Олесь гончар собор краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Роман рассказывает о жизни простых крестьян и рабочих пригородного поселка Зачеплянка на Днепропетровщине. В центре Зачеплянки возвышается древний казацкий собор. Казаки построили его в память о разрушении российскими царскими войсками Запорожской Сечи по указу Екатерины II. Если обычно соборы строились в честь славных побед или каких-то выдающихся утвердительных событий, то этот собор наоборот – построен в память о поражении, о конце великой эпохи. Прототипом собора, вероятно, стала деревянная церковь в Новомосковске. Собственно именно в этих местах и вырос Гончар. Ища удачный образ для реализации своего литературного замысла и изображения символа духовных ценностей и традиций народа, Олесь Гончар обратился к своим детским воспоминаниям и впечатлениям, архитектуре и местности, в которой жил и рос.

В центре сюжета жизнь нескольких жителей Зачеплянки, в первую очередь молодого студента Николая Баглая и его возлюбленной Елены (Ельки) Чечиль. И Николай, и Елька отличаются от большинства своих сверстников и старших односельчан своим идеалистическим видением фундаментальных основ бытия. Николай Баглай предстает перед нами человеком с высокими моральными стандартами, искателем правды и красоты. Елька постоянно ставит перед собой один и тот же сложный вопрос: что такое настоящая любовь? Что есть любовь?

И над всем этим миром: добрыми и злыми, верующими в существование Бога и атеистами, металлургами и колхозниками, верными и предателями, казаками и свинопасами – возвышается собор. Побитый временем, пулями и снарядами, атеистической пропагандой и ее последствиями, свидетель войн, голода и смерти, возвышается над всеми судьбами, созерцая их, служа одним молчаливым укором, а другим – безмолвной опорой. Изувеченный даже внутри, превращенный в сарай, он сохраняет свою главную функцию – быть символом всего сверхматериального, вечного и божественного. Изображение синего неба и голубя на потолке собора, как символ этого бессмертия, непреодолимости, победоносности.

Никто не ожидал такой критики советской действительности от ее бывшего певца, от человека, который величал грохот советских заводов и фабрик, победное шествие Красной Армии, трудовой героизм рабочих и крестьян. Какова причина этого внезапного изменения?

Образ собора предстает гораздо шире и глубже, чем исключительно его религиозная сторона. Она, безусловно, важна, но является лишь одной из сторон, которую Гончар выражает в этом символе. История народа в его самом широком смысле: победы и поражения, казацкая слава, отвага и честь, народная культура во всех ее проявлениях, метафизическая общность и единство всех поколений, а самое главное – память, народная память, которая не уничтожается никакими режимами, захватчиками и оккупантами и делает народ тем, кем он есть – все это и больше этого зашифровано в здании собора, который мастерски построил Гончар в центре своего романа.

В 1968 году был опубликован роман "Собор" Олеся Гончара, украинского писателя, который создавал его с 1964 по 1967 год. За основу были взяты реальные факты и события.

Характеристика основных образов романа, а также идейное содержание произведения - тема этой статьи. Персонажи романа "Собор" Олеся Гончара к собору (Сокровищу) относятся в зависимости от духовного развития, своей эрудиции, понимания прошлого, а также от самой обыкновенной человеческой совести. Троцкий собор, расположенный в Днепропетровской области, в городе Новомосковске, послужил прообразом описанного в романе храма (фото автора произведения представлено в обзоре).

собор олеся гончар

Николай Баглай

Этот герой предстает перед нами уже в начале второго абзаца романа. Он глубоко убежден в том, что правильные, праведные люди живут на Зачиплянци. В свой заводской поселок Николай влюблен. Этому герою произведения "Собор" Олеся Гончара нравятся его работящие жители. Однако самая полная, самая светлая его любовь - это собор. Баглая радует "музыка" "бань-куполов", поднятых в небо. Он ее ощущает в реальности как неразгаданную тайну мира. Красота творения рук человеческих и красота земли воспринимаются им как единое целое. У него вызывают восхищение, удивление и могучие металлургические заводы, и волшебная близлежащая природа. Баглай, правда, не может смириться с тем, что в заводах не предусмотрено очистительной системы, и он перед собой поставил цель сконструировать ее, ведь воздух непременно должен быть чистым. Конструкторское увлечение героя свидетельствует о красоте его интеллектуальных усилий и помыслов.

Елька

олесь гончар собор характеристика

Елька - еще один персонаж романа "Собор" Олеся Гончара. Она в произведении является одним из самых привлекательных характеров. Судьба ее похожа на незавидную участь, которая выпала множеству сельских девушек. Они, когда вырастают, уезжают куда глаза глядят из родного села в поисках счастья. Судьба этой героини усложняется тем, что она выросла без отца, полусиротой при ферме. А когда придавило в глинище ее мать, она стала круглой сиротой. С большой любовью, искренне изобразил образ простой деревенской девушки Олесь Гончар. Роман "Собор" - произведение, читая которое, мы всматриваемся в задумчивые зеленые глаза этой героини, принимаем близко к сердцу ее скитания, сочувствуем ей в горе, наносимом бездушными лицемерами и обидчиками, такими как противный никчемный бригадир.

Володька Лебеда

Достаточно сложным, даже в некоторой степени загадочным явлением называют литературоведы образ Володьки Лебеды. Евгений Сверстюк в своем труде под названием "Собор в лесах" отмечает, что этот характер является принципиально новым: писатель смог показать образ, лишенный стойких критериев, свободный от человеческих целей, на грани робота. Он раскалывает ценности одним словом, одним прикосновением. Как в устах у гениального философа или поэта все приобретает высший смысл, энергию жизни, значение, так у Лебеды происходит обратный процесс - все гаснет, разлагается и распадается.

Изот Иванович Лебеда

Изот Иванович Лебеда - персонаж, который является сталеваром. Это принципиальный, честный человек, которого изобразил в произведении Олесь Гончар ("Собор"). Характеристика его дается Володькой следующая: у него "казацкая вольнолюбивая душа". Однако сын не может почувствовать страшную боль, которую нанес собственному отцу, спровадив его в место, откуда есть лишь одна дорога - на кладбище.

Глубокое символическое значение имеет образ Лебеды-Нечуйвитра. В нем будто живет дух казачества. Он отмечен также любовью к родной земле. В образе этом соединился опыт мастера-сталевара и государственного охранника Сокровища. В вечность он отошел между зелеными плавнями и чистыми водами родного края.

Идейное звучание романа

олесь гончар собор проблематика

Полифоническим является идейное звучание романа, который создал Олесь Гончар ("Собор"). Проблематика его касается разных сторон жизни общества. Свое внимание писатель сосредоточил на исторических, философских, этических, моральных, экологических проблемах. Развенчивается в произведении психология духовного браконьера. Достигнуто единство содержания и слова. Произведение отмечено высоким уровнем художественного мастерства.

Автор не ставил целью погружаться в религиозную мораль. Образ храма-собора для него - это главным образом памятка казацкого зодчества. Дорожит Гончар и духовным гением рыцарства Запорожья, и патриотическими подвигами его как в области строительно-художественной, так и в сражениях с врагами. Предки наши увековечили себя в красоте этого сооружения, которое до сих пор очаровывает каждого, кто увидит его издалека или вблизи, углубится в замысел этой "поэмы" казацкого зодчества. И мы невольно перед собой ставим отнюдь не простой вопрос, так волновавший Баглая: "А где же наши поэмы, в чем же увековечат себя наши души?"

Вопросы, возникающие после прочтения

олесь гончар роман собор

Всем глубоким философским и идейным содержанием роман обращен к потомкам. Что же создали мы? Какой след смогли оставить в истории нашего народа? Что разрушили и что построили? С каким чувством вспомнят нас потомки?

Деяния и завещания предков напоминают нам о долге перед современностью и историей, перед будущим и прошлым: как мы оберегаем, уважаем национальные святыни? Мы должны беречь как священную память достояние прошлых веков. Его следует приумножать и оберегать. Все эти мысли и вопросы возникают у многих из тех, кто прочитал роман "Собор" Олеся Гончара. Краткое содержание произведения, конечно, не заставит вас всерьез о нем задуматься.

Публицистический пафос произведения

роман собор олеся гончара краткое содержание

Обозначенный полемичным, публицистическим пафосом, "Собор" призывает каждого из нас оберегать и лелеять духовные сокровища, наше культурное, историческое и строительное наследство. В романе в то же время описываются негативные проявления современности. Это бездуховность, бюрократизм, нигилистическое отношение к культуре, дух разрушения, потребительские тенденции, пренебрежение обычаями народа, чувствами патриотизма, народной песней. "Собор" звучит симфонией величия народа, воспевая его творческий гений.

Поселок Зачіплянка своей историей уходит в казацкие времена. На то время местные мастера изготавливали сечевикам копья для защиты от врагов.

Сейчас на Зачеплянке живут металлурги, поэтому из окон домов всегда видно зарева домен, а в воздухе чувствуется гарь от раскаленных шлаков. Еще одна особенность поселка - старый собор, который хранит множество человеческих тайн.

Сосед Віруньки, Ягор Катратий, недавно вышел на пенсию. Всю жизнь отработав на заводе, он не мог усидеть на месте. Сначала ходил по домам, устанавливал паровое отопление и крыл крыши шифером, а потом устроился бакенщиком на Днепре. А недавно у Ягора поселилась красавица племянница, что называется Єлькою. Никому из местных ребят еще не удалось с ней познакомиться. Однажды Николай оказался у Ягорового сада на старом кладбище, задумался над судьбой предков, похороненных здесь, которые тоже были металлургами, которые увековечили себя копьями, изготавливая их для запорожцев. Предки Николая жили для людей так же, как и казаки, оставившие по себе собор - шедевр запорожского зодчества. К Николаю доходят слухи, что собор будут сносить, а этого нельзя допустить, чтобы не было стыдно перед потомками.

Николаю Баглаю суждено родиться в тяжелые годы. Шла война, вокруг - выстрелы и взрывы. Раненый солдат, пробегая мимо окопчик, увидел женщину с только что родившимся ребенком, которая просила помощи. Истекая кровью, солдат побежал в подсолнухи, позвал на помощь, и к роженице прибежала баба Шпачиха, приняла новорожденного отпрыска металлургов Баглаїв.

Теперь, уже взрослый, Николай не помещается на кровати. Показывал как-то своей матери под микроскопом пилюжинку заводского дыма, с которым надо бороться, чтобы воздух над Зачіплянкою было чистым. Не безразлична юноше судьба своего края. Каждое утро Николай бегает до саги, готовится к спартакиады. Однажды утром хотел заговорить с Ягором Катратим, который рыбачил, но у того было плохое настроение - не клевали караси. Когда в Катратого настроение хорошее, то он расскажет о том, как когда-сталь варили. Николай все время тайком поглядывает за Ягоровою садибкою, хочет кого-то там увидеть даже тогда, когда вся Зачіплянка приковано к своего любимого зрелища - полета голубей над собором.

Елька с самого детства привыкла видеть этот собор из своего села Вовчуги, но не весь, а только верхушки, которые ярко переливались от солнечных лучей. Этот собор был для нее мечтой с тех пор, как услышала о нем от матери, ведь та еще ребенком ходила на богомолье.

Елька вырастала при ферме, где работала мать, а отца никогда не знала. Во времена войны мать познакомилась с солдатом, который оставил память о себе, коротка любовь - Єльку, которую никогда не видел. Девочка росла молчаливой и здичавілою. Но наделила ее природа красивой красотой, добрым сердцем, гордым характером.

На работе Ельце было хорошо особенно тогда, когда заменили завфермой. Вместо пьяницы поставили бывшего бригадира, который ласково относился к девушкам. Но весной Єльку постигло большое горе. На глинище привалило мать, и девушка осталась сиротой. Все в деревне ей сочувствовали. На похороны приехал мамин брат Ягор, предложил перебраться в город, сказал, что его дом для нее всегда открыт. Но девушка об этом пока не думала, хотя школу вынуждена была оставить. Надо было самой заботиться о себе.

Однажды девушки вместе поехали в город за комбикорм. Состав комбикорма находился в соборе. А поскольку кладовщик появился только вечером, то пришлось ждать утра. Девушки пошли ночевать к своей землячки Верки, которая здесь замужем за сталеваром Иваном, звали Єльку с собой, но она пошла к дяде Ягора. Дяди дома, к сожалению, не было. Девушка вынуждена была вернуться к собору. Там, на площади, стояла их грузовик.

Бригадир с шофером купили селедку, хлеб и бутылку. К ужину пригласили и Єльку. Она тоже выпила, ее разморило. Шофер куда-то исчез, а Елька легла спать под брезент в кузив. На улице разгулялся ветер, под брезентом оказался и бригадир, сначала сочувствовал Ельце, что она осиротела, потом что-то стал шептать о любви,- и девушка доверилась ему.

Утром бригадир избегал Єльчиного взгляда. Все загружали мешки комбикормом, а когда надо было их выносить из собора, Елька отказалась. За ней и все девушки, ибо не женское это дело - поднимать кількапудові мешки.

В селе для Єльки наступило невыносимое жизни. Бригадирова жена не давала девушке покоя, все время оскорбляла, унижала. Бригадив попытался еще раз підкотитись к девушке - получил пощечину. Впоследствии он уехал из села, сначала в соседний совхоз, а затем - на шахты западного Донбасса. Через полгода бригадир прислал Ельце письма, звал на шахты, но девушке он был постылым и грязным. Его жена совсем знесамовитіла, начала пускать сплетни про девушку. Дошло до того, что матери стерегли от Єльки своих сыновей. Потерпев столько обид и оскорблений, девушка совсем отчаялась в людях.

Так Елька оказалась у своего дяди Ягора на Зачеплянке. Хоть племянница и сказала, что собирается поступать в техникум, дядя догадался, что документов у нее нет. Но после смерти жены Ягорові было очень

одиноко, и он был рад племінниці. ей понравилось у дяди. К тому же в городке было очень красиво - все поринало в садах. И люди живут очень открыто - все о всех все знают, общаются, все доброжелательно. Для Єльки будто открылся новый мир. Здесь очень много молодежи, которая группируется возле двора Баглаїв, или чуть дальше - Орлянченків. Но дяде не нравилось, что девушка вглядывался в ту сторону, потому что была не прописана. Единственная ее дорога - к Днепру, где дядя зажигает бакены.

Дядино прошлое было для Єльки загадочным. Еще с детства знала о маминых братьев. Один пошел в красных и погиб на Перекопе, второй, Ягор, подростком оказался у Махно. Всю жизнь Ягор работал на металлургическом заводе, давно уже реабилитирован, а вспоминать о юности не любил. Но Елька решилась расспросить. Дядя не обиделся, рассказал о кровавые рейды. В тот вечер они засиделись в лодке. И к ним пришли гости, напросились прийти вскоре на уху, потому что никто не умел ее так варить, как Ягор Катратий. Пришельцы своими безтактними разговорами и поведением только испортили настроение. Елька с дядей Ягором возвращались молча и видели, как на велосипедах ехали зачеплянке на ночную смену.

Вечером Володька пришел на Зачіплянку, ненадолго задержался возле Віруньчиного двора, потом поехал к Ягора Катратого. Лобода дружил с Иваном Баглаєм. Когда в Віруньки и Ивана родился первенец, то сам напросился кумувати.

Личная жизнь Володьки не сложилось - жена его бросила через год после бракосочетания. Однако Володька успел получить новую квартиру, переманил туда жить старого отца. А когда жены не стало, то сын - холостяк отправил отца в Дом металлургов.

И хотя Володька не чурался зачіплянців, был среди них своим, Николай Баглай называл Лободу батькопродавцем.

Ночью собор молодеет, ведь в темноте не видно на нем отметок времени. В войну останавливались возле него и итальянцы, и немцы. Когда-то здесь напали на немецкий обоз зачіплянські подпольщики. Среди них был и сын Шпачихи. Тогда погибло много молодежи.

О них часто думали Николай Баглай и его друг Роман Орлянченко. Роман поделился с другом, что переходит на другую работу, а Николай предостерег друга от карьеризма, чтобы тот не стал похож на Володьку Лободу.

Поговорив с Ромкой и с Вірунькою, Николай пошел к саги. Он часто вспоминал Ягорову племянницу. Она запала в душу парню не только своей красотой, но и взглядом, который выражал внутреннюю силу и надежную душу.

Блуждая Зачіплянкою, Николай подошел к юшкоедов. Язвительными словами выразил бюрократам, Володьке и новом рибінспекторові, все, что о них думал, ведь оба говорили о высоких материях, а вели унизительное жизни. А этого Николай Баглай не мог терпеть.

Однако постройка считалась памятником архитектуры. Об этом гласила табличка, которую пьяные парни, Володьки и рыбинспектор, сорвали с собора.

Неожиданно приехал на Зачіплянку Ельчин председатель колхоза, расспрашивал о Елене Чечил. Она успела убежать и спрятаться в сорняках на кладбище. Дядя Ягор сначала не хотел разговаривать с председателем, но тот сумел найти подход к старого металлурга, расспрашивая о хозяйстве, рассказывая про урожаи своего колхоза. Когда дошла речь до Єльки, то Ягор узнал, что девушку в селе ославили. Больно было Ягору за судьбу племянницы. Но Ельце было приятно уже от того, что хоть кто-то в этом мире жалел ее.

Однажды дядя Ягор дал ей денег, чтобы сходила в кино, и девушка пошла в парк на дневной сеанс. По дороге останавливалась возле институтов и техникумов, но для поступления необходимы были документы, которых у нее не было.

После просмотра фильма Елька вышла грустная. Фильм был о любви, но в ее воображении любви мало быть другим. «Как на Єльчину нрав, то когда уже любовь, так чтобы с огнем, без оглядок, без удержи, а тогда что будет. Хотела

Аяэ что-то подсказывало, что все это не для нее. Хотя и знала, что не зря ездит Володька Лобода и делает комплименты. В других обстоятельствах она на него и внимания бы не обратила, а тут вынуждена слушать. Да и дядя Ягор намекает на то, что ей нужна надежная поддержка в жизни.

Недалеко от кинотеатра находился музей, где было множество экспонатов с казацких времен, некоторые вещи недавнего прошлого. Елька увидела вагонетку. Возможно, именно такую гонял на домнах ее дядя Ягор в дни своей юности. А значит, и его труд много значит для потомков.

Посещение музея немножко добавили девушке настроения. Проходя по проспекту мимо новые дома, она вспомнила рассказ Лободы о его квартиру, которая требует женских рук, но опять возникает проблема с документами, которых у нее нет. А Володька мог бы быстро все устроить.

Дядя приказал Ельце не медлить и спешить прямо к бакенов. Она подумала, что там есть для нее работа. Но увидела гостей - Володьку Лободу с друзьями, которые ждали ее. Компания лакомилась пивом с раками, угостили и Єльку. Она охотно принимала это угощение, потому что ей уделяли здесь больше всего внимания. Понимала намеки приятелей на будущий брак. За ней никто так не ухаживал. Она пожалела, что буря не дала возможности покататься на лодке. Настроение все-таки постепенно портился, потому наведалась к дяде Ягора квартальная, требовала домовую книгу. ей тоже, наверное, небезразлично, что его племянница не прописана. .

На утро следующего дня на Зачеплянке поднялся переполох - похищено было табличку с собора. Чугунная табличка была как будто главным документом сооружения, его охранной грамотой.

У Лободы был кто-то из начальства, у которого Володька пытался выпытать отношение к собору. А поскольку беседа велась в присутствии гостя, то Лобода пообещал Віруньці разобраться. Женщина почувствовала неискренность в его голосе, это ее насторожило. Обведя взглядом кабинет, она увидела за шкафом табличку, прикрытую бумагами.

В тот день все жители Зачиплянки были раздражены, потому что каждый беспокоила судьба собора. К тому же, появились халтурщики-реставраторы, когда принимали здание в леса, но работ так и не вели. Возле собора собралась целая группа людей, среди которых был учитель Фома Романович. В свое время он побывал в Магадане за то, что очень зажигательно рассказывал своим ученикам о судьбе собора.

После разрушения Сечи запорожцы основали в плавнях монастырь, вместо сабель взяли в руки книги. Но решили оставить по себе память - построить собор, который бы напоминал о казацкую волю и непокорность.

Во время гражданской войны махновцы облюбовали большой колокол и повезли его в Гуляйполе. Но по дороге повозки проломились, и звон в плавнях свалился в воду. Семь дней гудел, пока добрался до дна. Старожилы до сих пор показывают место, к утонувший колокол. И вот теперь они с молодым поколением собрались возле собора. Старые бабушки приехали издалека к храму, потому что до них дошел слух, что собор открывают. А Шпачиха решила собирать подписи в защиту собора.

Николай Баглай ничего не говорил. Ему было несказанно приятно, что люди в конце концов решили отстоять независимость исторической постройки.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Собор: краткое содержание, описание и аннотация

Олесь Гончар: другие книги автора

Кто написал Собор? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Собор — читать онлайн ознакомительный отрывок

Так буде, студент певен цього.

Безвітряно, і коксохімівського диму сьогодні не чути. Медом акацій пахне зачіплянська вуличка Весела. Споришем затяглась під парканами, а посередині пухкий килим пилюки, і по ньому легко пахкають студентські, розбиті на тренуваннях кеди. Хоч нікуди ще хлопець і не літав, а йде по зачіплянському килиму, мов космонавт.

Для нього, для Баглая-молодшого, тут епіцентр життя. Тут чутніше, ніж будь-де, промовляє до тебе навколишній світ своєю мудрою нічною тишею, химерною рослинною в’яззю на відбілених місяцем шлакових стінах. Вночі при місяці більше, ніж удень, вражає тебе оце розкошисте зачіплянське бароко з кетяжистих акацій та виноградного буйнолистя. Все змінилося, розрослось, переплелось, і в усьому, в єдності всього - гармонія. І самий смисл буття чи не в тому, щоб пити красу цих ночей, жити у мудрій злагоді з природою, знати насолоду праці й поезію людських взаємин? І щоб навчитися цим дорожити, відчути потребу все це берегти… Спочиває Весела, натрудившись, нагаласувавшись за день, розметавши натовпи своїх сірих, канючливих клопотів. Міцно спить під наркозом акацій, що аж до відчинених вікон звисають своїм рясним сріблястим суцвіттям. Не видно ні веранд, ні парканів, ні нужників - все повите нічними фантазіями акацій, химер'ям тіней. Тиша, сон і цвіт. Щось є чаклунське в таємничості нічного цвітіння, в місячнім мареві й тиші цих світлих акацієвих ночей. Все у спочинку, тільки дихають повно легені неба та височить над селищем собор, чатує зачіплянські сни й сновидіння.

Повагом чвалає Баглай-студент у своєму трикотажному спортивному костюмі, щось намугикує йдучи. Запізнілий гук чути десь на Клинчику, йому відгукнулося на Циганівці чи на Колонії, хочеться й студентові гогокнути на всю горлянку, та, проте, совісно, люди ж сплять, тому й далі тільки впівголоса мугиче щось незрозуміле Зачіплянці, як і його інтеграли.

- Ану, киш мені звідси, гайдуряки, варакути! Як ви мені вбрунькалисьі Після зміни й відпочити не дають.

Зараз лавка вільна, - чи не тому й вільна, що господаря в хаті нема, що нікому вискакувати та полохати? Сама наче запрошує: сядь, студенте, відпочинь після трудів праведних! Навіть можна прилягти на лавці горілиць та ще й тут помугикати до нічних світил.

Тільки-но студент розлігся, відчувши себе в блаженстві супокою, як у відчиненім вікні з'явилася заспана Вірунька. Кругловида, повноплеча, злягла на підвіконня, білою пазухою до місяця світить.

Дивацтва контрактованого студента Віруньці добре знайомі, це ж тільки Микола має звичку о такій порі, не добрівши додому, розлягтися горічерева на чужій лавці, щоби знічев’я помугикати до зірок…

Читайте также: