сигнала;

- элементы управления, настраиваемые пользователем;

-телефон, преобразующий электрический сигнал обратно в акустический.

Рассмотрим в отдельности каждый вид слухового аппарата индивидуального пользования:

1. Заушный слуховой аппарат - самый распространенный вид слуховых аппаратов, в котором все основные элементы - телефон, микрофон и усилитель – находятся в корпусе, размещаемом за ухом пациента. Звук подается в слуховой проход через телефон, рожок слухового аппарата, звукопроводящую трубку и внутриушной вкладыш.

2. Внутриушной слуховой аппарат - в последнее время все большую популярность приобретает благодаря своим небольшим размерам и косметическим качествам.

Существует два вида внутриушных слуховых аппаратов:

а) Индивидуальные слуховые аппараты , для которых на основе внутриушного слепка изготавливается индивидуальный корпус. В нем, как можно ближе к барабанной перепонке, встроен телефон. Микрофон располагается приблизительно на уровне середины ушной раковины. Усилитель и батарейка монтируются также в корпусе аппарата.

Эти аппараты, в свою очередь, подразделяются на четыре вида по месту расположения в органе слуха [1. 77]:

- внутриушные (занимают всю ушную раковину);

- аппараты малого канала;

-аппараты глубокого канала (располагаются наиболее близко к барабанной перепонке и извлекаются из уха с помощью небольшой антенны).

Индивидуальный внутриушной аппарат - наименьшая из существующих форм слуховых аппаратов. Вследствие этого они имеют ряд преимуществ:

практически незаметны в ухе, что обеспечивает для человека большой комфорт при их ношении;

обеспечивают хорошее усиление по сравнению с заушными аппаратами, так как дополнительное усиление слухового прохода прибавляется к усилению слухового аппарата.

аппараты создают наиболее естественное звучание по сравнению с другими типами слуховых аппаратов.

б) Модульные слуховые аппараты представляют собой готовый модуль, который изготавливается серийно с уже собранным усилителем и встроенным телефоном и микрофоном. Модуль встраивается в индивидуально выполненный вкладыш. Модульные слуховые аппараты бывают двух видов: канальные и для малого канала.

Достоинством модульным слуховых аппаратов является :

их серийное производство;

обе составные части – модуль и вкладыш – легко отделяются друг от друга, значительно упрощая рабочие процессы, укорачивая время изготовления, обеспечивая пользователям более простой сервис.

Модульные аппараты надежны в производстве и эксплуатации.

Необходимо отметить и некоторые проблемы , которые возникают при пользовании внутриушными слуховыми аппаратами. К ним относятся:

опасность возникновения обратной связи (свиста);

нередкие отказы телефона вследствие загрязнения серой;

недостаточное проветривание из-за недостаточных размеров аппарата;

необходимость частой замены батареек в связи с их малым размером.

Использование внутриушных аппаратов в работе с детьми имеет два ограничения: во-первых, они компенсируют потерю слуха лишь до 70-80дБ, т.е. легкую, среднюю и часть тяжелой тугоухости, а во-вторых – аппарат вмонтирован в ушной вкладыш, а ухо ребенка быстро растет, и практически через полгода или год требуется перемонтировать аппарат в новый вкладыш.

3. Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмонтированным микрофоном и оснащен телефонами, которые с помощью ушных вкладышей (желательно индивидуальных) вставляются в уши ребенка.

Основным недостатком карманного аппарата является то, что если микрофон значительно удален от рта – более чем на 7-10 см - или закрыт одеждой, ребенок плохо себя слышит.

Преимуществом же аппаратов данного типа является их относительно невысокая цена и возможность использования в качестве индивидуального тренажера. Педагог может взять его в руки и говорить прямо в микрофон, может поднести его к губам ребенка; ребенок слышит себя через микрофон, размещенный в коробке аппарата (можно работать над произносительной стороной речи), к аппарату может быть подключен костный телефон.

FM-система позволяет обеспечить оптимальные условия для обучения детей с нарушением слуха. Благодаря ей учащийся может распознавать речь даже в шумном классе. При этом расстояние от него до передатчика не имеет значения.

FM-передатчик находится у учителя вместе с микрофоном. Он транслирует речь ученикам без лишних шумов и помех, что облегчает восприятие. FM-приемник работает как слуховой аппарат, за счет чего звук доходит непосредственно до уха.

Особенности таких приспособлений состоят в том, что:

  • они повышают разборчивость речи;
  • усиливают сигнал и снижают окружающие шумы;
  • некоторые модели могут подключаться к аудио- и видеоаппаратуре, что позволяет проводить уроки с использованием мультимедиа;
  • ребенок может записать речь учителя и потом прослушать ее вновь.

FM-системы можно использовать даже в спортзале. Дети будут отчетливо слышать команды тренера, вне зависимости от дистанции

2007-2022 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2022 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Читайте также: