Нетрадиционные техники декоративно прикладного творчества в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для воспитателей

Детство очень важный период в жизни детей. Как раз в данном возрасте любой малыш представляет собой небольшого исследователя, с готовностью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, не обычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне : копируя окружающий мир, они изучают его.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев) . На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность эксперементировать и не бояться, что то испортить. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развивается тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла, умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок, терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть) . Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Нетрадиционные способы рисования

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку наносим свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами – и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье. Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

2. Оттиск печатками из картофеля (3-4 года)

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.

3. Оттиск отпечатками листьев (3-4 года)

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

5. Рисование свечой (4-5 лет)

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны.

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

Лист обильно смачивается чистой водой, поверх наносятся пятна краски в соответствии с задуманным сюжетом (цветы, деревья) . При необходимости прорисовывается контур.

Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенной гуаши или акварельной краски, которые необходимо время от времени размешивать, бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получится очень красивое изображение.

Предварительно тонируется лист бумаги в соответствии с сюжетом, прикладываются вырезанные из бумаги или картона силуэты. На зубную щетку набирается краска и движением от себя проводится любым предметом (например, стекой) по ворсу щетки. При этом краска разбрызгивается по всему листку. Можно взять несколько цветов или оттенков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Занятия художественно-творческой деятельностью будут более разнообразными и интересными, если использовать следующие нетрадиционные техники :

• Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

• Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

• Метод печати. Оттиск поролоном: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали. Так же можно использовать любые предметы, например: пробка, листья с деревьев, дно пластиковой бутылки и вообще все, что попадется.

• Техника набрызгивания. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.

• Рисование мыльными пузырями. Краски для рисования мыльными пузырями желательно смешать накануне дня рисования. Они должны постоять смешанные с водой и шампунем. От этого зависит их яркий цвет. Краску нужно вылить в лоточки и перемешать. При помощи соломинки подуйте в лоточек с раствором краски, вспенивая его до образования стойкой пены. Затем возьмите листок бумаги и опустите на пену. Пузыри начнут лопаться и оставлять следы на бумаге.

• Рисование ватной палочкой. Опускаем ватную палочку в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно рисовать падающий снег, мимозу, украшать рукавичку, косыночку.

• Пластилинография. на лист картона наносится карандашный набросок задуманного изображения. Затем, используя такие приемы как отщипывание, оттягивание, раскатывание, прилепление, размазывание и смешивание цветов пластилина, создает лепную картину с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных деталей на горизонтальной поверхности. В процессе работы следует убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Полученное изображение дополнить деталями из бросового материала.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Приобщение родителей к развитию художественно-эстетических навыков у детей через нетрадиционные техники рисования Цель: Приобщение родителей к художественному творчеству через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1. Учить создавать изображение.

Художественно-эстетическое развитие детей. Нетрадиционные техники рисования Что такое нетрадиционная техника выполнения изображений? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их,.

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Актуальность темы Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству,.

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы) В детском саду одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является художественно-продуктивная деятельность. В основном у данной категории.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский

Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу, куда дети ходят по желанию.

При разработке программы учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игр, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовила кукол – королева Кисточка, Карандаш, Пачкуля, девочка-неумелочка, Незнайка и др.), подобрала различные сказки и легенды о промыслах. В этом году приготовила детям новый сюрприз: кукол одетых в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы и др.

Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи.

Занятия в кружке по декоративно-прикладному искусству комплексно воздействуют на развитие ребенка. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики. Развивают творческие способности детей.

Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.), воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый), набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать….

Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать цветным клеем при рисовании русского народного костюма, или техникой узелкового батика павлово-посадских шалей? Каждый из методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

На занятиях по изготовлению игрушек (лепке) я ввела элементы моделирования. Дети иногда затруднялись, спрашивали меня, на сколько частей нужно делить глину для той ли иной поделки. Я сделала специальные таблицы, которые всегда у них перед глазами. Но я не запрещаю детям самим выбирать удобные для них способы и приемы лепки, лишь бы был результат.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, дает возможность сделать прекрасное своими руками, да еще с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.

1. Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

4. Оттиск печатками из ластика.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.

5. Печать по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

6. Воздушные фломастеры.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.

Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.

7. Оттиск пробкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.

8. Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

9. Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Перышко.
(авторская методика рисования)

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.

11. Рисование нитками.

Средства выразительности: линия, штрих.

Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы.

Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.

12. Рисование цветным клеем.
(авторская методика рисования)

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.

Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.

13. Холодный батик.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.



3. Керамика - изделия из неорганических материалов (например, глины). Мы предлагаем заменить глину на соленое тесто, как это делаем мы.



4. Бумагокручение (квиллинг)— искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.




6. Ниткография - Рисовать нитками так же, как и рисовать привычными нам карандашами, ручками, фломастерами, только линию нужно приклеивать к основе.



7. Бисероплетение — один из наиболее популярных и нами любимых видов творчества, которое придумали еще древние египтяне.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка, поддерживать в любом его начинании, а задача педагога - развить его способности, познакомить с новыми видами творчества. Программное содержания занятий с детьми старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть для ребенка: дымковскую игрушку, жостовскую, городецкую роспись, хохломскую. А также познакомить с традиционными техниками рисования и проявить творчество в нетрадиционных.
Дорогие родители! Хотим представить вашему вниманию несколько вариантов нетрадиционных техник рисования, легко доступных для вас в домашних условиях. Это для нас, взрослых, важен результат деятельности ребенка, а для ребенка важен сам процесс, а процесс совместно с мамой и папой вдвойне! В данном случае и процесс, и результат порадует и вас и ребенка.
Мраморная бумага
Оборудование: крем (пена) для бритья, краски, плоская тарелка, бумага, скребок.
Ход работы: на плоскую поверхность (тарелку, стол, поднос) нанесите крем толстым слоем, смешать воду с краской, чтоб получился насыщенный раствор, и накапайте на крем сверху (рисунок произвольный), кисточкой или тонкой палочкой размажьте краску по поверхности, возьмите лист бумаги и положите его сверху, затем положите лист на стол и соскребите остатки пены (листом картона, скребком) – под пеной у вас появятся причудливые узоры.



Граттаж – царапанье
Оборудование: бумага плотная или картон, свеча, гуашь черная, жидкое мыло.
Ход работы: натереть бумагу свечой, в черную краску добавить мыло, нанести и дать высохнуть, после этого можно выцарапывать любой узор.



Объемные узоры
Оборудование: мука блинная, вода, краски, микроволновая печь.
Ход работы: купить муку в магазине или сделать (на 0,5 кг муки положить чайную ложку с горкой соды и чайную ложку лимонной кислоты), смешать муку с водой, нарисовать картинку, положить в микроволновую печь на 10-30 секунд, после выпекания раскрасить.

Читайте также: