Норматив на содержание ребенка в школе

Обновлено: 03.07.2024

Недавно стало интересно во сколько 11 лет обучения в средней образовательной школе мною обошлось государству. Для расчета привел два примера:

1. Прямые ежемесячные траты на содержание и обслуживание школы

Для начала - строительство школы, а точнее цена во всей стране регламентирована. Неважно речь идёт о Москве или о Владивостоке. Главный показатель является НЦС - норматив цен сроительства.

ЦНС - базовый баланс в рублях строительство * коэффициент региональный * коэффициент трат

НЦС (норматив цен строительства) – зависит от нескольких факторов

1. Базовый баланс в рублях

Все расчеты и все вычисления начинаются с выявления потребности населения в школе - нужно знать сколько учеников будет в школе. Потому что стоимость одного ученика место сильно зависит от общего вместимости школы. То есть если строить школу на 100 учеников она обойдется в 988.000 за одного ученика. А вот при строительстве школы на 800 человек один ученик обходится в 330.000 руб. Таким образом получается строительство школы на 800 человек примерно равна стоимости строительства 3-х школ на 100 человек. Нужно исходить от нужд населенного пункта или микрорайона.

100 учеников – 1 место 988.000 рублей

300 ученикоав– 1 место 583.000 рублей

500 учеников – 1 место 411.000 рублей

800 учеников – 1 место 330.000 рублей

2. Коэффициент региональный

Он включает в себя особенности региональных климатических условий - чем холоднее или жарче по отношению к базовому региону тему нужно больше внести изменений в стандартный проект - из-за этого повышается окончательная стоимость. В условиях крайнего севера строительство будет дороже.

Такие города как Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Магадан – имеют значение 1,09. То есть дороже строительство на 9% в сравнении с базовым уровнем.

Города Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград - значение 1- базовый уровень.

Города Краснодар, Сочи, Махачкала - значение 0.94 – там дешевле строительство на 6% по сравнению с базовым уровнем. Нет нужды в сохранение тепла в зимний период. Из-за этого конструкция становится проще и дешевле.

Можете посмотреть на сайте администрации вашего города какое значение регионального коэффициента закреплено в вашем населённом пункте. Это поможет сравнить климатические особенности с Москвой и Санкт-Петербургом.

3. Коэффициент трат

Здесь ещё всё проще. Чем дороже уровень жизни в конкретном регионе, тем дороже обойдутся материалы, доставка материалов, зарплата рабочим и другие расходы влияющие на окончательную стоимость строительства. В условиях Москвы строительство будет дороже

Базовый уровень Москва – значение 1.04 (как правило Москва всегда выступает в роли базового уровня)

Санкт-Петербург - значение 0.92 (дешевле Москвы на 12%)

Новосибирск – значение 0.86

Екатеринбург – значение 0.98 (дороже Санкт-Петербурга)

Нижний Новгород – значение 0.94

Краснодар и Сочи – значение 0.77 (самые дешёвые)

Махачкала – значение 0.97 (третье место в приведённом списке)

Каждый город из-за своих климатических особенностей или уровня стоимости жизни выставляет индивидуальную стоимость строительства школы - которая может различаться в 3 раза.

Москва 1*1.04 итого 1.04

Санкт-петербург. 1*0.92 итого 0.92 сравним с г. Уф

Уфа 1.09*0.89 итого 0.97 (в Уфе климатические условия тяжелее, но уровень цен ниже)

Краснодар и Сочи 0.94*0.77 итого 0.72 (самый низкий показатель)

Магадан 1.09*1.76 итого 1.91 (климат сравним с Москвой, но уровень цен почти два раза выше)

Махачкала 0.94*0.97 итого 0.91

Наглядно видно стоимость строительства школы в городе Магадан почти в 3 раза выше чем в городах Краснодаре или Сочи.

НЦС – в в городе Уфа на 800 учеников будет равна

264.000*0.97 равно 256 миллионов рублей - обычно строительство ведётся от 8 до 12 месяцев.

от 20 ноября 2018 года N 235

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 ноября 2021 года на основании
приказа Минпросвещения России от 22 сентября 2021 года N 662
____________________________________________________________________

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2009, N 1, ст.18; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 31, ст.4191; 2016, N 1, ст.26; 2017, N 30, ст.4458)

2. Положения Общих требований применяются при расчете объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения на 2019 год и на плановый 2020 и 2021 годы.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Николаева А.В.

в Министерстве юстиции

11 декабря 2018 года,

регистрационный N 52960

Приложение

просвещения Российской Федерации

от 20 ноября 2018 года N 235

Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением

I. Общие положения

1. Настоящие Общие требования разработаны в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2009, N 1, ст.18; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 31, ст.4191; 2016, N 1, ст.26; 2017, N 30, ст.4458) в целях установления требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения (далее - сфера образования) и в федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043 "О формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст.5459; 2018, N 15, ст.2162) (далее соответственно - государственные (муниципальные) услуги, Перечни) для расчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг государственными (муниципальными) учреждениями.

2. Определение нормативных затрат на оказание услуг, включенных в Перечни, федеральными государственными учреждениями, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями осуществляется в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленными соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2009, N 1, ст.18; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 31, ст.4191; 2016, N 1, ст.26; 2017, N 30, ст.4458) и с соблюдением настоящих Общих требований.

II. Общие требования при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг

3. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг определяются исходя из содержащейся в Перечнях информации о единицах измерения показателей, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги и показателей, отражающих содержание и (или) условия (формы) оказания государственных (муниципальных) услуг.

4. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, за исключением государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, определяются в расчете на одного обучающегося по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72; N 14, ст.2008, N 18, ст.2625; N 27, ст.3951, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364; N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78; N 10, ст.1320; N 23, ст.3289, ст.3290; N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670, N 31, ст.4765, N 50, ст.7563, 2018, N 1, ст.57, N 9, ст.1282, N 11, ст.1591, N 27, ст.3945, ст.3953, N 32, ст.5110, ст.5122) особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами.

4.1. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).

Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частями 6 и 13 статьи 76 и частью 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ, если иное не установлено федеральными законами.

4.2. При определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в очной форме профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, учитываются затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися исходя из месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам среднего профессионального образования.

4.3. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами включаются в нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в очной форме профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в размере, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией соответственно.

4.4. При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

4.5. При расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования учитываются затраты на проведение практики обучающихся в случаях, предусмотренных образовательной программой, разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

4.6. Затраты на обеспечение форменной одеждой, иным вещевым имуществом (обмундированием) и питанием обучающихся, осваивающих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, и осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, рассчитанные по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями в соответствии с частью 3 статьи 37 и частью 5 статьи 38 Федерального закона N 273-ФЗ, не включаются в нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования.

5. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, а также для дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в соответствии с частью 2 статьи 88 и частью 4 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

6. Определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания государственных услуг в установленной сфере (далее - стандарты услуг) (при их наличии).

При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

6.1. Нормативные затраты включают в себя затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ и номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4381), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал, включаются в состав нормативных затрат в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ.

Если в учреждении одновременно оказывается несколько государственных (муниципальных) услуг, затраты на оплату труда прочего персонала целесообразно относить на нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг пропорционально используемым трудовым ресурсам при оказании государственной (муниципальной) услуги.

6.2. Нормативные затраты включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи).

6.3. В составе нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и иными специальными потребностями учитываются затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств в соответствии с пунктом 6.2 настоящих Общих требований.

При расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и лицам со специальными потребностями применяются повышающие коэффициенты, учитывающие специфику организации предоставления государственных (муниципальных) услуги указанной категории потребителей.

6.4. В состав нормативных затрат на оказание образовательных услуг включаются затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (оплата услуг дополнительного профессионального образования образовательной организации, на базе которой педагогический работник пройдет обучение, в том числе при прохождении обучения на базе организации по основному месту работы, командировочных расходов и других расходов).

6.5. В состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг включаются затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также затраты на прочие общехозяйственные нужды.

В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.

На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.

Использование помещений школ для других целей запрещается.

Требования к размещению и территории школ.

1. Ограждение забором всей территории школы.

2. Озеленение 50% территории школы.

3. Не допускается высаживать ядовитые растения.

4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,

хозяйственная и учебно-опытная.

5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.

6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.

Требования к зданию.

1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция

согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.

2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.

3. Площадь на 1 учащегося в учебных кабинетах должна быть не менее 2,5 кв.м., высота-не менее 3,6 кв.м..

4. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть лаборантские.

5. В спортивных залах должны быть снарядные и раздевальные для мальчиков и девочек раздельные.

6. Площадь библиотеки -0,6 кв.м. на 1 ученика, рекреации – 0,6кв.м.при ширине 4 кв.м. при одностороннем расположении классов.

7. На первом этаже должен быть предусмотрен медпункт в составе: кабинет врача-14 кв.м.,длиной не менее 7кв.м., процедурный кабинет (прививочный)-14 кв.м.

8. На каждом этаже должны быть туалеты для мальчиков и девочек: 1 унитаз на 20 девочек,1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз , 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Должна быть организована подводка холодной и горячей воды. Для персонала- отдельный санузел, на 20 человек 1 унитаз.

9. Необходимо иметь помещение для хранения уборочного инвентаря.

10. В помещениях начальных классов, кабинетах домоводства, мастерских, помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины.

11. Рядом с умывальником должно быть мыло, полотенце, туалетная бумага.

12. Используемые отделочные материалы должны быть бзвредными для здоровья.

Требования к оборудованию.

1. В школах могут быть использованы: школьная парта, столы, конторки, стулья.

2. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту учеников и иметь цветовую маркировку.

3. Кабинеты физики и химии оборудуются вытяжными шкафами.

Требования к микроклимату.

1. Температура в учебных помещениях должна быть от 18 до 24 градусов, в спортзале-17-20 градусов Ц., в медпункте-20-22гр., относительная влажность-40-60%, скорость движения воздуха-0,1 м. в сек.

2. Ограждение батарей из древесно-стружечных плит запрещается.

3. Для отопления не допускаются переносные обогреватели с инфракрасным излучением.

4. Для контроля микроклимата устанавливают бытовые термометры.

5. Сквозное проветривание проводят до начала и после занятий.

6. Окна оборудуются фрамугами. Площадь фрамуг- 1/ 50 от площади окна.

7. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских, в помещениях кухонь.

Требования к освещению.

1.Все помещения должны иметь естественное освещение.

2.В учебных помещениях должно быть левостороннее освещение.

3.Коэффициент естественного освещения-1,5 %. Световой коэффициент-отношение площади стёкол к площади пола 1:6.

4.Запрещается закрашивать стёкла, расставлять цветы.

5.Очистку стёкол необходимо проводить не реже 2 раз в год.

6.Необходимо обеспечивать нормативные уровни искусственного освещения за счёт потолочных светильников. Цветоизлучение белое, теплобелое. Предусматривается люминисцентное освещение. Уровни освещённости от 300 до 500 люкс.

7.Очистка осветительной арматуры не реже 2 раз в год.

8. Непригодные лампы собирают и сдают на демеркуризацию

Требования к водоснабжению и канализованию

1.Школы оборудуются холодным и горячим водоснабжением.

4. Система канализации столовой должна быть отдельной.

Медицинское обслуживание.

1. Должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2. Лицензирование медицинской деятельности обязательно.

3. Организация медицинских осмотров учащихся обязательно.

4. Все работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить врачебный допуск при приёме на работу и в дальнейшем периодически согласно приказа МЗ РФ № 302 Н от 12.04.2011 г., получить медицинскую книжку,

Санитарное содержание.

1. Все помещения школ и территории должны содержаться в чистоте и порядке.

2. Уборку территории проводят ежедневно до прихода учеников.

3. Мусороприёмники после освобождения должны быть очищены и обработаны дезсредствами.

4. Сжигание мусора запрещается.

5. Все помещения школ подлежат ежедневной влажной уборке с применением

моющих и дезинфицирующих средств.

6. 1 раз в месяц проводят генеральную уборку.

7. Туалеты, душевые, буфеты,медпункты,столовые моют ежедневно с применением дезсредств

8. Уборочный инвентарь маркируется.

9. При появлении насекомых,грызунов проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций.

Контроль за выполнением обязательных требований организует руководитель школы.

Государственный контроль проводит Управление Роспотребнадзора по Калужской области.

Исчерпывающие обязательные требования изложены в Санитарных нормах и правилах,часть из которых представлена в прилагаемом перечне.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

20 марта 2018 г. N ТС-39/08вн

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В НАТУРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, В ЦЕЛЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях (далее - рекомендации) разработаны во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, в связи с тем, что нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения, выраженные в натуральных показателях (далее - нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 29, ст. 3504), признаны утратившими силу.

1.2. Рекомендации предусматривают реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по вопросу применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования и позволяют предопределить объемы своих расходов на соблюдение соответствующих норм без дополнительного правового регулирования на федеральном уровне.

2. Нормативное правовое регулирование вопросов применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования.

2.1. Акты, которыми были установлены показатели, указанные в примечании к пунктам 1, 2 и 4 раздела "Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях", к пунктам 1 - 6 раздела "Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях" и к пунктам 1 - 6 раздела "Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений" социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее - социальные нормативы), признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон о детях-сиротах), Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также упорядочением правовых актов в области образования.

2.3. Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона о детях-сиротах нормы обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого

инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях

в сфере опеки и попечительства

В сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних необходимо руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1066, от 18 сентября 2017 г. N N 1116, 1117 г., регулирующие вопросы утверждения норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, норм и порядка обеспечения выпускников организаций, о порядке обеспечения проездом и учебной литературой (далее - постановления).

Постановления ранее разработаны Министерством и приняты Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ).

Нормы потребления продуктов питания по типам учреждений

и контингентам обслуживаемого в них населения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 утверждены нормы обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания для детей в дошкольных образовательных организациях включены в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", а для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

Для воспитанников образовательных учреждений разработаны среднесуточные наборы продуктов и ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах, определены основные критерии организации питания, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи, а также установлены определенные функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах определены методическими рекомендациями МР 2.4.5.0107-15 "Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Методическими рекомендациями Роспотребнадзора утверждены: рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет (от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34), рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (24.08.2007 N 0100/8606-07-34), примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях (24.08.2007 N 0100/8605-07-34).

Организация здорового питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях осуществляется в соответствии с совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 213н/178 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений".

Минздравом России принят приказ от 19 августа 2016 г. N 614 "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания".

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

Пунктом 1.11 установлено рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Пунктом 1.12 СанПиН установлено, что в дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

В настоящее время в Приказ N 1014 вносятся соответствующие изменения.

Указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

Терминологию следует привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. По пункту "Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных учреждений для городского строительства" раздела "Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений" необходимо руководствоваться Сводом правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

1. По пункту "Наполняемость классов" раздела "Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях" следует обратить внимание, что на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) внесены изменения. Согласно принятым изменениям из СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендательная норма, устанавливающая предельную наполняемость классов общеобразовательных организаций в 25 человек, исключена.

Согласно пункту 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

В соответствии с пунктом 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10 в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России ведется работа по внесению изменений в приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" и "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Порядки 1014 и 1015) в том числе в части определения предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и при получении ими образования совместно с другими обучающимися для внесения соответствующих изменений в Порядки 1014 и 1015.

2. По пункту "Нормативы удельных показателей общей площади зданий общеобразовательных учреждений" необходимо руководствоваться пунктами раздела III СанПиН 2.4.2.2821-10 "Требования к территории общеобразовательных организаций".

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 - 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.

В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета (в редакции изменений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81):

не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

1. По вопросу установления норм и нормативов питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в профессиональных образовательных организациях необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием";

2. По вопросу наполняемости учебных групп в профессиональных образовательных организациях необходимо использовать приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

1. По пункту "Нормы обеспечения общежитий постельными принадлежностями" раздела "Социальная защита населения" нужно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений".

2. Нормативы общей площади зданий педагогических университетов и институтов до 2010 года до утраты силы были прописаны в государственных образовательных стандартах (п. 6 раздела Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений). Для действующих федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки по УГСН 44.00.00. "Образование и педагогические науки" данные нормативы исключены.

Читайте также: