Норма температуры в детском саду в отопительный сезон
Обновлено: 05.07.2024
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2012 г. N 191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30494-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.
6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 7-2016)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха.
Настоящий стандарт не распространяется на параметры микроклимата рабочей зоны производственных помещений.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 допустимые параметры микроклимата: Сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья.
2.2 Качество воздуха
2.2.1 качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном воздействии на человека обеспечивается оптимальное или допустимое состояние организма человека.
2.2.2 оптимальное качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается комфортное (оптимальное) состояние организма человека.
2.2.3 допустимое качество воздуха: Состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается допустимое состояние организма человека.
2.3 локальная асимметрия результирующей температуры: Разность результирующих температур в точке помещения, определенных шаровым термометром для двух противоположных направлений.
2.4 микроклимат помещения: Состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.
2.5 обслуживаемая зона помещения (зона обитания): Пространство в помещении, ограниченное плоскостями, параллельными полу и стенам: на высоте 0,1 и 2,0 м над уровнем пола - для людей стоящих или двигающихся, на высоте 1,5 м над уровнем пола - для сидящих людей (но не ближе чем 1 м от потолка при потолочном отоплении), и на расстоянии 0,5 м от внутренних поверхностей наружных и внутренних стен, окон и отопительных приборов.
2.6 оптимальные параметры микроклимата: Сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.
2.7 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток.
2.8 радиационная температура помещения: Осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов.
2.9 результирующая температура помещения: Комплексный показатель радиационной температуры помещения и температуры воздуха помещения, определяемый по приложению А.
2.10 скорость движения воздуха: Осредненная по объему обслуживаемой зоны скорость движения воздуха.
2.11 температура шарового термометра: Температура в центре тонкостенной полой сферы, характеризующая совместное влияние температуры воздуха, радиационной температуры и скорости движения воздуха.
2.12 теплый период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С.
2.13 холодный период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже.
3 Классификация помещений
В настоящем стандарте принята следующая классификация помещений общественного и административного назначения:
- помещения 1-й категории: помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха;
- помещения 2-й категории: помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой;
- помещения 3а категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды;
- помещения 3б категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде;
- помещения 3в категории: помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды;
- помещения 4-й категории: помещения для занятий подвижными видами спорта;
- помещения 5-й категории: помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.);
- помещения 6-й категории: помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые).
4 Параметры микроклимата
4.1 В помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать оптимальные или допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне.
4.2 Параметры, характеризующие микроклимат в жилых и общественных помещениях:
- скорость движения воздуха;
- относительная влажность воздуха;
- результирующая температура помещения;
- локальная асимметрия результирующей температуры.
4.3 Требуемые параметры микроклимата: оптимальные, допустимые или их сочетания следует устанавливать в зависимости от назначения помещения и периода года с учетом требований соответствующих нормативных документов*.
* В Российской Федерации действуют [1] и [2]
4.4 Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в обслуживаемой зоне помещений жилых (в том числе общежитий), детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий следует принимать для соответствующего периода года в пределах значений параметров, приведенных в таблицах 1-3:
Таблица 1 - Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий
Нормы и правила в детском саду
Нормы температуры в детских садах продиктованы специальным документом, который называется “Государственные санитарные правила и нормы” (сокращенно СанПиН). Этот документ определяет допустимые значения температуры воздуха и его влажности в саду. Какими же должны быть эти значения? Как можно достичь желаемой температуры? Что делать, если нормы СанПиН не соблюдаются? Статья поможет вам разобраться в вышеупомянутых вопросах и не только.
Какая температура должна быть в группе по санитарным правилам?
Оптимальным значением температуры в основных помещениях для всех возрастных групп детского сада в соответствии с СанПиН будет +21-24 °С . Эти показатели не должны быть ни больше, ни меньше рекомендуемого значения.
Нормативы температуры в спальне и других помещениях садика
В разных возрастных группах и помещениях температурные нормы могут отличаться:
- Для ясельной группы температура воздуха в игровых комнатах не должна быть выше +22-24 °С.
- В игровых комнатах младшей, средней и старшей группы нормой будет +21-23 °С. Если температура будет выше, то во время активных игр дети могут вспотеть.
- По СанПиН температура воздуха в спальнях всех групп не должна превышать +19-20 °С, ведь дети спят под одеялом, и им может стать жарко.
- В туалетных комнатах ясельной группы температура должна составлять +22-24°С, а остальных групп – +19-20 °С.
- В музыкальных и гимнастических комнатах рекомендуемая норма температуры составляет +19-20°С.
- Температура должна быть выше в помещениях, где ребята раздеваются до маечек и трусиков. Это могут быть медицинские кабинеты, душевые или бассейн, если он есть. Рекомендуемой нормой для таких помещений будет +25-26 °С, а для бассейна температура должна быть не менее +29 °С.
Влажность воздуха
Ее значение одинаково для всех возрастных групп и составляет 40-60 %.
Требования по воздухообмену
Основной способ реализации воздухообмена – проветривание, которое тоже осуществляется по определенным правилам: оно проводится каждый день в отсутствие детей – до их прихода, во время еды или занятий.
В холодное время года форточки в спальнях закрывают за полчаса до отхода ребят ко сну, а летом все время сна в спальной комнате форточку держат открытой, но нужно не допускать сквозняков.
Способы достижения нужных значений
Чаще всего для измерения температуры воздуха используют термометр, а для измерения влажности – гигрометр.
- Если влажность воздуха понижена, можно использовать увлажнители (они бывают паровыми и ультразвуковыми).
- Если же влажность воздуха повышена, нужно пересмотреть режим проветривания и, по возможности, его изменить.
Традиционные приборы для регулирования температуры – обогреватели. Очень удобно использовать модели с терморегуляторами – они позволяют достичь любой нужной температуры. Если температура выше нормы, нужно чаще проводить проветривание.
Чем грозит несоблюдение норм?
К сожалению, жалобы родителей о том, что в садике слишком жарко и душно, можно услышать довольно часто. Несоблюдение воспитателями СанПиН не следует оставлять без внимания, так как это может привести к проблемам со здоровьем детей. Разберем, как несоблюдение санитарных норм может влиять на здоровье ребенка, почему воспитатели не соблюдают СанПиН и чем это может им грозить.
Высокие температуры в помещении делают воздух сухим. Сухой воздух может привести к пересыханию слизистых оболочек и ухудшению местного иммунитета, ведь сухая слизистая не может задержать бактерии и вирусы и они быстро попадают в организм. Зачастую сухой воздух является причиной таких заболеваний, как:
- тонзиллит;
- рост аденоидов;
- появление аллергии или даже астмы (при пересыхании слизистой оболочки повышается чувствительность к аллергенам).
Бывает наоборот: чрезмерное проветривание или недостаток обогревателей приводит к простудным заболеваниям детей.
Родители часто задаются вопросом, почему их ребенок чаще стал болеть простудными заболеваниями после того, как начал ходить в сад. Причиной ОРВИ становится сухой воздух и повышенные температуры воздуха. Почему это происходит? В прохладном воздухе болезнетворные бактерии быстро погибают, а теплый сухой воздух способствует их развитию.
Почему воспитатели не соблюдают санитарные правила?
Причины могут быть разными:
- Воспитатели сами не знают, что лучше для детей. Они считают, что тепло – главный залог здоровья, и поэтому для них проветривание и открытые форточки – главные враги для детей.
- Причиной могут быть родители, которые не знают, что полезно для здоровья их чада. Скандал по поводу того, что ребенок простудился после того, как воспитатель открывал в комнате форточку, надолго отобьет у этого воспитателя охоту проветривать помещение.
- Иногда в детском садике просто не хватает необходимого оборудования – обогревателей или увлажнителей воздуха. В этом случае родители должны сами купить все необходимое.
- Как бы это ни было неприятно, но некоторые воспитатели специально нарушают правила: устраивают сквозняки и расхолаживают комнаты. Им легче работать, если детей в группе становится меньше, и при этом заработная плата воспитателей не уменьшается, даже если количество ребят, посещающих садик, уменьшится на половину.
Чем может грозить работникам садика это нарушение?
Обычно нарушения сразу обнаруживаются, когда в садике проводят проверку. Нарушители должны выплатить штраф, установленный Роспотребнадзором:
- Штраф в размере от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами.
- Если в ходе разбирательства будет установлено, что сотрудники детского сада относятся к работе халатно, размер штрафа составит 100-200 месячных окладов.
- Если из-за несоблюдения сотрудниками детсада детям был причинен большой вред, нарушителей могут лишить свободы на срок от 2 до 5 лет.
Что должны делать родители при выявлении нарушения?
За соблюдением СанПиН следит Роспотребнадзор. Если вы заметили, что кто-либо из сотрудников детского сада нарушает санитарные нормы, обратитесь в Роспотребнадзор. Вы можете либо позвонить туда, либо подать письменную жалобу. Можно написать в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.
Некоторые вопросы, которые касаются соблюдения СанПиН в детском садике, решают и департаменты образования. Вы можете также обратиться туда с письменной жалобой, электронным письмом или позвонить.
Если чиновники не могут или не хотят решать эту проблему, обратитесь в прокуратуру. Оказать вам помощь может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашей области.
От правильного температурного режима в садике во многом зависит здоровье детей. Поэтому нужно тщательно следить, чтобы в детском саду соблюдались санитарные нормы.
Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются: температура воздуха во внутренних помещениях детских садов и школ; влажность воздуха; свежесть воздуха.
Для детских садов определены нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций": в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже +21°C, рекомендуемая температура +24°C. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до +18°C, рекомендуется довести температуру до +22°C. В школьных помещениях температура воздуха по требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" должна составлять от +18°C до +24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских от +17°C до +20°C; в спальне пришкольного интерната от+20 до +24°C, в раздевальных комнатах спортивного зала +20+22°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять +19+21°C.
Может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях учреждений, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых и учебных комнат максимально допустимая температура составляет +24°C, а для спален – 22°C.
Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Тем не менее, следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей. Для поддержания влажности проветривание помещений пребывания детей должны проводиться регулярно. Именно проветривание является основным и единственным фактически доступным способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой проветривание заканчивается за полчаса до прихода детей. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно.
Высокая температура и нерегулярность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в помещениях детских садов и школ, что увеличивает заболеваемость среди детей. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. По научным сведениям, именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний: гайморит, тонзиллит, бронхит, отит, воспаление легких, аллергические заболевания дыхательных путей. Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере.
Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал учреждений должен контролировать их показания. Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Для повышения влажности желательно ограничивать доступ воздуха к отопительным приборам, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.
Независимая и судебная экспертиза. Центр КРДэксперт. Краснодар
Основные требования к содержанию детей изложены в СанПиН 2.4.1.3049-13 (СанПиН 2.4.1.2660-10 отменен). СанПиН 2.4.1.3049-13 является обязательным для исполнения дошкольными образовательными организации (детсадами) независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности .
Для помещений ясельных групп: в приёмной, игровой и в туалете температура не должна быть ниже 22°С. Для ясельной группы исключение составляет спальня – там температура должна быть не ниже 19°С. Приложение №3 к СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентирует температуры в помещениях детского сада.
Помещения t° (°C) - не ниже
Приемные, игровые ясельных групповых ячеек 22 - 24 °C
Приемные, игровые остальных групповых ячеек 21 - 23 °C
Спальни всех групповых ячеек 19 - 20 °C
Туалетные ясельных групп 22 - 24 °C
Туалетные дошкольных групп 19 - 20 °C
Помещения медицинского назначения 22 - 24 °C
Залы для муз. и гимнастических занятий 19 - 20 °C
Прогулочные веранды не менее 12 °C
Зал с ванной бассейна не менее 29 °C
Раздевалка с душевой бассейна 25 - 26 °C
Отапливаемые переходы не менее 15 °C
1. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей … влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения … влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.
Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.
Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.
Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в учреждениях для детей и подростков продолжается.
Читайте также: