Обобщение знаний о глаголе 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

2 Его Величество Глагол 2

4 глагол глагол рас. к.зать, к.стюм, оранж.вый, уж.нать, уч.ник, в.лшебный, к. мп.ютер, р.совать, в.рона, л. мон. Чистописание Чистописание 4

5 5 Слова, которые обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делает? Что делают? Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что будет делать? называются глаголами.

6 Словарь: космонавт герой комбайнёр пловец 6

7 Глаголы изменяются по временам Настоящее время Прошедшее время Будущее время Что делаю ? Что делаешь ? Что делаем ? Что делаете ? Что делал ? Что сделал ? Что делали ? Что сделали ? Что сделает ? Что будет делать ? Что сделают ? Что будут делать ? 7

8 Выпишите из текста глаголы и определите время. Завтра посмотрю фильм о рыцарях. Нарисую любимого героя. Подарю свой рисунок другу. Он обрадуется подарку. Измените время и род( если возможно). 8

9 9 Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. Я сный месяц светил __. Х олодная луна светил __. Ж аркое солнце светил __.

10 Изменение глаголов по числам Ед. ч. Мн. ч. 10

12 Бывает всё же, что глагол Совсем без не не может! Тогда, куда бы он ни шёл, – И не с ним вместе тоже. волить навидеть годовать взлюбить здоровится доумевать не не не не не не 12

13 не Грамматическая сказка Грамматическая сказка глагол 13

15 Зарубите себе на носу. Витал в облаках. Сидели у моря и ждали погоды. бездействовали фантазировал запомни 15

17 Глаголы в н. вр. обозначают…. и отвечают… Глагол изменяется по… Глагол это самостоятельная. Глаголы в н. вр. обозначают…. и отвечают… Глагол в пр.вр. изменяется по… Глаголы в б.вр. обозначают…. и отвечают… Частица не с гл. пишется… 17

Нажмите, чтобы узнать подробности

- отрабатывать навыки точного употребления глаголов в речи, определения времени глагола, числа, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.

Развивающие:

-развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму, делать выводы;

-обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

-продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу);

- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности

Учебно-познавательные:

- повторить и усвоить знания учащихся о существенных признаках глагола;

- отрабатывать навыки точного употребления глаголов в речи, определения времени глагола, числа, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.

Развивающие:

-развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму, делать выводы;

-обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

-продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу);

- воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные:

постановка учебной задачи;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения их признаков;

подведение под понятие, выведение следствий.

умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование умения слаженно работать в паре.

Учебно- методическое обеспечение: УМК "Школа России", презентация.

Оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, мяч, лист самооценки, мишень успеха.

1. Организационный момент.

Вступление учителя. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.

-Я хочу вам пожелать, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Желаю всем нам успехов!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

. -Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? Почему в наше время они достаточно распространены?(ответы учеников).

-Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

3. Актуализация знаний.

-Молодцы! Я сразу решила , что помочь мне найти глагол можете только вы, ребята. Ведь на предыдущих уроках мы изучали эту часть речи. А для чего в речи существуют глаголы? Почему , как вы думаете, надо найти глагол? Может и не такое это нужное расследование? (ответы учеников)

- Какую цель вы ставите себе на уроке? (вспомнить и повторить все изученные признаки глагола)

- Сформулируйте тему, опираясь на цель. (обобщение знаний о глаголе)

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У –Чему мы сегодня будем учиться? (ответы учеников).

Р – Что будем развивать? (ответы учеников).

О – Что будем объяснять? (ответы учеников).

К – Что будем контролировать? (ответы учеников).

-Но должна вас предупредить , ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне, какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки, а у нас урок идёт 45 минут, найти пропажу? (включить песенку сыщика из мультфильма "Бременские музыканты")

Возможные ответы учащихся:

Быть очень внимательным

Должен уметь все слышать и видеть

Иметь зоркий глаз

Быть умным, смелым.

Уметь работать в команде.

-Делаю вывод, ребята, вы мне подходите! За работу! Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?

1. Фоторобот "Глагол"

2. "Я узнаю его из тысячи"

3. Опознание "Глагола"

4. "Следствие вели знатоки"

5. Физминутка "Внимательный детектив"

6. Вещественные доказательства.

7. Составление семейного портрета "Синонимы"

8. "Всё в твоих руках!"

9. "Битва титанов"

10. . Аттестация (рефлексия) и самооценка " Мишень успеха".

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот глагола. (фронтальная работа)

Цель. Закрепление знаний о глаголе, как части речи.

1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?

2. Как глаголы изменяются?

3. Какие виды имеет глагол?

4. Каким членом в предложении глагол является?

(ответы учащихся)

По ответам учащихся составляется "кластер" (технология критического мышления")


- Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию "Я узнаю его из тысячи. " (фронтальная работа)

На экран выведен текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

Проверка работ учащихся.

- Раз мы нашли с вами все глаголы, будем производить опознание. (групповая работа)

Для этого разобьемся на 2 группы, чтобы расследование шло быстрее.

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Учащиеся должны подобрать к существительным подходящие глаголы и записать.

- Следующим заданием будет "Следствие вели знатоки". (групповая работа)

-Кто такие "знатоки"? (ответы учащихся)

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

1 группа : Бежать со всех ног - (торопиться)

Водить за нос - (обманывать)

Распускать руки – (драться)

2 группа : Зарубить себе на носу - (запомнить)

Витать в облаках - (мечтать)

на 1 - развести руки в стороны

на 2 - поднять руки вверх

на 3 - руки на пояс

на 4 - хлопнуть в ладоши

-Много мы сегодня накопили материала о глаголе. Пришло время применить "вещественные доказательства". (фронтальная работа)

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

- В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно выведен на экран. Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени.

Цель урока: формирование познавательной и коммуникативной деятельности учащихся

- образовательная: обобщение и систематизация пройденного материала, о глаголе как о части речи;

- развивающая: развитие орфографической зоркости учащихся и каллиграфического почерка;

- воспитательная: воспитание интереса к предмету через работу с информационными технологиями.

Тип урока: обобщение знаний

Вид урока: закрепление

Форма урока: групповая работа

Технология: информационно - коммуникативная, игровая

Методы урока: словесно-наглядные, словесно - иллюстративные

Планируемые результаты: работа с интерактивной доской по мультимедийному учебнику, индивидуальная работа за компьютером

Психологический настрой на урок

Орфографическая разминка на уроке

Тестовая работа за компьютером (работа в паре)

Организационный момент

Психологический настрой на урок - создание коллабаративной среды в классе:

Стремиться, желать, верить, совершенствоваться, дружить,, радоваться, творить, благодарить, воплощать, успевать, любоваться, уважать, интересоваться, фантазировать, восхищаться, побеждать, мыслить, мечтать, развиваться.

Учитель: Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? Повторение правил о глаголе

Деление на группы по цветам стикеров на 4 руппы

Повторение правил работы в группе

Минута чистописания Кк

Доброта проявляется в поступках.

Оценивание на уроке будет критериальное. Перед вами лежит карта ваших достижений – давайте познакомимся с ней.

Работа с электронным учебником

Работа в группе

Работа в паре за компьтером

0 баллов – слушал

1 балл - пассивно работал

2 балла – хорошо работал

3 балла – активно работал

Шкала оценивания

III .Орфографическая работа – работа в группах:

Учитель: Что вы знаете о глаголе? Какие орфограммы нужно вспомнить при данной работе?

Работа с мультимедийной книжкой – групповая форма работы:

А) Шарик рану зал…зал,

С костью в будку зал…зал.

Он от холода др…жал,

Маму воем раздр…жал.

Б) Я ружьишко зар…дил

И морковку прор…дил,

В огороде ув…дал,

Как кустарник ув…дал.

В) Мы на солнышке с…дели

Вы от горя пос…дели.

А Евсеич наш сосед,

Сад ночами ст…рожил.

Г) Я др…вишки расп…лил,

И купил с…стренке сок,

И заштопал ей н…сок,

И у кассы цирковой,

Ч…с стоял, как ч…совой.

Д) Уг…дил к Андрюшке в рот

Очень вкусный бутерброд,

А за ним - молочный мусс,

Спелый, сахарный арбуз.

Мальчик пищу прож…вал

Там, где раньше прож…вал.

Выписывают глаголы с пропущенными гласными – подбирая проверочные слова.

Формативное оценивание (взаимооценка работы в группе) при помощи смайликов и выставление баллов в листе достижений.

Перенеси предложения под его схему - работа с интерактивной доской:

Ксюша нарисовала открытку.

Младший брат обрадовался.

Сочинила умная Лена.

Пушистый щенок грыз кость.

Формативное оценивание (взаимооценивание работы в группе) при помощи смайликов и выставление баллов в листе достижений

V . Физкультминутка

Задание для 1 группы - работа с единственным и множественным числом глаголов – распределить глаголы в два столбика ед. и мн. числа:

Едет, стою, пою, думаешь, летаю, решишь, работает, ловит, дарю, лечу, дарят, видим, слышите, ценят, умеют, думают, решаете, работаете, считают, говорят.

Задание для 2 группы – работа с неопределённой формой глагола - выбрать только глаголы неопределенной формы:

Печь, жечь, найти, уметь, лепить, стричь, ловить, пить, думать, развивать, бегу, лечишь, поет, спасем, думаете, летят, стригут, пишу, читаем, сочинишь.

Задание для 3 группы - работа с временем глаголов, распределить в три столбика наст.время, пр.время, буд. время:

Пишет, читает, старается, лечу, пою, стоит, дарит, шила,бежала,выглянуло,закричал,сидел,улетел,поседел,буду работать, буду шить, буду сочинять, буду стараться, буду решать, буду читать, буду играть.

Задание для 4 группы – образование от имени существительного глаголов неопределённой формы, составить пары от существительного – образование глагола неопределенной формы:

Дар, смех, плач, радость, ночь, горе, стук, шум, писк, прыжок, дарить, смеяться, плакать, радоваться, ночевать, горевать, стучать, шуметь, пищать, прыгать.

Формативное оценивание (взаимооценивание работы в группе) при помощи смайликов и выставление баллов в листе достижений

VII . Работа за компьютером (работа в паре) – формативное оценивание (взаимооценка работы в паре) в листе достижений

Тренажер в программе POWER POINT - идет комментирование каждого ответа через гиперссылку, если ответ дан с ошибкой, через гиперссылку выходит правильный ответ:

1.Глагол обозначает:

а) признак предмета

б) действие предмета

г) указывает на предмет

2. Глагол отвечает на вопросы:

б) какой? какая? какое?

в) как? где? зачем? почему?

г) что делать? что сделать?

3. Глаголы в предложении являются:

4. Указать глаголы неопределённой формы:

а) побежал, выбежал, смеётся

б) бежит, спешит, лежит

в) печь, жечь, лечь

г) закричит, убежит, спрячется

5. Указать глаголы прошедшего времени:

а) учил, писала, играли

б) учить, писать, играть

в) учит, пишет, играет

г) выучит, запишет, выиграет

6. Указать глаголы настоящего времени:

а) варить, спать, решать

б) сварил, спал, решал

в) варит, спит, решает

г) сварит, выспится, будет решать

7. Указать глаголы будущего времени:

а) играет, пишет, учит

б) буду играть, буду писать, буду учить

в) играл, писал, учил

г) играть, писать, учить

8. Глаголы единственного числа:

а) думаете, решаете

9. Глаголы множественного числа:

а) скачут, играют

10. Укажи глагол в переносном значении:

а) проверить тетрадь

б) убрать со стола

в) зарубить на носу

г) играть в прятки

VIII . Итоги: Чем занимались на уроке?

Основной целью урока является обобщение знаний о глаголе как части речи.

Для этого, в течение всего урока, учащиеся выполняют различные задания, требующие применения знаний полученных при изучении этой темы. Урок проведен с использованием ИТ и здоровьесберегающих технологий. При использовании ИТ были использованы электронные учебные пособия “Русский язык”, тренажёр “Мозаика”, тренажёр “Выбери вопрос” под редакцией Молокова Ю.Г. и Молоковой А.В.

Все схемы к данному уроку выводились на экран, что позволило активизировать внимание обучающихся в течении всего урока, так как эти схемы составлялись постепенно по ходу изучения тем в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся. Уделялось внимание активной двигательной деятельности детей: работа по цепочке за компьютером, работа со смарт-доской, дети перемещались по классу во время игры, которая была направлена на закрепления умений находить глаголы в неопределенной форме. Все этапы урока связаны друг с другом. На всех этапах урока прослеживается совместная деятельность учителя и обучающихся с самостоятельной деятельностью обучающихся. Используются разнообразные формы работы: фронтальная, дифференцированная, индивидуальная, самостоятельная, работа в паре, работа с консультантом, а так же самопроверка и взаимопроверка. В конце урока проводится тест для проверки знаний обучающихся. Благодаря тому, что тест, с правильными ответами после выполнения работы был выведен на экран, дети самостоятельно проверяют свою работу и выставляют себе оценки. Урок можно использовать при изучении темы “Глагол как часть речи. Обобщение” в любой программе и системе обучения.

Цель урока: обобщение знаний о глаголе как части речи.

– развивать умение выделять глагол среди других частей речи;
– изменять глаголы прош.вр. по родам,
– закреплять навык определения числа, времени у глаголов;
– писать НЕ с глаголами;
– закреплять умение образовывать глаголы неопределенной формы от существительных,
– развивать умение разбирать слова по составу
– обобщить знания о глаголе как части речи.

– развивать умение применять теоретические знания на практике;
– развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание.
– развивать умение говорить грамотно.

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: компьютер, ноутбук, мильтимедийный проектор, экран.

Учебные пособия: учебник “Русский язык” Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3-й класс, 2 часть.– Москва: “Баласс”, 2009г.; “Дидактический материал к учебнику “Русский язык” Комисарова Л. Ю. 4 класс. – Москва: “Баласс”, 2009г.; электронное учебное пособие “Русский язык” под редакцией Молокова Ю.Г. и Молоковой А.В.

Ход урока

I . Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
И все правильно писать.
Улыбнитесь все гостям
И садитесь по местам.

– Урок русского языка.

Оформление работы в тетрадях.

II . Введение в тему

– Определим тему нашего урока.

1.JPG (25796 bytes)

– К какой части речи относятся слова?

– Что мы знаем о глаголе?

– Как будет называться тема урока?

– Глагол. (тема открывается на доске)

– Чем будем заниматься на уроке?

– Обобщать. (Тема открывается на доске)

– Какую перед собой поставим цель?

1.Время и число глагола

– Какое задание можно придумать к этим словам?

1.JPG (3568 bytes)

– Можно у глаголов определить время.

Задание выполняется устно.

3.JPG (4231 bytes)

– Что мы повторили?

– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?

3.JPG (4231 bytes)

– На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?

4.JPG (4874 bytes)

– На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени?

5.JPG (5679 bytes)

– Какое ещё задание можно придумать к этим словам?

6.JPG (3024 bytes)

– Можно у глаголов определить число.

Задание выполняется в тетрадях самостоятельно. Проверка на экране.

– Что мы повторили?

– Когда глагол стоит в единственном числе?

– Когда он обозначает действие нескольких предметов.

– Когда глагол стоит во множественном числе?

– Когда он обозначает действие одного предмета.

Рус.яз. “Что делает? Что сделал?”

Тренажёр “Выбери вопрос”

Волк испугал козлят.

Что делает?
Что делают?
Что сделал?
Что сделала?
Что сделали?

15.JPG (233024 bytes)

Проверить работу за компьютером

Работа с учебником с.105 упр.5

Спиши глаголы. В каком они времени? Укажи время, обозначь суффикс прошедшего времени –л -. Измени по родам глаголы в прошедшем времени.

– Выполняем только дополнительное задание.

– В каких столбиках глаголы стоят в прошедшем времени?

– Работаем с первым столбиком у доски.

– Какой род у глаголов первого столбика?

увидел догадался вынимает

заметил додумался вытаскивает

приметил сообразил извлекает

Задание выполняется по вариантам.

2 столбик – 1 вариант

3 столбик – 2 вариант

– Что мы повторили сейчас?

– Какие глаголы изменяются по родам?

– Что указывает на то, что глагол стоит в прошедшем времени?

– Они имеют суффикс –л –

Рус.яз. “Что делает? Что сделал?”

Лето что сделало?

кончилось
кончились
кончается

16.JPG (28362 bytes)

– У каких глаголов нельзя определить время и число?

а) Игра “ Найди глагол в неопред.форме”

В классе на стенах и мебели есть слова. Вы должны выбрать из них только глаголы в неопределенной форме. Каждый ученик берет только одно слово. Первый ряд размещает слова на левой стороне доски, второй – на центральной, третий – на правой стороне.

Слова: петь, играть, крикнуть, спросить, узнать, ходить, уметь, молчать, стричь, пахать, искать, солить, спасти, звать, идти, спать, любить, сохнуть, ждать, кричать, спорить, учить, ныть, хранить, летать, ворчать, дрожать, дочь, дети, родной, мокрая, бегал, смотрят.

б) образование глаголов неопред.формы

– Я читаю словарные слова, а вы образуете глаголы в неопределенной форме, записываете их в тетради.

– Что нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание?

– На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме и как пишутся словарные слова.

-На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Мечта – мечтать
Обед – обедать
Рисунок – рисовать
Завтрак – завтракать
Мороз – морозить
Ужин – ужинать

Проверка. Читает один ученик. Сигналы.

– Что указывает, на то, что данные глаголы стоят в неопределенной форме? или

– Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

– Суффиксы –ть,ти, глагольные суффиксы.

(На экране герои мульт. фильма. Предметы передвигаются, мигают, появляются и исчезают. Дети следят за предметами.)

в) Разбор слов по составу

1 вар. – разбирают первые два слова
2 вар. – разбирают последние два слова

По одному человеку с каждого варианта работают с этими словами за доской.

мечтать морозить
обедать ужинать

– Что мы повторили сейчас?

– Повторили какие глаголы относятся к неопределённой форме глаголов.

– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

– Что делать? Что сделать?

11.JPG (34433 bytes)

– Почему они относятся к глаголам в неопределенной форме?

– У этих глаголов нельзя определить время, число.

– Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

– Суффиксы –ть,ти, глагольные суффиксы.

Дидактический материал с.75 упр.145

– Прочитай отрывок из стихотворения.

– Найди и выпиши глаголы с частицей НЕ.

– Какое нужно вспомнить правило?

– Как пишется глагол с частицей НЕ?

Коля Кнопкин проживает
В нашем доме пятый год,
Не скандалит, не хворает,
Не дерётся, не ревёт…
Подрастает этот мальчик
Не по дням, а по часам…
Не умеет этот мальчик
Ничего на свет сам…

III . Закрепление знаний о глаголе

IV . Итог урока

– Подведём итог урока.

– Какую ставили цель?

– Проверим, как с ней справились.

– На столах тесты. Проверим, насколько хорошо вы повторили изученный материал.

– Соедините левую часть таблицы с правой.


Проверка – выводится на экран таблица


V . Рефлексия

– Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.

Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.

На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.

– Вы высоко оценили свои знания. Завтра мы будем писать диктант по теме “Глагол”, и я надеюсь, вы подтвердите свои знания хорошими оценками.

Читайте также: