Никита михалков солнечный удар краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Структура ленты строится на визуальном и интонационном противопоставлении разных временных пластов: события 1907 года решены в элегическом ключе, как воспоминание, приукрашенное и идеализированное памятью, хрупкое, мимолетное и яркое одновременно; реалии 1920 года показаны в темно-серых тонах, сурово и безысходно. Михалков добивается удивительной визуальной дифференциации этих эпизодов: в воспоминаниях изображение отшлифовано, лишено дефектов, пейзажи предстают сошедшими с картин художников XIX века, лица очаровательны; в настоящем времени фигуры и крупные планы поданы во всей их грубой материальности, программно прозаично, с подчеркиванием физических недостатков героев.

Жизнь в дореволюционной России была для лучших ее представителей будто подернута мечтательным туманом, они были так погружены в собственные переживания, в движения своих страстей, что не замечали того, что происходило рядом с ними, не придавали этому значения: именно поэтому главный герой так рассеян, растерян, несмотря на звание офицера, не знает подлинной духовной дисциплины и трезвения. Поддавшись чувственному очарованию, он легко увлекается им на путь греха: отрекаясь от Христа, он даже не способен этого понять.

Система подмен, отказа от подлинного в пользу фальшивого, густая сеть лжи опутывает героев, лишая их воли к сопротивлению.

Система подмен, отказа от подлинного в пользу фальшивого и чужого, густая сеть лжи опутывает героев, лишая их воли к сопротивлению: так незнакомая замужняя женщина находится всецело во власти своих представлений, инфантильно жаждет амурных приключений, низводя себя до уровня посмешища; так пассажиры парохода зачарованы низкопробным обманом иллюзиониста-пошляка, не скрывающего своего поверхностного западничества в сцене обеда с главным героем – еще одной важной сцене фильма.

В этом эпизоде герой подвергается тройному опьянению – алкоголем, обаянием марксистских идей и чувственным женским голосом, и во всех трех случаях он имеет дело с подделкой: алкоголь замутняет разум и ослабляет волю, марксистские иллюзии уводят от понимания реального положения дел, пение незнакомки пытается подменить голос и образ любимой женщины. Искушения, встречающиеся в человеческой жизни, бывают порой весьма тонко проработаны – они ищут места в душе путем навязывания связей с прошлым, знакомым, родным, тем, что может поколебать сердце и обольстить его фальшивым сходством с чем-то важным.

Недисциплинированный, несобранный ум главного героя не способен уловить этой тонкой подмены – вместо часов, которые у него были, ему подсовывают другие, которые плохо открываются; часы, моменты его жизни безвозвратно похищены, размолоты в ступе под грязное языческое камлание – здесь прообраз грядущей революции, совершившейся с молчаливого согласия дворянства, смешанного с любопытством к сомнительным идеям.

Крест героя – его неосознанная, никак не защищаемая разумом вера – был похищен после грехопадения, а новый для него уже ничего не значит и превращается всего лишь в дорогое украшение (фраза о десяти рублях за крест приобретает характер метафоры – экзистенциальной платы, цены покаяния, о которой он возмущенно не хочет ничего знать, заглушая свою совесть).

Марксистское влияние вытесняет объективный анализ социальных проблем, подменяя его классовой ненавистью, дарвинизм изгоняет из души трепет перед богосозданностью человека, низводя самого царя до уровня обезьяны (а значит, его теперь можно легко лишить жизни). Легкий, добровольный отказ людей от того, что глубоко укоренено в самом строе их личности, что ее питает и направляет, подверженность мечтательности, обаянию иллюзии, скрывающей от них реальную правду о мире и самих себе, – всё это было подобно мощному солнечному удару, которому, однако, предшествовал долгий перегрев, беспечность, невнимательность к своему духовному здоровью.

Так, очки комиссара-палача Землячки удивительным образом напоминают пенсне незнакомки; шляпа извозчика, везущего героев в гостиницу, выглядит демонически; мальчик-алтарник, на сомнения которого герой когда-то не обратил внимания, возникает спустя годы в образе профессионального убийцы – связь времен неоспорима сегодня никем, но мало кто способен увидеть непрерывную цепь нераскаянных грехов, увлекающих страну к пропасти 1917 года и последующим десятилетиям кровавого беспамятства.

Михалкову удается через сложную систему нелинейных ассоциаций показать духовные истоки русской трагедии, укорененной в личной катастрофе каждого человека: страну составляют люди и именно их жизненные ошибки, образуя погибельную взаимосвязь, ставят ее перед трудноразрешимыми проблемами.

Михалков снял фильм и о нас сегодняшних – о нашей пагубной доверчивости, о невнимательности к тому, что происходит в душе.

Михалков в очередной раз снял фильм не только о прошлой, потерянной России, но и о нас самих, сегодняшних – о нашей пагубной доверчивости, о невнимательности к тому, что происходит в душе, о том, как просто потерять таланты и дары, если ими не дорожить, о том, как легко не заметить медленно подбирающийся и настигающий в момент наибольшей разнеженности солнечный удар.

Состоялась телевизионная премьера нового фильма Никиты Михалкова

В три часа экранного времени Михалков поместил рекордное количество аллегорий. Практически каждая деталь интерьера, быта, даже предмет одежды здесь приобретает дополнительный, метафорический смысл. Причем порой эти символы меняют свой смысл с течением времени на противоположный. Как колубой прозрачный шарфик, до комичного бесконечно парящий над пароходом: вначале он — символ легкого и мимолетного чувства. А после — забытая второпях, ненужная деталь гардероба, слишком очевидно напоминающая о мимолетной слабости. Впрочем, и в таком, уже обесчещенном виде, шарфик довольно легко находит себе новую хозяйку.

Обыкновенные часы — уже не просто часы, а само время. Наплюешь на него, растопчешь, потеряешь, оставишь без присмотра — делай что хочешь, но оно все равно тебя настигнет.

Никита Михалков и его работа над фильмом

солнечный удар отзывы о фильме

фильм михалкова солнечный удар отзывы

Начинается фильм с беззаботных картин времен царской России: молодой поручик армии Его Величества, путешествуя на пароходе, встречает прекрасную незнакомку и буквально теряет голову от нее. Затем эти кадры прерывают эпизоды из 1920-го года, когда тот же поручик находится в фильтрационном советском лагере, лишенный погонов и воинского звания, предчувствующий надвигающуюся беду и размышляющий о том, как всего за несколько лет все могло так измениться?

Съемочная группа

солнечный удар фильм отзывы критиков

Саундтрек к фильму написал Эдуард Артемьев, который ранее трудился над музыкой к фильмам Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского и т. д. В монтаже участие принимал Мича Заец, который раньше сотрудничал с Эмиром Кустурицей.

Актеры и роли

солнечный удар фильм комментарии отзывы

Главную женскую роль (таинственной незнакомки) исполнила Виктория Соловьева – выпускница театрального училища им. Щепкина. Для актрисы это стал первый опыт съемок в кино.

фильм солнечный удар отзывы зрителей

Съемочный процесс

солнечный удар бунин фильм отзывы

Бюджет и кассовые сборы

Бюджет картины составил 21 млн долларов. К сожалению, в прокате фильм собрал всего 1 млн. 693 тыс. долларов. Но еще несколько месяцев после премьеры картина шла в российских кинотеатрах.

Рецензии кинокритиков

фильм солнечный удар отзывы рецензии

Отзывы зрителей

Отрицательные отзывы зрителей касаются антикоммунистических идей, которые якобы пропагандируются в фильме, отсутствия динамики в сюжете. Опять же, замечания делаются по поводу того, что Михалков в последнее время начинает сам себя копировать.

Солнечный удар кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Солнечный удар (2014): смотреть онлайн
Солнечный удар (2014): смотреть онлайн

информация о фильме

Никита Михалков

Никита Михалков , Владимир Моисеенко , Александр Адабашьян

Владислав Опельянц

Эдуард Артемьев

Валентин Гидулянов

Леонид Верещагин , Никита Михалков (ген.) , Алексей Балашов (иcп.) , Сергей Гуревич (иcп.)

Мартиньш Калита , Виктория Соловьёва , Анастасия Имамова , Авангард Леонтьев , Сергей Карпов (IV) , Александр Адабашьян , Дубравка Хорват , Эдуард Артемьев , Юрий Устюгов , Дарья Белоусова (II) , Наталья Суркова , Михаил Тяжев , Алексей Хореняк , Никита Качалин , Марина Мельникова (II) , Алексей Степанушкин , Анна Баркуева , Наталья Червякова , Александр Горохов (II) , Валерий Никитин , Валерий Крупенин , Анатолий Фирстов , Александр Гоменюк , Александр Смоляков , Андрей Алексеев , Юрий Куперман , Антон Зарубин , Давид Ардзенадзе , Анна Воркуева , Кристина Кириллова , Наташа Михалкова , Юрий Ильин , Андрей Попович , Ксения Попович , Александр Обласов , Александр Борисов (II) , Денис Васильев , Илья Кипоренко , Сергей Серов , Иван Оранский , Анна Сизова , Нина Сизова , Мишель Бонзон , Владимир Седов (III) , Максим Битюков , Нина Александрова , Юлия Капустьян , Константин Тувыкин , Елена Тувыкина , Таисия Тувыкина , Платон Тувыкин , Нина Оранская , Елена Баромыкина , Милош Бикович , Кирилл Болтаев , Александр Мичков , Алексей Дякин , Виталий Кищенко , Мириам Сехон , Сергей Бачурский , Александр Устюгов , Владимир Юматов , Юрий Щербаков (II) , Сергей Деньга , Владимир Миняйло , Михаил Грицык , Юрий Глухарёв , Дмитрий Богаченко , Дмитрий Сарансков , Максим Лапко

Читайте также: