Оборудование для самомассажа в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Наталия Андреевна Мымрина

Населенный пункт: Мурманская область, г. Заозёрск

Дошкольные образовательные организации как представители начальной ступени в общей системе образования реализуют ключевую задачу - раскрытие основных и потенциальных возможностей, специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование определяет детство как важнейший и уникальный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов полноценного всестороннего развития детей является здоровье ребенка, так физическое так и психологическое. Кроме того, следует обратить внимание на то, что здоровье ребенка — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У нормально развивающегося ребенок быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается, адаптируется в социальной среде.

В последнее время процент здоровых детей в России не превышает 10 %, у большинства детей имеются хронические заболевания, множественные функциональные нарушения. В связи с чем одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является реализация здоровьесберегающих технологий. Направлений, реализующих задачу здоровьесбережения, известно немало. Мы же более подробно остановимся на самомассаже —то есть массаже, который выполняется ребенком самостоятельно.

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающий функции рецепторов, проводящих путей. Проводя рассматриваемую технику в игровой форме, мы реализует сразу несколько задач, а именно, профилактика заболеваний, укрепление различных групп мышц, развитие сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приёмы самомассажа способствуют развитию ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, закаливанию. Кроме того, регулярные занятия благоприятно действуют на психоэмоциональную устойчивость физического здоровья, повышают функциональную деятельность головного мозга, тонизируют весь организм. Игровой массаж дает нам следующие возможности:

  • Развитие памяти и образного мышления
  • Физическое укрепление организма
  • Формирование положительного настроя

Таким образом, регулярное применение самомассажа способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы дети являлись непосредственно субъектами оздоровительной деятельности. В своей непосредственной деятельности я применяю технологию игрового массажа, самомассажа А.А.Уманской, К.Ю.Картушиной. Далее рассмотрим виды самомассажа, которые используются в нашем ДОО, указывая область воздействия и ожидаемые результаты:

  • Кисти рук – выполняя массаж данной области, активизируются нервные окончания, расположенные на ладонях, что приводит к улучшению функционального состояния внутренних органов, согласованию центров речи, развитию чувства ритма и т.д.
  • Лицо – способствует улучшению памяти, интеллектуальных способностей, абстрактного мышления и развитию речи.
  • Ушные раковины – повышение работы иммунной системы организма, работоспособности, внимательности, сосредоточенности воспитанников.

Далее рассмотрим методику проведения сеанса самомассажа.

Для проведения самомассажа надо освоить основные приемы: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, потряхивание, встряхивание, ударные приемы и пассивные движения.

Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.

Выжимание выполняется ребром ладони, установленной поперек массируемого участка, или кистью со стороны большого пальца, причем кисть устанавливается также поперек. Проводят такой самомассаж энергично, поэтому он воздействует не только на поверхность кожи, но и на более глубокие слои.

Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц.

Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Применяют на расслабленных мышцах: икроножной, бедра, плеча, на ягодицах. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.

Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки или ноги. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя. При встряхивании мышц ноги центр тяжести переносят на другую ногу, освободив ту на которой проводился массаж, отрывают стопу этой ноги от пола и потряхивают ею, поворачивая то в одну, то в другую сторону.

Растирание. Растирают суставы, сухожилья, пятки, подошвы, бедра. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение, согреть ткань, ускорить рассасывание затвердений, добиться пластичности связочного аппарата, улучшения его подвижности и повышения работоспособности.

Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.

Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.

При массаже определенных точек носа можно предотвратить простудные заболевания.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Самомассаж кистей рук регулирует работу всех внутренних органов и систем человека (здесь расположены рефлекторные зоны). Эту процедуру можно использовать как эффективное средство для устранения усталости и профилактики различных болезней. Самомассаж рук можно выполнять ежедневно.

Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

На подошве масса кожных рецепторов, около 72 тысяч нервных. Можно сказать, что это определенные зоны на стопах, которые взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры. Массаж стоп оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы ног. Он благотворен для всего организма в целом. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. Самомассаж подошвенной области ступней помогает не только организму в целом, но и снимает синдром усталости ног, предотвращает появление мозолей, регулирует температуру ног.

  • Утренняя гимнастика
  • Динамические паузы в НОД
  • Самостоятельная игровая деятельность
  • Индивидуальная работа с детьми и т.д.

Для того, чтобы заинтересовать детей самомассажем, важно создать подходящую атмосферу, например, обыгрывать массажные движения веселыми стихами, включить спокойную музыку. Упражнения должны быть в меру сложные, легко запоминаться, не причинять дискомфорта, не способствовать скорейшему утомлению, а главное, выполняться регулярно. То есть как итог, мы должны получить удовлетворенного процессом ребенка с положительным настроем и желанием заниматься еще раз. Обучением детей приемам взрослого руководит взрослый, воспитанники при этом должны принять расслабленную позу. Кроме того, есть ряд требований, которые должны быть соблюдены:

  • Помещение - хорошо проветрено
  • Одежда - без стеснения движений
  • Руки и лицо – вымыты/продезинфицированы
  • Направление выполнения движений – от периферии к центру
  • Состояние ребенка – в норме (без повышения температуры и т.д)

Варианты организации деятельности детей:

  • Самомассаж
  • Взаимомассаж (особый контроль взрослого)

Второй вариант особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие. Кроме того, допустимо использование нестандартного оборудования: грецкие орехи, карандаши, шишки и т.д, что тоже способствует повышению интереса детей к деятельности.

Рассмотрим некоторые упражнения для самомассажа.

Нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами. Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.

И.П. лежа на спине.

По часовой стрелке поглаживаем животик, пощипываем его, похлопываем ребром ладони и кулачками.

Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: -ото лба к макушке -ото лба до затылка -от ушей к шее.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец.

Шел медведь к своей берлоге, Мизинец пр.

Да споткнулся на пороге. Безымянный пр.

«Видно, очень мало сил Средний пр.

Так подумал и пошел Большой пр.

Он на поиск диких пчел. Большой лев.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки, Средний лев.

А наевшись, без тревоги Безымянный лев.

До весны сопят в берлоге. Мизинец лев.

-Представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей. Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку. Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо. Делать 4 поворота.

Поскольку для достижения высоких результатов в дошкольной образовательной организации очень важен комплексный подход со стороны всех специалистов, инструктор по физической культуре, разработав предварительно картотеку с упражнения самомассажа, может обучить и других специалистов. Организовать деятельность для педагогов можно за счет мастер-классов, постоянного обновления информации в уголках групп, консультаций.

В заключении хочется отметить, что познакомившись с рассматриваемой техникой, вы обязательно убедитесь в том, что регулярное, систематическое проведение самомассажа является эффективным средством профилактики простудных заболеваний, оздоровления всего организма, способствует развитию у детей сознательного стремления к сохранению и укреплению здоровья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нестандартное оборудование для укрепления и профилактики здоровья в детском саду из бросового материала своими руками

hello_html_m40458281.jpg

Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для укрепления здоровья и использование его на занятиях и в играх.

Задачи: формирование интереса к нестандартному оборудованию, развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.

hello_html_m4f9d1637.jpg

hello_html_m3995dcd4.jpg

«Здоровье и счастье наших детей

во многом зависит от постановки

Интерес к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции, это тонизирует организм в целом. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с воспитателями.

Изготовления таких пособий не требует больших затрат и времени.

Материал для масссажера: крышки от бутылочек, капсулы от шоколадных яиц, фломастеры, шнур\ веревка, шило; рукавички или перчатки, бусинки и пуговицы.
А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия.


Волшебные массажеры: безопасны для детей, универсальны, технологически просты в применении, компактные, эстетичные, максимально эффективные, удобные к применению.

Самомассаж— это технология обучения здоровому образу жизни.

Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
  • Формировать сознательное стремление к здоровью
  • Развивать навыки оздоровления
  • Поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. В этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее, способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, так же он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.

Условия проведения самомассажа:

Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с раннего возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых. - длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга). Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук. самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Комплекс упражнений:

Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу рук и стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.

В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

(А. Уманская и К. Динейко)

Интенсивное воздействие на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  1. Подготовительный этап: дети растирают ладони до приятного тепла.

-Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

  1. Основная часть:
  • Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки:

-Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

  • Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук:

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

  • Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
  • Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза

- На замочек их закрою

И тепло поберегу.

- Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

  1. Заключительный этап: дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Цель – улучшение работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

- Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

- Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

- А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

- А потом, а потом

- Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

  1. Заключительный момент.Дети расслабляются и слушают тишину.

- Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Эффективный вид закаливания для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Массаж стоп делается ежедневно.

  1. Подготовительный этап: удобно сесть и расслабиться, смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

- Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

- Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

- Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

И не отвлекайся.

  • Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

- По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно.

-Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

  • Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

- Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй,

Ну, активнее давай.

  • Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

- Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

  • Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
  1. Заключительный этап:
  • Погладить всю от пальцев до щиколотки.

- В центре зону мы найдем,

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса. В быстром темпе. Самостоятельно выполняет ряд последовательных действий:

Читайте также: