Новерр письма о танце краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

29 апреля - Всемирный день танца, который отмечается с 1982 года по инициативе Международного совета по танцу .

В этот день родился французский балетмейстер, реформатор и теоретик балета Жан Жорж Новерр - "отец современного балета". Новерр является автором знаменитых "Писем о танце и балетах". В своем труде он изложил мысли о балете как о завершенном действии с системой персонажей. Новерр первым начал ставить полноценные балетные представления, разработал систему жанров балетного спектакля.

Жан Жорж Новерр родился 29 апреля 1727 года, с детства занимался танцем под присмотром учителей Дюпре и Марселя.

Начинал как танцовщик, работал в Берлине, Страсбурге, Лионе, позже стал балетмейстером театра Комической оперы, где поставил оригинальные балеты "Источник юности", "Китайские празднества" .

Трижды пытался попасть в Парижскую оперу, но безуспешно.

Так, Новерр, ставший на путь просветительского классицизма, в 1757 году возглавляет балет в Лионе. Там он делает свои первые постановки, в которых отказывается от масок (неизменный атрибут артистов придворной сцены), от тяжелых традиционных костюмов, создает драматургию балета.

В 1760 году выходит книга Новерра "Письма о танце и балетах" , которая произвела революцию в мировой хореографии.
Основой балетного спектакля стала богатая и напряженная пантомима, музыка призвана передавать сценические события.

В 1767 году Новерр становится балетмейстером венских театров , где занимается новыми постановками, которые вскоре принесли ему всемирную известность. "Письма" переводятся на языки мира.

Новерр - в зените славы, но артисты и публика настроены критически. Они настолько привыкли к "парфюмерно-фарфоровому" жанру, что не были готовы воспринимать что-то новое.

Против Новерра выступили звезды "Оперы", требовали снятия с должности, предлагая взамен пожизненную пенсию в случае добровольного ухода. Новерр сдался. 30 апреля 1779 года он уходит с занимаемой должности. Вспоминал об этом так: "Я покинул родину с решением никогда больше не применять здесь своих способностей", "нашел лишь шипы и тернии интриги" .

Новерр уезжает в Англию, постоянной работы у него нет. Когда началась Французская революция, вернулся во Францию, но не понял и не принял перемены, уехал в Англию снова. Театральный сезон 1793 года там открывают постановки Новерра: "Темпейские супруги", "Венера и Адонис", "Аделаида, или Альпийская пастушка".

Иногда Жан Жорж Новерр посещает парижские театры, из которых его прогнали, замечая, что на сцене реализованы ЕГО новаторские идеи, которые еще совсем недавно отвергались артистами и публикой.

Новерр тяжело переживал одиночество и забвение, и чтобы отвлечься, бросил оставшиеся силы в работу над "Письмами". В новых главах автор размышлял о развитии балетного театра, своих ошибках и заблуждениях.

24 октября 1810 года не стало Жана Жоржа Новерра. На похоронах не было никого, кроме священника и полицейского. Могилу балетмейстера никто не посещал, и ее сравняли с землей.


Со времен Августа и до наших дней балеты представляли собой лишь бледные наброски того, чем они могут еще стать. Это порожденное гением и вкусом искусство способно принимать все более разнообразные формы, совершенствуясь до бесконечности. История, мифы, живопись — все искусства объединились для того, чтобы извлечь своего собрата из тьмы безвестности, в коей он пребывает; приходится лишь удивляться, как могли сочинители балетов доселе пренебрегать столь могучими союзниками.

Великую ошибку совершает тот, кто пытается сочетать противоположные друг другу жанры, смешивая воедино возвышенное и комическое, благородное и низкое, галантное и шутовское. Подобного рода грубые, но весьма частые ошибки свидетельствуют о недалеком уме сочинителя и лишь выставляют напоказ его дурной вкус и невежество. Другой ошибкой является повторение по два-три раза одних и тех же положений – подобный прием лишь охлаждает действие и обедняет сюжет.

Одной из существенных сторон балета, бесспорно, является разнообразие; вводные эпизоды и вытекающие из них картины должны следовать друг за другом стремительно; если действие не щипается быстро, если сцены тянутся вяло, если пламя воодушевления не чувствуется равно во всех частях представления – и больше того! – не разгорается все сильнее по мере того, как развивается интрига, — значит план плохо построен, значит он грешит против театральных правил. Такой спектакль не вызовет у зрителя других чувств, кроме скуки.

Искусный балетмейстер с самого начала должен заранее представить себе эффект всего спектакля и никогда не жертвовать целым ради частности. Отнюдь не забывая о главных персонажах представления, он должен помнить и об остальных; если он сосредоточивает все свое внимание на одних только первых танцовщицах, действие становится холодным, стремительность сцен замедляется, и представление теряет весь свой эффект.

Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы.

Живопись и танец имеют перед другими искусствами то преимущество, что они принадлежат всем странам, всем народам; что язык их внятен повсеместно, и они повсюду способны возбуждать одни и те же ощущения.

Прекрасная картина есть лишь копия природы; прекрасный балет — это сама природа, но природа, украшенная всеми чертами искусства.

Если вы обратитесь к Лукиану, сударь, вы прочтете у него, какими качествами должен отличаться великий балетмейстер; вы увидите, с каким прилежанием надлежит ему изучать историю, мифологию, поэтические творения древности и различные науки. Ибо только обладая отчетливыми знаниями во всех этих областях, можем мы надеяться преуспеть в своих сочинениях. Сочетаем же в себе талант поэта с талантом живописца — первый для замыслов, второй для их осуществления.


Изучение анатомии придаст лишь большую ясность наставлениям, которые балетмейстер станет давать тем, кого пожелает обучать. Познания эти помогут ему без труда обнаружить изъяны их телосложения и глубоко укоренившиеся дурные привычки, столь часто препятствующие успехам учеников. Зная причину зла, он легко найдет способ борьбы с ним: основывая свои уроки и советы на разумном и вдумчивом анализе, он никогда не поведет своего ученика по ложному пути. То обстоятельство, что наставники обращают недостаточное внимание на телосложение своих учеников, а оно не менее разнообразно, чем их лица, и является причиной появления такого множества скверных танцовщиков, которых было бы, без сомнения, меньше, обладай их учителя умением вовремя указать каждому из них род танца, ему свойственный.

Самое трудное, как я уже сказал, заключается в том, чтобы украшать природу, не искажая ее, умело сохранять все подлинные ее черты, в то же время искусно смягчая или же подчеркивая их. Мгновение — вот душа каждой картины. Нелегко уловить его, еще труднее воспроизвести его правдиво. Откажемся же от искусства, если оно не заимствует свои черты у природы, если оно не облачается в ее простоту! Оно пленяет лишь в той мере, в какой остается скрытым, и торжествует подлинную победу лишь тогда, когда делается незаметным, и его принимают за природу.

Согласно Плутарху, танец являет собой немой разговор, говорящую и одушевленную картину, выраженную посредством движений, фигур и жестов. Фигурам его нет числа, говорит этот автор, ибо есть множество вещей, могущих быть выраженными с помощью танца. Фриник, один из древнейших трагиков, говорит, что находит в танце такое разнообразие черт и фигур, что число их может сравниться лишь с числом волн морских в пору зимних приливов.

Музыка является для танца тем же, чем слова являются для музыки. Сравнением этим я хочу сказать лишь одно: танцевальная музыка представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая устанавливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика, последний, стало быть, должен передать содержание программы, сделать ее внятной при помощи энергических и выразительных жестов и оживленной игры лица. Действенный танец, следовательно, является проводником вложенных в музыку идей, призванным ясно и наглядно растолковать их.

Можно ли представить себе, что-либо более нелепое, чем опера без слов? Так вот, сударь, танец без музыки не более выразителен, чем пение без слов; это напоминает сумасшедших — движения несуразны и не имеют никакого смысла. Делать смелые, блестящие па, легко и быстро носиться из одного конца сцены в другой, — и все это под какой-нибудь холодный, однотонный мотив,— вот что я называю танцевать без музыки.

Мы владеем ногами и техникой танца, которой не было у наших предшественников, и это должно было бы, мне кажется, побудить композиторов писать более разнообразно и перестать сочинять для тех, кто существует лишь в воспоминаниях публики и жанр которых ныне почти совсем исчез. Танец наших дней — это новый танец; совершенно необходимо, чтобы новой была и музыка.

Поменьше феерий, поменьше чудес, побольше правды, побольше естественности — и танец предстанет в несравненно более выгодном свете.

Искусство танца

Искусство танца

Искусство танца запись закреплена

ПИСЬМА О ТАНЦЕ И БАЛЕТАХ

1. Письмо первое:

2. Письмо второе:

Два вида танца: механический (технический) и пантомимический (действенный).
Что должен иметь танцовщик-мим? Техника или действие, или то и другое. Немногие это могут. Может ли соединиться в одном человеке и техника и эмоции?
О таланте.

3. Письмо третье:

О качествах, необходимых балетмейстеру.

Балетмейстер творит, а не копирует. Балетмейстер должен много читать, учить историю.

Балетмейстер должен завести три тетради:

2. мифологические сюжеты

3. литературно- поэтические сюжеты

Общение с художниками.

Продумать сюжет, отбросить лишнее.

По мнению Новера, не надо заменять выразительность жеста ничего не говорящей техникой. В балетном произвдении должно быть не больше 3-х актов и 4-х персонажей.

Балетмейстер должен исполнять, разъяснять и воздействовать.

Балетмейстером должны быть изучены история, мифология, античная поэзия и науки.

Познания в геометрии.

Знать живопись, анатомию.

Балетмейстер должен увидеть в танцовщике (ученике) его способности, его жанр.

Должен хорошо слышать музыку.

Балетмейстер должен иметь обширные знания.

6. Письмо шестое:

Курс учения балетмейстера.

Балетмейстер должен быть наблюдательным.

Например: наблюдение за ремесленниками и различными сторонами жизни.

На танец можно переложить и трагедию, и комедию.

Все, что преподнесено для живописи, годится и для танца.

В танце можно выразить не только прекрасное, но и низменное.

Трудность в том, чтобы украшать природу, но не искажая ее.

Балетмейстер, не знающий танца в совершенстве, способен сочинять лишь посредственные произведения.

Краски должны играть на сцене, быть в правильных пропорциях.

7. Письмо седьмое: О выборе сюжета

Сюжеты из истории могут дать богатейшие образы и величайшие средства выразительности.

Но разнообразие должно быть девизом балетмейстера. Не только трагедии!

8. Письмо восьмое: О композиции балетов


Жан Жорж Новер (1727-1810) – великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. С 1778 года – член Французской королевской академии танцев. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА.

В этом же году Новерру поручено было поставить балет по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королем. Постановка этого произведения была первым успехом Новерра.

С этого времени Новерр считался излюбленным артистом Вены, где постановка каждого его произведения составляла крупное событие. Местная критика ставила его на недосягаемую высоту.

В Вене все произведения Новерра пользовались громадным успехом. Пребывание его в австрийской столице было лучшим периодом его деятельности. Новерр считался любимцем при венском дворе. Он был назначен придворным балетмейстером и заведующим дворцовыми развлечениями. Несмотря на все оказанные милости, Новерра все-таки тянуло на родину, в Париж, где бы он мог применить свой талант. После постановки нескольких балетов в разных городах Италии Новерр был, наконец, в 1770 приглашен в Париж, куда он прибыл с солидной репутацией талантливого хореографа и с обширным багажом сочиненных им балетов.

Не обошлось, конечно, без горьких насмешек по адресу непризнанного пока реформатора. Памфлеты служили для искусства только на пользу. Новер отписывался, доказывая публике, что балет – не танцевальное развлечение и что программу балета следует сочинять раньше музыки. Он это и делал, объясняя содержание своих балетов, требуя, чтобы композитор подлаживался к балетмейстеру, а не наоборот.

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить – 19 октября 1810 года он скончался.

Балет в эпоху просвещения.

В период эпохи просвещения возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Произошло отделение балета от оперы, появился новый вид театрального спектакля, где выразительными средствами были танец и пантомима. Эпоха Просвещения – одна из этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей классицизма, к демократизации и реформе балетного театра. Придворному аристократическому бессодержательному балету противопоставляется новая программа, целью которой является – осмысленность, действенность, содержательность. Появились смелые новаторы, каждый из которых по-своему искал новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декораций и костюмов. Они пытались освободить балет от однообразия и штампов. К этому искусству стали относится по-новому, благодаря Просвещению. Жан Жорж Новерр был самым значительным хореографом этого направления, причем не только практиком-новатором, но и автором весьма убедительных публикаций. Его Письма о танце и балета заложили эстетические основы искусства балета, и многие его утверждения не теряют значения и в наши дни. Деятели эпохи Просвещения видели в театре могучее действенное средство пропаганды передовых идей просветительской философии. Танец, под влиянием идей Просвещения, освободился от той искусственности, против которой боролся Новерр. Балет перестал восприниматься как явление придворной жизни.

Нововведения в балете.

Главное достижение эпохи Просвещения заключается в том, что балет теперь становится отдельным видом искусства, теряя свою исторически сложившуюся связь с оперой.

Во второй половине 18 века, в области хореографии уже чувствовалось, что искусство не могло долго оставаться в своей замкнутой форме, зависимой исключительно от воли композиторов. Хореография должна была вылиться в самостоятельное сценическое зрелище. Она ожидала только искусного хореографа, который поставил бы балет на правильный путь.

В 18 веке балет развивался по двум направлениям. Это были благородный и виртуозный танец. В разных странах и разных танцевальных областях проявляют себя талантливые самобытные мастера, такие как Вестрис, Гардель, Дюпре, Новерр.

Особенностью этого времени стала новая мода в одежде, которая подчеркивала легкость и простоту платьев, что сделало танцоров подвижными на сцене. Свобода и легкость проявились не только в одежде – в балетном искусстве стали популярны пируэты и прыжки, которые доселе никогда не использовались.

Великим реформатором танца стал французский балетмейстер Жан Жорж Новерр. Новерр призывал создать действенный, т. е. содержательный и выразительный, танец, в котором события, чувства и мысли героев раскрывались бы в пантомиме и танцевальных движениях. От балетмейстеров Новерр требовал кроме поэтического дара и богатого воображения еще и широкой образованности. Музыку он называл душой балета. Взгляды Новерра оказали огромное влияние на развитие хореографии.

Кроме внутреннего содержания своих балетов, Новерр заботился о декорациях и, особенно о костюмах, в способе ношения которых он совершил коренной переворот.

Большой помехой для мужского персонала была маска. Она была обязательна, и благодаря этому пережитому античного времени артисты были лишены возможности выражать на лице, какие бы то ни было чувства, присвоенные роли. Конечно, Новерр, создавший свои пантомимные балеты, украшенные выразительными танцами, немало хлопотал об уничтожении маски и о полной реформе костюмов.

писал Ж. Ж. Новерр.

Артисты-исполнители и сочинители балетов пользовались и пользуются массой сделанных в сочинениях Новерра указаний, приобретенных долговременной практикой хореографа. Хотя Жан и был поклонником классической школы, но везде в его письмах сквозит желание дать, возможно, большую свободу развитию индивидуальных способностей артиста.

Новерр хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова. Он считал, что создать хореографические постановки, гармоничные и содержательные, возможно лишь при взаимосвязи и взаимодействии всех слагаемых балетного спектакля.

Новерровские преобразования коснулись и декораций, и костюмов, и музыки, в результате чего балет стал самостоятельным театральным жанром.

Читайте также: