Обобщение опыта по обж в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знанияоснов безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работая долгое время в детском саду, заметила, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель:формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.

Задачи:

  • формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность
  • воспитание у детей принятие правил и норм безопасного поведения для приобретения социального опыта.
  • систематизация методов и приемов для формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
    • организация взаимодействия педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
    • проверка эффективности использования познавательной проектной деятельности

    Участники:

    • дети старшего дошкольного возраста;
    • родители;
    • воспитатели.

    ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование использования познавательной проектной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

    Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

    1. Конвенция о правах ребенка.

    Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

    Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

    В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе "Социально-нравственное воспитание" в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе "Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду" с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.

    Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

    Рассмотрим метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ. Проект-это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

    Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

    Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

    Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

    ГЛАВА 2. Содержание системы работы.

    Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, используя в работе следующие формы:

    - консультации для педагогов ДОУ;

    Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ используются различные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика.


    и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

    Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

    во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

    в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

    в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

    2.1.Создание предметно-развивающей среды.

    В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.

    - картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;

    - детские рассказы по данной тематике;

    - наглядный дидактический материал;


    Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

    -викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;

    -разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);

    - планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе , в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;

    Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,

    Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.

    Правильно организованная развивающая предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.

    Большая роль отводится методическому сопровождению.

    В методическом кабинете в достаточной количестве имеется наглядный материал по основам безопасности. В наличии методическая литература по данной теме.

    2.2. Методы и приемы работы.

    Для реализации задачпо формированию основ безопасности жизнедеятельности через познавательную проектную деятельностьиспользуются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

    Методы работы в частности:

    • Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
    • Демонстрационный материал;
    • Наблюдение;
    • Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
    • Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
    • Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
    • Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
    • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
    • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
    • Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
    • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

    Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

    Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

    Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

    Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

    Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: "Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?".

    "К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома". Игровое "как будто…" раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: "Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?" Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

    Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка

    2.3. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

    Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

    В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.

    Используемые формы работы в процессе реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

    В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

    Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

    Цель моей работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков по основам безопасной жизнедеятельности, устойчивого навыка переключения на самоконтроль в чрезвычайных ситуациях, применение полученных знаний в повседневной жизни.

    1. обучать дошкольников правилам безопасной жизнедеятельности, позволяющим минимизировать возможный ущерб личности в опасных жизненных ситуациях;

    2. закреплять у детей знания о индивидуальных мерах безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

    3. сформировать у старших дошкольников умение предвидеть опасные ситуации и обходить их;

    4. сформировать у старших дошкольников модель безопасного поведения, позволяющую действовать адекватно в конкретной реальной ситуации.

    Основные направления организации работы по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    - Опасности на дороге и улице;

    - Опасности в природе;

    - Опасности в общении с незнакомыми людьми.

    • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасны-ми предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

    • Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.

    • Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни.

    • Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.

    • Формирование таких интегративных качеств, как:

    Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Опыт работы

    Формы работы с детьми

    Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

    Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей

    деятельностью в детском саду. С каждой игры дети должны вынести

    определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный

    момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой

    является дидактическая игра.

    Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Так в непринужден-ной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.

    Рассматриваю и такую ситуацию, когда чужой человек пытается открыть дверь. Спрашиваю детей, что они будут делать в этом случае, и объясняю, что лучше всего позвонить по телефону 02 и вызвать полицию. Можно стучать по трубе или батарее, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на помощь прохожих.

    Так же провожу с детьми тренинг: как нужно себя вести при пожаре, что-бы закрепить действия детей, если в доме вдруг случился пожар.

    Одной из форм работы по освоения основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность. Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.

    Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, стихотворениях, пословицах и поговорках. Провожу с детьми вечера загадок, где закрепляем с детьми и правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, знания о здоровом образе жизни, о бытовых электроприборах, о транспорте.

    Провожу целевые прогулки, экскурсии. Экскурсия в пожарную часть произвела на детей неизгладимое впечатление. Дети познакомились с работой пожарных, работой диспетчера, познакомились с оборудованием пожарной машины.

    Экскурсия на кухню научила детей замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы.

    Экскурсия в прачечную познакомила ребят с электроприборами, содержащимися в прачечной: стиральные машины, утюг.

    Экспериментирование и опыты. Данный метода дает ребенку возможность находить подтверждение собственным умозаключениям.

    Когда у нас в группе проходила неделя пожарной безопасности мы про-водили опыт, доказывающий, что огонь без воздуха погаснет, поэтому, когда случаются пожары, нельзя открывать окна и двери, что бы не допустить доступа кислорода с улицы.

    В своей работе я уделяю большое значение беседам, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе. С детьми проводила беседы на различные темы.

    Пригласили главного специалиста по делам несовершеннолетних, которая провела беседу с детьми и рассказала много случаев из жизни Вадского района.

    Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство со-причастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

    Формы работы с родителями :

    Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.

    Проведенная мною работа по данной теме принесла свои результаты:

    • В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

    • Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами бы-та, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

    • Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер

    Основы безопасности жизнедеятельности - это наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления его здоровья. Актуальность этой проблемы с каждым годом становится все очевидней.

    Исходя, из анализа образовательной деятельности, было отмечено, что у большинства воспитанников не сформированы представления о правилах поведения и общения с незнакомыми людьми, дети не владеют доступными правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами пользования бытовыми приборами и орудиями труда. Исходя из анкетирования и бесед с родителями выявлено, что в семье обучение малышей основам безопасного поведения ведётся бессистемно, не в полном объёме, имеет место оставления родителями детей одних в доме или квартире.

    Сложившаяся ситуация позволила мне выявить ряд противоречий:

    - потребность в формировании основ безопасности и отсутствие целенаправленной работы по данному направлению;

    - между современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетенции воспитателя, и низким уровнем использования активных форм и методов взаимодействия с воспитанниками;

    - между непониманием важности данной проблемы родителями и необходимостью совместного взаимодействия по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей 4-5 лет.

    Таким образом, из данных противоречий следует проблема:

    какие педагогические средства, методы и приёмы активизируют

    формирование основ безопасности детей 4-5 лет.

    Проанализировав свои наблюдения, побеседовав с воспитанниками и их родителями, посетив семьи, я поняла, что формирование основ безопасной жизнедеятельности детей 4-5 лет актуально и именно поэтому решила заняться поиском эффективных средств, методов и приёмов по данной теме.

    Поставила перед собой цель:

    Способствовать формированию у детей 4-5 лет представлений об основах безопасной жизнедеятельности посредством эффективных средств, методов и приемов.

    Наметила следующие задачи:

    1.Проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу.

    2.Создать благоприятные условия для формирования у воспитанников основ безопасной жизнедеятельности.

    3.Внедрить эффективные средства, методы и приёмы в разные виды деятельности с воспитанниками 4-5 лет.

    4.Сформировать у воспитанников умение применять в повседневной жизни доступные правила поведения, адекватно и осознанно действовать в той или иной чрезвычайной ситуации.

    5.Повысить компетентность родителей в вопросах формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей 4-5 лет.

    6.Обобщить опыт в виде рекомендаций, распространить в практике работы учреждений образования.

    Новизна опыта состоит в использовании эффективных средств, методов и приемов: разработано перспективное планирование, конспекты занятий, картотека по обсуждению проблемных ситуаций, авторские дидактические игры, изготовлены наглядные пособия для рассматривания, оборудование для игровой площадки по формированию правил пожарной безопасности и правил дорожного движения, проведено мероприятие с активным участием

    специалистов учреждения, родителей, сотрудников РОЧС, РОВД

    Длительность работы над опытом:

    Подготовительный этап – июль - август 2015

    Основной этап – сентябрь 2015 - апрель 2016

    Заключительный этап – май 2016 – август 2016

    Важной проблемой современного общества является сохранение здоровья подрастающего поколения. Главной составляющей воспитания - формирование у воспитанников безопасного поведения в повседневной жизни. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Требованиями Санитарных норм и правил Министерства здравоохранения Республики Беларусь приоритетным направлением деятельности учреждений дошкольного образования при организации образовательного процесса является обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий жизнедеятельности воспитанников.

    На подготовительном этапе была проанализирована научно-методическая литература по данному вопросу, определены основные направления работы, пути решения проблем. Опираясь на учебную программу дошкольного образования, утверждённую Министерством образования Республики Беларусь (2012г), составила перспективное планирование образовательной работы в соответствии с современными требованиями (приложение 1). Обновила и пополнила предметно-пространственную среду в соответствии с данным возрастом раздаточным, демонстрационным материалом, игровым оборудованием и учебными пособиями:

    - подобрала проблемные ситуации, оформив картотекой;

    - изготовила наглядное пособие «Семь НЕТ;

    - запланировала тематические выставки;

    - подобрала материал консультаций и памяток для родителей;

    Таким образом, на подготовительном этапе были созданы условия для формирования основ безопасной жизнедеятельности у воспитанников 4-5 лет.

    сказки мои воспитанники ассоциируют себя в роли героев сказки и учатся

    учатся правильно строить безопасные отношения с окружающими в обществе.

    Художественные произведения помогли нам усвоить, что ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям, рассказывать о себе и своих родителях, уходить с ними куда-нибудь, либо что-нибудь у них брать.

    Наиболее эффективным средством ознакомления с основами безопасной жизнедеятельности является игра. Игра – это та ситуация где ребенок может проявить себя, показать своё творчество и инициативу не боясь.

    Это пособие я использую по всем направлениям образовательной работы с целью формирования основ безопасной жизнедеятельности.

    только закрепляются навыки безопасного поведения, но и развиваются все

    Рассматривая их, мы проводим обсуждение поведения детей при случайных встречах с незнакомыми людьми. Решение проблемных ситуаций способствует закреплению представлений о правилах безопасного общения с незнакомыми людьми дома, на улице, в подъезде, в магазине. Воспитанники научились анализировать, предвидеть ошибки, которые могут привести к

    неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях своих

    Одной из главных задач по реализации поставленной цели является установление паритетного взаимодействия с семьями воспитанников для повышения компетентности родителей в вопросах формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

    В рамках сотрудничества с сотрудниками РОЧС, использую предложенный видеоматериал, записи сказочных историй о безопасности, который позволил воспитанникам проявить интерес к соблюдению правил безопасной жизнедеятельности, адекватно, осознанно действовать в той или

    иной чрезвычайной ситуации, применять в повседневной жизни доступные

    Совместно с родителями был разработан наглядный материал по

    каланчу, спортивный уголок для физической подготовки. Подобрала

    разнообразный игровой материал для организации сюжетно-ролевой игры.

    Был оформлен уголок пожарной безопасности в группе. В данном уголке у нас размещены: макеты домов, каланча, ростовые фигуры спасателя-пожарного, машины специального назначения: ГАИ, пожарная техника, машина скорой помощи, а также были изготовлены каски, пожарный рукав, ствол, накидки для юных спасателей-пожарных. В сюжетно-ролевых играх на площадке и в группе мои воспитанники учились находить выход из опасной ситуации, оказывать помощь в случае возникновения экстремальной ситуации, закрепляли умение осуществлять вызов специальной службы.

    С целью закрепления полученных представлений, ознакомления с

    организацией образовательного процесса по формированию основ безопасной

    Значительно улучшилась предметно-пространственная среда, что способствовало повышению качества образовательного процесса, формированию основ безопасной жизнедеятельности.

    Мои воспитанники знают номер домашнего телефона, телефоны

    спецслужб, умеют набирать нужный номер в определенных ситуациях. Имеют представления о возможных вариантах поведения в общении с незнакомыми людьми, знают доступные правила дорожного движения и умеют переходить улицу в специально отведенных местах для перехода. Знают правила пожарной безопасности и соблюдают их. У них сформированы доступные правила безопасного использования орудий труда, которые используются не только в детском саду, но и дома.

    Таким образом, анализируя результат проведённой работы, я пришла к выводу, что моя образовательная деятельность по формированию основ безопасности у воспитанников 4-5 лет не прошла безрезультатно.

    Однако, были и трудности: недостаточно активно мною используются в образовательной работе средства информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения по формированию основ безопасной жизнедеятельности (создание презентаций) в связи с отсутствием в учреждении мультимедийной установки.

    Мною была оформлена выставка дидактических пособий для воспитателей, где были представлены авторские игры, которые активно используются педагогами других групп.

    При дальнейшем развитии представленного опыта работы

    Список используемой литературы

    1. Образовательные стандарты дошкольного образования. Минск: Национальный институт образования, 2012.

    3. Кодекс об образовании Республики Беларусь от 13.01.2011г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011

    4. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Д.Н.Дубинина. 2-е изд., расш. Минск: Нац. Ин – т образования, 2012. - 97


    Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

    Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Хромцовой, К.Ю.Белой.

    Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях..

    Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

    Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

    Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

    Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

    Принцип системности. Работа должна проводится системно, весь год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

    Принцип учета условий городской и сельской местности. У каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

    Принцип возрастной адресованности. Содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах.

    Принцип интеграции. Содержание вплетается в содержание основной комплексной программы.

    Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

    Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с детскими несчастными случаями: это и порезы, ушибы, бытовые ожоги, травмы. Общаясь с родителями и детьми, проводя диагностические исследования, понимаем, что не каждый понимает необходимость привития навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях, начиная с дошкольного возраста. Значимой проблемой также является создание условий для планомерного накапливания опыта безопасного поведения в детском саду и дома.

    во-первых, надо детям дать необходимую сумму знаний об

    общепринятых человеком нормах поведения;

    во-вторых, научить осознанно действовать в той или иной обстановке,

    помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками

    поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

    в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

    Важно научить ребенка объяснить собственное поведение

    Содержание работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности затрагивает все виды опасностей окружающего мира.

    В первую очередь был разработан методический инструментарий: составлен перспективный план, подобраны конспекты занятий, экскурсий, бесед и др., разработан диагностический пакет, составлен план работы с родителями

    Перспективный план по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и содержит в себе 4 блока:

    Правила дорожного движения.

    Здоровый образ жизни.

    Все содержание работы разбито по темам. Каждую тему я раскрываю на одном или нескольких занятиях, иногда работа над одной темой продолжается в различных видах деятельности. Раскрыть тему нам помогают беседы, подвижные и дидактические игры, загадки, рассматривание картин и плакатов, составление рассказов по картине, чтение произведений .

    Неизменным помощников в вопросах воспитания безопасного поведения является забавный персонаж Незнайка. Он своими вопросами побуждает детей к решению проблемных ситуаций. Дети считают, что сами учат его правилам безопасного поведения. В гости к нам приходят и другие сказочные герои.

    Особый интерес и удовольствие дети получают во время выполнения трудовых поручений. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствует росту, физическим возможностям и небрежным хранением, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом, в этом нам помогают карточки – правила.

    В повседневное время дети часто используют ножницы, карандаши, поэтому большое внимание уделяется правилам обращения с опасными предметами. На занятии напоминаем правила безопасной работы с ножницами, клеем и подтверждаем это собственным примером. Для этого созданы карточки – правила, с помощью которых ребята закрепляют правила безопасного поведения. Подобные правила были введены и для других ситуаций.

    В группе накоплен богатый материал для работы в данном направлении: дидактические игры, плакаты, картины, схемы, домино и прочие. Мной были изготовлены несколько дидактических игр, созданы картотеки логических задач, экскурсий. Стихи помогают закреплять правила безопасности, детям легче и интереснее усваивать правила безопасного поведения. Поэтому сделана подборка художественного слова: стихи, загадки, словесные игры.

    Дом в порядке содержи

    Вилки, ножницы, ножи,

    И иголки, и булавки

    Ты на место положи.

    Нами ведется летопись событий и мероприятий. Все самое важное и интересное мы фотографируем и оформляем фотогазеты, и альбом со стихотворным сопровождением. Поэтому рассматривание альбома является одним из самых любимых дел у ребят, что способствует запоминанию правил поведения.

    Изучение причин травм показывает, что в большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых.

    Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому нами разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:

    беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;

    консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами и другие. Объясняю, что взрослые должны научить правильно: пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности и осторожности, научить детей какими предметами можно пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.

    папки- передвижки, стенды, библиотечка.

    участие и помощи в проведении экскурсий, походов, развлечений,

    помощь в создании игровой среды.

    За два года педагогической деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения мы наблюдаем динамику усвоения детьми знаний. Опираясь на показатели диагностики, мы можем с уверенностью сказать, что работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности, любознательны

    Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

    Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

    В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одно из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

    А так же Указами Президента России

    Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса, являются приоритетными направлениями образовательной политики.

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при большей интенсивности автомобильного движения.

    Содержимое публикации

    Обобщение опыта инновационной педагогической работы

    Воспитателя

    Авязовой Ирины Дмитриевны

    Актуальность и перспективность опыта.

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при большей интенсивности автомобильного движения.

    Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

    Охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности. Безопасность жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах.

    Из сказанного следует, что проблема актуальна для образовательного учреждения и поэтому формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста составляет основу моего инновационного педагогического опыта.

    Концептуальность

    Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников безопасного поведения на улице, через освоение правил дорожного движения, воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения на улице, в транспорте.

    Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

    1. переключение внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда);

    2. спокойное, достаточное уверенное поведение на дороге (умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения);

    3. наблюдение (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения);

    4. предвидение опасности (умение видеть все предметы, представ-ляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов);

    Своеобразия выдвигаемых принципов

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дети должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.

    Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

    Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

    Наличие теоретической базы опыта.

    Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.

    Все программы дошкольных учреждений включают в себя определённое содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. При подготовке к работе с детьми я обращаюсь к следующим программам:

    Большое значение имеет предметно – развивающая среда, где расположены: наглядные пособия, оборудование, инвентарь.

    Такиенаглядные пособия как:

    - действующий светофор на участке ДОУ;

    - наглядная агитация для родителей, детей;

    - макет близлежащих улиц;

    - фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки;

    - переносной действующий светофор;

    - детский педальный транспорт (велосипеды);

    - светофоры, игрушки транспортные;

    - конструкторы (строительный, металлический).

    Атрибуты для сюжетно-ролевых игр во всех группах:

    - жезлы, свистки, фуражки милиционера;

    - флажки для перехода улицы;

    - планшеты с перекрестком.

    Дорожные знаки нагрудные и переносные:

    Дополнительные материалы:

    - раздаточный материал по теме;

    - детская художественная, методическая литература, грамзаписи .

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации педагогических условий, определяемых нами как создание развивающей предметно-пространственной среды в направлении формирования основ безопасности и жизнедеятельности дошкольников. К условиям способствующим эффективной организации педагогического процесса, мы относим:

    1) создание и организацию системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах;

    2) специальную подготовку педагогов по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения, воспитанников безопасному поведению на дороге и в транспорте;

    3) наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса;

    4) организацию учебного процесса в общем плане работы учебного заведения;

    5) постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДЦ); создание в ДОУ кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее содержанию предмета оборудование;

    Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов: непрерывности, систематичности последовательности обучения; наглядности и доступности; единства теории практики обучения и воспитания; учета возрастных индивидуальных особенностей учащихся; ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаёмых; сотрудничества детей в процессе обучения.

    При этом воспитатель должен знать:

    1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;

    2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;

    3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;

    5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;

    6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;

    7) особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;

    8) наиболее распространенные ошибки пешеходов

    9) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

    10) факторы, влияющие на результативность формирования основ безопасности и жизнедеятельности по ПДД;

    11) методические приемы, используемые в организованной деятельности по ПДД и их специфику;

    12) учебные, наглядные и методические пособия, используемые на уроках ПДД (рекомендованные и допущенные);

    13) игровые, ситуационные и другие проблемно-поисковые методы.

    Оптимальность и эффективность средств

    Для осуществления обучения детей правилам дорожного движения большое значение имеет специально организованное образовательное пространство. Используемое мною предметно-игровое оборудование и материалы позволяют детям многократно воспроизводить в игровой и учебной деятельности реальные ситуации поведения пешехода, пассажира, велосипедиста на проезжей части улицы, на тротуаре и т.п. Реалистичность, соответствие действующим правилам дорожного движения – обязательное условие для игрового и учебного материала.

    В совместной деятельности с детьми РАЗРАБОТАНЫ и реализованы тематические проекты:

    Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    Чтобы разнообразить работу по этой теме, я использовала инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые провожу на макете.

    Цель. Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.

    Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

    Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

    Разные картинки, кубики, мозаики;

    Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

    Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка), дорожные знаки.

    Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые , подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

    В сентябре и мае я провожу диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.

    Одна из форм профилактики детского дорожного травматизма работа с

    родителями. Задача максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил дорожного

    движения, но и навыков безопасного поведения на улицах, разнообразить формы работы с родителями , повышающие их личную ответственность за безопасность детей. Можно с уверенностью сказать, что многие родители сами не знают ПДД, поэтому нам педагогам необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. На собраниях, в беседах, консультациях и рекомендациях, с помощью пропаганды (стенгазет, брошюр, памяток, выставок совместных с детьми и родителями творческих работ) следует подчеркивать ту моральную ответственность которая лежит на родителях.

    Результативностью опыта

    В процессе изучения правил дорожного движения у детей накапливается положительный опыт движения по улице, регулярная забота о своей безопасности, обогащается словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

    Итоги наблюдений в процессе исследования и данные

    диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что дети имеют высокий уровень – 51%, средний уровень – 32% и низкий уровень – 17% освоения программ.

    У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.

    Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.

    Возможность тиражирования.

    Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы работы с воспитанниками.

    - Копилка для работы с детьми.

    Приложение 1

    Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Это невосполнимые потери, страдания, боль не только родственников, но и общества, ведь в дорожно-транспортных происшествиях погибает работоспособная часть нашего общества от 26 до 46 лет.

    Установлено, что причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами. Основные правила, которые нарушают, это:

    - превышение скоростного режима;

    - нарушение правил обгона;

    - выезд на полосу встречного движения;

    - неиспользование в автомобилях детских удерживающих устройств.

    Однако немалое количество ДТП происходит и по вине пешеходов. Основные причины ДТП с участием пешеходов:

    - переход проезжей части дороги в неустановленном месте;

    - переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора;

    - неожиданный выход из-за транспортных средств.

    Как отмечают работники ГИБДД, большинство нарушений правил дорожного движения происходит из-за отсутствия взаимного уважения между участниками дорожного движения, а также по причине незнания и прямого игнорирования правил дорожного движения.

    Чтобы на дорогах не гибли люди, перед нашим обществом поставлена цель: добиться максимального взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения и проявлять уважение к тем, кто вместе с нами ездит и ходит по улицам и дорогам нашей страны.

    Почти каждый гражданин бывает в роли и пешехода, и водителя, а наши дети через игровую деятельность также осваивают эти роли. Поэтому все водители должны помнить, что в их руках жизнь и здоровье людей. А родители должны помнить, что от их воспитания и внимания зависит безопасность детей. Дети должны знать, что только знание и соблюдение правил дорожного движения сохранит им жизнь и здоровье.

    Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить беспрекословно их выполнять. Чем раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появиться у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому предлагаем начать обучение ПДД в дошкольном возрасте. Ведь все начинается в детстве. Все знаки дорожного движения нет надобности изучать, так как ребенок за руль автомобиля сядет не скоро. Но знаки дорожного движения, встречающиеся на улице города, дети должны знать. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для пешеходов. Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, общественных организаций. Но основная роль отводится дошкольным учреждениям, так как большую часть своего времени дети проводят в ДОУ.

    Актуальность темы посвящена - обучению детей правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

    Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей ПДД.

    Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.

    2. Разработка плана для формирования знаний у детей по безопасному поведению на дороге.

    3. Планирование работы с родителями.

    формировать представления у детей о назначении светофора и его сигналах;

    познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;

    воспитывать умение применять знания в повседневной жизни;

    разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;

    оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.

    Тип проекта.

    Методы реализации проекта:

    Практические:

    содержание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;

    Читайте также: