Николаева с н ознакомление дошкольников с неживой природой природопользование в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер.

Зимним вече­ром с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объ­ектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явле­ниями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занима­ется экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: расте­ния, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единст­ве — живая природа не может обхо­диться без неживой.

Растение сущест­вует только благодаря тому, что кор­нями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

У человека связь с неживой приро­дой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: до­бывать уголь, нефть, руду, использо­вать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.

Таким образом, все явления и объ­екты неживой природы, которые ок­ружают дошкольника, являются пред­метом единой системы экологическо­го воспитания.

Особо следует отметить первый под­раздел, в котором представлены эле­ментарные сведения о мироздании, о Земле и ее месте в Солнечной систе­ме — это новые сведения для до­школьников, они впервые включены в программу. Экспериментальная про­верка в детских садах ниже представленной технологии показала: совре­менные дошкольники 5—7 лет готовы к усвоению этих знаний, они их воспринимают с огромным интересом и эмоциональным откликом. Это не должно удивлять взрослых: наша дей­ствительность пропитана космически­ми явлениями, а человечество, как нам представляется, выходит на уро­вень космического сознания.

Предлагаемый материал — это мето­дическая система (технология) для дошкольных учреждений, занимаю­щихся эколого-педагогической рабо­той.

Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изуче­ние песка — в теплые месяцы, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом целе­сообразно организовать в ноябре, де­кабре, январе — в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Сентябрь

Первая и вторая недели

На прогулках, когда тепло, воспита­тели организуют игры с песком во всех возрастных группах, они знакомят детей с его свойствами и особен­ностями.

Младшие группы

Игры с песком проводятся много­кратно, при этом воспитатель разви,-вает не только пассивную, но и активную речь малышей — дети понимают слова взрослого, сами на­чинают говорить о песочных играх.

Средняя группа

С детьми этого возраста проводятся такие же игры с песком, как и в младшей группе. Воспитатель обраща­ет их внимание на свойства песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой — светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой — по цвету значительно тем­нее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть.

Старшая группа

Воспитатель учит детей различать и называть свойства песка: сухой, влаж­ный, очень мокрый, состоит из мел­ких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло- или темно-коричне­вый), хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок). На сыром песке отпечатываются следы (от чело­века, птиц, игрушек), по ним можно узнать, кто ходил, что происходило; на сухом песке вместо следов остают­ся ямки. По мокрому песку ходить легко — он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки); по сухому песку ходить трудно — он осыпается, ноги проваливают­ся.

Воспитатель проводит с детьми два наблюдения. Первое — рассматрива­ние небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Цель наблюдения — показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. Воспитатель перед каждым ре­бенком кладет бумагу, дает возмож­ность рассматривать и трогать песок (если есть лупы, микроскоп, то они используются в этом наблюдении). Второе — посвящается сравнению песка с речными камнями. Дети берут в руки камни, рассматривают их, гладят, жмут, называют их свойства (форму, цвет, твердость, особенности поверхности), сравнивают с песком, называют отличия и сходство. Воспи­татель поясняет: песчинки — это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг о друга боль­ших камней.

Подготовительная к школе группа

Воспитатель проводит те же самые игры, опыты и наблюдения с песком, что и в старшей группе, чуть услож­няя их. Учит делать разнообразные постройки, обыгрывать их. Организует конкурс на лучшую постройку: выявляет всех желающих участвовать в конкурсе, предлагает объединиться по 3—4 человека, выбрать и обсудить вместе, что будут строить. На участке (по договоренности с другими группа­ми) дети могут сооружать задуманное одновременно в разных песочницах. Не участвующие в конкурсе становят­ся зрителями — наблюдают за строительством. Через 25—30 минут вос­питатели и дети разных групп осмат­ривают сооружения, хвалят авторов, отмечают достоинства каждой по­стройки. Участников конкурса на­граждают (всем дают одинаковые по­дарки), под аплодисменты делают круг почета.

Сравнивая песок и камни, воспита­тель обращает внимание детей на то, что камни разного цвета, предлагает объяснить, почему песчинки разные. Сообщает, что есть места, где песок почти белый, светло-желтый, на пля­жах с таким песком приятно отды­хать, загорать.

В одной из бесед воспитатель пред­лагает подумать о том, нужен ли песок людям, обсудить этот вопрос дома с родителями. На следующий день продолжает разговор о том, как песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить прочные бетонные изделия), в изго­товлении стекла. Воспитатель может рассказать о том, что в некоторых местах есть золотоносный песок — он очень ценится, его терпеливо и долго промывают, собирая по крупицам золото. Воспитатель спрашивает: ну­жен ли песок художникам? Сам отве­чает: нужен тем из них, кто делает художественные изделия из стекла, посуду, стеклянные скульптуры, укра­шения для женщин. Рассказывает о том, что в некоторых странах прово­дятся конкурсы на лучшую скульпту­ру из песка.

Третья неделя

Во всех возрастных группах (в соот­ветствии с технологиями) проводятся ежедневные наблюдения за погодой, атмосферными явлениями и работа с календарем. Всю неделю воспитатели приучают детей к процедуре ежеднев­ных наблюдений, обучают приемам фиксации этих наблюдений в кален­дарях.

По ситуации воспитатель читает (но может и разучить с детьми наизусть) стихи.

В. Донникова
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЕК

Солнечный, пригожий
Выдался денек,
На травинке каждой Пляшет огонек.

Кто поймает первый
Бабочку в саду?
Рыбку кто увидит
В солнечном пруду?

Одуванчик желтый
Кто в траве найдет?
Кто сегодня песню Новую споет?

У Шао-шань, Шен Е.
ТЕНЬ

Хорошо в жаркий день
Встретить тетушку Тень!
Под зеленой листвой
Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени,
Мы смеялись в тени.
Хорошо в жаркий день
Встретить тетушку Тень!

Во время наблюдений воспитатель загадывает детям загадки:

Хоть весь день
Гоняйся за ней —
Не поймаешь.
(Тень.)

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит. (тень).

На этой же неделе воспитатель начинает обращать внимание старших ребят на долготу дня: спрашивает у них, светло или темно на улице, когда они идут в детский сад и когда возвращаются домой, просит запо­мнить это состояние в первый месяц осени. Говорит, что день еще доста­точно длинный, но он все время уменьшается, только нам это не очень заметно. Понаблюдаем это же явле­ние через месяц (на 3-й неделе октября), посмотрим, что произойдет.

Продолжаются игры и опыты с песком во всех группах, воспитатель поддерживает инициативу детей, хва­лит удачные сооружения, помогает развивать сюжет игр вокруг них, подсказывает приемы работы с пес­ком.

Четвертая неделя

Воспитатель поддерживает любую инициативу детей: с играми в песок, в наблюдениях солнца, тени, в разговорах об этих явлениях. В солнечные дни обращает внимание на солнце и тень в группе — в каких окнах солнце появляется утром (восточная сторона), в каких — днем (южная сторона), а в каких вечером (западная сторона). Дети могут наблюдать за тенью от рамы окна, ее перемещени­ем в пространстве (на подоконнике, на полу).

Воспитатели средних и старших групп заготавливают обычную глину.

Октябрь

Первая неделя

Программное содержание. Развивать интерес к камням, сенсорные ощуще­ния, умение обследовать камни, на­зывать их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речны­ми и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие — такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений.

Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мра­мор), показать изделия из драгоцен­ных камней (женские украшения, броши, браслеты и пр.).

Материал. Набор морских и речных камней (раздаточный материал); куски мрамора и гранита (желатель­но); иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро, памятников, на которых хорошо видны мраморные и гранитные детали; не­сколько сувениров или женских укра­шений из драгоценных или полудра­гоценных камней; кусок дерева, гвоз­ди, молоток, большая банка с водой.

Примерный ход занятия

1-я часть. Каждый ребенок рассмат­ривает камни, сравнивает их. Воспи­татель просит детей погладить, сжать, взвесить в руке камни, задает вопро­сы, предлагает подыскивать правильные и разные слова для определения свойств. Затем демонстрирует опыты с камнями: опускает в банку с во­дой — дети наблюдают, как они па­дают на дно; пытается забить гвоздь в камень — показывает, как гвоздь согнулся (камень тверже дерева).

2-я часть. Дети рассматривают мини-выставку открыток и иллюстраций с изображением архитектурных соору­жений из мрамора и гранита, воспи­татель обращает внимание на их красоту, показывает эти камни, рас­сказывает о том, что они необходимы для строительства.

3-я часть. Воспитатель показывает сувениры, женские украшения, гово­рит о красоте камней, их специаль­ной обработке. Дает задание рассмот­реть дома вместе с мамой ее украше­ния, художественные изделия из кам­ней, выяснить, как они называются, полюбоваться ими, поинтересоваться, как их изготовили. (На следующий день во время прогулки воспитатель обсуждает с детьми их впечатления.)

Перед выходными днями предлагает родителям сводить детей на выставку, в художественный салон, в магазин сувениров и показать им изделия из камней, назвать некоторые из них (малахит, яшма, лазурит или др.); показать детям на улице гранитные и мраморные детали архитектурных со­оружений, памятник из гранита.

Вторая неделя

Воспитатели всех групп знакомят детей с обыкновенной глиной. Начи­ная со средней группы, выясняют у детей, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая — из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная — при ударе или падении разбивается на куски).

Со старшими дошкольниками педа­гоги обсуждают следующее свойство глины: в отличие от песка, не про­пускает воду, впитывает ее и стано­вится мягкой. Во время прогулки воспитатель с детьми обходит терри­торию детского сада, находит места с преобладанием в почве песка и глины, предлагает подумать и сказать, почему в первом случае нет луж от осенних дождей, а во втором — вода застаивается.

В старших группах воспитатель об­суждает вопрос, кому нужна глина для жизни: вспоминает ласточек-бере­говушек, которые устраивают гнезда-норки в отвесных глиняных берегах рек.

Третья неделя

Воспитатели осуществляют с детьми наблюдения за погодными и атмо­сферными явлениями, ежедневно ведут календарь природы. В солнеч­ные дни обращают внимание на свет и тень, поддерживают любую инициа­тиву в проведении опытов, игр, разго­воров.

Четвертая неделя

Воспитатели всех групп продолжают организовывать игры с глиняными изделиями, вылепленными коллектив­но. Если случайно что-то разбивается, воспитатель предлагает подумать, по­чему это случилось — сухая глина твердая, но хрупкая, от удара легко рассыпается на куски. На глазах у детей пробует починить разбитую иг­рушку: смачивает края водой, размяг­чает глину, соединяет части и ставит на длительное просыхание. Высохшую игрушку подкрашивают и включают в игру.

Программное содержание. Познако­мить с различными изделиями из глины (сувениры, посуда). Дать пред­ставление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сооб­щить, что глина бывает разная по цвету и качеству (из белой глины делают столовую посуду). Познако­мить с народной глиняной игрушкой — дымковской, филимоновской.

Материал. Простая и художествен­ная глина, керамические изделия, фаянсовая и фарфоровая посуда, гли­няные горшки, кирпич, иллюстрации с изображением кирпичных строений. Воспитатель организует минивыставку с тремя экспозициями: 1) керамиче­скими изделиями и посудой; 2) гли­няной игрушкой; 3) иллюстрациями построек из кирпича и кирпичами.

Примерный ход занятия 1-я часть. Дети рассматривают и сравнивают простую и художественную глину, выделяют и называют ее отли­чие. Подготавливают глину для лепки.

2-я часть. Осмотр выставки. Воспи­татель поясняет, как делают разные изделия, как и зачем их обжигают в печи. Дети осматривают экспозиции, любуются красотой предметов. Воспи­татель напоминает, что все очень хрупкое, легко бьется — такие свойст­ва у глины. Если в детском саду есть гончарные круги, муфельная печь, воспитатель знакомит дошкольников с этими предметами (а в дальнейшем показывает, как ими пользуются). Возле 3-й экспозиции воспитатель рассказывает об изготовлении кирпи­чей, предлагает детям трогать, под­нять их, говорит о значении этого стройматериала.

3-я часть. Дети берут с выставки по одному предмету как образец и лепят свое изделие из глины. Создается новая экспозиция детских работ.

С. НИКОЛАЕВА,
ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания РАО,
кандидат педагогических наук

Основные понятия: методическая система, технология, занятия, наблюдения, неживая природа, солнце, тень, камень, песок, глина, загадки

Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 31–38.

Светлана Николаева - Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома обложка книги

Аннотация к книге "Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома"

Воспитание правильного отношения к природе и умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Данное пособие содержит рекомендации и советы по воспитанию в детях любви и интереса к природе. Детский сад, заинтересованный в экологическом воспитании дошкольников, может с успехом проводить работу с родителями, опираясь на эту книгу и используя ее материалы в различных формах взаимодействия с семьей.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и гувернерам.

Иллюстрации к книге Светлана Николаева - Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Оксана Шкуренко

Анна Дзюба

Здравствуйте, у кого есть Юный эколог на средний возраст Николаева С.Н. по ФГОС в электронном виде. Буду очень благодарна! Спасибо большое заранее.


Анна Дзюба

Любовь Алексеева

Здравствуйте. Очень нужна эта книга . У кого есть эта книга в электроном виде? Автор: Горбатенко О.Ф.

Елена Рудакова

🙏

Спасибо

Елена Молодых

Есть у вас С Н Николаева парицальная программа "Юный эколог" Система работы в подготовительной новое издание?

Ольга Мозговая

Татьяна Трушникова

У кого есть в электронном виде календарь сезонных наблюдений 5-7 лет С.Н.Николаева


Оглавление

  • От автора
  • Программа экологического воспитания дошкольников

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Программа экологического воспитания дошкольников

Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В программе представлено семь разделов. Первый раздел — это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека

Знания. Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Вселенная — это множество звезд, которые видны ночью на безоблачном небе. Солнце — это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоблачном небе, с его восходом начинается день, после его заката наступает ночь. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.

Земля — это планета, на которой мы живем. Наша планета — это огромный шар, окруженный слоем воздуха (небо). Большая часть Земли покрыта соленой водой — океанами и морями. Посреди океанов есть суша, твердь — это материки. Их всего шесть: Северная Америка, Южная Америка, Евразия (Европа и Азия вместе), Африка, Австралия и Антарктида. На планете Земля есть два полюса — Северный и Южный, на них очень холодно, они покрыты вечными льдами и снегами.

На суше (материках) есть равнины (ровные пространства), горы, холмы (невысокие горы), реки и озера (с пресной водой). Равнины и горы часто покрыты лесами. На каждом материке есть разные страны (государства), в которых живут разные народы. Наше государство называется Россия, в ней много городов и деревень, а самый главный город — столица Москва.

У планеты Земля есть спутник — Луна. Луна — это тоже планета. Она имеет форму шара, по размеру значительно меньше Земли, и вращается вокруг нее. На Луне нет воды, воздуха, тепла, поэтому там не живут растения, животные, люди. Луну видно ночью на безоблачном небе. Она бывает разной формы: в виде узкого месяца, который постепенно становится шире и превращается в круглую Луну, затем убывает, снова становится месяцем и исчезает совсем.

Отношение. Дети проявляют интерес к сведениям о мироздании: они охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в занятиях с глобусом и другими моделями, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.

Знания. Вода — это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т.д. Вода может быть чистой и грязной: чистая — прозрачная, грязная — мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить — он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака — это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.

Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.

Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях, задают вопросы о воде.

Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, он не препятствует бегу и ходьбе. Воздух можно почувствовать, когда он движется — дует ветер, работает вентилятор. Большинство птиц и некоторые насекомые могут летать, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют, дельтаплан, самолет, воздушный шар.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.

Отношение. Дети проявляют познавательный интерес, выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.

Знания. Дети знакомятся с почвами — землей, песком, глиной и их свойствами. Земля — темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина — желтая (а иногда красная или белая), плохо пропускает воду. Когда глина сухая, она твердая, а мокрая становится липкой и пластичной, ей можно придать любую форму, можно лепить из нее фигуры. Песок — желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.

Земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.

Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы — такими их сделало море, постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде; мокрые камни красиво блестят. Уголь — черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен для топки заводам и электростанциям, для обогрева жилища. Мел белый, твердый и хрупкий — легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит — очень твердый камень разной пестрой окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют — он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников.

Отношение. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями, охотно участвуют в коллекционировании камней, рисуют на асфальте.

Знания. Дети знакомятся с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями.

Осень: день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастает прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия — постепенное уменьшение света и тепла — влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни — готовятся к предстоящей зиме: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву; животные по-разному готовятся к зиме: одни откармливаются и устраиваются на спячку (еж, бурый медведь), другие делают запасы корма (белка, хомяк).

Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается, дает мало тепла, а от предметов бывает длинная тень. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывает вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землей у них сохранились корни и корневища; животные зимуют неодинаково — одни находятся в спячке, другие активны, питаются запасами, третьи отыскивают или добывают пищу.

Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, лед, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, вырастает заново трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные звери. Все готовятся выводить потомство.

Лето: день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, в это время от предметов бывает самая короткая тень, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя на небе появляется радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов, насекомых, птиц. Лесные звери растят свое потомство.

Отношение. Отношение детей выражается в познавательном интересе — они с удовольствием участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях — дети замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках, охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах).

Многообразие растений и их связь со средой обитания

Знания. Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что растения — живые существа, у них есть свои потребности, и им необходимы определенные условия: питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает переохлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень, а у некоторых и стебель находятся в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение в почве. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит. Все органы нужны растению, поэтому их нельзя повреждать и ухаживать за ними надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для красоты. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Читайте также: