Нетрадиционные виды театра в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формирует его личностную культуру. Театрализованная деятельность помогает детям раскрепоститься, развивает коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащая внутренний мир ребенка.

ВИДЫ ТЕАТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ /традиционные и нетрадиционные/

1 Наручный театр

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ
Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки.
Каждый ребёнок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети.

Театр топотушек

Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.

КУКЛЫ ВАРЕЖКИ

Кукол для этого театра можно сделать из сшитых или связанных варежек, но особый интерес у детей вызывают куклы-варежки, выполнены из бумаги. Дети накладывают выкройку на бумагу, обводят ее, аккуратно вырезают и склеивают. Затем оформляют кукол-варежки красками, фломастерами, аппликацией и т. д. На таких варежках можно даже сделать часть декораций, например, деревья, кустарники и многое другое.

2 Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Театр игрушек

3 Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

Штоковая кукла

.(петушок, утята, собачка, мишка и т. д.) .Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек) .Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Освоение штоковых кукол.

На 1 этапе педагог показывает представление, на котором знакомит детей с новыми куклами.

На 2 этапе проводится упражнение «Скачите, палочки!

На 3 этапе проводится театрализованная игра, в ходе которой дети учатся водить куклу по краю ширмы. Педагог раздаёт всем по штоковой кукле и импровизирует сказку, в которой должны участвовать все дети.

4 Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

Теневой театр


Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.
Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.
Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.
При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Театр на фланелеграфе

5 Напольный театр

Театр марионеток

У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие – на ваге. Вага –инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.

На 1 этапе педагог знакомит детей с куклой –марионеткой. Она может потанцевать, подойти к каждому ребёнку, пообщаться с ним.

Последовательность выполнения упражнений:

1. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу 2 руками.

2. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу одной рукой.

3. Один башмачок обходит вокруг другого. Вагу держат двумя руками, руки перемещаютсяпо ходу вращения ваги.

4. Один башмачок обходит полукругом другой и возвращается. Вагу держат одной рукой.

5. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат двумя руками.

6. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат одной рукой.

7. Вращение башмачков, т. е. обеими руками вращать вагу по часовой стрелке, затем обратно. Получается вертушка.

На 4 этапе –выступление. Под музыку разного характера дети манипулируют куклами, выступая по одному и соблюдая все этапы выступления (выход- выступление-поклон-уход) .

6 Театр живой куклы

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Платковые куклы

Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Платковые куклы –бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы –бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Освоение платковых кукол.

На 1 этапе дети знакомятся с куклой –бабочкой, одетой на руки педагога.

Ролевой театр


Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.
Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутафорию.

Театр масок

.Изготавливаются маски –шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

7 Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой.

Театр на яйце

Театр оригами

.- это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки от воздушных шариков

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.
Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Кулачковый театр

Такая игрушка интересна для детей тем, что она динамична. Голова может вращаться, так как она прикреплена к палочке, которая зажата в кулачке кукловода и выведена через отверстие в платье. При вождении куклы участвуют две руки. На кулак правой руки надевается игрушка, и она водит персонаж, а левой рукой можно поворачивать голову куклы, используя палочку.
Чтобы изготовить куклу для кулачкового театра, необходимо сделать выкройку всех деталей персонажа, вырезать их из ткани и сшить. Затем голову плотно заполнить ватой или поролоном, чтобы она была объемной, затянуть посильнее возле шеи и надеть получившую голову на палочку. (Палочку укрепить той же нитью, что и шею, обвив ее несколько раз.) В заключение работы к голове пришиваются остальные детали.

Методические рекомендации содержат этапы организации театрализованной деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в детском саду. Знакомят с правилами кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра.

ВложениеРазмер
metodich_rekomendatsii.docx 375.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию нетрадиционных видов театра и организации их деятельности в детском саду

Методические рекомендации содержат этапы организации театрализованной деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в старшей группе детского сада. Знакомят с основными правилами кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра. Материал предназначен для использования воспитателями дошкольных образовательных учреждений, родителями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.

Возрастные особенности организации театрализованной деятельности с дошкольниками в детском саду………………….

Этапы организации театрализованной деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в старшей группе детского сада…………………………………………………………

Основные правила кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра……………………………………………………

В настоящее время проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. В решении задач, связанных с развитием творческих способностей ребенка дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является театрализованная деятельность, в том числе с помощью нетрадиционных видов театра, способов и форм его организации.

Практика показывает, что нетрадиционные виды театра являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Несмотря на множество авторских программ и методических пособий, эта тема остается не до конца раскрытой. Поэтому изучив, апробировав материал педагогов – новаторов, возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по организации театрализованной деятельности в детском саду с использованием нетрадиционных видов театра.

Цель работы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных видов театра.

  1. Развивать творческие способности ребенка через использование нетрадиционных видов театра.
  2. Формировать навыки общения и коллективного творчества в процессе театрализованной деятельности.
  3. Воспитывать творческого, инициативного воспитанника, умеющего проявлять свои индивидуальные способности в театрализованной деятельности.

Актуальность данной работы состоит в том, что знакомство с театром не ограничивается рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных видов театра, их особенностями, многообразием материалов изготовления персонажей. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Именно нестандартность привлекает внимание ребенка и делает созданное их руками действо наиболее зрелищным.

Взрослых нетрадиционные виды театров привлекают своей малозатратностью, а так же доступностью используемых бросовых материалов.

Однако нельзя рассматривать нетрадиционный кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Нетрадиционный кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Использование в педагогическом процессе нетрадиционного видов театра помогает решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжённость, решает конфликтные ситуации через игру.

На фоне положительных эмоций ребенок учится управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

1. Возрастные особенности организации театрализованной деятельности с дошкольниками в детском саду

Младшая группа. Театрализованная деятельность организуется так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки. Ребята выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако, развить и обыграть сюжет пока не могут. Важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка

- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

Данная возрастная группа предполагает постепенный переход ребенка

- от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета. Литературная основа сюжета сочетается со свободной ее интерпретацией, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа;

- к игре как средству самовыражения через образ героя;

Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками учитываются следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Все игры и упражнения на занятии подбираются таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

2. Этапы организации деятельности по использованию нетрадиционных видов театра в старшей группе детского сада

Первый этап . Подготовка дошкольников к театрализованной деятельности. На данном этапе происходит ознакомление детей 5 - 6 лет с основами актерского мастерства.

Основу актерского мастерства составляет идея перевоплощения (с помощью мимики, интонации и умением владеть своим телом – пластикой).

- отработка артикуляции и интонации;

- развитие пластической выразительности движений и коммуникативных навыков.

Для отработки артикуляции у воспитанников в структуру образовательной деятельности вводятся различные тренировочные упражнения:

- артикуляционные гимнастики и упражнения;

Развитие смелости публичного выступления, пластической выразительности движений и коммуникативных навыков тоже является одной составляющих актерского мастерства.

Способствует развитию пластики и выразительности движений выполнение детьми пальчиковых игр, хореографических этюдов, подвижных игры, заданий – придумок, например:

Второй этап. Дети знакомятся с основами кукольного театра . Это осуществляется в нескольких направлениях:

- ознакомление с миром кукольного театра;

- знакомство с основами кукловождения персонажей на ложках, на камнях, на CD – дисках, на тарелочках;

- работа над ролью (интонация, характер куклы, работа над моторикой рук).

Для ознакомления с миром театра используются следующие формы:

- беседы о театре;

- культпоходы в кукольный театр;

- просмотр видеозаписей детских спектаклей.

Самым интересным и творческим для детей является изготовление персонажей нетрадиционного театра. Ребята попадают в мастерскую кукол. Изготавливают под руководством взрослого, а затем и самостоятельно, куклы и атрибуты для театрализованной постановки из подручных материалов (пластиковые и деревянные ложки, камни и т.д.). Рекомендации по изготовлению в Приложении 2.

Работа над ролью. Интонация, характер куклы, работа над моторикой рук).

Сказка для инсценировки подбирается так, чтобы интересно было организовать работу над игрой, чтобы дать возможность ребенку погрузиться в более благоприятный мир. Сказка увлекает детей, ненавязчиво побуждает их к действиям, к определенной реакции. Сказки используются разные, в том числе авторские и придуманные детьми во время театрализованных игр (Приложение 3).

Организуя работу с детьми, наиболее сложным для педагога является момент распределения ролей. Учитывая индивидуальные особенности развития эмоциональной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста, используются разнообразные приемы распределения ролей:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью и трудности в эмоциональном развитии;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук взрослого любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Работа над ролью предполагает следующие направления:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его жилища, взаимоотношений с родителями,

друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

- анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

Третий этап. Итогом проделанной работы над постановкой сказок будет самостоятельное выступление детей перед разной аудиторией - родителями, педагогами, детьми. Это поистине волнующий момент. После длительной работы над постановкой спектакля (анализом произведения, работой над ролью, заучиванием роли, изготовление персонажей, оживление ее с помощью эмоций, пластики движений), ребята, могут не только сыграть на сцене с полюбившейся куклой в руках, но и достигнуть творческого удовлетворения!

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Необходимо проводить эту работу качественно, не забыватьт, что кукольный театр - это первое приобщение дошкольников к театру.

Важным условием всей работы педагога является:

- сохранение игрового начала,

- краткий анализ показа,

- анализ игры воспитанников,

Излишнее теоретизирование, скрупулезный разбор ошибок снижает интерес детей к театрализованной деятельности.

  1. Основные правила кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра

Театр в жизни детей имеет важное значение. У детей формируются интегративные качества, происходит становление личности ребёнка. Замечено, что во время театрализованных игр раскрепощаются даже застенчивые дети.

Чтобы развивать театрализованную деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев.

В детских садах используются различные виды настольного театра для детей. Можно разнообразить театральную деятельность нетрадиционными видами театров: театрами с посудной полки, на камнях, на дисках CD и из бросового материала: бутылочек, капсул из-под киндер - сюрпризов.

Театр с посудной полки.

Персонажи данного театра мы встречаем в жизни каждый день. Она стоит у нас на полочке на кухне и ждет своего часа превращения. Это ложки, лопатки, тарелки, чайники и прочее. Такая кукла легко помещается в руке ребенка, на нее надевается сверху костюм, рисуется лицо, голова украшается париком из ниток или меха. Если материал (ложка, лопатка) деревянный, то такую куклу можно расписать красками. Так же можно использовать фабричные детали лица. Театр – демократичен, можно показывать как на ширме, так и без неё. Помимо речи у детей развивается умение двигаться под музыку, владеть рукой.

Театр из бутылочек.

Изготавливается из бросового материала – бутылочек одинакового или разного размера. Можно использовать несколько вариантов. На них приклеиваются картинки персонажей сказок. Либо на обклеенные бутылочки прикрепляются сшитые игрушки-персонажи, либо бутылочка изображает только голову. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

Театр на камнях.

Для изготовления героев театра и атрибутов необходимы камни различной величины. Камешки должны быть гладкими. Тогда краска будет ложиться ровным слоем и не так сильно впитываться. Для работы нужны кисти разных размеров, в зависимости от того, какие элементы выбудете рисовать. Краски можно брать любые, но перед рисованием нужно камень загрунтовать.

Театрализованное действие разворачивается на сцене – столе, который можно либо драпировать тканью, либо посыпать песком.

Театр дисках CD.

Ко всем видам нетрадиционного театра дети создают самостоятельно декорации. В театральных постановках настольного театра требуется частая смена декораци й. Для этого, нужные по пьесе декорации, необходимо наклеить на куски картона, переплести их в своеобразную книгу, поставить ее позади ширмочки и, перелистывая картонные страницы, мгновенно менять декорации.

Правила кукловождения персонажей нетрадиционного кукольного театра.

Знакомство детей с основами кукловождения проходит в игровой форме. Воспитатель ненавязчиво объясняет правила работы с куклами, используя потешки, загадки и т.д.

Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны. При обучении детей играть с куклами кулачкового театра - прячется кулачок; тростевого театра - кукла на палочке – трость; ложкового театра - в основе деревянная ложка или лопаточка. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

Общие правила кукловождения за ширмой Е.А. Антипиной.

- Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме.

- Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.

- Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

- Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

- Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

- Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

- Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

- Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

- Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

- Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

- Характер актера передается кукле

Правила работы за ширмой:

  1. Нельзя опираться на ширму
  2. Движение рукой должны быть плавными.
  3. Кисть руки должна быть на уровне ширмы.
  4. Работает только кисть с гапитом (театр с посудной полки, театр на дисках CD)

Правила работы с куклами плоскостного театра

1. Держать куклу за спинку.

2. Не отрывать от стола.

3. Выдерживать паузы.

4. Не подпрыгивать.

Особенности работы с куклой плоскостного театра

Куклы нетрадиционных театров являются плоскостными (изображение персонажа на каждой стороне фигурки).

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Практика показывает, что нетрадиционные виды театра являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дети получают не только всестороннее развитие, но и море эмоций от игры с необычными персонажами нетрадиционного театра. А педагог имеет возможность вывести детей за рамки образовательной программы и сделать воспитательно – образовательный процесс более увлекательным и творческим.

Мастер - класс : Создание совместно с родителями условий для воспитания у малышей коммуникативных способностей средствами театральной деятельности. Нетрадиционные виды театра : театр на деревянных лопатках.

Автор: Бояркина Анна Петровна,

воспитатель МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для малышей это настоящее чудо!

Чтобы разнообразить виды театра, имеющиеся в группе, мне пришла идея использовать в качестве кукол кухонные деревянные лопаточки. Театр на лопаточках я использую для организации театральных представлений, где малыши учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, синхронизировать речь и движения, вступать в ролевые взаимодействия с другими персонажами, чувствовать эмоциональное состояние героя. С помощью театральных постановок, у детей развиваются артистические качества, пополняется и активизируется словарный запас. Также я использую такие куклы – лопаточки как в режимных моментах, так и для организации сюрпризных моментов в образовательной деятельности.

Мастер-класс для родителей и воспитателей: Нетрадиционные виды театра: театр на деревянных лопатках

Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей.

Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол,

с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей.

Задачи: Вызвать интерес воспитателей и родителей к театрально- игровой деятельности, познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя деревянную лопатку.


Итак, для работы вам потребуется:

• деревянные лопатки,

• цветные карандаши, гуашь,

• бесцветный лак, клей,


1. Рисуем на лопатках простым карандашом мордочки персонажей сказки (рисовать можно на двух сторонах лопатки).

2. Затем раскрашиваем гуашью рисунки. После высыхания краски покрываем рисунки лаком. Из кусочков фетра я сделала ушки для некоторых кукол.



Получился вот такой герой! Так же изготавливаем и остальные куклы.

Создать такой театр может каждый желающий! Это очень просто!

А ещё вы можете отклоняться от сюжета народной сказки и вместе с детьми придумывать свои поучительные истории с выдуманными персонажами для вашего домашнего театра.

Творите! И пусть в Ваших руках рождаются сказочные персонажи, которых обязательно полюбят Ваши дети!




В нашем детском саду используются различные виды театра для малышей и дошкольников. Я хочу предложить вам разнообразить театральную деятельность ножковым театром и изготовление театра из коробок и пластиковых бутылок.

Ножковый театр

Персонажи сделаны из картона. Картонная кукла закрепляется на ноге ребенка резинкой, а снизу надевается юбочка.

Театр показывается из-за ширмы снизу. Помимо речи у детей развивается умение двигаться под музыку, выполнять подскоки, притопы и другие танцевальные движения.

театр

театр

Театр Коробок

Изготавливается из бросового материала - коробок одинакового или разного размера. Можно использовать несколько вариантов. Коробки обклеиваются одинаково и на них приклеиваются картинки персонажей сказок. Либо на обклеенные коробки прикрепляются сшитые игрушки-персонажи. Либо коробка изображает только голову. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

театр

Можно использовать и пластиковые бутылки. Бутылка разрезается пополам, дополняется отдельными деталями и разрисовывается.

Читайте также: