Обобщение и систематизация изученного о частях речи 3 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Морфология, части речи, имя числительное, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • различать части речи;
  • называть особенности;
  • приводить примеры разных частей речи.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрацию. Прочитаем записи. Определим, что у них общего и чем они отличаются.


Как видно из записей, на картинке нарисованы шары, но в записях уточняется разное.

Первая запись – назван предмет (шары).

Вторая запись – назван признак предметов (разноцветные шары).

Третья запись – названо действие шаров (летят шары).

Четвёртая запись – названо количество шаров (три шара).

Сегодня на уроке мы обобщим всё, что мы узнали и вспомнили на предыдущих уроках:

  • что такое морфология и что она изучает;
  • какие части речи изучает морфология;
  • каковы особенности различных частей речи;
  • научимся приводить примеры различных частей речи.

В сказочном королевстве Лингвинии - (а такое королевство существует!) – Язык является могущественным, храбрым королём, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

Слова солнце, кот, девочка, лето, радость, земляника, осина, медведь – это имена существительные.

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных.

Кто? Мальчик, девочка, мама, дедушка, собака, кошка, ворона, лягушка.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.

Что? Зима, листья, автобус, пенал, сапоги, дом, малина, рябина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, океанов, морей, рек, проспектов, улиц ‒ это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Имена собственные: Анна, Иванова, Сергеевич, Мурзик, Россия, Москва, Тихий океан, Чёрное море, река Волга, Ленинский проспект, улица Тверская.

Все остальные имена существительные - нарицательные. Они называют любой предмет, явление, свойство. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Имена нарицательные: город, попугай, вьюга, доброта.

Имена существительные могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, машина, письмо, заяц. Есть имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа: небо, кофе, метро, эскимо, здоровье.

Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, машины, письма, зайцы. Есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа: санки, ножницы, брюки.

Имена существительные изменяются по числам:

При изменении числа имени существительного изменяется его форма.

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе.

Они могут употребляться только в единственном числе: Москва, сахар, сметана.

А могут употребляться только во множественном числе: брюки, качели, шахматы.

Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Слова умный, нежная, круглый, холодные – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Например:

день (какой?) осенний, солнечный, прохладный;

бабушка (какая?) мудрая, добрая, заботливая;

небо (какое?) голубое, высокое, чистое;

столы (какие?) деревянные, тяжёлые, прочные.

Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы. Например:

желаю пути (какого?) доброго;

иду по лугу (какому?) зелёному;

горит светом (каким?) ярким;

вижу картину (какую?) чудесную.

Имена прилагательные могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?

диван (какой?) мягкий;

книга (какая?) интересная;

озеро (какое?) глубокое.

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

машины (какие?) легковые

Имена прилагательные изменяются по числам:

красивый дом – красивые дома

радостная песня – радостные песни

лёгкое облако – лёгкие облака

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Глаголы – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? что делали? что сделали?

Писать, списать, рассказывает, прочитает, гулял, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Глаголы могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: стучит, поёт, пишет, играет.

Глаголы во множественном числе обозначают признак нескольких предметов: стучат, поют, пишут, играют.

Глаголы изменяются по числам. При изменении числа глагола изменяется его форма.

самолёт летит – самолёты летят

дождь идёт – дожди идут

собака лает – собаки лают

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.

Слова, называющие числа называются именем числительным. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте. К ним можно поставить вопросы: сколько? (семь, восемь, десять); который? (первый, второй, третий).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме: Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Цель : повторение знаний частей речи

Образовательная: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений;

Развивающая: развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

Воспитательная: повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивационный

Ребята, открываем тетради, записываем число и классная работа. Начинаем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Как вы понимаете написанное?

Как вы понимаете лексическое значение слова грамота?

Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля.

Грамота – от греческого чтения и письмо – это умение читать и писать.

Для чего нужно быть грамотным человеком?

Размышляют, отвечают на вопросы

(Грамота нужна, чтобы учиться дальше)

Развивающие: принимают и сохраняют уч. Задачу

Коммуникативные: выслушивать разные точки зрения

Познавательные: строят рассуждения

Работа по теме урока

Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

— Что изучает морфология?

— Что изучает синтаксис?

— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол

— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

— Как вы отличаете части речи друг от друга?

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, событие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.

— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

— Назовите слова и части речи. Как вы догадались?

— Чем же они напоминают наши слова? Докажите.

Итак, второй признак — морфологический.

— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово?

— А теперь давайте поставим их в определённую форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов - предложения. Запишите предложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

— Составьте предложение об этом дне.

— Сделайте морфологический разбор существительных.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор прилагательного.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор глагола.

— Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правильность выполнения всех заданий.


На этом уроке профессор Грамматейкин напомнит ребятам всё то, что они узнали о частях речи в течение учебного года. О том, какие части речи являются самостоятельными, а какие служебными. Что обозначает каждая самостоятельная часть речи, на какие вопросы отвечает, как может изменяться, каким членом может быть в предложении. И, конечно, какую роль в предложении играют служебные части речи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Части речи. Обобщение"

Добрый день, друзья мои!


Вот и подходит к концу учебный год. Не за горами лето. А нам пришло время подвести итоги нашей работы в течение этого учебного года. Ой, а что это прилетело? Как обычно, Вирус Ошибкин прислал мне записку. Интересно, что в ней? Так-так. Это стихотворение. Очевидно, Вирусу оно понравилось, и ему захотелось, чтобы мы тоже с ним познакомились. Ну что же, давайте прочитаем.

Две сестры глядят на братца:

- Маленький, неловкий,

Не умеет улыбаться,

Только хмурит бровки!

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сёстры:

- Вот уже растёт ребёнок,

Он чихнул, как взрослый!


Ну, а коль мы начали урок со стихотворения, то его и возьмём для работы по теме урока.

Сейчас мы с вами определим, какими частями речи являются слова этого стихотворения.


И поверьте, друзья мои, существуют в русском языке и иные части речи. Но мы пока о них говорить не будем. А теперь я предлагаю вам вспомнить всё, что вам известно о частях речи.

Существуют самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные части речи называют предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении они являются членами предложения.


Самая многочисленная часть речи – это имена существительные. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Какие же предметы может обозначать имя существительное?

* Предметы, которые можно взять в руки, потрогать.

* Чувства и качества.

* Имена и географические названия.

И многое другое.

Имена существительные могут изменяться по падежам и по числам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.

Следующая многочисленная группа слов в русском языке – это глаголы.

Глагол – это тоже самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы также могут обозначать состояние предмета.

Что вы знаете о глаголе? Помните? Глаголы могут изменяться по числам.

А ещё глаголы могут изменяться по временам.

Ну а в прошедшем времени глаголы могут изменяться и по родам.

Летел – летела – летело.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Переходим к следующей части речи. Это – имя прилагательное.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные изменяются по падежам и числам и во всём согласуются с именами существительными, от которых зависят.

В предложении имя прилагательное обычно является второстепенным членом.

Дети гуляли в берёзовой роще.

Следующая часть речи, о которой мы будем говорить, – это местоимение.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, не называя их.


Я, ты, мы, вы он, она, оно, они – это личные местоимения.

Существуют личные местоимения единственного и множественного числа.

Личные местоимения, как и имена существительные могут отвечать на вопросы кто?, что? и в предложении чаще всего являются подлежащим или второстепенным членом.

А теперь поговорим об именах числительных. Что вы знаете об именах числительных?

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте.

Имя числительное, которое обозначает количество предметов, отвечает на вопрос сколько?

Имя числительное, которое обозначает порядок предметов, отвечает на вопрос который?

Ну вот, все известные вам самостоятельные части речи мы с вами повторили. А теперь поговорим о служебных частях речи. Что же их отличает от самостоятельных?

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков. К служебным словам нельзя поставить вопрос. Они не являются членами предложения. Служебные слова просто являются помощниками самостоятельных частей речи.

К служебным частям речи в русском языке относятся:

* предлог

* союз

* частица


Ну вот и подходит к концу наш урок. Мы с вами вспомнили многое из того, что изучали в этом учебном году. В следующем учебном году продолжите изучение частей речи. Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом. А сейчас я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Познавательные : устанавливает причинно-следственные связи, делает умозаключения, выводы; выделяет существенные признаки, подводит по ним факты языка под понятия; классифицирует слова по заданным признакам, группирует их; обобщает и систематизирует материал.

Предметные : Пользуется освоенными признаками для определения части речи; выявляет принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивает слова самостоятельных и служебных частей речи, понимает смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи.

Использует все приобретённые орфографические умения в процессе письма

Обобщить знания о признаках, по которым определяются части речи;

Уметь определять, классифицировать части речи.

Организовать деятельность по обобщению знаний о частях речи

Различие в уровне подготовки детей к обобщению темы

Педагогические технологии:

ИКТ, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: Мотивационно - целевой

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Подготовка к работе на уроке.

Решают проблемную ситуацию. Приходят к выводу, что слова нужно разделить по частям речи.

Формулируют тему урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, отступите нужное количество строк. запишите число и классную работу.

- Найди в каждой строчке лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Кто готов назвать тему нашего урока? (Части речи).

- Что хотите узнать по теме урока?

(Какие части речи есть? Чем они отличаются друг от друга? Сколько частей речи в русском языке? )

- Зачем вам это знать? (Интересно, не знаем, хотим узнать).

ІІ этап: Реализация учебной деятельности, направленной на достижение поставленной обучающимися цели.

Читайте также: