Низкая эффективность занятий в школе

Обновлено: 05.07.2024

1. Определить критерии эффективности занятия.

2. Выявить приёмы, способствующие проведению эффективного занятия.

3. Пополнить знания педагогов знаниями по проблеме.

4. Создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технологий обучения позволяют говорить об эффективности занятий, являющихся стимулом к успеху, как педагогов, так и обучающихся. Результатом их проведения становится желание ребят посещать объединения дома творчества.

Вопрос для обсуждения

- Что значит слово “эффективность”?

Вопрос для обсуждения

- Какое учебное занятие, по вашему мнению, можно считать эффективным?

Эффективное занятие– это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и обучающиеся становятся единомышленниками одного общего дела: педагог - учит, обучающийся хочет научиться.

При проведении эффективных занятий педагоги выполняют ряд требований:

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов, средств и способов обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- четкая организация занятия и мотивация детей на получение знаний;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Все перечисленные требования будут достигнуты при правильно поставленной цели и задачах - конкретных и выполнимых, а также разнообразном выборе средств и способов обучения, используемых на занятии.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.

Можно выделить три способа достижения эффективности занятия – это:

использование педагогических технологий;

учет интересов и мотивации детей;

а также профессиональный рост педагогов.

На своих занятиях наши педагоги создают атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в приобретении знаний, стремятся выявить реальные интересы детей, ведут индивидуальную работу с каждым ребенком, учат детей самостоятельно планировать, анализировать, оценивать результаты своей работы и других, как воспитанников, так и педагогов. Все это способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

При проведении занятий педагоги должны использовать проблемные творческие задания, позволяющие детям самим выбирать вид и форму изучаемого материала (словесную, графическую, условно символическую).

Мотив любого эффективного занятия – получение знаний, учитывая интересы и мотивации детей от простого к сложному.

Вопрос для обсуждения

- От чего зависит эффективность учебного занятия?

От чего же зависит эффективность занятия?

Эффективность зависит от:

Конкретности поставленной цели и задач

Заинтересованности педагога и обучающихся

Качества преподаваемого материала

Формирования умений и навыков

Разнообразия методов и приемов

Эмоциональной подачи материала

Организации индивидуальной работы

Выбора типа занятия

Прогнозирования результата занятия

Активной работы обучающихся

Сотрудничества педагога и обучающихся

От личности педагога

Подведения итогов и оценивания

- Может быть, и это не все. Каждый вправе добавить. Ведь они меняются в зависимости от требований времени.

Деятельность каждого педагога должна быть сопряжена с творческим подходом. Педагог, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать.

Эффективность занятия способствует развитию познавательного интереса обучающихся. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения обучающихся, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на занятиях, в их эмоциональных реакциях.

Эффективность любого занятия определяется не тем, что дает детям педагог, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Автор: Суханова Светлана Игоревна

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Проблемы низкой эффективности урока связаны с некоторыми причинами, среди которых можно выделить нежелание школьников учиться. Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше.

Содержимое разработки

Проблемы эффективности урока

Проблемы низкой эффективности урока связаны с некоторыми причинами, среди которых можно выделить нежелание школьников учиться. Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Можно сказать, что это связано с перегрузкой; телевидением и др.

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно, объем информации всё возрастает. Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала? Обучающиеся испытывают огромную перегрузку почти по всем предметам. Ученику остается только защищаться, и он защищается, как может: списывает, лукавит, быстро забывает, или просто не учит.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки.

Другая причина – инфантильность детей. Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности ссовременных детей.

Методисты, изучающие данную тему, выявляют различные проблемы.

У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:

Однообразие используемых методов на уроке.

Нерациональное использование времени на уроке.

Редкое применение элементов проблемного обучения.

Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.

Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:

Однообразие применяемости методов.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Проблема низкого профессионализма педагогов.

Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Профессор Розов С. В. акцентирует внимание на:

Недооценки теории, однообразии применяемых методов.

Нерациональном использовании времени на уроке.

Формализме в подборе упражнений и заданий.

Неполном обеспечение учащихся индивидуальными заданиями.

К более подробному списку причин, которые могут понизить эффективность урока либо вовсе лишить его этого качества можем отнести:

отсутствие четко выраженной цели, замысла, идеи урока;

неверный отбор, случайность и некачественность материалов для урока;

замыкание на узкопредметных задачах, отсутствие связей с другими предметами или их механическое соединение во время урока;

недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт учащихся,

неправильное, нерациональное использование и распределение времени урока;

однообразие приемов и форм деятельности учащихся, бедность методического арсенала учителя;

неумение включать учеников в активную познавательную деятельность, неумение управлять ситуациями на уроке, плохое знание психологических методов снятия утомляемости, регуляции внимания;

нелогичность развертывания материала урока, скачки, разрывы, приведение к хаотичному усвоению знаний;

малый объем самостоятельной работы учащихся, обедненный отбор заданий, невысокий уровень сложности, однообразие этапов урока, минимум творческих заданий;

незанятость, простои на уроках, слабая обратная связь с учениками, отсутствие индивидуализации обучения;

многословие, монотонность, недопустимая скорость подачи материала;

назидательность, категоричность суждения учителя, бестактность, резкость, неуважение к ученику, создание психологических барьеров и дистанций, мешающих освоению знаний и развитию положительного отношения к учению;

создание языкового барьера на уроке в виде значительного различия словарных запасов учителя и ученика, неэффективность восприятия учебного материала вследствие неадаптированной речи учителя;

недостаточное или избыточное применение ТСО;

необъективность оценки результатов деятельности ученика;

низкий эмоциональный уровень подачи материала, отсутствие интонационной окраски речи, занимательных элементов.


-75%

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект – это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока.

Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока. Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования.

Предмет наших сегодняшних размышлений – эффективность урока, основного компонента школьной системы обеспечения качества образования.

Требования к современному уроку Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности, знать за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.

Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) Развитие мышления:

умение выделить объекты сравнения;

находить параметры и признаки сравнения;

умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;

умение строить аналогии;

ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

Личность учителя: его отношение к детям (любовь, равнодушие или раздражение), к содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и даже внешний вид) – все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели должны быть конкретны, достижимы, реальны.

Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.

Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.

Дидактические требования к современному уроку

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся

Психологические требования к уроку

  • учет возрастных особенностей;
  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;
  • освещенность;
  • критические точки усвояемости.

Классификация типов уроков

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

  • Закрепления новых знаний.
  • Комплексного применения знаний.
  • Обобщения и систематизации знаний.
  • Проверки, оценки и коррекции знаний.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщение учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  • Пассивные методы;
  • Активные методы;
  • Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Поскольку урок - основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Стремясь сделать обучение более интересным, учителя все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок- викторина, урок - ролевая игра, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.). Уроки-игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Типы нестандартных уроков самые разнообразные. Нет предела учительской фантазии. Да и не это главное. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Поэтому в настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении. Основная задача игр состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски. В зависимости от учебно-воспитательных задач, игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся, а также во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель вправе внести в игру свои изменения, учитывающие

Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными партнёрами по общению.

Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока.

Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей информацией, определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные особенности школьников. Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.

Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний.

В течение учебного года проводим мониторинг по следующему плану:

  • начало учебного года – стартовый контроль по предмету;
  • за две недели до окончания второй четверти промежуточный контроль;
  • за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.
  • Рефлексия.

Способствует повышению эффективности урока – обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.

Читайте также: