Нежданно негаданно распутин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Основным персонажем произведения является мужчина по имени Сеня Поздняков, живущий вместе с женой Галиной в далекой деревне вблизи реки Ангары. Супруги характеризуются писателем как добрые, порядочные люди, проявляющие чуткость, сострадание и понимание к окружающим.

Живя в доме Поздняковых, Катя постепенно начинает оттаивать и проявлять себя как обычный нормальный ребенок, радуясь забавам с собакой и любуясь светом зажжённой керосиновой лампы. Однако счастливой жизни девочки в деревне настает страшный финал в виде появления в доме Сени бывшего хозяина Кати, который использовал ее в качестве рабыни. Сеня в силу своего немолодого возраста не может противостоять угрозам бандита, и тот увозит потрясенную девочку назад в город.

Рассказ отражает взгляды писателя в отношении современной жестокой действительности.

Речь в произведении идет о Сене Позднякове. Это добропорядочный, честный человек, который отличается состраданием, добротой, чутким нравом. Его жене автор также дает исключительно положительные характеристики. Они проживают в деревне без ссор, ругани и конфликтов.

Девочка стала жить в семье Поздняковых, она наконец-то стала приходить в себя, не вздрагивать от каждого шороха, стала более активной и общительной. Девочка стала радоваться тому, что с ней происходит. Вся эта идиллия была внезапно прервана приходом хозяина Кати. Бесцеремонно появившись в доме, он стал требовать девочку назад. Как оказалось, он использовал ее в качестве рабыни, она давала ему возможность иметь стабильный доход. К сожалению, не смотря на попытки Арсения остановить этот беспредел, хозяин забрал ребенка с собой. Никакие призывы к совести не подействовали на жестокого человека, для которого возможность заработать значительно важнее незыблемых человеческих ценностей.

Также читают:

Рассказ Нежданно-негаданно (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Данная сказка рассказывает читателям о самом главном в жизни, о человеческих ценностях, в которую входят чувство любви, доброты, взаимовыручка, а также скромность и терпение.

В основу сюжета легла любовь молодой женщины Анны. Она замужем, но муж пропал без вести. Председатель колхоза Арсений, молодой мужчина влюблён в Анну и он ей не безразличен. Анна понимает, что поступает не правильно, но любовь берёт верх.

Живя вместе с Поздняковыми, девочка начала постепенно приходить в себя. Она превратилась из перепуганного ребенка в обыкновенного. Она радовалась мелочам, играла с собакой. Но, однажды ее прекрасная жизнь была омрачена появлением в доме Поздняковых, Катиного прошлого хозяина. Он использовал девочку в роли рабыни. Сеня не смог противостоять бандиту. Поэтому девочку увезли обратно в город.

В произведении нет счастливого конца, потому что автор описал жестокую действительность.

Другие произведения автора: ← Последний срок↑ РаспутинМама куда-то ушла →

Популярные сегодня пересказы

1. Картины современной жизни: анализ эпизодов на пристани, особенности образа города. Конфликт рассказа.

2. Главные герои. Средства создания образов Сени и девочки. Функции второстепенных персонажей.

3. Смысл финала рассказа.

В. Распутин. Нежданно-негаданно // Наш современник. 1997. № 5.

О. Славникова. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999. № 2.

Л. Колобаева. В. Распутин-рассказчик// Русская словесность. 2002. № 2.

В. Серафимова. Слово в художественном мире Валентина Распутина // Русская речь. 2002. № 6.

С. Лебедева. Мировоззренческие истоки творчества В. Распутина // Русская словесность, 2001. № 4.

Практическое занятие № 7

1. Особенности развития и значение темы семьи в современной литературе (произведения В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина, Ф. Абрамова, Л. Петрушевской и др.).

С. Аверинцев. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // Новый мир. 2000. № 2.

Т. Ерохина. Поезд судьбы и надежды в творчестве В. Токаревой // Литература в школе. 2000. № 7.

М. Пророков. Между небом и обстоятельствами // Октябрь. 1989. № 4.

Р. Вейли (Лютая). Мир, где состарились сказки: социокультурный генезис прозы В. Токаревой // Литературное обозрение. 1993. № 1-2.

Т. Блажнова. На красную тряпку любви // Книжное обозрение. 1994. № 2.

Н. Скривля. Не просто, а очень просто // Искусство кино. 1995. № 4.

О. Славникова. Я самый обаятельный и привлекательный. Беспристрастные заметки о мужской прозе // Новый мир. 1998. № 4.

С. Костырко. О роковых тайнах женской души // Новый мир. 1999. № 1.

Практическое занятие № 8

1. Концепция мира: проблемы настоящей и виртуальной реальности бытия, иллюзорности истины. Позиция автора.

2. Человек и время. Тема подвига, символы эпохи. Образ Омона: психологическое пространство личности.

3. Своеобразие художественных приемов: остросюжетность, сатирическая фантазия, условно-метафорические средства (гротеск, ироническая игра), жанровая неопределенность.

Практическое занятие № 9

1. Система образов рассказа.

2. Приемы создания характера главного героя рассказа.

3. Тема поисков смысла существования в окружающей реальности. Интерпретация финала рассказа.

В. Пелевин. Жизнь насекомых. Омон Ра. М., 1997.

Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ века. Минск, 1998. С. 193-197.

К. Кокшенева. Проблема зла в современной литературе // Литература в школе. 2000. № 3.

С. Костырко. Чистое поле литературы // Новый мир. 1992. № 12. С. 256-257.

К. Степанян. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9.

А. Генис. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. 1995. № 12; Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. 1997. № 12.

О. Павлов. Метафизика русской прозы // Октябрь. 1998. № 1.

Точка, поставленная вовремя. Вл. Новиков представляет постмодернистскую новеллистику // Знамя.1993. № 2. С. 205-208.

Практическое занятие № 10

1. Человек в мире природы.

2. Образы деда и внука: средства их создания. Функции символических образов Савушки и Хозяина.

3. Нравственные и философский аспекты конфликта рассказа.

Литература

Б. Екимов. Охота на Хозяина // Новый мир. 2002. № 10.

Практическое занятие № 11

2. Анализ темы войны в одном из рассказов цикла (по выбору).

А. Агеев. Мерзкая плоть: Олег Ермаков и перспективы афганской литературы // Знамя. 1993. № 4. С. 194-204.

И. Роднянская. Марс из бездны // новый мир. 1993. № 4. С. 239-244.

Практическое занятие № 12

Образ главного героя в рассказе Татьяны Толстой «Река Оккервиль.

2. Средства создания образов Симеонова, Веры Васильевны и Тамары.

3. Художественные особенности прозы Т. Толстой: языковая выразительность (метафоры, метонимии, сравнения, звукопись и др.), пространственно-временная организация повествования, образы вещного мира, роль деталей, цитатность, языковая игра, темы и мотивы различных культурных пластов.

Т. Толстая. Любишь – не любишь. М., 1997.

М. Липовецкий. Русский постмодернизм. Гл. 3. Контекст: мифология творчества (Татьяна Толстая). Екатеринбург. 1997. С. 210-229.

М. Золотоносов. Мечты и фантомы // Литературное обозрение. 1987. № 4. С. 59-61.

И. Грекова. Расточительность таланта // Новый мир. 1988. № 1.

П. Вайль, А. Генис. Городок в табакерке. Проза Т. Толстой // Звезда. 1990. № 8.

И. Дедков. Метаморфозы маленького человека, или Трагедия и фарс обыденности / /Последний этаж: Сб. современной прозы. М., 1989. С. 417-429.

А. Михайлов. О рассказах Т. Толстой // Т. Толстая. На золотом крыльце сидели. М., 1987. С. 187-190.

Генис А. О Т. Толстой // Звезда. 1997. № 9.

Е. Щеглова. Человек страдающий (Категория человечности в современной прозе) // Вопросы литературы, ноябрь-декабрь 2001.

Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. Книга 3. М., 2001. С.42-45.

И. Соколова. Актуальные проблемы современной русской литературы // 85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России: — Книга вторая – Литература, язык, культура. Материалы научной конференции. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. С. 330-349.

Практическое занятие № 13

1. Особенности современной условно-метафорической прозы.

2. Характеристика сообществ людей и крыс: тема власти, иерархия ценностей, модель поведения.

3. Своеобразие конфликта рассказа и метаморфозы главного героя. Проблема выбора. Тема счастья.

А. Курчаткин. Два рассказа // Знамя. 2000. № 7.

Г. Нефагина. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.С. 75-96.

Г. Нефагина. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М., 2003. С. 131-137.

Практическое занятие № 14

Смысл финала рассказа.

Михаил Бутов. Цена // Знамя. 2005. № 7.

1. Настоящее и прошлое в рассказе через отношение героев к жизни. Особенности художественного времени (прием фантастического совмещения времен).

2. Система образов: главные, второстепенные и внесюжетные герои.

3. Приемы создания характера Макса (речь, портрет, особенности повествования, пейзаж, прием игры).

Виктория Никифорова. Подвиг // Знамя. 2005. № 6.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны прочитать указанные в списке художественные произведения, ознакомиться с учебной и научной литературой.

В течение семестра студенты анализируют материалы критических разделов периодических изданий, собирают библиографию по предложенным преподавателем темам.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в виде проведения контрольных работ, тестирования , индивидуального собеседования с преподавателем по прочитанным художественным произведениям.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Проблемы изучения русской литературы ХХ в. Периодизация литературного процесса.

2. Особенности развития русской литературы второй половины ХХ в.

7. Поэзия Н. Рубцова: мотивы и образы.

8. Проблема творческой индивидуальности поэта (И. Бродский, Ю Кузнецов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, А. Вознесенский и др. — по выбору).

9. Особенности драматургии 1960-90-х гг. Творчество А. Вампилова.

10. Анализ конфликта одной из пьес А. Вампилова (по выбору).

11. Проблема героического и трагического в современной военной прозе (произведения по выбору).

14. Автор и герой в прозе К. Воробьева.

20. Тема судьбы русского крестьянства в исторических катаклизмах ХХ в. (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Тендрякова).

21. Онтологическая проблематика деревенской прозы 1960-80-х гг. (В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов и др.).

23. Творчество В. Распутина (общая характеристика).

25. Художественное осмысление драматических коллизий современности в произведениях В. Распутина рубежа ХХ –ХХI вв.

26. Творчество В. Шукшина (общая характеристика).

27. Жанр рассказа в творчестве В. Шукшина. Типология героев.

29. Нравственные искания героев Ю. Трифонова (произведения – по выбору).

30. Особенности литературной ситуации конца ХХ – начала ХХI вв.

31. Русская литература 1990-х гг. Общая характеристика реалистического и постмодернистского направлений.

32. Концепция человека в литературе рубежа ХХ-ХХ1 вв. (произведения по выбору).

34. Основные черты постмодернистской литературы.

42. Анализ идейно-художественных особенностей одного из произведений новейшей русской литературы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная

История советской литературы. Т. 3, 4. М., 1968. 1971.

История советской литературы. Т. 2. 40-80-е гг. Под ред. А. Метченко и С. Петрова. Изд. 2. М., 1983.

История советской литературы. Под ред. П. Выходцева. М., 1986.

Современная советская литература (под ред. А. Бочарова и Г. Белой). Ч. 1-2. М., 1987.

Ершов Л.Ф. История советской литературы. М., 1988.

История советской литературы: Новый взгляд. Ч. 1-2. М., 1990.

Акимов В.. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века. СПб., 1994.

Очерки русской литературы ХХ в. Монографические главы. Уч. пособие. М., 1995.

Бондаренко В.. Реальная литература. 20 лучших писателей России. М., 1996.

История русской литературы ХХ в. (20-90-е гг.). Основные имена. М., 1998.

Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе 90-х гг. М., 1998.

Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.

Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1998.

Баевский В. История русской литературы ХХ века. М., 1999.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистическая литература: Уч. пособие. М., 1999.

Турбина Л.А. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. М., 1999.С. 252 – 306.

Постмодернизм. Основные понятия и термины. М., 2000.

Русская литература ХХ в. Под ред. Мущенко Е.П., Никоновой Т.А. Воронеж, 2000.

Белокурова С.П., Друговейко С.В.. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.

Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола: Уч. пособие для вузов. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А. Николюкина. М., 2001.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М. 2001.

Сухих А.И. Книги ХХ века: русский канон. СПб., 2001.

Генис А. Расследования – два. М., 2002.

Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века. Учебное пособие. М., 2002.

Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Т. 2. 1940-1990-е годы. М., 2002.

Теоретико-литературные итоги ХХ века. Литературные произведения и художественный процесс. Ч. 1,2. М.: Наука. 2003.

Речь в произведении идет о Сене Позднякове. Это добропорядочный, честный человек, который отличается состраданием, добротой, чутким нравом. Его жене автор также дает исключительно положительные характеристики. Они проживают в деревне без ссор, ругани и конфликтов.

Девочка стала жить в семье Поздняковых, она наконец-то стала приходить в себя, не вздрагивать от каждого шороха, стала более активной и общительной. Девочка стала радоваться тому, что с ней происходит. Вся эта идиллия была внезапно прервана приходом хозяина Кати. Бесцеремонно появившись в доме, он стал требовать девочку назад. Как оказалось, он использовал ее в качестве рабыни, она давала ему возможность иметь стабильный доход. К сожалению, не смотря на попытки Арсения остановить этот беспредел, хозяин забрал ребенка с собой. Никакие призывы к совести не подействовали на жестокого человека, для которого возможность заработать значительно важнее незыблемых человеческих ценностей.

Читайте также: