Никто не видел рыжего краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина Слайд 2.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

I. Организационный момент урока

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

– Какой вы представили главную героиню рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание)

– А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза)

– А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)

– Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки)

– А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)

– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение, умолчание)

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы.
– Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)

III Обобщение по теме и заключение

1. Подростковая жестокость

Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества

– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек

– таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой),
– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

5158259_jertva_1 (700x371, 97Kb)

Папа шестиклассника Саньки Рогожкина был лысым. Ну совершенно! И это в его неполные тридцать шесть лет. Однажды в автобусе какая-то малолетняя пассажирка с бантиками обозвала его дедушкой да еще и место хотела уступить. Санька расстроился. У него даже руки зачесались - так хотелось оборвать пассажирке бантики.

Маме тоже не нравилась папина гладкая голова. Однажды она сказала, что знай она, как быстро папа облысеет, не вышла бы за него замуж. Сказала, конечно. в шутку. Даже Санька это понял. А папа посмеялся, но потом вовсе загрустил.

Санька так переживал за папу, что незаметно для себя стал с завистью поглядывать на всех волосатых пап и даже осуждать тех, кто носил слишком уж буйные шевелюры. "Ишь, - ворчал он, - отрастили. А про лысых, наверное, и не подумают. "

Он записался в школьный химический кружок, и день за днем упорно смешивал одни вещества с другими в самых невероятных комбинациях. Допоздна он что-то растирал, размешивал, подогревал.

Санька жалел, что в химический кружок не приняли ни одного лысого. Нет, их, конечно, взяли бы, но они не просились. Так что препараты он испытывал на себе. Иногда все обходилось, а иной раз Санька по нескольку дней не мог оттереть подбородок, который становился то синеватым, а то вдруг розовым в желтый горошек.

Однажды он особенно долго возился над мазью. Она вышла ярко-зеленого цвета. Тяжело вздохнув, он мужественно помазал ею подбородок. Вынул из кармана зеркальце, с которым не расставался, и долго в него смотрелся. Ничего на подбородке не росло, только кожа слегка зудела.

На следующий день после звонка на первый урок, когда все не только расселись по своим местам, но даже успокоились, в даерб шестого "А" просунулась голова с отвратительной рыжей бородой. Борода торчала неровными клочками и по бокам закручивалась колечками.

5158259_jertva_2 (700x536, 171Kb)

- Нет, вы только посмотрите! - Учительница шагнула к Саньке и довольно неаккуратно дернула его за бороду.

Медсестра Тамара Федоровна прибежала в ту минуту, когда Санька выл от боли: каждый желал убедиться, что борода настоящая. Толька Малышев убеждался дольше всех.

- Посмотрим, посмотрим. - озабоченно сказала Тамара Федоровна, приближаясь к Саньке не то чтобы с опаской, но как-то бочком. - Бывает. бывает. Я думаю, для начала сбрить. Да, да, именно сбрить. Ну, а там дальше понаблюдаем. возможно, стационар.

- Вам надо решиться, - терпеливо сказала Тамара Федоровна, невольно перейдя на "вы" - из-за бороды, конечно. - Я вас провожу.

Весть о Санькиной бороде быстро разнеслась по школе. На перемене в класс заходили поодиночке, толпами и организованными экскурсиями.

На уроке математики вместе с учительницей Кирой Николаевной в кабинет решительно вошел директор, не очень решительно - завуч и совсем робко - старшая пионервожатая.

- Пускай растет, друг мой Санька, - И вдруг, словно опомнившись, закричал: - Как?! Серьезно? Нашел средство? Хорошо растет?

Папа был веселым, каким Санька его не помнил. Он сначала натер свою блестящую голову ядовито-зеленой мазью, а потом взялся за бритье Санькиной бороды.

- Это, друг мой Санька, твой первый научный подвиг, - горделиво сказал он, упорно водя электробритвой по щекам сына. - А из-за бороды ты не переживай. Я тебе вот эту самую электробритву подарю.

Наутро голову Рогожкина-старшего украшала великолепная рыжая шевелюра. Он не отходил от зеркала, опоздал на работу и все спрашивал у мамы:

А папе, чтобы вновь не облысеть, приходилось теперь по утрам мазать свою голову Санькиной мазью. Но он, надо сказать, на это вовсе не жаловался.


Краткое описание рассказа:

У девятиклассницы Светы конфликт в классе с одноклассниками.
Они ее обижают и унижают. Педагогический коллектив не вмешивается.
А Света все равно ездит с одноклассниками в походы. Там на озере она поет. Однажды ее не пустили ребята на озеро. После девятого класса она ушла из школы. И вот ее бывшего одноклассника повела подруга в Мариинку на оперу в Санкт – Петербурге и там он узнает в певице Светлану Сергееву. Ему стыдно за себя и своих одноклассников.
У героини из произведения Е. Габовой сильная воля. Она прошла через все житейские трудности к своей цели. Произведение показывает как важна в жизни цель. Она помогает многое превозмочь. Цель светлая. И цель поможет сохранить себя, остаться цельной личностью.

Данный рассказ использую в своей работе.

Чтение вслух педагогом – библиотекарем на уроке данного рассказа.

Е. Габова Не пускайте Рыжую на озеро// журнал Путеводная звезда. Школьное чтение: М.- 2011.- №3.- с 2-4.

Читайте также: