Новиков прибой ералашный рейс краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Началась Первая русская революция, а великая армада адмирала Рожественского всё плыла через три океана к японским берегам. И плыла она неизвестно куда, ведь Порт-Артур уже был сдан, а Владивосток не был способен тогда принять такой огромный отряд кораблей. Многим матросам и офицерам русского флота, участвовавшим в походе, становилось до ужаса ясно, что они плывут к своей гибели. И, тем не менее, русские моряки шли на смерть и, подчиняясь чувству долга, не уклонялись от неё. В этом было нечто величественное и глубоко трагичное. Писателю удалось с удивительной силой правды передать это чувство. Я не знаю другой такой книги во всей русской литературе, где бы на протяжении двух томов эпического повествования постоянно звучала бы вот эта драматическая нота величественного реквиема. И притом Новикову-Прибою удалось достичь этого скупыми средствами документального повествования. Вторая книга "Цусимы" – одновременно апофеоз героизма и описание самого низкого падения, которое только может испытать военный человек. Каждая глава этой части "Цусимы" – это описание судьбы одного, отдельно взятого корабля русского флота. И какая картина силы воли и бессилия, жертвенности и предательства, смелости и трусости раскрывается здесь читателю! Сражение в активной своей фазе шло всего лишь два дня и одну бедственную ночь, словно повторяя описание гибели Атлантиды у Платона. Да, Российская империя, можно сказать, погибла 14 марта (по старому стилю) 1905 года в Цусимском проливе, как легендарная Атлантида, которая гордилась своим могуществом, но была стёрта с лица земли волею судьбы. Современники расценили тогда гибель русского флота, как "окончательный военный крах самодержавия", что отметил и В.И. Ленин. Но отчего это произошло? Читая вторую часть эпопеи Новикова-Прибоя под названием "Бой", можно вникнуть во всё это досконально. Конечно, перед читателем невольно встает вопрос, как сумел скромный матрос-баталёр с броненосца "Орёл" Алексей Новиков объять всю картину боя, постичь судьбу каждого судна? Ведь не присутствовал же он одновременно на всех судах сразу. Объяснение этому дал сам автор. Впоследствии он напишет, что, уже находясь в японском плену, в лагере для русских военнопленных, он встречался со всеми уцелевшими матросами и многими офицерами. Тщательно записывал их рассказы и, что самое главное, всё запоминал, ведь у него была абсолютная память, что так важно для писателя. Многие записи потом пропали при возвращении Новикова из плена, но память сохранила все мельчайшие детали рассказов участников сражения. Ведь почти с каждого погибшего русского корабля хоть один человек, да остался жив, как это случилось, к примеру, с Семёном Ющиным – единственным матросом, сумевшим выплыть после гибели огромного броненосца "Бородино". Кстати, именно с описания гибели "Бородино" и началась литературная слава Новикова-Прибоя: очерк о гибели броненосца был его первым опубликованным произведением.

К сожалению, были и трагические исключения. Так, с борта огромного броненосца "Император Александр III" не спасся никто из 900 человек команды, и описание гибели этого судна отсутствует: Новиков-Прибой ничего не придумывал на страницах своей эпопеи… Известны лишь пророческие слова командира этого корабля капитана 1-го ранга Николая Михайловича Бухвостова - "Мы все умрём, но не сдадимся. "

Капитан 1-го ранга Николай Михайлович Бухвостов. Погиб со всем экипажем броненосца "Император Александр III"

Капитан 1-го ранга Николай Михайлович Бухвостов. Погиб со всем экипажем броненосца "Император Александр III"

Так и произошло. Честь русских моряков была спасена для России. Да, Россия потерпела жесточайшее поражение: в суровом Японском море упокоились тела более чем пяти тысяч русских моряков. Да, впервые за всю военную историю России целый отряд русских кораблей под командованием адмирала Небогатова поднял японские флаги с символом восходящего солнца и покорно перешёл в руки японцев. Но ведь сдались всего четыре корабля из 38 вымпелов русской эскадры (среди сдавшихся был и броненосец "Орёл", на котором находился будущий автор "Цусимы"), а сколько судов русского флота не пожелали сдаться врагу, сражались до последнего снаряда, а после открывали кингстоны и шли на дно, не спустив с мачты Андреевский флаг! Потрясает описание героической гибели броненосца "Адмирал Ушаков" под командованием славного капитана Владимира Николаевича Миклухо-Маклая (брата знаменитого путешественника),

броненосного крейсера "Дмитрий Донской" под командованием капитана Ивана Лебедева, до конца сражавшегося экипажа броненосца "Князь Суворов", брошенного своим, потерявшим самообладание, адмиралом, но не оставленного экипажем, продолжавшим стрелять во врага, когда уже броненосец накрывался водой.

Потрясает до глубины души отказ русских моряков без приказа покинуть свой гибнущий корабль, и вслед за бнжавшим адмиралом перейти на миноносец "Бедовый" – мужественно остающихся на горящем и уже обречённом корабле, где погибли все старшие офицеры во главе с капитаном 1-го ранга Василием Васильевичем Игнациусом. Так же сражались до последнего и погибли экипажи броненосцев "Ослябя", "Бородино" и "Александр III".

Капитан 1-го ранга Василий Васильевич Игнациус - командир броненосца "Князь Суворов". Погиб со своим экипажем, не покинув судна.

Капитан 1-го ранга Василий Васильевич Игнациус - командир броненосца "Князь Суворов". Погиб со своим экипажем, не покинув судна.

Да и на сдавшихся кораблях не все были предателями. Вот на броненосце "Орёл", на котором уже хозяйничают японцы, в лазарет, где лежат тяжело раненые русские офицеры, входит ночью трюмный старшина Осип Фёдоров. Что характерно, он весь поход был "пораженцем" и только и мечтал о поражении России и сдаче врагу. Вот его мечта исполнилась, его корабль в руках врага. Но посмотрел этот матрос на наглых завоевателей на своём судне, на то, как они издеваются над всем русским, и его душа не выдержала. Он заявляет израненным офицерам в лазарете, что хочет тайком открыть кингстоны и затопить броненосец, но спрашивает их разрешения. "Топи" – бестрепетно отвечают ему русские офицеры, прекрасно понимая, что и они погибнут вместе с кораблём. Матрос открывает кингстоны, корабль кренится на правый борт, и уже готов перевернуться вверх килем, а он сам заворачивается в кусок брезента и спокойно ждёт своей гибели с чувством выполненного долга. Но японцы успевают спасти броненосец, который теперь уже их трофей. Таких примеров мужества русских моряков на страницах "Цусимы" гораздо больше, чем описаний предательства и подлости. В гибели русского флота Новиков-Прибой винит бездарное руководство адмирала Рожественского и его штаба, плохое оснащение судов, которые были вооружены "невзрывающимися" снарядами, не наносившими противнику никакого ущерба. В них по повелению морского начальства был повышен процент влажности, опасались, что снаряды в патронных погребах могут сами взорваться во время перехода эскадры в жарких широтах, а в результате снаряды вообще переставали взрываться. К поражению флота привели и действия адмирала Рожественского, совершенно не считавшегося даже с флагманами отдельных отрядов судов и не поставившего им конкретной задачи перед боем. "Цусима" – это жестокая и страшная книга, вся наполненная болью и скорбью за судьбу русского флота, а значит, и всей России, ведь судьба нашей страны, начиная с эпохи Петра I, была неразрывно связана с судьбой ее флота. Но читать эту книгу необходимо. Особенно юному поколению россиян, которые на примерах борьбы и гибели своих предков должны осознать, что "сии грозные бури обратятся к славе России", как говорил наш великий флотоводец Фёдор Ушаков.

Примечание: Материал о жизни писателя Новикова-Прибоя публиковался мной в журнале "Столетие".

Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков) Алексей Силыч (1877 - 1944), прозаик.
Родился 12 марта (24 н.с.) в селе Матвеевское Тамбовской губернии в -крестьянской семье. Отец был из николаевских солдат, пробывших на военной службе 25 лет. Учился в церковноприходской школе, с окончанием которой в одиннадцать лет закончилось его образование, так как на его продолжение не было средств.
В 22 года был призван в армию, служил на Балтийском флоте матросом (1899 - 1906), полюбил море. Начал заниматься самообразованием. В течение двух лет посещал Кронштадтскую школу, познакомился с "крамольной" литературой, за что попал в тюрьму. После освобождения был отправлен на войну с Японией, участвовал в Цусимском сражении. Попал в плен и в течение восьми месяцев имел возможность читать книги, о которых раньше только слышал.
В 1906 вернулся в родное село, написал брошюры о Цусимском бое ("За чужие грехи", "Безумцы и бесплодные жертвы", под псевдонимом А.Затертый - бывший матрос). Эти брошюры были запрещены правительством. Опасаясь преследований, бежал в Англию.
В 1907 - 13 скитался за границей как политический эмигрант: жил во Франции, Испании, Италии и в Северной Африке. Плавал матросом торгового флота.
В 1912 - 13 жил у Горького на Капри (ранее послал Горькому несколько своих рассказов, которые тот одобрил). Позже Новиков скажет: "Горький поставил меня на ноги. После учебы у него я твердо и самостоятельно вошел в литературу".
Первый сборник рассказов Новикова-Прибоя "Морские рассказы" в 1914 был изъят в наборе; вышел только после революции.
После революции произведения писателя регулярно появлялись в печати: повести "Море зовет (1919), "Подводники" (1923), "Ералашный рейс" (1925), "Женщина в море" (1926) и др.
Самое значительное произведение Новикова-Прибоя - историческая эпопея "Цусима" (1932 - 35).
В годы Отечественной войны выступал со статьями и очерками о моряках, работал над большим романом "Капитан 1-го ранга" (не был закончен).
А.Новиков-Прибой умер в Москве 29 апреля 1944.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


К. Федин, Ф. Гладков и А. Новико-Прибой в дни приезда Мартина Андерсена Нексе.
1944 г. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 192.

Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков) Алексей Силыч (1877 - 1944), прозаик.

Родился 12 марта (24 н.с.) в селе Матвеевское Тамбовской губернии в крестьянской семье. Отец был из николаевских солдат, пробывших на военной службе 25 лет. Учился в церковноприходской

школе, с окончанием которой в одиннадцать лет закончилось его образование, так как на его продолжение не было средств.

В 22 года был призван в армию, служил на Балтийском флоте матросом (1899 - 1906), полюбил море. Начал заниматься самообразованием. В течение двух лет посещал Кронштадтскую школу, познакомился с "крамольной" литературой, за что попал в тюрьму. После освобождения был отправлен на войну с Японией, участвовал в Цусимском сражении. Попал в плен и в течение восьми месяцев имел возможность читать книги, о которых раньше только слышал.

В 1906 вернулся в родное село, написал брошюры о Цусимском бое ("За чужие грехи", "Безумцы и бесплодные жертвы", под псевдонимом А.Затертый - бывший матрос). Эти брошюры были запрещены правительством. Опасаясь преследований, бежал в Англию.

В 1907 - 13 скитался за границей как политический эмигрант: жил во Франции, Испании, Италии и в Северной Африке. Плавал матросом торгового флота.

В 1912 - 13 жил у Горького на Капри (ранее послал Горькому несколько своих рассказов, которые тот одобрил). Позже Новиков скажет: "Горький поставил меня на ноги. После учебы у него я твердо и самостоятельно вошел в литературу".

Первый сборник рассказов Новикова-Прибоя "Морские рассказы" в 1914 был изъят в наборе; вышел только после революции.

После революции произведения писателя регулярно появлялись в печати: повести "Море зовет (1919), "Подводники" (1923), "Ералашный рейс" (1925), "Женщина в море" (1926) и др.

Самое значительное произведение Новикова-Прибоя - историческая эпопея "Цусима" (1932 - 35).

В годы Отечественной войны выступал со статьями и очерками о моряках, работал над большим романом "Капитан 1-го ранга" (не был закончен).

А.Новиков-Прибой умер в Москве 29 апреля 1944.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Новиков-Прибой (настоящая фамилия Новиков) Алексей Силыч [12(24).3.1877, с. Матвеевское Тамбовской губ. (ныне Рязанская обл.) — 29.4.1944, Москва] — прозаик.

Весной 1906 поселился в родном с.Матвеевском, но уже осенью был вынужден переехать в Петербург и перейти на нелегальное положение.

В конце 1907 бежал в Финляндию, затем в Англию. Побывал также во Франции, Италии, Испании, Северной Африке, прошел за границей трудную школу иностранного рабочего, в неприветливом Лондоне встретил дочь русского эмигранта, которая стала ему верной спутницей на всю жизнь.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 661-663.

Далее читайте:

Сочинения:

СС: в 5 т. М., 1963;

СС: в 5 т. М., 1950;

Море зовет: повести и рассказы. М., 1977;

Капитан 1-го ранга: роман; Женщина в море: повесть; Морские рассказы. М., 1979;

Рассказы. Очерки. Воронеж, 1979;

Капитан 1-го ранга: роман. М., 1987, и др. изд.;

Море зовет: рассказ / Окрыленные временем. М., 1990. С.424-432;

Цусима. Челябинск, 1994, и др. изд.; Цусима. М., 2001.

Литература:

Щербина В. А.С.Новиков-Прибой (1877-1944): Критико-биографический очерк. М., 1951;

Васильев Л. Алексей Силыч Новиков-Прибой. Саранск, 1960;

Красильников В. А.С.Новиков-Прибой: Жизнь и творчество. М., 1966;

Бать Л. Море бушует: повесть о писателе А.С.Новикове-Прибое. М., 1967;

Перегудов А. Повесть о писателе и друге. М., 1968;

Воспоминания об А.С.Новикове-Прибое. М., 1969;

Мусьяков П. Писатели на флоте в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С.147-165;

А.С.Новиков-Прибой в воспоминаниях современников. М., 1980;

Новиков И. Дом моряка на земле// Подъем. 1982. №4;

Бондарев С. Человеку, на книгах которого просвещались миллионы. // В мире книг. 1982. №10;

Новиков И. Певец моря // Новиков-Прибой А.С. Повести и рассказы. М., 1987. С.503-510;

Новиков И. Воспоминания об отце // Морской сб. 1987. №4;

Шестаковский А.Ф. Староконюшенный переулок, 33. М., 1990;

Гронский И.М. Подвиг // Тройский И.М. Из прошлого. Воспоминания. М., 1991. С.306-316.

Алексей Новиков-Прибой - автор 45 книг. Из известных произведений можно выделить: Цусима, Цусима. В двух томах. Том 1, Цусима. В двух томах. Том 2. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Цусима

Цусима. В двух томах. Том 1

Роман воссоздает правдивую картину трагической гибели русской эскадры в Цусимском проливе во время русско-японской войны. Автор - участник этого похода - прослеживает весь путь эскадры вокруг света от балтийского моря до Цусимы.

Цусима. В двух томах. Том 2

Роман воссоздает правдивую картину трагической гибели русской эскадры в Цусимском проливе во время русско-японской войны. Автор - участник этого похода - прослеживает весь путь эскадры вокруг света от балтийского моря до Цусимы.

Капитан 1-го ранга

Рассказы. Цусима

Комплект из двух томов. В первый том вошли рассказы и первая книга романа "Цусима". Во второй том вошла вторая книга романа. В романе-эпопее рассказывается о Цусимском морском сражении во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Книга содержит ценнейший материал об этой эпохальной битве, собранный и записанный непосредственным участником этой беспримерной трагедии. Роман-эпопея А.С.Новикова-При.

В бухте

В книгу А.С.Новикова-Прибоя вошли рассказы "По-темному", "Подарок", "Шалый", "Певцы", "В бухте "Отрада" и др., а также роман "Капитан первого ранга", созданные писателем в разные годы.

У дальних берегов

Далекий 1905 год. Разгар Русско-японской войны. Русские моряки получили приказ во чтобы то ни стало доставить английский пароход "Ольдгамия" к российским берегам. Неожиданное крушение судна усложняет и без того непростую задачу.

Женщина в море

Броненосец

О героическом участии русского броненосца "Адмирал Ушаков" в Цусимском сражении в русско-японской войне 1905 года. Для младшего школьного возраста.

Героический корабль

27 мая 1905 года в Корейском проливе, около острова Цусима, произошло сражение между русской второй Тихоокеанской эскадрой и японским флотом. Неподготовленная, технически плохо оснащенная и руководимая бездарным адмиралом Рожественским, русская эскадра потерпела поражение. Преимущество в этом бою было явно на стороне японцев: их флот был вдвое сильнее, лучше вооружен и находился около своих берего.

Читайте также: