Несвятые святые краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Начало было очень хорошее, захватывающее. Автор очень хорошо пишет с художественной точки зрения, достойно. Но меня больше содержание интересует. Вначале идут рассказы о монахах, о старцах Псков-Печерского монастыря. Я неоднократно соприкасался с этим монастырем, и для меня это было интересно. Много читал про монастырь, про старцев, с некоторыми даже удалось свидеться. Я туда приезжал, даже несколько дней жил, служил, молился. Поэтому то, о чем он пишет в начале, легко возникает в моем воображении. Очень живо все написано.

Автор кое-где сгустил краски, но, может, с литературной точки зрения надо было так сделать, чтобы получилось с живым юмором. Это же не житийная литература. А дальше всё как-то потихоньку уходит в непонятные дали.

Когда дошло до Августина, я вообще сник. Рассказывается про одного афериста, который переоделся в монаха. Он спустился с гор, бедный и несчастный человек, а на самом деле это был просто жулик. Там рассказывается, как его вывели на чистую воду. Как-то все непонятно написано про монахов в горах.

Еще меня насторожил момент, когда описывается схимонах Мелхиседек в самом монастыре. Он был плотником, у него была своя столярная мастерская. У Мельхиседека были золотые руки, он много чего сделал для монастыря. Однажды с ним произошел случай. Тогда он был просто монахом, не схимником.

В монашеской среде не все монахи одинаковые. Там есть некие монашеские степени: просто послушник, рясофорный монах (инок), потом его постригают в мантию (малая схима), впоследствии могут в великую схиму постричь (но могут и не постричь). Схимник — монах в монахе. Это монах, которого еще раз постригли в монашество. Обычный монах может в монастыре заниматься той же плотницкой работой, может что-то на кухне делать. Они не лентяи, а труженики. Как пчелы, с утра до вечера трудятся, чтобы содержать монастырь. Схимник — это монах, который от всего этого освобожден. Он только молится. Это монах для монахов, отрешенный от всего мира.

В монастырях несут послушание Неусыпаемой Псалтыри. Круглые сутки в монастыре идет молитва. В Псково-Печерском монастыре есть храм Праведного Лазаря. Там по очереди читают Псалтырь и синодики о здравии, об упокоении. Они длинные, бесконечные. Читают, сменяя друг друга, и послушники, и монахи, и схимники.

В этом рассказе меня насторожило и напрягло, что все вроде бы правильно, но трактовка неправильная. Вывод человека постороннего, который не знает всех тонкостей: не надо заниматься ерундой, а иди и молись с утра до вечера. Не надо тебе быть хорошим плотником или водителем такси. Явно показано, что тебя призывает Господь и ждет от тебя молитвы, а ты занимаешься ерундой. Человек может понять так. Но ведь это же не так! Это был конкретно призыв Мелхиседека. Это было персонально. Это не означает, что всем нужно всё бросать и идти устраиваться схимниками в монастыре. От другого человека не требует Господь бесконечных молитв. Пасешь свиней и паси, чтобы они у тебя были жирные. Тебя Господь призывал в монастырь? Что ты туда рвешься? Нужен ли ты ему? Или ты должен заниматься воспитанием детей, наукой, спортом? Господь призывает каждого к чему-то своему.

Это не обман. Читатель, который будет читать эту книгу, поймет ее не так, как хотел автор. Да и сам автор не оставляет возможности читателю понять. Тут не сама история неправильная. Автор сам должен был немножко по-другому изложить ее или подвести к каким-то выводам. В этой книге таких случаев много.

Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ

книга несвятые святые

Вновь и вновь великая русская культура свидетельствует о себе в Церкви. Церковь не есть одна из субкультур, как празднословят некоторые, но, в числе своих характеристик, является подлинным и наивысшим выражением великой классической русской культуры.

Задача древней житийной литературы была направлять читателя к Царствию Небесному, быть надежной лоцией в бурном житейском море. И еще – пронзать сердце, уязвлять его Христовою любовию.

Один из таких пронзительных рассказов – о епископе Василии (Родзянко), который смиренно направился в далекий сельский храм, чтобы послужить там и духовно укрепить настоятеля, и по пути остановился около лежащего на земле мотоциклиста, только что погибшего в автокатастрофе. Этот мотоциклист не имел возможности ходить в храм, потому что все храмы в округе были разорены и порушены. Но у него был духовный отец.

И, читая рассказ о. Тихона о почившем владыке Василии, невольно вспоминаешь о папе Григории Великом (+604), который земно кланялся простым палестинским монахам-паломникам, или о святителе Спиридоне Тримифунтском, который сам омывал ноги своим гостям, уже будучи епископом.

В моей юности мне выпало счастье видеть владыку Василия и немного общаться с ним, когда он посетил семинар монахини Елены Казимирчак-Полонской в Петербурге (тогда еще Ленинграде) в 1990 г.

Мне запомнилась удивительное величие Владыки, каким-то непостижимым образом соединенное с сердечной простотой и доступностью. С простым студентом он мог общаться так же, как и с лицами, облеченными саном и властью, и в то же время ты понимал, кто перед тобой. И свидетельствую, что образ, живописанный о. Тихоном, исторически подлинен и жизненно достоверен.

И еще. Запомнился великий покаянный дар Владыки. В один из своих приездов в Россию он прочел покаянную молитву за своего предка – председателя Государственной Думы Михаила Васильевича Родзянко, одного из виновников Февральской катастрофы.

И тем сильнее и пронзительнее рассказ о том, что о. Иоанн бросился на шею пришедшему на очную ставку настоятелю своего храма, прекрасно при этом зная, что тот явился причиной его ареста и всех его страданий. Настоятель рухнул в объятия о. Иоанна, и очная ставка не состоялась.

Перечитывая этот абсолютно правдивый рассказ, понимаешь, что встреча Христа и Иуды в Гефсиманском саду – не далекое и отвлеченное от нас событие, а жизненный факт, повторяющийся в жизни святых и праведников. А равно и молитва Христа о распинателях.

– Потому что Бог был рядом! – с восторгом объяснял батюшка. Хотя, без сомнения, отдавал себе отчет, что до конца мы понять его не сможем.

В этом рассказе поражает и другое – доказательство того, что Церковь воистину есть общение святых, как написано в Апостольском символе веры. Уже после смерти о. Иоанна, митрополит Чувашский Варнава совершенно неожиданно рассказывает о. Тихону о том, что о. Иоанн Крестьянкин не подготовился к причащению единственный раз, когда на него напали разбойники. О. Тихон сразу понял, что это – предупреждение ему с того света от о.Иоанна.


Об авторе

Автор книги — известный в настоящее время настоятель, кинематографист и писатель, начинавший свой путь в монашество послушником знаменитой Псково-Печерской обители. Большая часть книги отца Тихона и посвящена ее насельникам. В целом она представляет, основанный на автобиографии, сборник удивительно красочных рассказов из жизни монашествующих, рядовых верующих и некоторых известных личностей последней четверти XX века. В них повествуется, как Промысел Божий таинственным образом действует в повседневной жизни людей в самых разных ситуациях, преобразуя ее, и связывая с иной реальностью через Церковь.

Отец Тихон начинает повествование с рассказа о духовных поисках поколения молодежи 1980-х, о своих первых шагах к вере, о потрясении, испытанном им в начале этого пути и приведшем к крещению. Рассказ автора о посещении им — выпускником столичного ВГИКА — Псково-Печерского монастыря вводит читателя в особый мир, неожиданно влекущий к себе неведомой ранее силой духовной жизни.

При этом произведение очень далеко от назидательной сухости некоторых православных изданий. Книга написана столь живым языком, что временами читателю кажется, будто он является непосредственным свидетелем описанных в ней событий. В ней много мягкого юмора и, самое главное, той необычной духовной радости, которая заставляет загораться сердца даже прежде далеких от веры людей.

О героях книги

Книга знакомит неискушенного читателя и с бытовыми подробностями жизни в обители, с трудностями, встречающимися на нелегком пути ежедневного молитвенного подвига. Параллельно произведение показывает особую притягательную красоту этого труда.

Как прекрасную страницу древней книги, автор раскрывает перед читателем образ старчества. Произведение очень ценно тем, что несет в себе живые портреты великих русских старцев конца XX века, написанные очевидцем. И среди них, прежде всего, облик архимандрита Иоанна Крестьянкина, прошедшего несломленным через сталинские лагеря и имевшего дары прозорливости и духовничества, привлекавшие десятки тысяч людей со всей страны.

Притягивает своей чистотой и внутренней силой и описание таких личностей, как казначей монастыря отец Нафанаил, скрывавший свой особый дар под личиной педантичного блюстителя монастырского порядка и схимонах Мелхиседек, после своего чудесного ухода и воскресения в корне изменивший свою жизнь. Показывает автор и силу молитв старца отца Николая Гурьянова, предсказавшего ему когда-то монашескую стезю.


Особо следует выделить рассказ о наместнике монастыря в самые тяжелые для него времена — архимандрите Алипии Воронове. Талантливый художник он, как и половина его братии, прошел огненными дорогами Второй мировой войны, где дал клятву всецело посвятить себя Богу. Приняв постриг в честь Святого Алипия-иконописца, будущий архимандрит и сам стал автором множества образов. Но больше всего талант отца Алипия реализовался на посту наместника Псково-Печерской обители. Отец Тихон рисует для нас портрет прекрасного хозяйственника, организатора и настоятеля-воина, спасшего своей непреклонностью во время хрущевских гонений монастырь от закрытия и разорения.

Описания ухода из жизни крупнейших деятелей культуры второй половины XX века — Булата Окуджавы и Сергея Бондарчука заставляют задуматься о великом Божьем долготерпении, дающего возможность человеку даже на смертном одре встать на путь, ведущий в вечную жизнь.

О силе слова Архимандрита Тихона

Еще до выхода в печать, отдельные рассказы сборника привлекли внимание многих читателей. После же издания всей книги она вызвала массовый интерес у миллионов людей в России и за рубежом. Причем глубокий отклик произведение получило в сердцах представителей самых разных слоев населения и различной степени веры. Глубоко воцерковленные люди и неофиты, сомневающиеся и даже атеисты, принимали его в свое сердце. Ярким примером может служить история с Д. Лоуэнфельдом — одним из лучших американских переводчиков, который в процессе перевода книги принял православие, крестившись в Москве.

Такое разнообразие читателей говорит об актуальности темы, поднятой отцом Тихоном. Как ни удивительно для современного технократического века, отношения человека с Богом, с духовным миром, оказываются вдруг важнейшим мотивом в жизни огромного количества людей. Искусство автора, сумевшего помочь им посмотреть на жизнь другими глазами, заставляет поверить в истинность иного мира, ощутить его реальность и возможность собственного прикосновения к нему. Важно и то, что архимандрит Тихон, как опытный монах показывает, что для того, чтобы это сделать — нужно произволение самого человека и определенный труд ради изменения своей души.


Книга Несвятые Святые

everyday saints

Если говорить про общество в целом, то уже на тот момент, — в 2011 году, — архимандрит Тихон Шевкунов был одним из самых узнаваемых Церковных лиц в стране. Он обладал даром слова — умением находить нужные слова для той или иной аудитории. Не умалять сути и принципов христианства, но и не отторгать сомневающуюся публику.

По словам самого Тихона (Шевкунова) эту книгу его просили написать давно, потому что всю ее он так или иначе уже рассказывал или на проповедях в храме, или в обычных разговорах.

Митрополит Тихон (Шевкунов) — автор самой продаваемой православной книги за всю историю (не считая, разумеется, Библии)

Большинство из героев книги — монахи Псково-Печерского монастыря. Конечно же, он пишет об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) — одном из самых почитаемых старцев обители. Уникальное живое свидетельство!

Отдельные главы — о настоятелях Псково-Печерской Лавры в советское время. И ты понимаешь, какое это получилось чудо, что монастырь так и не был закрыт. Порой ситуация становилась действительно критической, но насельники обители шли на самые разные ухищрения и даже хитрости, чтобы спасти этот духовных очаг от затухания. Митрополит Тихон очень увлекательно это описывает. Почитайте!

несвятые святые - страницы из книги

И владыко заплакал и опустился на колени перед умершим своим духовным сыном…

В книге нет рассказа ни об одном святом. И из тех, о ком митрополит Тихон пишет, если и канонизируют когда-либо, то только архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — духоносного старца, который оставил после себя множество свидетельств своей святости. Все герои книги — простые люди. Ворчливые монахи. Строгие и подчас жесткие настоятели. Множество мирян. Среди них есть даже актеры и режиссеры, политики и полицейские.

Кто-то грешит. Кто-то преступает каноны. Кто-то не причащался всю жизнь. Кто-то был плохим человеком, пока круто не изменил свою жизнь. Кто-то полон иллюзий, а кто-то — странностей. Кто-то почитал каждое слово священника, а кто-то — не хотел слушать своего духовника. Кто-то ходит в храм каждую неделю, а кто-то — за всю сознательную жизнь не был ни разу. И все они — на страницах этой книжки.

Книга Несвятые святые фото

Люди, о которых он говорит, и ситуации, которые он описывает — открывают целый мир. Кому-то этот мир знаком, для кого-то этот мир — нечто новое.

Это мир, в которой присутствует Господь и Церковь. И это мир, в котором Господь освящает Церковь и каждое чадо ее, каждого человека.

Читайте также: