Несвоевременные мысли горький краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Русскому народу пришло время сбросить бремя угнетавшего его режима и это произошло в ходе событий революции. Но что пришло на смену? Какие люди выдвинулись на первый план и взяли в руки бразды правления обществом?

Интеллигенция, тянущаяся в Европу, душой и мыслями остается русской. Тем не менее она лишь повторяет чужие высказывания и являет собой резкий контраст с забитым, вечно пьяным и терпеливым народом.

И чтобы выйти из сложившийся ситуации, людям нужно вернуть культуру, заняться пришедшим уже в упадок книгопечатанием, прекратить гонения на писателей и прочих представителей интеллигенции.

Но есть у революции и достоинства, одним из которых стало равноправие евреев. Эти люди больше и лучше русских работают, потому и часто достигают многого. Тем не менее многие из них живут в бедности. Но среди нищих никогда не видели ни одного еврея, поскольку в обществе этих людей существует понятие взаимопомощи. И вот этому, как и трудолюбию, русскому человеку следовало бы поучиться у столь нелюбимых им евреев.

Человек волен творить как хорошее, так и плохое. И если по глупости своей он решает творить зло, то выбор этот приведет его же к страданиям.

Читать краткое содержание Несвоевременные мысли. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Горький. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Несвоевременные мысли

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Надо ценить чужое время и труд.

В жизни нет ничего таинственного, просто не всегда мы знаем какую-то информацию. Но все же бывают моменты, когда жизнь так поворачивает нашу судьбу, что просто невозможно что-то понять, насколько это загадочно и непонятно с первого раза.

На парусном судне служил один матрос –Заторский. Это большой мужик огромной физической силы, но добродушный и незлобивый. Как-то раз матросы сошли на берег сели, тихонько выпивали

Две молодые художницы Сью и Джоанна вместе снимают небольшую студию в богемном квартале Нью-Йорка. Холодным ноябрем Джоанна тяжело заболевает пневмонией. Целыми днями она лежит в постели и смотрит в окно

Горький дает оценку революции с точки зрения: что будет с культурой. Писатель переживает за народ, живущий в вечном рабстве. Революция уничтожила рабство. И теперь наступает время обучения народа, привития культуры, демократического образования людей.

Его развращают свободой, вместо того чтобы учить и прививать культуру.

Горький все же надеялся, что, преодолев все трудности революционного строительства, русский народ выберет творчество, мораль и искусство.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Несвоевременные мысли. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Как видно по названию главным героем романа является юноша по имени Вадим. Вадим был сыном разоренного дворянина. Он поднимает восстание против дворянских людей чтобы отомстить за свою семью.

Близ Симонова монастыря, неподалеку от Москвы обитала девушка Лиза и ее старая матушка. Жили они бедно. Старушка слабела изо дня в день. Только Лиза заботилась о деньгах.

Всё происходит во время ВОВ в Атамановке. В деревне тридцать дворов и каждый знает своего соседа. Герои повести – А. Гуськов и жена его Настя.

Константин Платонович – человек, который когда-то жил в деревне, обитал там, и детство его прошло именно там. Но прошло время, вырос, стал молодым, и расхотелось там жить.

Кто не знает великую писательницу, посвятившую собственную жизнь написанию детективных романов?! Безусловно, это Агата Кристи - знаменитая и выдающаяся женщина, которая своим талантом и мастерством радует души читателей.

Создание

Значение работы

Годы показали, что предостережения писателя не были замечены. С Россией и ее народом произошло то, о чем он предупреждал. Но стоит отметить, что и сам Горький не был однозначен в своих высказываниях, его взгляды на революцию менялись с течением времени.


Структура

Народ русский

В своих заметках Горький высказывает личное мнение о войне, революции, судьбах людей, которые целиком и полностью зависят от культуры и знаний. Его смелые высказывания, полемика, противоречащая государственному аппарату правления, стали причинами того, что газету закрыли. Но слова Горького уже были написаны, пускай и не в полном объеме, но они прозвучали и продолжают звучать.

Основная идея

В своих статьях Максим Горький призывает уничтожить невежество и злобу, ведь на прогнившей почве невозможно будет зародиться новой культуре. Писатель замечает, что для русского человека работа — проклятие его жизни, а потому он не понимает ее великого смысла. Улучшить условия труда, сделать его легким и приятным можно при помощи науки. Только в любви к деятельности человек сможет достигнуть великой жизненной цели.

Выход из кризиса автор видит в бережном отношении к культурной собственности народа и в объединении работников науки и искусства для духовного воспитания масс и развития страны. Заметки Горького являются по жанру фило­софско-публицистическими эссе.

Лютые враги

Нужно воспитывать в себе отвращение к убийству и бороться, ежедневно бороться с лютыми врагами – глупостью и жестокостью.

Правда и зверства

Проблематика произведения

Одной из наиболее значимых тем в произведении является судьба русского народа. Ссылаясь на свой жизненный опыт и годы, посвященные защите порабощенных граждан, автор уверяет, что имеет полное право говорить горькую правду о народе. Ведь, по мнению писателя, людям так будет лучше, чем если им истину скажут враги, которые только и могут, что копить по отношению к ним злобу.

Другая проблема, привлекшая внимание Горького, — это то, что пролетариат выступает творцом культуры и революции. Автор с первых страниц начинает кратко предупреждать, что граждан не ждет ничего хорошего, и пытается объяснить, почему нельзя в один миг сделать социалистическим 85% населения страны, которое было крестьянским.

Культура

Основным источником культуры Горький считает книгу. Она – чистый родник духовной пищи и знаний. Но в стране уничтожаются ценные библиотеки, а книгопечатание почти прекратилось. Автор пишет, что старая власть была бездарной, но инстинкт самосохранения подсказал ей, что ее злейший враг — это человеческий мозг. Поэтому она всеми средствами пыталась затруднить интеллектуальное развитие страны. Максим Горький активно призывает своих читателей возродить интеллектуальное, культурное и духовное наследие страны.

Разочарование

Совет

В двух словах:

В переломный исторический этап 1917–1918 гг. автор в газетных заметках высказывается о войне, революции, судьбе русского народа, духовное спасение которого полностью зависит от культуры и знания.

Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:

Убийство и насилие — аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.

Говорить правду — искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война — бессмысленное истребление людей и плодородных земель. Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый. Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.

Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.

Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.

Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…

Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.

Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоённый водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, — в конце всего — это талантливый народ.

Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:

Разумеется, убить проще, чем убедить.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина — мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников. Русь не погибнет, если женщина вольёт свет в этот кровавый хаос этих дней.

Горький возмущён долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат — подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.

Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них — моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.

Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить её. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:

Политика, кто бы её ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.

Ужас, глупость, безумие — от человека, как и сотворённое им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.

Осуждение

Горький осуждает деспотичные методы Троцкого и Ленина, что полностью прогнили от власти. При них нет свободы слова, а народ – это лишь механизм, что позволяет строить социализм. Вожди вели к гибели и революцию, и людей. По книжкам они знали, как можно поднять народ, но самого народа не знали никогда. Революция должна была принести демократию, а на деле стала эпицентром насилия.

Общий характер выступлений Горького-публициста — протестующий, обличительный. Его материалы свидетельствуют о глубоком недовольстве автора всем строем жизни помещичье-буржуазного государства. Фельетоны писателя с необычайной смелостью вскрывали многие язвы провинциальной жизни: издевательство над человеческим достоинством, бесправие женщины, дикость, бескультурье, внутреннюю пустоту жизни обывателей и пр.

русской литературы книга, возникшая из коротких газетных откликов писателя

на злобу дня. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в

революции и закрыта после Октябрьской. Она жила с 1 мая 1917 по 16 июня

1918 года, т. е. в самое переходное, переломное время.

Путь между двумя революциями — буржуазной и социалис-тической —

выработать свою позицию, свое отношение к действи- тельности, развивающимся

Правда, увидев революцию а действии, столкнувшись с откровенными

братоубийственными схватками, Горький пришел в ужас и больше не вспоминал

Он понял, как опасно призывать народ к буре, к разрушению, возбуждать

ненависть представителей одних классов к представителям других. «Вражда

Две злобы, считает Горький, у текущего дня: борьба партий и культурное

строительство. Что победит? По какому пути пойдет Россия? Из статьи в

статью он подчеркивает опасность увлечения классовой борьбой («это

наличии некоторых особенностей, как считает он, «русской психики —

Только искусство, уверен Горький, «открывает в человеке

«нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой, отвоевывая

Выход из состояния ненависти, возбужденной злобы друг к другу, как

считает он, один: «возбуждение в народе рядом с возбужденными в нем

эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Художник должен

Горький не только полностью отрицает разрушенный строй, но и отрицает

положительные качества самого народа, рассматривая его как носителя

негативных свойств, присущих этой системе.

Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина

культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических

Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького.

Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого

возмущения. Он один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и

Он не может согласиться с ограничением демократии, свободы слова.

предупреждает Горький рабочий класс, что насилие над демократией приведет к

тому, что в конце концов «рабочий класс должен будет заплатить за ошибки и

горечью предсказывает Горький кровавые схватки, гражданскую войну,

окончательное падение нравственности.

Обозначив симптомы болезни, указав на ее тяжелый характер, Горький

оказался не в состоянии понять ее причины и найти правильный метод лечения.

И художник-реалист все более побеждается романтиком-утопистом. Как

наивны обращения Горького к крестьянам, которые должны будут осознать свое

несоответствие социализму и перевоспитаться. Он даже сам не замечает, как

превращается в наивного мечтателя, пытающегося увидеть в разрушенной России

будущую страну чудес. «Если мы заставим энергично работать всю массу мозга

газеты, 17 мая 1918 года. Так романтик 90-х годов, даже пройдя школу

реализма, превращается в утописта в 1918 году.

Статьи Горького этого периода становятся все более не отвечающими

помощи. Голос его последних статей звучит тихо. Он не требует, не

настаивает, не возмущается, не кричит. Он тихо просит, обращаясь неизвестно

к кому: «Надо что-то делать, необходимо бороться с процессом физического и

духовного истощения интеллигенции, надо почувствовать, что она является

И снова, как когда-то, когда Горький не принимал эгоизма крестьянского

собственника, летом 1918 года, перейдя на позиции откровенного утопического

социализма, он обрушивается и на рабочих, и на ремесленников, и на мещан,

не способных выработать в себе новые формы мышления, чувств. Уже

предлагается создавать новых людей — «необходимо ускорить рост и развитие

новых сил, необходимо тотчас же создавать условия для воспитания нового

Конечно, и сегодня иные мысли Горького вызывают желание спорить с

писателем, да и история не во всем оправдывает его, но, читая книгу,

преклоняешься перед его самоотверженным, бесстрашным умом. Перед нами

великий человек, восставший против великого времени- Буревестник, который

Раб и вождь

Тот, кто нужен миру

Единственное хорошее, что принесла революция – это равноправие евреев. Наконец люди, которые могут работать лучше, будут это делать. Горький изумляется тому, что евреи больше любят Россию, чем многие русские.

Выводы

Максим Горький считает, что для социально-эстетического воспитания народа этому самому народу нужно читать европейскую литературу, французские комедии и греческие трагедии. Он знает потребности рабочего класса, поэтому предлагает именно то, что они поймут и усвоят.

Горький уверен – нужно объединить интеллектуальные силы интеллигенции с силами молодых крестьян, только тогда можно будет возродить духовное богатство страны. Это есть истинный путь к свободе и культуре, над которыми политика не должна иметь власти. Ведь политика всегда отвратительна. Кто бы ее ни делал, ей всегда будут сопутствовать ложь, насилие, клевета. Автор взывает к каждому читателю, к его добрым началам, которые должны победить тьму. Только тогда возможна в стране демократия и свобода.

Расхождение взглядов с большевиками

В стране, отягощённой национальным и религиозным гнётом, только что пережившей войну и государственный переворот, первоочередными были задачи, представленные лозунгами:

  • Владимира Ленина;
  • Льва Троцкого;
  • Анатолия Луначарского;
  • Григория Зиновьева.

Писатель, упоминая своих оппонентов, стоящих у власти, обращается к пролетариату с предупреждением, что его ведут на гибель и используют как материал, ведь в глазах вождей рабочий — это не человек.

Книга состоит из коротких заметок М. Горького, печатавшихся в петроградской газете “Новая жизнь” с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 г.

“Русский народ обвенчался со Свободой”. Но этот народ должен скинуть многовековой гнет полицейского режима. Автор отмечает, что политическая победа – только начало. Только всенародное и демократизированное знание как орудие межклассовой борьбы и развитие культуры поможет россиянам одержать полную победу.

Многомиллионный обыватель же, политически безграмотный и социально невоспитанный, опасен. “Организация

творческих сил страны необходима для нас, как хлеб и воздух”. Творческая сила – человек, его оружие – духовность и культурность.

Угасание духа обнаружила война: Россия немощна перед лицом культурного и организованного врага. Люди, кричавшие о спасении Европы от ложных оков цивилизации духом истинной культуры, быстро смолкли:

“Дух истинной культуры” оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.

“Если русский народ не способен отказаться от грубейших насилий над человеком – у него нет свободы”. Коренными врагами

Убийство и насилие – аргументы деспотизма, … убить человека не значит… убить идею.

Говорить правду – искусство труднейшее из всех. Она неудобна для обывателя и неприемлема для него. Горький рассуждает о зверствах войны. Война – бессмысленное истребление людей и плодородных земель.

Искусство и наука изнасилованы милитаризмом. Несмотря на разговоры о братстве и единстве интересов человечества, мир погрузился в кровавый хаос. Автор отмечает, что в этом виновны все и каждый.

Сколько полезного для развития государства смогли бы сделать убитые на войне, работая на благо страны.

Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение.

Только культура, по мнению Горького, спасет россиян от их главного врага – глупости. После революции пролетариат получил возможность творчества, но пока оно ограничивается “водяными” фельетонами декретных комиссаров. Именно в пролетариате автор видит мечту о торжестве справедливости, разума, красоты, “о победе человека над зверем и скотом”.

Главнейшим проводником культуры является книга. Однако ценнейшие библиотеки уничтожаются, книгопечатание почти прекращено.

От одного из поборников монархизма автор узнает, что и после революции царит бесправие: аресты совершаются по щучьему велению, к заключенным относятся жестоко. Чиновник старого режима, кадет или октябрист, становится для нынешнего режима врагом, и отношение “по человечеству” к нему самое гнусное.

После революции стало много мародерства: толпы опустошают целые погреба, вино из которых можно было продать в Швецию и обеспечить страну необходимым – мануфактурой, машинами, лекарствами. “Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии”.

По мнению автора, большевизм не осуществит чаяний некультурных масс, пролетариат не победил. Захват банков не дает людям хлеба – лютует голод. В тюрьмах вновь сидят невиновные, “революция не несет признаков духовного возрождения человека”.

Говорят, что сначала надо взять в свои руки власть. Но автор возражает:

Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас…

Культура, в первую очередь европейская, может помочь ошалевшему россиянину сделаться человечнее, научить мыслить, ведь даже для многих грамотных людей не видно разницы между критикой и клеветой.

Свобода слова, дорогу которой проложила революция, пока что становится свободой клеветы. В прессе поднят вопрос: “Кто виноват в разрухе России?” Каждый из спорщиков искренне убежден, что виноваты его противники. Именно теперь, в эти трагически дни, следует помнить о том, как слабо развито в русском народе чувство личной ответственности и как “привыкли мы карать за свои грехи наших соседей”.

В крови русского народа до сих пор жива рабская кровь татаро-монгольского ига и крепостничества. Но теперь “болезнь вышла наружу”, и россияне будут расплачиваться за свою пассивность и азиатскую косность. Только культура и духовное очищение помогут им излечиться.

Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый в добре и зле, опоенный водкой, изуродованный цинизмом насилия… и, в то же время, непонятно добродушный, – в конце всего – это талантливый народ.

Нужно научить людей любить Родину, пробудить в мужике желание учиться. Истинная суть культуры – в отвращении ко всему грязному, лживому, что “унижает человека и заставляет его страдать”.

Горький осуждает деспотизм Ленина и Троцкого: они прогнили от власти. При них нет свободы слова, как и при Столыпине. Народ для Ленина как руда, из которой есть шанс “отлить социализм”. Он узнал по книжкам, чем можно поднять народ, хотя и не знал народа никогда.

Вождь вел к гибели и революцию, и рабочих. Революция же должна открыть для России демократию, должно уйти насилие – дух и прием касты.

Для раба наибольшая радость видеть своего владыку поверженным, т. к. он не знает радости, более достойной человека – радости “быть свободным от чувства вражды к ближнему”. Она будет познана – не стоит жить, если нет веры в братство людей и уверенности в победе любви. В качестве примера автор приводит Христа – бессмертную идею милосердия и человечности.

Правительство может поставить себе в заслугу то, что самооценка русского человека повышается: моряки кричат, что за каждую их голову они будут снимать не сотни, а тысячи голов богачей. Для Горького это крик трусливых и разнузданных зверей:

Разумеется, убить проще, чем убедить.

О том, чтобы русский народ стал лучше, заботились мало. Горло печати зажато “новой властью”, но пресса в состоянии сделать озлобление не столь отвратительным, ведь “народ учится у нас злобе и ненависти”.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

В мире оценка человеку дается просто: любит ли, умеет ли он работать? “Если так – вы человек, необходимый миру”. А так как россияне работать не любят и не умеют, и западноевропейский мир это знает, “то – нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем…” Революция дала простор дурным инстинктам, и, в то же время, отбросила от себя “все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”.

Автор считает, что женщина обаянием любви может превратить мужчин в людей, в детей. Для Горького дикость, что женщина-мать, источник всего хорошего вопреки разрушению, требует перевешать всех большевиков и мужиков. Женщина – мать Христа и Иуды, Ивана Грозного и Макиавелли, гениев и преступников.

Русь не погибнет, если женщина вольет свет в этот кровавый хаос этих дней.

Сажают людей, принесших много пользы обществу. Сажают кадетов, а ведь их партия представляет интересы значительной части людей. Комиссарам из Смольного нет дела до судьбы русского народа: “В глазах своих вождей ты все еще не человек”.

Фраза “Мы выражаем волю народа” – украшение речи правительства, которое всегда стремится овладеть волею масс хоть штыком.

Равноправие евреев – одно из лучших достижений революции: наконец дали возможность работать людям, которые умеют это делать лучше. Евреи, к изумлению автора, обнаруживают больше любви к России, чем многие русские. И нападки на евреев из-за того, что единицы из них оказались большевиками, автор считает неразумными.

Честному русскому человеку приходиться чувствовать стыд “за русского головотяпа, который в трудный день жизни непременно ищет врага своего где-то вне себя, а не в бездне своей глупости”.

Горький возмущен долей солдат на войне: они гибнут, а офицеры получают ордена. Солдат – подстилка. Известны случаи братания русских и немецких солдат на фронте: видимо, здравый смысл подтолкнул их к этому.

Автор пишет, что в Обуховской больнице находятся более ста голодающих, 59 из них – моложе 30-ти лет. От голода умирают и выдающиеся люди России, которые много сделали для родины.

Для социально-эстетического воспитания масс Горький в сравнении с русской литературой считает более полезной европейскую – Ростана, Диккенса, Шекспира, а также греческих трагиков и французские комедии: “Я стою за этот репертуар потому, что – смею сказать – я знаю запросы духа рабочей массы”.

Автор говорит о необходимости объединения интеллектуальных сил опытной интеллигенции с силами молодой рабоче-крестьянской интеллигенции. Тогда возможно возродить духовные силы страны и оздоровить ее. Это путь к культуре и свободе, которые должны встать над политикой:

Политика, кто бы ее ни делал, всегда отвратительна. Ей всегда сопутствует ложь, клевета и насилие.

Ужас, глупость, безумие – от человека, как и сотворенное им прекрасное на земле. Горький взывает к человеку, к его вере в победу добрых начал над злыми. Человек грешен, но он искупает свои грехи и грязь невыносимыми страданиями.

Читайте также: